ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 997
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Никакой, кого-нибудь нарисуй, ни с чем, зайти к нему, ничто, кое с кем, спросил его, забрал у неё, что-либо слышал, самого лучшего, сколько-нибудь, некто в чёрном, несколько страниц, кое-кто придёт, чего-то не хватает, некого винить, никому не скажу, не с чем сравнить, их мнение, другого учебника.
Контрольные диктанты
Жила белка в лесу, ни о чем не тужила. Никто её не беспокоил. Спала она на ветке большой ели. Никогда не заботилась ни о ком, только о себе. Прошло время, у неё появились бельчата. Теперь белка никуда от них не уходила. Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжёлый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки.
Белка выскочила, а её беспомощные дети оказались в ловушке. Некуда бежать. Не к кому обратиться за помощью. Никто не спасёт бельчат. Никакой надежды на помощь. Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое внутреннее гнездо из мягкого мха осталось целым. Никогда лесная жительница не была так счастлива. Ничто больше не омрачит её радости.
(По В. Биаики)
Задания
Кто-то дал Вите книгу про первое кругосветное путешествие. Было что-то таинственное в истории Магеллана. Какой-то недруг капитана хотел помешать плаванию и стал готовить заговор. Но кто-то предупредил Магеллана об опасности. Капитан высадил бунтовщиков на каком-то острове, а сам продолжил плавание.
Витя с необычайным интересом прочитал историю Магеллана и захотел отправиться в какую-нибудь необычную страну, в которой можно встретиться с неизвестными науке явлениями. Если бы кто- нибудь знал, сколько бессонных ночей проводил мальчик в мечтах об опасных путешествиях! Но вот кое-кто догадался, какие странные мысли возникают у Вити. Этим догадливым человеком был друг Валька. Вместе они решили покорять моря и океаны и никогда не предавать друг друга. Этому их научила история Магеллана.
(По В. Крапивину)
Задания
1) В 1-м абзаце подчеркните неопределённые местоимения;
2) из 2-го абзаца выпишите прилагательные, укажите их падеж.
2) из 2-го абзаца выпишите прилагательные с орфограммой «Нес прилагательными», графически объясните их написание.
2) из всего текста выпишите по 1—2 примера слов на различные известные вам орфограммы, графически объясните их написание.
Всюду есть жизнь
Я сидел на берегу и осматривал всё кругом. Передо мною всюду кипела жизнь. Над водой то и дело пролетали какие-то тоненькие стрекозы с чудесными тёмно-синими крылышками. Я хорошо знал этих стрекоз. У нас в коллекции уже такие были. Но здесь были и другие стрекозы и бабочки. Но мне гораздо интереснее было смотреть на воду и в её глубину.
По поверхности воды скользили и ловко расшаркивались забавные длинноногие водомерки. Ещё здесь можно было увидеть целые стайки крошечных чёрных жучков, которые носились кругами. Эти забавные жучки не просто резвились, а искали свою крошечную добычу.
А вот и другой жук. Это плавунец, который по своей натуре хищник. Он нападает на различных личинок, червячков и головастиков. Даже мелкие рыбёшки не знают от него спасения. Но при мне плавунец никого не схватил, только набрал воздуха и быстро пошёл в глубину.
(По Г. Скребицкому)
Задания
2) из 2-го абзаца выпишите притяжательное местоимение и выполните его морфологический разбор.
2) из 3-го абзаца выпишите отрицательное местоимение и выполните его морфологический разбор.
2) из 1-го абзаца выпишите неопределённое местоимение и выполните его морфологический разбор.
Удивительный аппарат
У меня всю жизнь часто возникали в голове всякие трудноосуществимые желания и фантазии.
Одно время я мечтал изобрести такой аппарат, с помощью которого можно было бы у любого человека на расстоянии отключить голос. Мои расчёты говорили о том, что этот аппарат должен был действовать так. Я представил себе картину. Сегодня на уроке учитель рассказывает нам о чём-нибудь неинтересном и тем самым мешает мне думать о чём-нибудь интересном. Я щёлкаю в кармане выключателем своего аппарата, и голос учителя исчезает. А у кого такого аппарата нет? Те продолжают слушать, а я в тишине спокойно занимаюсь своим делом.
Другой пример. Я вхожу утром в класс. Староста Зинка Фокина налетает на меня и тут же начинает меня ругать. Я спокойно нажимаю в кармане на рычажок, выключаю голос Фокиной на целый день.
Раньше очень хотелось мне изобрести такой аппарат. И только потом я понял, что жизнь в одиночестве счастливой не бывает.
(По В. Медведеву)
Задания
2) выпишите сложное прилагательное и графически объясните его написание.
2) выпишите прилагательное с орфограммой «Не с прилагательными», графически объясните его написание.
2) выпишите из текста слово с орфограммой «О—ёпосле шипящих в корне слова», графически объясните его написание.
ГЛАГОЛ
Повторение изученного в 5 классе
Словарный диктант
• Блистал, блистают, зажигаю, пляшет, полощут, расстелю, скачут, собираю, прибирал, натереть, клеят, колют, сдираю, реет, замираю, выберу, лает, вырасти, слушает, подрос.
Задание
Одной чертой подчеркните глаголы с орфограммой «Буквы е— и в корнях с чередованием»; двумя — с орфограммой «Безударные личные окончания глаголов».
Выборочный диктант
Задание
I Запишите только глаголы, разберите их по составу. Укажите I неопределённую форму для каждого глагола.
Лягушка сразу невзлюбила родное болото, и ей очень захотелось в тёплые края.
— Неужели я никогда их не увижу? — горевала она. — Нет, я не должна пропустить этот случай, мне надо лететь с ними!
Все мы знаем, чем закончилось путешествие капризной лягушки. До этого случая не знала она, как дорога родина.
(По В. Гаршину)
Творческий диктант
Задание
|| Замените словосочетания глаголами в неопределённой форме.
• Принимать участие; выражать опасение; быть шефом; хранить безмолвие; почувствовать испуг; испытывать радость; испытывать восторг; выразить восхищение; объявить благодарность; испытывать волнение.
Разноспрягаемые глаголы
Словарный диктант
• Животное питается, зайцы едят, ты опоздаешь, ручеёк бежит, друзья рассказывают, дети читают, люди стремятся, шахтёры добывают, они дадут, бабушка попросит, хотим пить.
Задание
1 Подчеркните разноспрягаемые глаголы.
Выборочный диктант
Задание
1 Запишите из загадок разноспрягаемые глаголы.
1. Не говорит, не пьёт, а кто к хозяину идёт, он знать даёт. 2. Люди ждут меня, зовут, а приду к ним — прочь бегут. 3. Этот конь не ест овса, вместо ног два колеса. 4. Конь бежит — земля дрожит, из ноздрей дым валит.
Творческий диктант
Я люблю стоять прямо перед высоченной стеной воды, которая шипит, пенится, обламывается и закручивается на верхушке, бежит, движется, закипает, блестит...
Задание
Продолжите текст 2—3 предложениями. Расскажите о том, какое впечатление производит на вас море. В продолжении употребите разноспрягаемые глаголы хотеть, желать, стремиться, жаждать.
Глаголы переходные и непереходные
Словарный диктант
• Читаю, знаю, рассмешил, смеялись, говорит, бежит, устал, перешёл, пришёл, забыл, вернулся, умоюсь, оденусь, танцевали, встретил, встретились, рассказываю, плыву, пою, вижу, зависел, верю, надеюсь.
Задание
|| Подчеркните переходные глаголы.
Выборочный диктант
Задание
|| Запишите только переходные глаголы.
1. На пятый день болезни дедушка совсем обессилел и не мог даже встать с постели. 2. Высокая температура и кашель совсем обессилили его. 3. У всех ещё в памяти была опустошительная Тридцатилетняя война, когда обезлюдела Германия. 4. Пожары, наводнения и набеги кочевников обезлюдили эту землю. 5. Колонизаторы обезлесили этот край, обесплодили его чудесные земли. 6. Когда-то здесь красовались Густые рощи, теперь же эти места совершенно обезлесели.
Словарный диктант
• Пиши, пишут, писал, буду писать, писал бы; читал, буду читать, читаем, читай, читал бы; покажу, показываю, показывали, покажи, показал бы; справился бы, справься, справляюсь, справишься, справился.
Задание
Подчеркните глаголы, у которых можно определить время (прошедшее, настоящее, будущее). Какого наклонения данные глаголы?
Цифровой диктант
Задание
(Запишите номера предложений, в которых глаголы стоят в форме множественного числа повелительного наклонения.
1. Вышлите нужные мне книги заказной бандеролью. 2. Если вышлете в ближайшие дни, я получу их своевременно. 3. Вытрите пыль с письменного стола. 4. Когда вытрете, возьмите лист почтовой бумаги и напишите ответное письмо. 5. Если вы крикнете громче, я услышу. 6. Только громче крикните.
Творческий диктант
Задание
I Измените предложения, употребив в них глаголы 2-го лица множественного числа повелительного наклонения.
1. Я замёрзну, если выйду сегодня без пальто. 2. Когда я лягу спать, то закрою окно. 3. Если срочно вышлю письмо, то очень быстро получу ответ. 4. Если я буду в Москве, то обязательно посмотрю картины в Третьяковской галерее.
Словарный диктант
Задание
Подчеркните глаголы, которые являются безличными или употреблены в этом значении.
Выборочный диктант
Задание
|| Запишите только безличные глаголы.
1. С каждым днём всё сильнее чувствуется приближение осени.
Творческий диктант
Солнце начинает спускаться. В воздухе свежеет. На небе зажигаются первые яркие звёзды. Стемнело...
Задание
Продолжите текст 2—3 предложениями, употребив в них безличные глаголы.
Морфологический разбор глагола
Словарный диктант
Контрольные диктанты
Жила белка в лесу, ни о чем не тужила. Никто её не беспокоил. Спала она на ветке большой ели. Никогда не заботилась ни о ком, только о себе. Прошло время, у неё появились бельчата. Теперь белка никуда от них не уходила. Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжёлый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки.
Белка выскочила, а её беспомощные дети оказались в ловушке. Некуда бежать. Не к кому обратиться за помощью. Никто не спасёт бельчат. Никакой надежды на помощь. Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое внутреннее гнездо из мягкого мха осталось целым. Никогда лесная жительница не была так счастлива. Ничто больше не омрачит её радости.
(По В. Биаики)
Задания
-
вариант — выпишите из 1-го абзаца все местоимения; выполните морфологический разбор любого из них. -
вариант — выпишите из 2-го абзаца все местоимения; выполните морфологический разбор любого из них.
Кто-то дал Вите книгу про первое кругосветное путешествие. Было что-то таинственное в истории Магеллана. Какой-то недруг капитана хотел помешать плаванию и стал готовить заговор. Но кто-то предупредил Магеллана об опасности. Капитан высадил бунтовщиков на каком-то острове, а сам продолжил плавание.
Витя с необычайным интересом прочитал историю Магеллана и захотел отправиться в какую-нибудь необычную страну, в которой можно встретиться с неизвестными науке явлениями. Если бы кто- нибудь знал, сколько бессонных ночей проводил мальчик в мечтах об опасных путешествиях! Но вот кое-кто догадался, какие странные мысли возникают у Вити. Этим догадливым человеком был друг Валька. Вместе они решили покорять моря и океаны и никогда не предавать друг друга. Этому их научила история Магеллана.
(По В. Крапивину)
Задания
- 1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 13
1) В 1-м абзаце подчеркните неопределённые местоимения;
2) из 2-го абзаца выпишите прилагательные, укажите их падеж.
-
1) В 1-м абзаце подчеркните неопределённые местоимения как члены предложения;
2) из 2-го абзаца выпишите прилагательные с орфограммой «Нес прилагательными», графически объясните их написание.
-
1) Из всего текста выпишите по 1—3 примера различных местоимений в соответствии с их разрядами;
2) из всего текста выпишите по 1—2 примера слов на различные известные вам орфограммы, графически объясните их написание.
Всюду есть жизнь
Я сидел на берегу и осматривал всё кругом. Передо мною всюду кипела жизнь. Над водой то и дело пролетали какие-то тоненькие стрекозы с чудесными тёмно-синими крылышками. Я хорошо знал этих стрекоз. У нас в коллекции уже такие были. Но здесь были и другие стрекозы и бабочки. Но мне гораздо интереснее было смотреть на воду и в её глубину.
По поверхности воды скользили и ловко расшаркивались забавные длинноногие водомерки. Ещё здесь можно было увидеть целые стайки крошечных чёрных жучков, которые носились кругами. Эти забавные жучки не просто резвились, а искали свою крошечную добычу.
А вот и другой жук. Это плавунец, который по своей натуре хищник. Он нападает на различных личинок, червячков и головастиков. Даже мелкие рыбёшки не знают от него спасения. Но при мне плавунец никого не схватил, только набрал воздуха и быстро пошёл в глубину.
(По Г. Скребицкому)
Задания
-
1) В 1-м абзаце подчеркните одной чертой все местоимения;
2) из 2-го абзаца выпишите притяжательное местоимение и выполните его морфологический разбор.
-
1) В 1-м абзаце подчеркните все местоимения как члены предложения;
2) из 3-го абзаца выпишите отрицательное местоимение и выполните его морфологический разбор.
-
1) Из всего текста выпишите все местоимения и укажите их разряд;
2) из 1-го абзаца выпишите неопределённое местоимение и выполните его морфологический разбор.
Удивительный аппарат
У меня всю жизнь часто возникали в голове всякие трудноосуществимые желания и фантазии.
Одно время я мечтал изобрести такой аппарат, с помощью которого можно было бы у любого человека на расстоянии отключить голос. Мои расчёты говорили о том, что этот аппарат должен был действовать так. Я представил себе картину. Сегодня на уроке учитель рассказывает нам о чём-нибудь неинтересном и тем самым мешает мне думать о чём-нибудь интересном. Я щёлкаю в кармане выключателем своего аппарата, и голос учителя исчезает. А у кого такого аппарата нет? Те продолжают слушать, а я в тишине спокойно занимаюсь своим делом.
Другой пример. Я вхожу утром в класс. Староста Зинка Фокина налетает на меня и тут же начинает меня ругать. Я спокойно нажимаю в кармане на рычажок, выключаю голос Фокиной на целый день.
Раньше очень хотелось мне изобрести такой аппарат. И только потом я понял, что жизнь в одиночестве счастливой не бывает.
(По В. Медведеву)
Задания
-
1) Из 2-го абзаца выпишите неопределённое местоимение и выполните его морфологический разбор;
2) выпишите сложное прилагательное и графически объясните его написание.
-
1) Выпишите одно из определительных местоимений и выполните его морфологический разбор;
2) выпишите прилагательное с орфограммой «Не с прилагательными», графически объясните его написание.
-
1) Выпишите одно относительное местоимение и выполните его морфологический разбор;
2) выпишите из текста слово с орфограммой «О—ёпосле шипящих в корне слова», графически объясните его написание.
ГЛАГОЛ
Повторение изученного в 5 классе
Словарный диктант
• Блистал, блистают, зажигаю, пляшет, полощут, расстелю, скачут, собираю, прибирал, натереть, клеят, колют, сдираю, реет, замираю, выберу, лает, вырасти, слушает, подрос.
Задание
Одной чертой подчеркните глаголы с орфограммой «Буквы е— и в корнях с чередованием»; двумя — с орфограммой «Безударные личные окончания глаголов».
Выборочный диктант
Задание
I Запишите только глаголы, разберите их по составу. Укажите I неопределённую форму для каждого глагола.
Лягушка сразу невзлюбила родное болото, и ей очень захотелось в тёплые края.
— Неужели я никогда их не увижу? — горевала она. — Нет, я не должна пропустить этот случай, мне надо лететь с ними!
Все мы знаем, чем закончилось путешествие капризной лягушки. До этого случая не знала она, как дорога родина.
(По В. Гаршину)
Творческий диктант
Задание
|| Замените словосочетания глаголами в неопределённой форме.
• Принимать участие; выражать опасение; быть шефом; хранить безмолвие; почувствовать испуг; испытывать радость; испытывать восторг; выразить восхищение; объявить благодарность; испытывать волнение.
Разноспрягаемые глаголы
Словарный диктант
• Животное питается, зайцы едят, ты опоздаешь, ручеёк бежит, друзья рассказывают, дети читают, люди стремятся, шахтёры добывают, они дадут, бабушка попросит, хотим пить.
Задание
1 Подчеркните разноспрягаемые глаголы.
Выборочный диктант
Задание
1 Запишите из загадок разноспрягаемые глаголы.
1. Не говорит, не пьёт, а кто к хозяину идёт, он знать даёт. 2. Люди ждут меня, зовут, а приду к ним — прочь бегут. 3. Этот конь не ест овса, вместо ног два колеса. 4. Конь бежит — земля дрожит, из ноздрей дым валит.
Творческий диктант
Я люблю стоять прямо перед высоченной стеной воды, которая шипит, пенится, обламывается и закручивается на верхушке, бежит, движется, закипает, блестит...
Задание
Продолжите текст 2—3 предложениями. Расскажите о том, какое впечатление производит на вас море. В продолжении употребите разноспрягаемые глаголы хотеть, желать, стремиться, жаждать.
Глаголы переходные и непереходные
Словарный диктант
• Читаю, знаю, рассмешил, смеялись, говорит, бежит, устал, перешёл, пришёл, забыл, вернулся, умоюсь, оденусь, танцевали, встретил, встретились, рассказываю, плыву, пою, вижу, зависел, верю, надеюсь.
Задание
|| Подчеркните переходные глаголы.
Выборочный диктант
Задание
|| Запишите только переходные глаголы.
1. На пятый день болезни дедушка совсем обессилел и не мог даже встать с постели. 2. Высокая температура и кашель совсем обессилили его. 3. У всех ещё в памяти была опустошительная Тридцатилетняя война, когда обезлюдела Германия. 4. Пожары, наводнения и набеги кочевников обезлюдили эту землю. 5. Колонизаторы обезлесили этот край, обесплодили его чудесные земли. 6. Когда-то здесь красовались Густые рощи, теперь же эти места совершенно обезлесели.
Словарный диктант
• Пиши, пишут, писал, буду писать, писал бы; читал, буду читать, читаем, читай, читал бы; покажу, показываю, показывали, покажи, показал бы; справился бы, справься, справляюсь, справишься, справился.
Задание
Подчеркните глаголы, у которых можно определить время (прошедшее, настоящее, будущее). Какого наклонения данные глаголы?
Цифровой диктант
Задание
(Запишите номера предложений, в которых глаголы стоят в форме множественного числа повелительного наклонения.
1. Вышлите нужные мне книги заказной бандеролью. 2. Если вышлете в ближайшие дни, я получу их своевременно. 3. Вытрите пыль с письменного стола. 4. Когда вытрете, возьмите лист почтовой бумаги и напишите ответное письмо. 5. Если вы крикнете громче, я услышу. 6. Только громче крикните.
Творческий диктант
Задание
I Измените предложения, употребив в них глаголы 2-го лица множественного числа повелительного наклонения.
1. Я замёрзну, если выйду сегодня без пальто. 2. Когда я лягу спать, то закрою окно. 3. Если срочно вышлю письмо, то очень быстро получу ответ. 4. Если я буду в Москве, то обязательно посмотрю картины в Третьяковской галерее.
Словарный диктант
-
Продолжать петь грустную песню, зарябило перед глазами, тревожит что-то, ветерок холодит, летом поздно темнеет, бережно отнёсся к старой вещи, сильно похолодало, трястись от страха, в щели задувало, разлеталась из-под ног листва, трясёт от озноба.
Задание
Подчеркните глаголы, которые являются безличными или употреблены в этом значении.
Выборочный диктант
Задание
|| Запишите только безличные глаголы.
1. С каждым днём всё сильнее чувствуется приближение осени.
-
Повеяло весною. 3. Людям не сидится дома, им хочется на свежий воздух. 4. Светает летом очень рано. 5. Ему уже второй день нездоровится. 6. Выхожу из дома рано и дышу свежим воздухом. 7. Возвращаемся домой и садимся пить чай. 8. Как хорошо спится дождливым утром.
Творческий диктант
Солнце начинает спускаться. В воздухе свежеет. На небе зажигаются первые яркие звёзды. Стемнело...
Задание
Продолжите текст 2—3 предложениями, употребив в них безличные глаголы.
Морфологический разбор глагола
Словарный диктант
-
Скажи, говорят, положи, ложитесь, ляг, отнеси, отношу, отнёс бы, разложи, промолчи, закрой, закрываю, закрыть, переживи, переживаю, пережил.