Файл: Мировые запасы высоковязких нефтей и природных битумов огромны и по оценкам ряда специалистов превышают запасы легких нефтей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • высокий коэффициент эффективности при эксплуатации;

  • легкость, удобство  и простота проведения  ремонтных работ;

  • возможность использования самых разных типов приводов;

  • возможность применения даже в экстремальных условиях (к примеру, в случае высокой концентрации механических примесей;  повышенного содержания  газов в добываемой продукции; при выкачивании сырья с высокой коррозионной агрессивностью).

2.6.Материалы основных деталей

В насосах с подачами 62, 100, 200 м3/сут рабочие винты изготавливают из титанового сплава ОТ-4, а в насосах с подачами 16 и 25 м3/сут - из стали марки 40Х. Остальные ответственные детали насосов изготавливают из нержавеющей стали марок 95Х18 и легированной стали марки 12ХН3А. Для защиты от коррозии и повышения износостойкости рабочая поверхность винтов покрывается слоем хрома.

Для обоймы используется специальная резина марки 2Д-405, с высокими физико-механическими свойствами, или эластомер, обычно из синтетического каучука. Гарантийная наработка до отказа обоймы, непрерывно работающей в нефтяной скважине с напорами 900-1500 м, не менее года при сроке хранения 2 года.

Обоймы, покрытые изнутри эластомером, изготавливают, как правило, в пресс-форме. Эластомер заполняет форму и подвергается вулканизации. С помощью литьевых стержней с правым и левым направлением винтовых спиралей формируется соответствующие обоймы  правые и левые. Перед сборкой качество и размер обойм контролируется гладкими цилиндрическими калибрами. По торцам обоймы контролируется твердость эластомера.

В основании насосов под гидрозащиту 1Г51 применяется высокопрочный силицированный графит марки СГ-П.

2.7.Погружные электродвигатели винтовых насосов и их гидрозащита

Приводом винтовых насосов служит погружной электродвигатель маслонаполненный, трехфазный, асинхронный с короткозамкнутым ротором, четырехполюсной, переменного тока частотой 50 Гц, с частотой вращения вала 1500 об/мин.

Для погружного электродвигателя принято следующее обозначение:



Принципиальная схема погружного электродвигателя представлена на рисунке 9.



- опора; 2 - головка; 3 - корпус подшипника верхнего
; 3- статор; 5 - ротор; 6 - подшипник промежуточный; 7 - корпус подшипника верхнего; 8 - основание; 9 - фильтр; 10 - клапан перепускной

Рисунок 9 - Погружной электродвигатель

Гидродвигатель комплектуется гидрозащитой 1Г51 (рисунок 10), состоящей из протектора, устанавливаемого между насосом и электродвигателем и компенсатора, присоединяемого к нижней части электродвигателя.

Гидрозащита обеспечивает герметизацию внутренней полости электродвигателя от попадания пластовой жидкости, выравнивает давление внутри него с давлением в скважине на уровне подвески, компенсирует температурные изменения объема и расхода масла [5].



- протектор; 2 - перепускной клапан; 3 - компенсатор

Рисунок 10 - Электродвигатель ПЭД с гидрозащитой типа 1Г51
Таблица 4 - Технические характеристики погружных электродвигателей

Наименование параметра

ПЭД5,5-117/4В5

ПЭД8-117/4В5

ПЭД11-117/4В5

ПЭД22-117/4В5

ПЭД32-117/4В5

Номинальная мощность, кВт

5,5

8

11

22

32

Напряжение линейное, В

350

450

650

700

1000

Номинальный ток, А

15,5

18

17

31,5

32

Частота тока, Гц

50

50

50

50

50

Частота вращения вала, об/мин

1500

1500

1500

1500

1500

Скольжение, %

8

7

7

7,5

7,5

Коэффициент мощности, доли ед.

0,75

0,75

0,75

0,75

0,75

КПД, %

78

77

77

76,5

76,5

Температура окружающей среды (не более), 0С

90

90

90

90

90

90Т90ип гидрозащиты

1Г51

1Г51

1Г51

1Г51

1Г51

Диаметр электродвигателя, мм

117

117

117

117

117

Длина электродвигателя, мм

2558

2848

3548

5008

6758

Масса электродвигателя, кг

159

185

237

320

450



3.Экстлуатационный раздел

3.1.Монтаж установок скважинных винтовых электронасосов

Перед доставкой винтового электронасоса (ЭВН) на скважину необходимо тщательно проверить все оборудование в соответствии с инструкцией на эксплуатацию. Подготовка скважины к эксплуатации, монтаж установки скважинного винтового электронасоса (УЭВН) и спуск агрегата в скважину, настройка и регулировка пусковой электроаппаратуры, а также подготовка к пуску установки проводятся также как и при монтаже установки скважинного центробежного электронасоса.

Монтаж заканчивают установкой оборудования на устье скважины, которое обеспечивает подключение трубопровода для отбора газа из межтрубного (кольцевого) пространства; установкой на выкидном трубопроводе манометра, обратного клапана и задвижки, которая должна стоять по ходу жидкости перед обратным клапаном. Перед пуском установки необходимо открыть задвижку. Эксплуатация насоса при закрытой задвижке недопустима, так как это неизбежно приведет к аварии.

3.2.Техническое обслуживание установок скважинных винтовых электронасосов

В процессе эксплуатации УЭВН:

 ведут наблюдение за работой насосного агрегата;

 не реже одного раза в месяц замеряют подачу насоса, содержание попутной воды, температуру откачиваемой жидкости, динамический уровень, буферное давление;

 не реже одного раза в неделю замеряют напряжение и силу тока электродвигателя;

 при снижении сопротивления изоляции ниже 0,05 МОм из скважины поднимают электродвигатель;

 при отключении установки устройством контроля изоляции, после предварительного замера сопротивления изоляции;

 системы кабель - двигатель, скважинный агрегат поднимают из скважины;

 при отключении установки повторный запуск проводят после замера сопротивления изоляции системы кабель - двигатель;

 периодически очищают аппаратуру от пыли и грязи, подтягивают ослабевшие и зачищают подгоревшие контакты, проверяют затяжку болтов на входе и выходе и перемычках трансформатора (обесточенных);

 устраняют все неисправности аппаратуры согласно инструкции по эксплуатации.

Данные о работе установки заносят в эксплуатационный паспорт.

3.3.Подъем и демонтаж установок скважинных винтовых электронасосов


Для того чтобы выполнить подъем и демонтаж следует выключить установку, затем выключить рубильник - предохранитель; отсоединить кабель, питающий двигатель. От станции управления проверить сопротивление изоляции системы кабель - двигатель, установить и отцентрировать мачту подъемного механизма, при необходимости заглушить скважину, применяя для этой цели только обратную промывку, демонтировать устьевую арматуру, слить жидкость из НКТ через сливной клапан, сбросив в колонну НКТ ломик диаметром 53 мм, ввернуть в муфту колонны НКТ патрубок длиной 0,5-1 м с муфтой на другом конце, установить на патрубке элеватор и приподнять колонну труб. Разобрать уплотнение кабеля в планшайбе или колонной головке, установить на фланец колонной головки пьедестал и поднимать скважинный агрегат со скоростью 0,25 м/с.

При подъеме труб кабель освобождают от поясов, не допуская падения их в скважину. Трубы поднимают с одновременным наматыванием кабеля на барабан. Необходимо кабель наматывать равномерно и не касаться земли. Не допускаются его перегибы и удары по броне. Кабель из скважины должен поступать на верхнюю часть барабана. После подъема агрегата снимают кожухи плоского кабеля.

Агрегат разбирают на секции и проверяют наличие масла и герметичность двигателя и гидрозащиты, легкость вращения валов, а так же выявляют наличие внешних дефектов. Демонтаж агрегата осуществляется в последовательности, обратной монтажу. В электродвигателе измеряют сопротивление изоляции и затем токоввод закрывают специальной крышкой. После отсоединения кабельной муфты от электродвигателя замеряют сопротивление изоляции кабельной линии.

По окончании демонтажа результаты внешнего осмотра, результаты замеров сопротивления изоляции кабеля, электродвигателя, герметичности двигателя, результаты проверки вращения валов заносятся в эксплуатационный паспорт.

3.4.Ремонт установок скважинных винтовых электронасосов

Все работы по ремонту УЭВН выполняет специализированная ремонтная бригада БПО (ЦБПО). Также ремонт может осуществляться сервисными организациями, имеющими соответствующую лицензию.

Технология ремонта винтового насоса предусматривает следующие работы.

Наружная очистка от грязи, эксплуатационной среды, парафина, солей.

Разборка на специальном верстаке, оборудованном струбцинами. При разборке насосов необходимо помнить, что все вращающиеся детали (винты, валы, эксцентриковые муфты) имеют левые резьбы, а корпусные детали и обоймы - правые. Разборка сначала ведется на сборочные единицы, а затем производится разборка сборочных единиц.