Файл: Развитие игровых умений у детей младшего дошкольного возраста.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 173
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Высокий уровень – 50%
Средний уровень – 40%
Низкий уровень – 10%
Протокол 2
Уровень развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста на контрольном этапе (контрольная группа).
№ п/п | Ф. И. ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Общий балл | Уровни |
1 | Маша К. | + | + | + | + | + | 5 | высокий |
2 | Лена П. | + | + | + | + | + | 5 | высокий |
3 | Марина Ш. | + | + | + | - | - | 3 | средний |
4 | Оксана Б. | + | + | + | + | + | 5 | высокий |
5 | Кайрат Д. | + | + | + | - | + | 4 | высокий |
6 | Идель И. | + | + | + | + | - | 4 | высокий |
7 | Ева К. | + | + | - | + | + | 4 | высокий |
8 | Арина П. | + | + | + | - | + | 4 | высокий |
9 | Арина С. | + | + | + | + | + | 5 | высокий |
10 | Вова С. | + | + | + | - | - | 3 | средний |
11 | Богдан Х. | + | + | + | + | - | 4 | высокий |
12 | София Р. | + | + | - | - | + | 3 | средний |
13 | Соня Д. | + | + | + | + | - | 4 | высокий |
14 | Катя Щ. | + | + | + | - | + | 4 | высокий |
15 | Дима С. | + | - | + | + | + | 4 | высокий |
16 | Оля Н. | - | + | + | + | + | 4 | высокий |
17 | Даша Р. | + | + | - | - | - | 2 | низкий |
18 | Матвей Б. | + | - | + | - | + | 3 | средний |
19 | Яна М. | + | + | + | + | - | 4 | высокий |
20 | Кирилл К. | + | + | + | + | + | 5 | высокий |
Высокий уровень – 75%
Средний уровень – 20%
Низкий уровень – 5%
Приложение 3
Перспективное планирование руководства
сюжетно-ролевыми играми у детей младшего дошкольного возраста
Октябрь | «Магазин» | Цель: Способствовать расширению уточнению представлений о разных видах труда. Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Учить словесно обозначать тему игры, свою роль и роли детей, выполняемые игровые действия. Развивать умение использовать предметы-заместители, вести ролевой диалог, вступать в ролевое взаимодействие. Воспитывать умение выполнять правила культурного поведения и общения |
| «Пароход» | Цель: Способствовать расширению уточнению представлений о разных видах труда. Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Учить включаться в разные ролевые диалоги, изменять содержание диалога в зависимости от смены ролей. Развивать умение меняться ролями с воспитателем, действовать в соответствии с новой игровой позиции (диалоги в разных ролях). Воспитывать умение выполнять правила культурного поведения и общения в игре |
«Семья» | Цель: Способствовать расширению уточнению представлений о разных видах труда. Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Учить устанавливать ролевые отношения. Развивать умение меняться ролями, вступать в ролевой диалог в соответствии с принятой ролью, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в игре | |
« Шоферы» | Цель: Способствовать расширению уточнению представлений о разных видах труда. Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Учить называть игру, словесно обозначать выполняемую роль и роли других детей, игровые действия согласовывать с принятой ролью. Развивать умение строить ролевой диалог, использовать ролевую речь, творчество в игре, используя реальные предметы для создания игровой обстановки. Воспитывать доброжелательные отношения | |
Ноябрь | «Семья» | Цель: Способствовать расширению уточнению представлений о разных видах труда. Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Учить отражать в игре разнообразные бытовые сюжеты, определять тему, сюжет игры. Развивать умение включаться в ролевые диалоги, изменять содержание диалога в зависимости от смены ролей. Воспитывать умение договариваться друг с другом в игре |
«Магазин» | Цель: Способствовать расширению уточнению представлений о разных видах труда. Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Учить детей разнообразным игровым действиям, отражающим труд людей. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог), изменять содержание диалога в зависимости от смены роли. Воспитывать умение выполнять правила культурного поведения и общения в игре | |
«Больница» | Цель: Способствовать расширению уточнению представлений о разных видах труда. Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Учить распределять роли, игровые действия согласовывать с принятой ролью. Развивать умение использовать предметы-заместители, а также осуществлять воображаемые действия и принимать воображаемые игровые действия других играющих, разворачивать ролевые взаимодействия. Воспитывать умение договариваться друг с другом в игре. | |
| «Пароход» | Цель: Способствовать расширению уточнению представлений о разных видах труда. Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Учить называть игру, выполняемую роль в игре. Развивать умение использовать ролевую речь, изменять содержание диалога в зависимости от смены роли. Воспитывать умение создавать игровую обстановку. |
Декабрь | «Больница» | Цель: Способствовать расширению уточнению представлений о разных видах труда. Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Учить отражать в игре разнообразные трудовые действия людей. Развивать умение определять тему, сюжет, распределять роли, игровые действия согласовывать с принятой ролью. Воспитывать умение вступать в ролевое взаимодействие, выполнять правила культуры общения и поведения. |
«Семья» | Цель: Способствовать расширению уточнению представлений о разных видах труда. Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Продолжать учить использовать разнообразные игровые действия, отражающие бытовые сюжеты. Развивать умение включаться в разнообразные ролевые диалоги, изменять содержание диалога, в зависимости от смены ролей, использовать предметы-заместители. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре между детьми | |
| «Парикмахерская» | Цель: Способствовать расширению уточнению представлений о разных видах труда. Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Продолжать учить отражать в игре разнообразные трудовые действия людей. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие - строить ролевой диалог. Воспитывать умение выполнять правила культурного поведения и общения в игре |
Январь | «Детский сад» | Цель: Способствовать расширению уточнению представлений о разных видах труда. Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Учить детей разыгрывать знакомые сюжеты. Развивать умение стремиться выразительно передавать особенности голоса, эмоциональные состояния . Воспитывать самостоятельность и творчество детей в игре |
| «Больница – аптека» | Цель: Способствовать расширению уточнению представлений о разных видах труда. Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы Продолжать учить определять тему, сюжет, распределять роли. Развивать умение игровые действия согласовывать с принятой ролью, создавать игровую обстановку, использовать различные предметы – заместители. Воспитывать доброе и заботливое отношение к животным. |
«Магазин» | Цель: Способствовать расширению уточнению представлений о разных видах труда. Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Продолжать учить отражать в игре трудовые действия людей. Развивать умение строить ролевой диалог, изменять содержание диалога в зависимости от смены ролей, действовать в соответствии с новой игровой позиции. Воспитывать умение выполнять правила культурного поведения и общения во время игры. | |
Февраль | «Детский сад» | Цель: Способствовать расширению уточнению представлений о разных видах труда. Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы Обогащать содержание детской игры разнообразными игровыми действиями для развития сюжета и содержания игры. Развивать умение использовать ролевую речь, устанавливать ролевые отношения. Воспитывать умение выполнять правила культурного поведения и общения |
«Пароход» | Цель: Способствовать расширению уточнению представлений о разных видах труда. Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Развивать умение использовать ролевую речь, устанавливать ролевые отношения. Воспитывать умение выполнять правила культурного поведения и общения | |
«3оопарк» | Цель: Способствовать расширению уточнению представлений о разных видах труда. Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Учить детей в совместной игре с воспитателем определять сюжет игры, игровые действия, распределять роли. Развивать умение вступать в ролевой диалог в соответствии с принятой ролью, создавать игровую обстановку. Воспитывать доброе, заботливое отношение к животным | |
Март | «Магазин» | Цель: Способствовать расширению уточнению представлений о разных видах труда. Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Обогащать содержание детской игры разнообразными игровыми действиями для развития сюжета и содержания игры. Развивать умение использовать ролевую речь, устанавливать ролевые отношения. Воспитывать умение выполнять правила культурного поведения и общения |
«Семья» | Цель: Способствовать расширению уточнению представлений о разных видах труда. Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Обогащать содержание игры разнообразными игровыми действиями. Развивать самостоятельность и творчество детей в игре, устанавливать ролевые отношения, вступать в ролевые диалоги. Воспитывать дружеские взаимоотношения | |
| «Автобус» | Цель: Способствовать расширению уточнению представлений о разных видах труда. Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Обогащать содержание игры разнообразными игровыми действиями. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие (строить ролевой диалог, менять содержание диалога и игровых действий в зависимости от смены роли), создавать игровую обстановку, использовать предметы-заместители. Воспитывать умение выполнять правила культурного поведения и общения. |
«Больница - аптека» | Цель: Способствовать расширению уточнению представлений о разных видах труда. Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Обогащать сюжет и содержание игры разнообразными игровыми действиями. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие -вести диалог, изменять содержание диалога и игровых действий в зависимости от смены роли, создавать игровую обстановку, использовать предметы-заместители. Воспитывать дружеские взаимоотношения | |
Апрель | «Зоопарк» | Цель: Способствовать расширению уточнению представлений о разных видах труда. Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Обогащение содержания и сюжета игры разнообразными игровыми действиями. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие, использовать ролевую речь, меняться ролями, изменять содержание ролевого диалога и игровых действий. Воспитывать умение выполнять правила культурного поведения и общения. |
| «Парикмахерская» | Цель: Способствовать расширению уточнению представлений о разных видах труда. Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Обогащать содержание и сюжет игры разнообразными игровыми действиями. Развивать умение создавать игровую обстановку, использовать предметы-заместители, вступать в ролевое взаимодействие: строить ролевой диалог, меняться ролями. Воспитывать умение выполнять в игре правила культурного поведения и общения |
«Детский сад» | Цель: Способствовать расширению уточнению представлений о разных видах труда. Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Обогащать содержание и сюжет игры разнообразными игровыми действиями. Развивать умение отображать в игре разнообразные трудовые действия сотрудников д/с, вступать в ролевое взаимодействие. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре между детьми | |
Май | «Семья - магазин» | Цель: Способствовать расширению уточнению представлений о разных видах труда. Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Учить объединять сюжетно-ролевые игры разной тематики в один сюжет. Развивать умение создавать игровую обстановку. Вступать в ролевые диалоги, изменять содержание диалога и игровых действий в зависимости от смены роли. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре |
«Парикмахерская - детский сад» | Цель: Способствовать расширению уточнению представлений о разных видах труда. Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Учить объединять сюжетно-ролевые игры разной тематики в один сюжет. Развивать умение планировать игровые действия, вступать в ролевое взаимодействие. Воспитывать самостоятельность и творчество в игре | |
| «Автобус - семья» | Цель: Способствовать расширению уточнению представлений о разных видах труда. Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Учить объединять сюжетно-ролевые игры разной тематики в один сюжет. Развивать умение планировать игровые действия, самостоятельно развивать сюжет игры, создавать игровую обстановку, использовать ролевую речь. Воспитывать стремление к совместным играм со сверстниками |
«Пароход - семья» | Цель: Способствовать расширению уточнению представлений о разных видах труда. Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Учить объединять сюжетно-ролевые игры разной тематики в один сюжет. Развивать умение планировать игровые действия, вступать в ролевое взаимодействие, создавать игровую обстановку, использовать предметы-заместители, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации. Воспитывать стремление к самостоятельным, совместным играм со сверстниками |
Приложение 4
Консультация на тему: «Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста»
Игрой малыш овладевает при руководстве и непосредственном участии взрослых (в детском саду – воспитатели, дома – родители, бабушки…). Конечно, ребенок может научиться играть и сам, глядя на играющих сверстников на игровой площадке, наблюдая игры старших братьев и сестер, имея в своем распоряжении игрушки, которыми его щедро снабжают родители. Но опыт показывает, что стихийное овладение игрой происходит очень медленно и неполно, особенно в тех случаях, когда ребенок единственный в семье, а взрослые больше пекутся о его физическом благополучии и гигиене, нежели о психическом благополучии и эмоциональном благополучии. Приобщение маленького ребенка (от 1,5 до 3 лет) к сюжетной игре не требует от взрослых больших усилий, зато обеспечивает полноценное развитие, постепенно увеличивающиеся «островки» самостоятельной занятости ребенка (т.е. облегчение его «открепление» от взрослых, которые не могут им беспрерывно заниматься).
Как же начинать формирование у ребенка? Основа сюжетной игры, которая должна быть заложена в раннем детстве, - это игровое действие. Чтобы наши дальнейшие рекомендации были яснее, покажем на примере, каким может быть игровое действие, сравним его с настоящим, реальным.
Ребенок ест ложечкой кашу – это его реальное действие, имеющее ощутимый результат. А вот, он черпает «кашу» из игрушечной тарелки (пустой) и подносит ложечку ко рту куклы, мишки – это уже игровое действие, ненастоящее, «понарошку». Такое действие не имеет реального результата.
Однако игровое действие может быть очень похожим на настоящее (и предметом, и самим движением), а может быть очень обобщенным, условным (предмет вообще отсутствует или заменяется чем-то, лишь отдаленно напоминающем настоящий, а от движений остается только характерный жест или обозначающее его слово).
К примеру, кормить куклу можно не игрушечной ложкой, копирующей настоящую, а палочкой; «рулить» не игрушечным рулем, а ничем, поворачивая воображаемый руль руками и сопровождая этот характерный жест гудением. Поначалу маленькому ребенку проще усвоить игровое действие, детально копирующее настоящее и производимое с игрушкой, похожей на настоящий предмет (понятно, что это действие должно быть хорошо известно ребенку по собственному опыту).
Однако, основная задача родителей – постепенно перевести ребенка к обобщенным, условным игровым действиям. Каким образом такие действия можно вызвать у ребенка? Как сделать их для него необходимыми и осмысленными (ведь само по себе поднесение палочки ко рту куклы – акт достаточно бессмысленный)? Осмысленность условного игрового действия (т.е. действие с предметом – заместителем или воображаемым предметом) обеспечивается взрослым, который включает это действие в целостный смысловой контекст-сюжет (иначе говоря, сопровождает данное действие поясняющим рассказом). Делать он это может двояким образом: во-первых, играя сам с игрушками и подключая к своей игре ребенка; во-вторых, поясняярассказом (комментируя и интерпретируя, возникающие у ребенка отдельные игровые действия).
Введение предметов-заменителей можно чередовать с введением воображаемого предмета: «Вот тебе яблоко (в ладошку ребенка взрослый кладет воображаемое яблоко), покорми Мишку!». При этом необходимо помнить, что для малыша существует в одновременном замещении предметов – задающих игровую ситуацию, должен быть реалистическим (если Мишку моют мыломкубиком, то тазик или ванночка должны быть похожи на настоящие; если куклу кормить палочкой, то должна быть тарелочка или чашка и т.п.) только постепенно переходить к одновременному использованию нескольких заменителей.
Совместная игра с малышом может длиться до 15-20 минут. После этого взрослый должен тактично выйти из игры (ни в коем случае резко ее не обрывая), представив ребенку возможность продолжать самостоятельно. Это можно сделать, переключив внимание ребенка на другие игрушки-персонажи, указав на неумытых или ненакормленных кукол.
Перенос игровых действий из игры с взрослыми в самостоятельную деятельность ребенка требует, чтобы предметно-игровая ситуация, созданная взрослым, некоторое время сохранялась. Поэтому важно заботиться о постоянном игровом уголке ребенка, где можно расположить кукольную мебель и игрушки соответствующим образом.
Формируя условное игровое действие и организуя условия для самостоятельной сюжетной игры, не следует забывать еще об одном виде игры, который обеспечивает самостоятельные занятия маленького ребенка – о дидактической игре. Дидактическая игра направлена на развитие общих сенсорных и умственных способностей ребенка. Это различного рода пирамидки, матрешки, коробочки-вкладыши, доски со вставками разной формы, разрезанные картинки и т.п. Занимаясь с ними, ребенок осваивает цвет, величину, форму предметов, упражняется в движениях.
Итак, для того, чтобы 1,5-2-летние дети полноценно развивались, взрослые должны систематически играть с ними; а так же стимулировать самостоятельные действия детей с различными предметами и игрушками. Овладение элементарными игровыми умениями, о которых мы писали в статье, создает необходимые предпосылки для перехода к более сложным формам игры.
Приложение 5
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Просим Вас принять участие в анкетировании в рамках развития сотрудничества детского сада и семьи в области развития игровой деятельности детей. Просим вас ответить на вопросы анкеты как можно точнее и конкретнее.
1. Что предпочитает делать Ваш ребенок дома в свободное время?
-
смотреть телевизор -
гулять на улице -
играть с игрушками -
играть в компьютерные игры -
другое_______________________________________________
2. Есть ли у Вашего ребенка любимая игра?
-
Да -
Нет -
Не знаю
3. В какие игры предпочитает играть Ваш ребенок дома?
-
Настольно – печатные -
Подвижные -
Сюжетно-ролевые -
Дидактические -
Театрализованные
4. Играете ли Вы с ребенком дома?
-
Да -
Нет -
Иногда -
Ребенок самостоятельно организует игры
5. Назовите последнюю игру, в которую Вы играли всей семьей
_____________________________________________________
6. Считаете ли Вы, что игра помогает ребенку развиваться?
-
Да -
Нет -
Затрудняюсь ответить
7. Откуда, на ваш взгляд, ребенок берет сюжеты для своих игр?
-
Из наблюдений -
Из мультфильмов -
Из книг -
Другое
8. Считаете ли Вы, что совместная игра с ребенком воспитывает у него качества необходимые в будущем?
-
Да -
Нет -
Затрудняюсь ответить
9. Часто ли Вы, на просьбу ребенка поиграть с ним, предлагаете ему игру на компьютере?
-
Часто -
Всегда -
Иногда -
Не бывает таких случаев
10. Бывают ли у Вас в семье такая ситуация, когда ребенок хочет поиграть в какую-нибудь компьютерную игру, а Вы увлекаете его игрой из своего детства?
-
Да -
Нет -
Затрудняюсь ответить
11. Какие эмоции испытывает ребенок от совместной игры с Вами?
-
Положительные -
Отрицательные -
Не знаю, не играем в совместные игры
Благодарим за сотрудничество!
Приложение 6