ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное Бюджетное Дошкольное образовательное учреждение города Севастополя
«Детский сад № 91 комбинированного вида»
Консультация для педагогов
на тему:
«Мастерство общения педагога с детьми».
Подготовила педагог-психолог Кот Т.П.
Севастополь
Как стать педагогом, востребованным сегодня детьми и обществом? Чем необходимо овладеть, чтобы добиться взаимопонимания и взаимодоверия с воспитанниками и коллегами?
Известно, что продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения педагогом технологией педагогического общения.
Анализ педагогической практики показывает, что многие серьезные затруднения в решении задач обучения и воспитания возникают из-за неумения педагога правильно организовать общение с детьми. Какие бы классификации методов обучения и воспитания ни предлагались, воздействие педагога на личность ребенка осуществляется только через живое и непосредственное общение с воспитанниками.
Одним из слагаемых этого мастерства педагога является культура его речи. Кто владеет культурой речи, тот достигает больших успехов в профессиональной деятельности. Сегодня активное одностороннее воздействие, принятое в авторитарной педагогике, замещается взаимодействием, в основе которого лежит совместная деятельность педагогов и воспитанников. Его основными параметрами являются взаимоотношение, взаимоприятие, поддержка, доверие.
Культура речи – владение языковыми нормами произношения, ударения и словоупотребления, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с его целью и содержанием.
От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Помня об этом, воспитатель должен считать своим профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает.
Компоненты культуры речи педагога:
1. Грамотность построения фраз.
2. Грамотное произношение слов из обыденной жизни: правильное ударение в словах и исключение местных диалектов.
3. Простота и ясность изложения: немногословие.
4. Выразительность:
-
интонация и тональность; -
темп речи, паузы; -
динамика звучания голоса; -
словарное богатство; -
образность речи; -
дикция.
5. Правильное использование специальной терминологии:
-
исключение режущих слух фразеологических оборотов; -
исключение лишних слов.
Общение - это взаимодействие субъектов, в котором происходит обмен рациональной и эмоциональной информацией, деятельностью, опытом, знаниями, умениями, являющееся необходимым условием развития и формирования личностей и групп. Общение удовлетворяет особую потребность человека в контактах с другими людьми.
В педагогическом общении присутствуют оба вида общения. Когда педагог ведет объяснение нового материала, он включен в социально-ориентированное общение, если он работает с воспитанником один на один, то общение личностно ориентировано.
Таким образом, педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и воспитанниками, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.
Педагогическая система «воспитатель-воспитанник» в этом случае рассматривается как определенная культурная общность, в которой большая роль отводится выполнению социально одобряемых норм поведения: уважительного отношения к человеку, доброжелательности, общительности.
При общении с воспитанником рекомендуется следовать следующим принципам:
-
принимать ребенка таким, каков он есть; -
помнить, что каждый человек самобытен; -
верить в способности воспитанников -
стимулировать их творческую активность; -
уважать личность детей, создавать ситуацию успеха для каждого; -
не унижать достоинства ребёнка; -
не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий; -
помнить, что любой может ошибаться; -
не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.
В процессе осуществления непосредственного общения педагога с воспитанниками нередко возникают некие психологические «барьеры», которые мешают общению и отрицательно сказываются на общем ходе занятия, самочувствии педагога и воспитанников. Как правило, они возникают незаметно, и первое время могут не осознаваться воспитателем. Зато школьники воспринимают их сразу. И если «барьер» закрепляется, то и сам педагог начинает чувствовать дискомфорт, тревогу, испытывать нервозность. Если это состояние становится устойчивым, то оно мешает педагогическому контакту с детьми и в конечном итоге сказывается на характере педагога - формируется так называемый неверный педагогический характер. В этой связи во многих случаях следует искать не новые методы обучения и воспитания, а надежное коммуникативное обеспечение уже известной методики, поскольку за структурой воспитательного мероприятия всегда ощущается его коммуникативная партитура.
Для эффективного общения человеку необходимы следующие качества личности: доброжелательность, внимательность, общительность, уверенность в себе, терпение, активность.
Для того чтобы общение было эффективным, необходимо соблюдать правила общения:
-
надо быть уверенным в себе, занимать активную позицию; -
принимать собеседника таким, какой он есть; -
учитывать особенности собеседника, в том числе возрастные; -
быть открытым, искренним собеседником; -
необходимо уважать собеседника, его права, мысли, чувства, быть к нему внимательным; -
необходимо настроиться на разговор, иметь положительные намерения, создать атмосферу доверия (можно использовать для этого улыбку, позитивные жесты, вежливые слова); -
при необходимости надо создать благоприятные условия для общения (освещение, дистанция); -
надо смотреть на собеседника, наблюдать за самочувствием партнера во время разговора, за его невербальными реакциями; -
надо уметь слушать, постараться услышать все сообщение целиком, дать собеседнику обратную связь о том, что вы его слышите и понимаете; использовать уточнения, повторение, визуальный контакт. Слушание требует сознательного усилия и концентрации внимания. -
необходимо попытаться встать на точку зрения собеседника, на его позицию, понять его мысли, намерения; -
надо дать высказаться собеседнику, не перебивать, быть терпеливым, спокойным; -
говорить надо от первого лица, сообщать о своих мыслях, чувствах (я - сообщение); -
речь должна быть ясная, четкая, грамотная, выразительная; -
поза, мимика, жесты должны подкреплять слова; -
в ходе разговора необходимо быть ответственным, т.е. слушая и высказываясь сами, мы берем ответственность на себя за сообщение; -
разговор надо довести до конца.
Дополняют речь, эмоционально влияют на воспитанников, передают чувства и переживания педагога невербальные средства (взгляд, мимика лица, движение рук).
Невербальное поведение педагога связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. Рассмотрим кратко основные невербальные средства общения.
-
Роль мимики в передаче информации
Особая роль в передаче информации отводится мимике - движениям мышц лица. Мимика выражает проживаемые состояния, отношения. Исследования показали, что если лицо педагога неподвижно - теряется до 10-15% информации.
-
Выразительность пластики тела
Поза педагога должна быть свободной, без зажатости, психологической скованности, «окаменелости» (например, жесткая стойка со скрещенными на груди руками).
Коммуникативные возможности педагога; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности воспитанников находят выражение в стиле педагогического общения. Будучи категорией социально и нравственно насыщенной, стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру педагога и его профессионализм. Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на: авторитарный, демократический и либеральный.
1.Авторитарный стиль педагогического общения. Педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и инициативу. Воспитанники в данном случае выступают объектом воспитательных воздействий. Дети при таких способах взаимодействия будут, скорее всего, прекрасно вооружены знаниями, умениями и навыками и даже демонстрировать их на практике, однако такая демонстрация обусловлена не реальными потребностями и ценностями ребенка, а необходимостью реализовывать желательное поведение в присутствии воспитателя. Данная модель не способствует развитию самостоятельности и творческой инициативы у детей, а также полноценным межличностным контактам.
2. Демократический стиль педагогического общения. Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и сотрудничество. Педагог ориентирован на привлечение воспитанников к обсуждению и совместному решению общих дел, проблем. Создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей. Способствует развитию у ребенка умения общаться, учитывать интересы других людей, проявлять инициативу и самостоятельность. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, проявляет уверенность и активность.
3. Либеральный стиль педагогического общения (или попустительский).Характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, формализмом. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность. Уходит от ответственности за результаты своей деятельности. К результатам такого подхода к воспитанию относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. Возможно, что ребенок проявит раннюю самостоятельность и независимость, но не будет способным к участию и сопереживанию другим людям.
Наряду с данной классификацией стилями педагогического общения есть и иные подходы. Так, Л.Б. Ительсон, положив в основу классификации стилей общения те воспитательные силы, на которые в своей деятельности опирается педагог, выделил между авторитарным и демократическим целый ряд промежуточных:
-
Эмоциональный, основанный на взаимной любви и симпатии; -
Деловой, опирающийся на полезность деятельности и достижение задач, которые стоят перед учащимися; -
Направляющий, предполагающий незаметное управление поведением и деятельностью; -
Требовательный, когда задачи стоят прямо перед воспитанниками; -
Побуждающий, опирающийся на привлечение, специальное создание ситуаций; -
Принуждающий, основанный на давлении.
Если в отношении авторитарного и демократического стилей общения их оценка однозначна, то в отношении промежуточных следует исходить из того, что воспитательные силы всегда порождаются личностными отношениями, т.е всецело зависят от личности педагога.
В.А. Калик выделяет следующие стили общения:
1. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;
2. Общение на основе дружеского расположения;
3. Общение-дистанция;
4. Общение-устрашение;
5. Общение-заигрывание.
Наиболее продуктивный для всех участников педагогического процесса является стиль общения на основе увлеченности совместным творческим поиском. У мастеров педагогического труда вся система отношений с детьми строится на этой основе. С ним тесно связан стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Рассматривая систему взаимоотношения педагога с детьми, А.С. Макаренко неоднократно настаивал на формировании дружественного тона в отношениях педагога с коллективом. Некоторые педагоги интерпретируют эту категорию процесса общения и превращают дружественность в панибрасткие отношения с воспитанниками, которые отрицательно сказываются на всем ходе учебно-воспитательного процесса. Культивируя в своей деятельности дружеское расположение к детям, следует перспективой развития стиля общения иметь творческий союз на основе увлечения делом. Идти с детьми к цели – один из принципов педагогики сотрудничества. Следующим, довольно распространенным является стиль общение-дистанция