ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 988

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Распределительный диктант

Задание

Запишите сложные предложения, распределив их на две группы: союзные и бессоюзные. Объясните с помощью схем рас­становку знаков препинания. Подчеркните грамматические осно­вы в предложениях, союзы заключите в овал.

1. Осенью рябина краснеет а берёза желтеет. (К. Паустовский)

  1. Ещё природа не проснулась сквозь редеющего сна весну прослы­шала она и ей невольно улыбнулась. (Ф. Тютчев) 3. По небу голубому проехал грохот грома и снова всё молчит. (С. Маршак) 4. Ложился на поля туман гусей крикливых караван тянулся к югу. (А. Пушкин)

  1. Синели звёзды на рассвете и над землёй редела мгла. (А. Чуркин)

  2. Ещё в полях белеет снег а воды уж весной шумят. (Ф. Тютчев)

Творческий диктант

  1. У террасы росли кусты роз.

  2. Под кустиком мы увидели синий цветочек.

  3. Утренняя роса покрыла листву на деревьях.

  4. Частые капли дождя тяжело шлёпали по листьям.

  5. В этом глухом и тёмном лесу живут белки и ежи.

  6. Маленький рысёнок весело бегает и прыгает в густой траве.

  7. В апреле воздух заметно потеплел.

  8. Снова услышим звонкий свист снег ирей только в зимнем лесу.

Задание


Продолжите каждое предложение так, чтобы получилось сложное предложение. Составьте схемы получившихся предло­жений.

Прямая речь. Диалог. Разделительные
и выделительные знаки препинания
в предложениях с прямой речью


Объяснительные диктанты

1. На другой день Знайка сказал коротышкам: «Сегодня вечером приходите, братцы, ко мне». 2. Со всех сторон раздались крики: «Верно! Правильно! Молодец, Знайка! Ура!» 3. А другой коротышка спросил: «А вы привезли что-нибудь с Луны?»

(Н. Носов)

Задание

I Составьте схемы предложений.

  1. — Где ты брат Иван?

  • В горнице.

  • А что делаешь?

  • Помогаю Петру.

  • А Петр что делает?

  • Да на печи лежит.

  1. — Ты пирог съел?

  • Не я.

  • А ещё хочешь?

  • Хочу.

(Шуточные диалоги из русского фольклора)

Задание

|| Объясните постановку знаков препинания.

Цифровой диктант

Задание

Прослушайте высказывания великих людей об ораторском искусстве. Запишите номера только тех предложений, в которых есть прямая речь.

1. «Красноречие — наука и умение говорить и писать красно, убе­дительно и увлекательно», — говорил В. Даль. 2. М.В. Ломоносов счи­тал, что, «красноречие есть искусство о всякой данной материи крас­но говорить и тем приклонять других к своему мнению». 3. Л.Н. Толстой утверждал: «Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли». 4. А.П. Чехов писал, что «для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать».

Творческие диктанты

Задание

I Преобразуйте сложные предложения в предложения с пря- I мой речью. Запишите, правильно расставляя знаки препинания.

1. Медсестра сказала мне, что доктора сегодня не будет. 2. Мама спросила, выучила ли я уроки. 3. Охотник крикнул нам, чтобы мы не ходили на болото. 4. Приезжий спросил у москвича, как ему пройти на Красную площадь.

Задание

Прослушайте текст. При его записи под диктовку исправьте неверные средства связи между предложениями.

У меня есть попугай. Попугая зовут Кеша. Кеше сейчас один год. Кеша очень умный и красивый. Кеша уже выучил пять слов. Кеша любит летать по дому. Кеше нравится прятаться в цветах.



Контрольные диктанты

Приход весны

Светлая богиня Жива побеждала злую ведьму Морану. По ночам зима ещё заращивала льдом и инеем прорехи, что наносили ей днём солнечные лучи. Но все глубже ложились синие проталины. Тяжёлые облака освобождали небо.

Скоро в каждой избе хозяйки соберутся месить сладкое тесто и вылепят из него маленьких птиц. Потом этих птиц обмажут мёдом и пойдуг с ними за юродскую стену звать в гости весну. Утром в поле они примутся расстилать новый холст, положат на него душистый пирог и оставят всё это в дар весне. «Отведай угощения, не побрез­гуй», — попросят с поклоном женщины.

(По М. Семёновой)

Задания

фонетический разбор:

  1. вариант — синие;

  2. вариант — злую; морфемный разбор:

  1. вариант — побежала, маленьких:,

  2. вариант — наносили, расстилать.

Из густых ёлок вышел под берёзу заяц и остановился. Не посмел он идти через большую полянку и пошёл вокруг неё от берёзки к бе­рёзке. Вот он остановился, прислушался. Слушает заяц. Листья пада­ют, шепчутся. Кажутся зайцу то волк, то лисица. Но может и трусли­вый заяц набраться храбрости и не прислушиваться, не смотреть по сторонам. Вот тут и есть опасность. Ты не побоялся, не поддался об­ману падающих листьев. Лиса же воспользовалась этим и схватила тебя в зубы.

(По М. Пришвину)

Задания

  1. Выпишите из текста одно простое нераспространённое предложение, в котором есть однородные сказуемые; подчерк­ните эти сказуемые.

  2. Найдите в тексте простое нераспространённое предложе­ние и распространите его так, чтобы в нём появилась запятая. За­пишите предложение.

  3. Подчеркните подлежащее и сказуемое в трёх предложени­ях текста.

Поздний сентябрь

Конец сентября. Клён полыхает ярким багрянцем, и молодая бе­рёзка у нашего дома совсем пожелтела. А ведь она первая весной рас­пустила свои клейкие листочки! Резкие порывы ветра сбрасывают с деревьев их летнюю одежду.

Листья крутятся, вьются в воздухе бабочками или маленькими па- рашютиками, устилают разноцветным ковром мокрую землю, сбива­ются в кучи в укромных уголках дворов. С каждым днём всё позже восходит солнце и всё раньше прячется за край окрестных гор.

В лесу уже ты не услышишь весёлого птичьего щебетанья, не найдёшь съедобных грибов, но зато у дороги сможешь увидеть мухо­мор или поганку.


Вот уже третий день идёт дождь, и его тонкие струйки льют и не хотят остановиться.

(По Н. Соловьёвой)

Задания

  1. В первом абзаце найдите сложное предложение и под­черкните в нём подлежащее и сказуемое.

  2. 1) В двух последних предложениях графически объясните постановку знаков препинания;

  1. выполните синтаксический разбор любого простого пред­ложения с однородными членами.

  1. 1) В предложениях 2-го абзаца графически объясните по­становку знаков препинания;

  1. выполните синтаксический разбор одного из сложных предложений.

Осень пришла

Странные голоса, тяжёлое дыхание ветра в вершинах лиственниц, шорохи, почти человеческое бормотание воды наполняли тьму тай­ной.

И вдруг всё стало тихо.

Когда мы засыпали в палатке, мы совсем не думали, что в эту са­мую минуту в тайгу входила осень.

Когда пришло время вставать, высунули мы головы и замерли. Сразу за нашей палаткой начиналось невероятное. Нам показалось, что мы вдруг очутились на морском дне. Воздух сгустился, стал ощу­тимым и зыбким.

Чёрные стволы деревьев колыхались, плыли в нём и были похожи на гигантские водоросли.

Над головой скудные жёлтые лучи дробились о волны волшебно­го моря и трепетали, покачивались.

Около палатки алели заросли кораллов. За ними круто уходила стена невидимого берега. Выше тёмного обрыва не то лежал на суше, не то плавал золотой кленовый лист.

«Да это же осень! Осень принта! Это она! — мелькнуло вдруг в голове».

(По А. Дитриху)

Задания

  1. 1) Выпишите 2—3 слова с безударной проверяемой глас­ной в корне, подберите проверочные слова к каждому из них, выделив корень;

  1. найдите слово, в котором пять слогов, и выполните его фо­нетический разбор;

  2. выполните синтаксический разбор предложения: Около палатки алели заросли кораллов.

  1. 1) Выпишите слова с непроизносимыми и проверяемыми согласными в корне, подберите проверочные слова к каждому из них, выделив корень;


  1. найдите любое слово, в котором буква ю обозначает два звука, и выполните его фонетический разбор;

  2. выполните синтаксический разбор предложения: Над го­ловой скудные жёлтые лучи дробились о волны волшебного моря и трепетали, покачивались.

  1. 1) Выпишите слова с чередующейся гласной в корне, гра­фически объясните его написание;

  1. найдите слово из шести слогов, в котором буква е обозна­чает два звука, и выполните его фонетический разбор;

  2. выполните синтаксический разбор предложения: Когда мы засыпали в палатке, мы совсем не думали, что в эту самую минуту в тайгу входила осень.

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ
КУЛЬТУРА РЕЧИ


Повторение изученного в 5 классе
Словарный диктант


  • Диванные подушки, последние новости, грустные глаза, строительные леса, дремучий лес, дружба на всю жизнь, щёки горят, всё время беспокоиться, отутюжить брюки, сесть на стул.

Задание

|| Подчеркните слова, к которым можно подобрать синоним.

Выборочный диктант

Задание

Запишите в столбик только многозначные слова. Составьте с ними словосочетания, иллюстрирующие их многозначность.

  • Облако, крыжовник, горячий, лекция, конструкция, концерт­ный, свежий, карабкаться, купаться, палисадник, палас, блестящий.

Творческий диктант

Задание

I Запишите только антонимы к диктуемым словам.

  • Тупой, звонкий, длинные, интересная, страшная, включить, одеть, строить, говорить.

Общеупотребительные слова. Диалектные
и профессиональные слова


Словарный диктант

• Пояс платья, гуторить громко, зелёный лук, голосистый пе- вень, буряки в огороде, горшок каши, вкусная земляница, поля в кни­ге, пошивочные фабрики.

Задание

  1. Подчеркните необщеупотребительные слова.

Распределительный диктант

Задание

I Распределите слова в три колонки: общеупотребительные, I диалектные, профессиональные.

• Оберегать, заиндевелый, бурак, администратор, бланширо­вать, обопнуться, карусель, забуроманить, майна, шпатель, ножницы.

Творческий диктант