Файл: Отчет по практике Технологическая (проектнотехнологическая) практика (учебная).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 385

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Наблюдала за консультацией студента – первокурсника, который жаловался на проблемы с родителями. В ходе диалога психолог выявила, что проблема кроется не в родителях, а в зажатости и не понимании самого себя.

В ходе консультации психологом были предложены рекомендации по развитию и формированию коммуникативных навыков, навыков взаимодействия в группе, снижению уровня скрытой агрессии, повышению самооценки, проводилось обучение конструктивному поведению в конфликтных ситуациях в системах «учитель-ученик», «ученик-родитель», навыкам саморефлексии, приемам снижения уровня тревожности, избавлению от зависимостей.

Следовательно, услуги педагога-психолога востребованы и необходимы им в разрешении имеющихся трудностей.


6. Проведение занятий
6.1. Тренинг «Учимся строить взаимоотношения»

Занятие проходило на группе студентов первого курса, у которых психолог выявила проблемы взаимоотношений в семье.

Всего в тренинге участвовало 10 человек. В процессе проведения тематического социально-психологического тренинга происходит обучение оптимальному поведению в различных ситуациях межличностного общения. С участниками обсуждаются проблемы, с которыми они встречаются в повседневной жизни, ведётся поиск решения этих проблем.

Особое значение придаётся непосредственным переживаниям участников, их самосознанию и осознанию того, что происходит вокруг. Во время тренинга поощряется исследовательское, заинтересованное отношение к действительности, способность быть и оставаться самим собой во взаимодействиях с другими людьми. Особая роль при проведении отводится сотрудничеству.

При проведении мероприятия способом тренинга основнаяцель состоит в том, чтобы при добровольном участии, в неформальной обстановке, атмосфере взаимного доверия и полной психологической открытости каждый из участников смог лучше познать себя и других людей, выработать новые пути и формы взаимодействия семьи и студентов.

В процессе проведения тренинга осуществляются следующие задачи:

1. Эмоциональное раскрепощение, самораскрытие участников, самоактуализация личности.

2. Формирование потребности в общении и взаимодействии и чувства общности.

3. Выработка и закрепление эффективных форм адаптивного межличностного поведения в ракурсе темы «
Учимся строить взаимоотношения».

4. Более активное включение родителей в школьную жизнь.

Структура проведения тренинга:

1. Приветствие (цели, задачи)

2. Представление участников.

3.Ожидания от тренинга.

4. Выработка правил работы.

5. Тематическая часть.

6. Подведение итогов.

7 Завершение.

Используются следующие интерактивные методы:

1. Игры- разминки.

2. Мини- лекция и презентация.

3. Обучение на примерах.

4. Дискуссия в малых группах.

5. Общее обсуждение.

6. Вопросы и ответы.

7. Анализ и решение проблем.

Ход тренинга:

  1. Сообщение по теме тренинга.

Чтобы хлопнуть в ладоши – нужны две ладони.

Каким будет хлопок, зависит от обеих ладоней.

Восточная пословица

Психологи по этому же поводу говорят: смысл общения – в его результате… одним из условий любого общения, независимо от его содержания, является психологический контакт, способствующий балансу и гармонии человека с его окружением (Х. Алдер).

Основная задача, которая стоит сейчас перед каждым педагогом, каждым родителем, заключается в следующем: формирование и развитие подростка как личности, обладающей теми качествами, которое необходимы ей в обществе. На современном этапе нам нужна личность духовно богатая, высоконравственная, внутренне свободная, ответственная и, конечно, психологически здоровая.

В настоящее время в педагогической практике получили распространение некоторые психологические методы, один из которых, на мой взгляд, как нельзя лучше позволяет осуществить личностно-ориентированный подход в воспитании, а главное, сформировать психологически здоровую личность. Это социально-психологический тренинг. Тренинговую формы работы сейчас используют довольно часто. Почему? Потому что удобно, потому что с удовольствием работает вся группа, потому что по-новому раскрываются люди, потому что тренинг – это во многом игра, а играть любят и дети, и взрослые.

Тренинг - это получение участниками непосредственного опыта. От жизненного он отличается только тем, что специально отобран и организован, поэтому лучше осознается и усваивается. Обучаясь методом «проб и ошибок», человек потратит месяцы на достижение того, что в хорошо спланированном тренинге может быть достигнуто за гораздо более короткий срок.



Сегодня у нас с вами есть возможность подойти к пониманию и решению проблемы «Выстраивание взаимоотношений» через практические методы с помощью данного семинара-тренинга.

2. Упражнение «диагностика цветонастроения»

А теперь, пожалуйста, скажите: каким цветом можно охарактеризовать ваше настроение, состояние здесь и сейчас?

- Желтое... - Голубое... - Серое... - Зеленое... - ........

После того, как участники высказались, я, определив по цветам преобладающее настроение группы, проводила упражнение на эмоциональный и физический «разогрев».

3. Упражнение «Слушать и слышать»

Попробуем посчитать до 10 (в идеале счет происходит по количеству участников) Вроде бы как просто, правда?! Просто, да не очень, потому что здесь важно не только слушать, но и слышать, чувствовать другого человека.

Правила простые: по сигналу (хлопок в ладоши) кто-то говорит «Один», дальше кто-то произносит «два» и так далее. Но, если цифра прозвучала не от одного человека, а от нескольких, счет прекращается и по сигналу начинается сначала, пока все цифры не будут произнесены не более чем одним голосом. В игровой форме это упражнение учит слышать другого человека, а это очень важное умение в жизни.

4. Упражнение «Две ладони»

Соедините, пожалуйста, две ладони. Теперь надавите одной на другую, сделайте это несколько раз, усиливая интенсивность. Что вы чувствуете? Скорее всего, хочется вернуть ладони в исходное положение, так как вторая ладонь испытывает давление. Так же и в общении, при излишнем воздействии с одной стороны, возникает сопротивление с другой. Согласитесь, гораздо спокойнее и приятнее чувствовать не столь интенсивное воздействие, а позволять быть взаимодействию. Это касается взаимоотношений «студент-родитель».

5. Рефлексия.

Ваши впечатления и чувства сейчас? (Слушала ответы студентов).

Что было сегодня вам интересно, что дало возможность задуматься, увидеть что-то по-новому? (Выслушивала участников).

Известны две основные концепции, два подхода к образованию и воспитанию. Первый подход исходит из того, что человечество накопило огромный опыт и стремится в обобщенном виде передавать его подрастающему поколению, чтобы оно не только усваивало, но и в дальнейшем обогатило этот опыт.

Личность – это не только совокупность опыта, который мы накопили с момента зачатия до настоящего времени
; главное в человеке – то, что отличает тебя от всех других людей на свете; то, что заставляет тебя видеть мир по-своему, чувствовать по-своему, думать по-своему; то, что делает тебя неповторимой индивидуальностью.

Помните, тем не менее, что техникум – это важный элемент обучения и воспитания личности, но главным, более важным и, соответственно, ответственным элементом при воспитании является семья. По силе воздействия и влияния — это неоспоримый факт.

Мы –Ваши помощники, но, когда мы вместе – у нас все получится.

8. Подведение итогов.Упражнение «Горящая свеча» (зажигается свеча, передаётся по кругу, все желающие говорят пожелания).

6.2. Тренинг «Хочу учиться»

Тренинг направлен на повышение уровня учебной мотивации студентов техникума.

Цель: создание социально-психологических условий для выработки самими студентами эффективного стиля познавательной учебной деятельности и формирования стрессоустойчивости.

Задачи:

-сформировать у студентов необходимую позитивную мотивацию;

-сформировать у обучающихся необходимые и доступные им в период подготовки к экзаменам навыки самоанализа и саморефлексии;

-дать обучающимся возможность познать свои сильные стороны и научиться опираться на них в процессе сдачи экзаменов;

-предоставить подросткам возможность познать слабые стороны своей познавательной деятельности и дать представления о способах их развития или приспособления к ним (компенсация другими возможностями).

Время: 1,5 часа (90 мин.). В тренинге участвовало 15 студентов 2 курса.

Ход занятия:

Поприветствовав студентов и представившись, озвучила им цели тренинга и ознакомила с правилами работы в группе.

1Упражнение «Комплименты».

Цель: создание благоприятных условий для тренинговой группы, способствующих самораскрытию членов группы.

Задачи:

- повышение позитивного настроя;

- сплочение участников тренинговой группы;

- повышение положительного отношения к учёбе.

Необходимо поставить друг напротив друга 2 стула. Один из участников садится на стул, другие по очереди садятся на второй стул и отмечают в слушателе только положительные качества. Слушатель может что-то уточнять, задавать дополнительные вопросы, но не отрицает и не оправдывается. Каждый член группы должен побывать на месте слушателя. Затем необходимо обсудить, что думал каждый из участников в процессе выполнения задания.

Оборудование: стулья.


2. Упражнение «Пожелания».

Цель: развитие позитивного мировосприятия, гармонизация социально-психологического микроклимата коллектива.

Задачи:

- актуализация внутриличностных ресурсов обучающихся;

- улучшение общего психоэмоционального фона обучающихся.

Участникам нужно было высказать пожелания на сегодняшний день друг другу. Оно должно быть коротким. Ребята кидают мяч и высказывают пожелание. Необходимо, чтобы мяч побывал у всех участников.

3. Упражнение «Позитивные мысли».

Цель: повышение самооценки, развитие способности самоанализа.

Задачи:

- повышение стремления к самопознанию;

- актуализация внутриличностных ресурсов обучающихся;

- развитие осознания сильных сторон своей личности.

Участникам по кругу предлагалось дополнить фразу «Я горжусь собой за то…». Не следует удивляться, если некоторым детям будет сложно говорить о себе позитивно. Необходимо создать атмосферу помогающую, стимулирующую ребят к такому разговору.

Данное упражнение направлено на поддержку в учениках следующих проявлений: позитивных мыслей о себе, симпатии к себе, способности относится к себе с юмором, выражение гордости собой как человеком, описания с большей точностью собственных достоинств и недостатков.

После того как каждый участник выступит, проводится групповая дискуссия. Вопросы для дискуссии могут быть следующими:

1. Важно ли знать, что ты можешь хорошо делать, а чего не можешь?

2. Надо ли преуспевать во всем?

3. Какими способами другие могут побудить тебя к благоприятному самовосприятию? Какими способами ты можешь сделать это сам?

4. Есть ли разница между подчеркиванием своих достоинств и хвастовством? В чем она заключается?

Такие дискуссии дают студентам хороший повод для того, чтобы оценить свои способности и скрытые возможности. Они начинают понимать, что даже у самых «сильных» людей есть свои слабости. А свои достоинства есть и у наиболее «слабых». Такая установка приводит к развитию более благоприятного самоощущения.

Оборудование: стулья.

4. Упражнение «Опиши человека».

Цель: развитие образного мышления, гармонизация социально-психологического микроклимата коллектива.

Задачи:

- актуализация внутриличностных ресурсов обучающихся;

- улучшение общего психо-эмоционального фона обучающихся.