ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1000
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Подчеркните глаголы, которые имеют следующие морфологические признаки: совершенный вид, переходный, I спряжения, в повелительном наклонении, в единственном числе.
Распределительный диктант
Задание
I Запишите слова в три столбика в соответствии с наклонением I глагола.
• Скажете, скажите, сказал бы, выбросьте, выбросите, выбросил бы, попросил бы, попросите, поработал, поработал бы, поговори, поговорил, поговорил бы, ответьте, ответите, ответил бы.
Творческий диктант
Задание
Исправьте ошибки в употреблении глаголов. Запишите правильно построенные предложения. Выполните морфологический разбор двух любых глаголов.
1. Где вы слыхали об этом? 2. Если так будет продолжаться, я очучусь в затруднительном положении. 3. По совету врача больной полоскает горло раствором питьевой соды. 4. Не махай так сильно руками. 5. Цветок без воды сохнул в вазе. 6. Он достигнул эту цель. 7. Вылезает змея и ужаляет его.
Правописание гласных в суффиксах глаголов
Словарный диктант
• Запотевать, запаздывать, заигрывать, ночевать, командовать, заведовать, докладывать, советовать, использовать, высчитывать, пропалывать, складывать, попробовать, затрагивать, откапывать.
86
Задание
|| Подчеркните глаголы с суффиксом -ова-(-ева-).
Распределительный диктант
Задание
Выпишите глаголы в две колонки: 1) с суффиксом -ова- (-ева-)\ 2) с суффиксом -ыва-(-ива-).
1. Мы решили заночевать в тайге. 2. Ночью поднялся сильный ветер, и море разбушевалось. 3. Только летом земля в Якутске оттаивает на метр. 4. Дивизией командовал старый опытный генерал. 5. На ночь я всегда проветриваю комнату. 6. Мне рекомендовали заниматься лечебной гимнастикой. 7. Нужно с пользой использовать свободное время. 8. Осенью люди надевают тёплые вещи.
Творческий диктант
Задание
Замените личные формы глаголов неопределённой формой и запишите получившиеся словосочетания.
-
Просматриваю журналы, присутствуем на уроке, заканчиваю работу, продлеваешь договор, воспитываю дочь, разливаю чай, обмениваемся впечатлениями, оправдываю себя, опаздываю на автобус, разглядываем плакаты, заведует библиотекой.
Контрольный словарный диктант
-
Напишешь строчку, не могу дозвониться, поскорее выйдите из вагона, сжигает бумаги, лучше подготовиться, развеваться на ветру, посеял бы, начинать сначала, не ешьте на ходу, поскользнуться на льду, пользоваться биноклем, рассчитаем время, записывать на диктофон, изредка посещает, грохочет по мостовой, приготовьте яичницу, ему нездоровится, опаздывать на урок, попробовать салат, предостеречь от опасности, прогоним грустные мысли, приклеим объявление, крутит педали велосипеда.
Контрольные диктанты
Сосновый бор зимой
Приходилось ли вам любоваться сосновым бором зимой? Это удивительное явление. Стволы сосен кажутся медно-красными. Вечером в бору постукивают о стволы сосен крепкими клювами дятлы.
Весны здесь долго ждать. Ещё разгуляется непогода, будет бушевать ветер в сосновых вершинах и разбрасывать сухие сосновые иголки по земле. Сосны крепко держатся за землю своими могучими корнями. Эти красивые и сильные деревья не страшатся трескучего мороза. Но хорошо себя чувствовать они могут только на севере. Северный климат самый благоприятный для сосновых деревьев.
Сосна является прекрасным строительным материалом, топливом. Целебные свойства сосны широко используются в медицине. Это хвойное дерево завоевало себе почётное первое место в русских лесах.
(По М. Александрову)
Задания
Выполните морфологический разбор слова:
-
вариант — кажутся; -
вариант — разгуляется.
Выпишите из 2-го абзаца глагол со следующими морфологическими признаками:
-
вариант — глагол, I спр., наст.вр., ед.ч., 3-е лицо (разгуляется); -
вариант — глагол, II спр. (глагол-исключение), наст.вр., множ.ч., 3-е лицо {держатся).
Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки.
Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далёкие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шёпот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что это возятся ежи.
Ежи — полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму.
Я часто думаю, что хорошо бы и человеку научиться такому безвредному существованию на свете.
(По И. Соколову-Микитову)
Задания
-
1) Озаглавьте текст;
2) выпишите глаголы повелительного наклонения, обозначьте в них окончания;
-
1) озаглавьте текст;
2) выпишите три глагола прошедшего времени, обозначьте в них суффиксы и окончания;
- 1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 13
1) озаглавьте текст;
2) выпишите из текста три глагола с безударными личными окончаниями. Графически объясните правописание окончаний.
На охоте
Мы с лайкой Тайгой любим осеннюю охоту. Собака без труда находит места, где клевали ягоды тетерева и чёрные глухари.
Мы любим охотиться утором. Над болотом стелется дым от выстрелов, и Тайга бросается отыскивать упавших птиц. Часто она сразу может отыскать птицу. Но иногда неутомимому охотнику приходится бегать за подранком по кустам, болотам. Трава и кусты вымокли от дождя. Крепко держатся осенние запахи.
Другие охотники чаще охотятся днём. Роса обсушилась, трава колется. Упадёт птица, и собака сразу не найдёт её. Много кругов сделает она, пока отыщется след добычи. Если рядом окажется болотце, то зверь может полакать воды и выкупаться. А без воды животное может и умереть.
Я всегда берегу свою собаку и хожу на охоту только утром. Ведь мы с Тайгой лучшие друзья. А друзей беречь надо!
(По В. Степаненко) 89
-
1) Выпишите из текста три глагола I спряжения с безударными личными окончаниями. Графически объясните правописание окончаний;
2) выполните морфологический разбор глагола любим.
-
1) Выпишите из текста три глагола II спряжения с безударными личными окончаниями. Графически объясните правописание окончаний;
2) выполните морфологический разбор глагола находит.
-
1) Выпишите из текста все глаголы с -тся и -ться. Объясните их написание;
2) из 2-го абзаца выпишите сложное предложение. Выполните его синтаксический разбор.
Кот и мальчик
Эта история со счастливым концом произошла в Америке. Однажды промозглой зимней ночью подобрал человек на улице маленького котёнка. Хозяин отогрел малыша и начал его выхаживать. Кот быстро восстановил силы и остался в доме. Он оказался очень преданным и ласковым.
Каждый вечер кот гулял на улице, но каждый раз он возвращался домой через несколько минут. Но однажды кот вышел на улицу и не вернулся.
Хозяин ищет кота уже двое суток. Вдруг он натыкается на старый мешок, который валяется на земле. Вдруг из него вылезает кот, смотрит на хозяина и залезает обратно в мешок. Животное трясёт от озноба и холода.
Человек открывает мешок и застывает в изумлении. Там лежит крошечный мальчик, которого кот обнял своим телом. Хозяин сразу же помчался с ребёнком в госпиталь. Врачи спасли малыша.
Эта история о многом заставляет задуматься. Жестокий человек бросает своего ребёнка, а доброе животное спасает мальчика от лютой смерти.
(По Н. Непомнящему)
-
1) Выпишите из текста три глагола I спряжения с безударными личными окончаниями. Графически объясните окончание;
-
выполните морфологический разбор глагола произошла; -
во 2-м абзаце найдите предложение с однородными сказуемыми и начертите его схему.
-
1) Выпишите из текста личный глагол, который употреблён в значении безличного;
-
выполните морфологический разбор глагола подобрал; -
в 3-м абзаце найдите предложение с однородными сказуемыми и начертите его схему.
-
1) Выпишите три глагола прошедшего времени, выделите суффиксы;
-
выполните морфологический разбор глагола отогрел; -
во 2-м абзаце найдите сложное предложение, начертите его схему.
ПОВТОРЕНИЕ
РАЗДЕЛЫ НАУКИ О ЯЗЫКЕ
Словарный диктант
-
Фонетика, лексика, лексикология, фразеология, словообразование, морфемика, морфология, синтаксис, пунктуация, культура речи.
Задание
|| Подчеркните сложные имена существительные.
Распределительный диктант
Задание
Запишите названия единиц языка в две колонки: 1) единицы, изучаемые в морфологии; 2) единицы, изучаемые в лексике.
-
Жаргонизмы, часть речи, профессионализмы, диалектизмы, местоимение, имя существительное, имя числительное, неологизмы, историзмы, архаизмы, заимствованные слова, глагол.
Творческий диктант
-
Фонетика, лексика, фразеология, словообразование, морфемика, морфология, синтаксис.
Задание
Вместо наименования раздела, изучающего язык, запишите название языковой единицы, которая является объектом его изучения.
Орфография. Орфографический разбор
Словарный диктант
• Тетрадь, загорать, без дверей, сделать, весенний, строишь, начинала, щипать, не обидеть, негодовать, запах, казалось, не у кого, ни у кого, нечто, кто-нибудь, заведовать, пригляжу, отгоняя, пятьюдесятью, спрячь, мальчонка, небольшой, прескверный.