ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 990

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Доходим до рощи, а за ней на полянке избушка дедушки. Нас ра­достно встречают дедушка и пес Дружок.

(По К. Г\ Паустовскому)

Задание

Подчеркните грамматические основы предложений:

  1. вариант — От станции мы шли по просеке, потом свер­нули по тропинке к речке, перешли мостик и направились к лесу;

  2. вариант — В её густой зелени легко поцарапаться, но через минуту в ладони лежит кучка красных ягод.

Выпишите по пять слов на орфограммы, изученные в 5 клас­се.

***

День кончается. Солнце уже опускается к горизонту, и далеко разливаются его косые лучи. Приближаются сумерки. Мы бродим по лесу. Кажется, что лесные поляны налились густой темнотой. Она словно выползает из-под земли, ложится у наших ног, расстилается внизу по ветвям, взбирается к верхушкам деревьев.

Птицы постепенно замолкают. Скоро уже становится трудно различать очертания веток. След знакомой тропинки стал пропа­дать, но сквозь просеку ещё видны лучи солнца. Высоко над ёлкой заблестели звёзды. Время от времени раздаётся одинокий голосок птички. Кажется, что она удивляется наступлению таинственной тишины. Ночь прикоснулась к земле, и тишина растеклась по ней темнотой.

(По К.Г. Паустовскому)

Задание

  1. вариант:

1} выпишите из 1-го абзаца слово, в котором есть корень с чередованием (,расстилаетея);

2) выполните синтаксический разбор предложения: Солнце уже опускается к горизонту, и далеко разливаются его ко­сые лучи\

  1. вариант:

  1. выпишите из 2-го абзаца слово, в котором есть корень с чередованием (заблестели);

  2. выполните синтаксический разбор предложения: Ночь прикоснулась к земле, и тишина растеклась по ней темно­той.

***

У каждого есть своя река. Она привлекает тихими заводями ому­тов, дарит удачную поклёвку, радует светлым журчанием на каменис­тых перекатах. И кто не мечтал найти её исток?! С трудом пробира­ешься сквозь густые заросли ивняка, стараешься пройти по узкому ручью. Куда же девалась богатырская ширь голубой речки? Останав­ливаешься в изумлении перед чистым зеркальцем родника и с наслаж­дением пьёшь из него воду.


Грустно становится, когда видишь иные наши родники. Многим людям дарят они отдых. Но попробуй напиться из родника, если вода в нём мутная, дно забито мусором. Тут только разведёшь руками и долго будешь ждать, пока отстоится вода. Но пить её уже нельзя.

(«Юный натуралист»)

Задание

11) (для обоих вариантов): объяснить графически безударные личные окончания глаголов;

2) I вариант: выпишите из 1-го абзаца глаголы с безударными личными окончаниями, орфограмму обозначьте;

II вариант: выпишите из 2-го абзаца слова с безударной про­веряемой гласной в корне слова, орфограмму обозначьте.

Гроза

Небо было покрыто тяжёлыми облаками, на юге стояла синеватая муть. Безветренный, неподвижный воздух замер в тишине.

Низкие лохматые тучи горели по всему небу яркими красками. Над головою тянулось большое расплывающееся облако с ярко- красными краями. Далеко на востоке нежно розовели круг лые облач­ка, а рядом скользила и медленно нарастала чёрно-лиловая гряда туч.

Вдруг ярко блеснула молния, небо словно растрескалось и с ог­лушительным грохотом посыпалось на землю. Молнии ярко-белыми стрелами летели на лес, гром яростно катился по небу из конца в ко­нец, лес ревел и бился, дождь внезапно зашуршал по соломенной крыше и журчащими ручьями сбежал на землю. На севере громозди­лись удалявшиеся тучи и глухо грохотал гром. Над лесом, среди этих туч, плыл убывающий месяц. Было сыро и холодно, восток светлел.

(По В. Вересаеву)

Задание

  1. вариант:

  1. выпишите из текста по два слова с орфограммой «Право­писание проверяемых безударных гласных в корне»;

  2. из 1-го абзаца выпишите сложное предложение, составьте его схему;

  1. вариант:

  1. выпишите из текста два сложных прилагательных, графи­чески объясните их написание;
  2. 1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


из 2-го абзаца выпишите сложное предложение, составьте его схему.

Воздушная тревога

Перед рассветом мы проснулись от знакомого звука и прислуша­лись. Окно было тщательно заделано тёмным одеялом. Чтобы лучше

слышать, я потушил лампочку, отогнул край одеяла и посмотрел в щель. Я увидел сонные сосны подмосковной дачи, а в сером небе ро­зовый Марс.

Разбудивший нас звук оказался воздушной тревогой. К ней присоединялся непрерывный крик паровоза на ближайшей стан­ции. Окрестности кричали. Мы быстро оделись и побежали к де­тям. Мы завернули их в одеяла и осторожно, но торопливо спусти­лись вниз по лестнице. Я чувствовал сквозь одеяло теплоту спяще­го ребёнка. Вдруг он проснулся и посмотрел на меня удивлёнными глазками. Он ничего не понимал и думал, что мы играем в его лю­бимую игру — «в маленьких». Ему нравилось чувствовать себя грудным, когда ещё не умеешь говорить, ходить и есть с ложки, а только сосёшь соску.

(По В. Катаеву)

Задания

  1. вариант:

  1. выполните фонетический разбор слова одеялом;

  2. выполните синтаксический разбор предложения: Перед рассветом мы проснулись от знакомого звука и прислуша­лись',

  1. вариант:

  1. выполните фонетический разбор слова тёмным;

  2. выполните синтаксический разбор предложения: Мы за­вернули их в одеяла и осторожно, но торопливо спустились вниз по лестнице.

Старый дом

Старый пруд затянуло ряской. Мы спустились сюда из сада и спугнули плескавшихся здесь диких угок. Неожиданно одна из них тяжело плюхнулась в пруд и поплыла. Она быстро-быстро рассекала зелёную воду.

Мне хотелось пройти к разрушенному кирпичному дому, который со всех сторон зарос липами и дубами. Валентин Петрович купил его, чтобы построить дом.

Мы прошли около берега и наблюдали за скользящими в тине се­ребристыми карасями. Рядом проглядывали остатки то ли плотины, то ли водопровода. Вскоре наша тропинка устремилась к дому, обру­шенные стены которого выглядывали сквозь кусты.


Над полуобвалившимся домом наконец-то загорелось ласковое солнце. Среди редких облаков пролетел коршун. Он вдруг недобро­желательно прикрикнул на нас с высоты. Это был удивительный миг. И мне впервые было приятно слышать голоса дикой природы.

Мы осторожно побродили внутри пустого холодного дома по тёмным разломанным сгнившим доскам, и Валентин Петрович поде­лился планами его обустройства.

(По А. Грешневикову)

Задание

  1. вариант:

  1. выполните морфологический разбор слова неожиданно;

  2. выполните синтаксический разбор предложения: Мы про­шли около берега и наблюдали за скользящими в тине сереб­ристыми карасями;

  1. вариант:

  1. выполните морфологический разбор слова рядом;

  2. выполните синтаксический разбор предложения: Он вдруг недоброжелательно прикрикнул на нас с высоты.

Скворцы

Скворцы летели так целыми стаями над нашими головами. Но скоро стая вмиг рассеялась и чёрными диковинными плодами размес­тилась на ветках яблонь. Бока птиц блестели металлическим отливом. Жёлтые клювы чертили воздух.

Мы с вечера ждали их появления в саду. Проталин было ещё ма­ло, и птицы питались в полях и на лесных опушках. Когда совсем сойдёт снег, они начнут устраиваться в скворечниках.

В саду у Александры Дмитриевны двадцать один скворечник. Прямоугольные домики прилажены на яблонях, в зарослях черёмухи. Шесты с птичьим жильём по-хозяйски привинчены проволокой к стволам деревьев.

Я сидел на завалинке в глянцевых галошах и жмурился от солнца вместе с кошкой Машкой.

Скворцы не дрогнули, не испугались Машки и человека. Они

только что вернулись с кормёжки и сидели в кронах яблонь и изредка переговаривались друг с другом.

(По А. Грешневикову)

Задание

  1. вариант:

  1. выполните фонетический разбор слова птичьим;

  2. подчеркните грамматическую основу в выделенных пред­ложениях.

  1. вариант:

  1. выполните фонетический разбор слова жильём;

  2. подчеркните грамматическую основу в выделенных пред­ложениях.

Волшебный сон

Блеснул фонарь, и улица осветилась. За день она покрылась сне­гом, сровнявшим всё. Девочка подошла к дивану, сбросила одежонку и побежала в ванную комнату. От прикосновения холодной воды тело разгорелось, потом стало охлаждаться. После обтирания мохнатым полотенцем девочка легла в постель. Спать не хотелось, но она начала тереть глаза.


Неожиданно в зрачках стали зажигаться какие-то блестящие точки. Её проблески сменились линиями, которые росли, рас­ширялись. Девочка увидела водную равнину, много пловцов в уди­вительных костюмах. Вдруг они куда-то исчезли. Они затаились за пологом растений, которые почти касались неба. Какой красивый пейзаж! Кругом простирается блистающая горящей цветной водой долина. Девочке казалось, что она шагает по воде, но не промока­ет. Вот она наклонилась, прикоснулась к жёлтому цветку, который вырос прямо на блестящей воде. Будто сотворённый волшебником росток горел!

Внезапно она услышала чей-то голос. Это мама приложила ей ла­донь ко лбу и случайно разбудила давно уже спавшую дочь.

(По Н. Лесиной)

  1. выполните морфологический разбор любого причастия,

  2. выполните синтаксический разбор сложносочиненного предложения.

Моё лето

Лето после экзаменов я провёл у родителей на даче близ станции Столбовой.

В доме, по преданию, казаки нашей отступавшей армии отстрели­вались от наседавших передовых частей Наполеона. В глубине парка зарастали и приходили в ветхость их могилы.

Внутри дома были узкие комнаты, высокие окна. Настольная ке­росиновая лампа разбрасывала огромных размеров тени по углам тёмных бордовых стен и потолку.

Под парком вилась небольшая речка. Над одним из омутов про­должала расти в опрокинутом виде большая старая берёза.

Зелёная паутина её ветвей представляла висевшую над водой воз­душную беседку. Там можно было сидеть или лежать. Здесь я обос­новал свой рабочий угол. Я читал Тютчева и первый раз в жизни пи­сал стихи.

В гуще этого дерева я за три летних месяца написал стихотворе­ния своей первой книги.

(По Б. Пастернаку)

Задание

|| Выполните фонетический разбор любого слова из текста.

Итоговые контрольные диктанты с грамматическими
заданиями разных уровней сложности


Коктебель

Цикад в Коктебеле трудно увидеть, но нельзя не услышать. По ве­черам они развлекают вас неумолчным отрывистым стрекотаньем. Жёсткий трепет цикад кажется непривычным, но со временем стано-

122

вится очень привычным и естественным, как запах полыни или гул морского прибоя.

Цикады — самые громкие певцы среди насекомых. Никакие куз­нечики или сверчки не могут с ними конкурировать. В тропиках ци­кады поют ещё громче. Их стрекотанье напоминает звук пилы, а в Южной Америке или Индии оно не уступает по громкости пронзи­тельному свистку паровоза. Поют только самцы. Это потому, что у них на нижней стороне брюшка есть пара выпуклых пластинок, кото­рые называются цимбалами.