Файл: Развитие игровых умений у детей младшего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 171

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста

2.1 Изучение уровня развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста

В теоретической части нашего исследования нами была проанализирована психолого-педагогическая литература по развитию игровых умений у детей младшего возраста.

В практической части необходимо экспериментально проверить педагогические условия развития игровых умений у детей в младшем дошкольном возрасте.

Исследование проводилось в Муниципальном дошкольном образовательном учреждение №5 «Мирненский детский сад «Солнышко».

В исследовании приняли участие 40 детей (20 человек в экспериментальной группе и 20 человек в контрольной группе). Возраст 2 года.

Цель констатирующего эксперимента: на начальном этапе выявить уровень развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Определить критерии и показатели развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста.

  2. Выявить уровень развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста.

Для решения первой задачи констатирующего этапа эксперимента использовался анализ литературы в ходе которого выделены критерии и показатели развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста.

Для проведения данной диагностики нами был разработан ряд критериев полные и эмоциональные действия на которые отмечались знаком «+», а краткие, сдержанные действия или отсутствие таковых отмечались знаком «-». Преобладание знаков «+» определило высокий уровень, «-» низкий уровень.

Для удобства обработки данных мы выделили следующие критерии:

  • высокий;

  • средний;

  • низкий.

Отобранные диагностические задания дают возможность определить критерии развития игровых навыков.

Цель данной работы, проанализировать развитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возраста на основе предложенного игрового сюжета.

Для проведения диагностики предлагается 5 игровых ситуаций, на основании которых выявляют развитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возраста:

  1. Уложим спать куклу Катю

  2. Сварим суп для куклы Кати

  3. Мама стирает белье

  4. Мама лечит дочку Катю

  5. Мама и дочка гладят белье


Данное диагностическое обследование помогает увидеть, насколько развиты игровые навыки, и какие затруднения у детей вызывают те или иные сюжетно-ролевые игры.
Таблица № 1

Характеристика уровней развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста

Уровень

Показатели

Высокий

Ребенок проявляет яркие эмоциональные действия в игровом взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими; называет себя именем героя; использует предметы–заместители, самостоятельно подбирает игровой материал.

Средний

Ребенок проявляет эмоциональные действия в игровом взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими. Затрудняется в использовании предметов заместителей, не всегда может самостоятельно подобрать игровой материал.

Низкий

Ребенок достаточно сдержан в эмоциях, с трудом взаимодействует с окружающими. Пытается отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими. Затрудняется в использовании предметов заместителей, не всегда может самостоятельно подобрать игровой материал.



Таблица № 2

Результаты уровня развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста

Уровень

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Высокий

10%

10%

Средний

10%

30%

Низкий

80%

60%


Графически полученные данные предоставлены в рисунке один.



Рис.1. Гистограмма уровня развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста.



2.2 Организация и проведение формирующего этапа эксперимента по развитию игровых умений у детей младшего дошкольного возраста

На основе данных констатирующего этапа нами были определены задачи развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста:

- повысить уровень развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста;

- разработать перспективный план работы педагогов с родителями и с детьми по развитию игровых умений у детей раннего возраста;

- Апробировать разработанный план.

Для успешной реализации формирующего эксперимента нами была составлена программа развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста, которая продемонстрирована в таблице 3.

Таблица №3

Перспективное планирование руководства
сюжетно-ролевыми играми у детей младшего дошкольного возраста


Месяц

Название игры

Цель игры

Сентябрь

«Семья»

Цель: Способствовать расширению уточнению представлений о разных видах труда. Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Учить отражать в сюжетно-ролевой игре разнообразные бытовые сюжеты. Развивать умение определять тему, сюжет, распределять роли, включаться в разные ролевые диалоги. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми

«Магазин»



Цель: Способствовать расширению уточнению представлений о разных видах труда. Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Учить детей словесно обозначать тему игры, свою роль, роль других детей, выполняемые игровые действия. Развивать умение использовать ролевую речь, устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

«Шоферы»

Цель: Способствовать расширению уточнению представлений о разных видах труда. Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Учить создавать игровую обстановку, используя реальные предметы (стульчики, крупный строительный материал). Развивать умение меняться ролями с воспитателем, действовать в соответствии с новой игровой позиции. Воспитывать умение выполнять правила культурного поведения и общения




«Больница»

Цель: Способствовать расширению уточнению представлений о разных видах труда. Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Учить создавать игровую обстановку, используя реальные предметы и их заместители. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре). Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.



Программа развития игровых умений и навыков может быть изменена и дополнена в зависимости от поставленных задач.

Все усилия, направленные нами на овладение детьми игровой деятельности не будут иметь ожидаемых результатов без понимания и поддержки родителей. Наладить взаимоотношения помогают разнообразные формы работы:

- анкетирование (с целью изучения потребностей родителей по вопросам формирования игровой деятельности детей);

- индивидуальные беседы (они дают возможность узнать, как и во что любит играть ребёнок дома);

- тематические родительские собрания (с привлечением родителей к практическим действиям);

- совместное создание предметно-игровой развивающей среды в группе.

Всё это повышает педагогическую компетентность родителей.

2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию игровых умений у детей раннего возраста

После проведения мероприятий была проведена повторная диагностика по тем же методикам, что и на этапе констатирующего эксперимента.

Таблица № 4

Результаты уровня развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста на контрольном этапе

Уровень

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Высокий

50%

75%

Средний

40%

20%

Низкий

10%

5%


Графически полученные данные можно представить в рисунке 2.



Рис.2. Гистограмма уровня развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста на контрольном этапе.

Проведено повторное анкетирование с родителями, в результате которого были получены следующие результаты.
Таблица №5

Результаты уровня развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста

Уровни

Констатирующий этап

Контрольный этап

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Высокий

10%

10%

50%

75%

Средний

10%

30%

40%

20%

Низкий

80%

60%

10%

5%



Графически полученные данные можно представить в рисунках 3 и рисунке 4.



Рис.3. Гистограмма уровня развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста в экспериментальной группе.



Рис.4. Гистограмма уровня развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста в контрольной группе.


Выводы по второй главе

В практической части нашей работы мы экспериментально проверили условия развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста до проведённых мероприятий и после них.

Для того чтобы определить уровень развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста использовались критерии разработанные Н.Ф. Губановой.

Анализ результатов констатирующего этапа дает возможность говорить о недостаточном уровне развития игровых навыков у детей младшего дошкольного возраста. Это говорит о необходимости целенаправленной работы по формированию игровых умений и навыков.

На контрольном этапе эксперимента показало, улучшение уровня развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста.

Проводимая нами работа в данном направлении дала хорошие результаты.

Заключение

Формирование игровых умений и навыков детей дошкольного возраста - важнейшая задача педагогической работы в детском саду.

Для успешного решения проблемы формирования игровых умений и навыков существует масса различных методов и приемов педагогической работы.

Овладение навыком игры является одним из ведущих требований к знаниям, умениям и навыкам детей младшего дошкольного возраста.

И так, в своей работе мы достигли цели и решили задачи.

В теоретической части нашего исследования мы попытались раскрыть взгляды различных учёных по вопросу развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста.

В первой главе данной работы нами были рассмотрены теоретические аспекты формирования игровых умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Практическая часть нашей работы была направлена на экспериментальную проверку выдвинутых положений по развитию игровых умений у детей младшего дошкольного возраста, а так же организован и проведён формирующий этап эксперимента.

В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой развитие игровых умений у детей младшего дошкольного возраста будет проходить более успешно, если использовать игру.