ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1000

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Подчеркните глаголы, которые имеют следующие морфоло­гические признаки: совершенный вид, переходный, I спряжения, в повелительном наклонении, в единственном числе.

Распределительный диктант

Задание

I Запишите слова в три столбика в соответствии с наклонением I глагола.

• Скажете, скажите, сказал бы, выбросьте, выбросите, выбросил бы, попросил бы, попросите, поработал, поработал бы, поговори, поговорил, поговорил бы, ответьте, ответите, от­ветил бы.

Творческий диктант

Задание

Исправьте ошибки в употреблении глаголов. Запишите пра­вильно построенные предложения. Выполните морфологический разбор двух любых глаголов.

1. Где вы слыхали об этом? 2. Если так будет продолжаться, я очучусь в затруднительном положении. 3. По совету врача больной полоскает горло раствором питьевой соды. 4. Не махай так сильно ру­ками. 5. Цветок без воды сохнул в вазе. 6. Он достигнул эту цель. 7. Вылезает змея и ужаляет его.

Правописание гласных в суффиксах глаголов
Словарный диктант


• Запотевать, запаздывать, заигрывать, ночевать, командовать, заведовать, докладывать, советовать, использовать, высчитывать, пропалывать, складывать, попробовать, затрагивать, откапывать.

86

Задание

|| Подчеркните глаголы с суффиксом -ова-(-ева-).

Распределительный диктант

Задание

Выпишите глаголы в две колонки: 1) с суффиксом -ова- (-ева-)\ 2) с суффиксом -ыва-(-ива-).

1. Мы решили заночевать в тайге. 2. Ночью поднялся сильный ве­тер, и море разбушевалось. 3. Только летом земля в Якутске оттаивает на метр. 4. Дивизией командовал старый опытный генерал. 5. На ночь я всегда проветриваю комнату. 6. Мне рекомендовали заниматься ле­чебной гимнастикой. 7. Нужно с пользой использовать свободное время. 8. Осенью люди надевают тёплые вещи.

Творческий диктант

Задание

Замените личные формы глаголов неопределённой формой и запишите получившиеся словосочетания.

  • Просматриваю журналы, присутствуем на уроке, заканчиваю работу, продлеваешь договор, воспитываю дочь, разливаю чай, обме­ниваемся впечатлениями, оправдываю себя, опаздываю на автобус, разглядываем плакаты, заведует библиотекой.


Контрольный словарный диктант

  • Напишешь строчку, не могу дозвониться, поскорее выйдите из вагона, сжигает бумаги, лучше подготовиться, развеваться на вет­ру, посеял бы, начинать сначала, не ешьте на ходу, поскользнуться на льду, пользоваться биноклем, рассчитаем время, записывать на дик­тофон, изредка посещает, грохочет по мостовой, приготовьте яични­цу, ему нездоровится, опаздывать на урок, попробовать салат, предос­теречь от опасности, прогоним грустные мысли, приклеим объявление, крутит педали велосипеда.

Контрольные диктанты

Сосновый бор зимой

Приходилось ли вам любоваться сосновым бором зимой? Это удивительное явление. Стволы сосен кажутся медно-красными. Вече­ром в бору постукивают о стволы сосен крепкими клювами дятлы.

Весны здесь долго ждать. Ещё разгуляется непогода, будет буше­вать ветер в сосновых вершинах и разбрасывать сухие сосновые игол­ки по земле. Сосны крепко держатся за землю своими могучими кор­нями. Эти красивые и сильные деревья не страшатся трескучего мороза. Но хорошо себя чувствовать они могут только на севере. Се­верный климат самый благоприятный для сосновых деревьев.

Сосна является прекрасным строительным материалом, топливом. Целебные свойства сосны широко используются в медицине. Это хвойное дерево завоевало себе почётное первое место в русских ле­сах.

(По М. Александрову)

Задания

Выполните морфологический разбор слова:

  1. вариант — кажутся;

  2. вариант — разгуляется.

Выпишите из 2-го абзаца глагол со следующими морфологи­ческими признаками:

  1. вариант — глагол, I спр., наст.вр., ед.ч., 3-е лицо (разгуля­ется);

  2. вариант — глагол, II спр. (глагол-исключение), наст.вр., множ.ч., 3-е лицо {держатся).

Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песча­ный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то ус­лышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки.

Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далёкие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шёпот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что это возятся ежи.



Ежи — полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мыша­ми. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикрывают снеж­ные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму.

Я часто думаю, что хорошо бы и человеку научиться такому без­вредному существованию на свете.

(По И. Соколову-Микитову)

Задания

  1. 1) Озаглавьте текст;

2) выпишите глаголы повелительного наклонения, обозначьте в них окончания;

  1. 1) озаглавьте текст;

2) выпишите три глагола прошедшего времени, обозначьте в них суффиксы и окончания;
  1. 1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


1) озаглавьте текст;

2) выпишите из текста три глагола с безударными личны­ми окончаниями. Графически объясните правописание окон­чаний.

На охоте

Мы с лайкой Тайгой любим осеннюю охоту. Собака без труда на­ходит места, где клевали ягоды тетерева и чёрные глухари.

Мы любим охотиться утором. Над болотом стелется дым от вы­стрелов, и Тайга бросается отыскивать упавших птиц. Часто она сразу может отыскать птицу. Но иногда неутомимому охотнику приходится бегать за подранком по кустам, болотам. Трава и кусты вымокли от дождя. Крепко держатся осенние запахи.

Другие охотники чаще охотятся днём. Роса обсушилась, трава ко­лется. Упадёт птица, и собака сразу не найдёт её. Много кругов сде­лает она, пока отыщется след добычи. Если рядом окажется болотце, то зверь может полакать воды и выкупаться. А без воды животное может и умереть.

Я всегда берегу свою собаку и хожу на охоту только утром. Ведь мы с Тайгой лучшие друзья. А друзей беречь надо!

(По В. Степаненко) 89

  1. 1) Выпишите из текста три глагола I спряжения с безудар­ными личными окончаниями. Графически объясните правописа­ние окончаний;

2) выполните морфологический разбор глагола любим.

  1. 1) Выпишите из текста три глагола II спряжения с безудар­ными личными окончаниями. Графически объясните правописа­ние окончаний;

2) выполните морфологический разбор глагола находит.

  1. 1) Выпишите из текста все глаголы с -тся и -ться. Объяс­ните их написание;

2) из 2-го абзаца выпишите сложное предложение. Выполни­те его синтаксический разбор.

Кот и мальчик

Эта история со счастливым концом произошла в Америке. Одна­жды промозглой зимней ночью подобрал человек на улице маленько­го котёнка. Хозяин отогрел малыша и начал его выхаживать. Кот бы­стро восстановил силы и остался в доме. Он оказался очень преданным и ласковым.

Каждый вечер кот гулял на улице, но каждый раз он возвращался домой через несколько минут. Но однажды кот вышел на улицу и не вернулся.

Хозяин ищет кота уже двое суток. Вдруг он натыкается на старый мешок, который валяется на земле. Вдруг из него вылезает кот, смот­рит на хозяина и залезает обратно в мешок. Животное трясёт от озно­ба и холода.


Человек открывает мешок и застывает в изумлении. Там лежит крошечный мальчик, которого кот обнял своим телом. Хозяин сразу же помчался с ребёнком в госпиталь. Врачи спасли малыша.

Эта история о многом заставляет задуматься. Жестокий человек бросает своего ребёнка, а доброе животное спасает мальчика от лю­той смерти.

(По Н. Непомнящему)

  1. 1) Выпишите из текста три глагола I спряжения с безудар­ными личными окончаниями. Графически объясните окончание;

  1. выполните морфологический разбор глагола произошла;

  2. во 2-м абзаце найдите предложение с однородными ска­зуемыми и начертите его схему.

  1. 1) Выпишите из текста личный глагол, который употреблён в значении безличного;

  1. выполните морфологический разбор глагола подобрал;

  2. в 3-м абзаце найдите предложение с однородными сказуе­мыми и начертите его схему.

  1. 1) Выпишите три глагола прошедшего времени, выделите суффиксы;

  1. выполните морфологический разбор глагола отогрел;

  2. во 2-м абзаце найдите сложное предложение, начертите его схему.

ПОВТОРЕНИЕ

РАЗДЕЛЫ НАУКИ О ЯЗЫКЕ

Словарный диктант

  • Фонетика, лексика, лексикология, фразеология, словообразова­ние, морфемика, морфология, синтаксис, пунктуация, культура речи.

Задание

|| Подчеркните сложные имена существительные.

Распределительный диктант

Задание

Запишите названия единиц языка в две колонки: 1) единицы, изучаемые в морфологии; 2) единицы, изучаемые в лексике.

  • Жаргонизмы, часть речи, профессионализмы, диалектизмы, местоимение, имя существительное, имя числительное, неологизмы, историзмы, архаизмы, заимствованные слова, глагол.

Творческий диктант

  • Фонетика, лексика, фразеология, словообразование, морфе­мика, морфология, синтаксис.

Задание

Вместо наименования раздела, изучающего язык, запишите название языковой единицы, которая является объектом его изу­чения.

Орфография. Орфографический разбор
Словарный диктант


• Тетрадь, загорать, без дверей, сделать, весенний, строишь, на­чинала, щипать, не обидеть, негодовать, запах, казалось, не у кого, ни у кого, нечто, кто-нибудь, заведовать, пригляжу, отгоняя, пятьюдеся­тью, спрячь, мальчонка, небольшой, прескверный.