Файл: Особые пошлины и их роль в обеспечении защиты внутреннего рынка стран еаэс содержание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 214
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Специальное расследование как обязательное условие установления особых пошлин в ЕАЭС
1.3 Порядок исчисления и уплаты особых пошлин в ЕАЭС
Глава 2. Практика применения особых пошлин в ЕАЭС
2.1 Особенности применения особых пошлин в ЕАЭС
2.3 Проблемные вопросы, возникающие при применении особых пошлин в ЕАЭС
Компенсационная мера применяется в течение срока, который необходим чтобы устранить ущерб, понесённый отраслью экономики государств-членов вследствие субсидируемого импорта, но данный срок не должен превышать 5 лет.
Специальные защитные меры - временный тариф или квота, предпринимаемые правительством для осуществления защиты отечественно отрасли от непредвиденно возросшего импорта, наносящего ущерб.
Разница между антидемпинговыми пошлинами и специальными защитными мерами в том, что первые налагаются в случае не добросовестной конкуренции, тогда как вторые могут применяться против экспортеров, имеющих честное конкурентное преимущество.15
Специальная защитная мера применяется независимо от страны происхождения импортируемого товара, за исключением:
1) товара, происходящего из наименее развитых и развивающихся стран-пользователей системы тарифных преференций Союза (при этом доля импорта из этих стран должна быть менее 3% от совокупного объема импорта, а суммарная доля импорта из этих стран - менее 9% от совокупного объема импорта);
2) товара, происходящего из государства - участника Содружества Независимых Государств, являющегося стороной Договора о зоне свободной торговли.
Серьезный ущерб отрасли экономики государств-членов или угроза его причинения вследствие возросшего импорта должны устанавливаться на основе результатов анализа всех доказательств и сведений, относящихся к делу и имеющихся в распоряжении органа, проводящего расследования.
Орган, проводящий расследования, помимо возросшего импорта анализирует другие известные факторы, вследствие которых в тот же период причиняется серьезный ущерб отрасли экономики государств-членов или создается угроза его причинения. Указанный ущерб не должен быть отнесен к серьезному ущербу отрасли экономики государств-членов или угрозе его причинения вследствие возросшего импорта на таможенную территорию Союза.
Количественные показатели серьезного ущерба или его угрозы16:
1) показатели, характеризующие состояние рынка товара на таможенной территории Союза:
- темпы и объем роста импорта товара, к общему объему производства или потребления конкурирующего товара;
- объем потребления товара на таможенной территории Союза
;
- доля в потреблении товара, являющегося объектом расследования и конкурирующего товара;
2) показатели, характеризующие экономическое положение отрасли экономики:
- объем производства, реализации конкурирующего товара;
- уровень цен на импортный товар, в сравнении с уровнем цен на конкурирующий товар;
- себестоимость производства и цена конкурирующего товара;
- размер прибыли и рентабельность его производства;
- объем инвестиций;
- производительность труда, заработная плата и др.
Специальная защитная мера применяется по решению Комиссии в размере и в течение срока, которые необходимы для предотвращения или устранения серьезного ущерба отрасли экономики государств-членов или угрозы его причинения, а также для облегчения процесса адаптации отрасли экономики государств-членов к меняющимся экономическим условиям.
Специальная защитная мера может применяться в виде:
-
Импортной квоты (установление определенного объёма импорта товара, свыше которого он не может поставлять на таможенную территорию Союза); -
Специальной квоты (установление определенного объема импорта товара, в рамках которого товар поставляется на таможенную территорию Союза без уплаты специальной пошлины, а свыше которого - с уплатой специальной пошлины); -
Специальной пошлины (установление размера ставки).
Так, например, Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.08.2013 № 181 было установлено применение специальной защитной меры посредством введения сроком по 28 сентября 2016 г. включительно специальной пошлины в отношении посуды столовой и кухонной из фарфора. Размеры ставок специальной пошлины представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Размеры ставок специальной пошлины
Период действия специальной пошлины | Размер ставки специальной пошлины |
С 29 сентября 2013 г. по 28 сентября 2014 г. включительно | 1479 долларов США за одну тонну |
С 29 сентября 2014 г. по 28 сентября 2015 г. включительно | 1035,3 долларов США за одну тонну |
С 29 сентября 2015 г. по 28 сентября 2016 г. включительно | 591,6 долларов США за одну тонну |
Источник: Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.08.2013 № 181 "О применении специальной защитной меры посредством введения специальной пошлины в отношении посуды столовой и кухонной из фарфора, ввозимой на единую таможенную территорию Таможенного союза" // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/, 28.08.2013.
Срок действия специальной защитной меры не должен превышать 4 года. Данный срок может быть продлен (по результатам повторного расследования).
Также может быть проведено повторное расследование (если после введения специальной защитной меры прошло не менее 1 года) в целях:
1) определения целесообразности изменения, либерализации или отмены специальной защитной меры в связи с изменившимися обстоятельствами;
2) установления доли развивающихся или наименее развитых третьих стран в общем объеме импорта товара;
3) установления для государства - участника Содружества Независимых Государств факта выполнения определенных критериев.
Общий срок действия специальной защитной меры не должен превышать 8 лет (срок действия предварительной специальной пошлины плюс срок, на который продлевается действие специальной защитной меры).
Глава 2. Практика применения особых пошлин в ЕАЭС
2.1 Особенности применения особых пошлин в ЕАЭС
Отличительной особенностью применения особых пошлин является введение предварительной антидемпинговой, компенсационной и специальной защитной пошлин. Рассмотрим отдельные особенности применения особых пошлин:
1. Особенностью применения антидемпинговой меры является принятие экспортером товара, являющегося объектом расследования, ценовых обязательств.
2. Особенностью применения компенсационной меры является принятие добровольных обязательств субсидирующей третьей страной или экспортером товара, являющегося объектом расследования.
3. Особенностью специальной защитной меры, отличающей ее от антидемпинговых и компенсационных мер, является то, что она может применяться в виде импортной квоты.
2.2 Анализ практики применения особых пошлин и проведения специальных расследований в ЕАЭС и Российской Федерации
Законодательство Российской Федерации и законодательство ЕАЭС много лет содержали положения о применении особых мер по защите внутреннего рынка. Однако, к сожалению, отечественные производители редко прибегали к этим эффективным инструментам.
Пассивная позиция отраслей промышленности государств - членов Таможенного Союза в вопросах защиты своих интересов от демпингового, субсидированного и резко возросшего импорта привела к тому, что у Правительства Российской Федерации и Комиссии Таможенного Союза (в дальнейшем Евразийской экономической комиссии) не было понимания необходимости защиты интересов российской промышленности. Однако, в последнее время, компании стран-участниц ЕАЭС стали чаще прибегать к применению антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер.
Наиболее широко применяемыми мерами защиты внутреннего рынка являются антидемпинговые меры, обладающие некоторыми преимуществами: предметная направленность и эффективность,
хорошо проработанный механизм расследований, а также их применение на выборочной основе против конкретных экспортеров по сравнению с другими мерами, непосредственно влияющими на общие потоки импорта.
По данным статистики Департамента защиты внутреннего рынка ЕЭК, начиная с 2007 года, проведено 59 расследований. Лишь 12 расследований не привели к применению мер по защите внутреннего рынка.
В настоящее время ведётся 6 антидемпинговых расследований (табл.5).
Таблица 5
Активные расследования
Товар | Тип | Страна- экспортер | Дата начала |
Ферросиликомарганец | антидемпинговое | Грузия | 28 июня 2021 |
Ферросиликомарганец | повторное антидемпинговое | Украина | 25 июня 2021 |
Клиновые задвижки | антидемпинговое | Китайская Народная Республика | 23 июня 2021 |
Некоторые виды стальных труб | повторное антидемпинговое | Украина | 08 февраля 2021 |
Меламин | антидемпинговое | Китайская Народная Республика | 17 сентября 2020 |
Первичный полиэтилен высокой плотности | антидемпинговое | Узбекистан | 27 июля 2020 |
Источник: Департамент защиты внутреннего рынка. Расследования. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. [Электронный ресурс]. [Режим доступа]: http://www.eurasiancommission.org/ (дата обращения: 01.11.2021).
|
Два из данных расследований проводится повторно. Последнее расследование было начато 28 июня 2021 г.
За время существования Таможенного Союза были применены 21 антидемпинговая и 7 специальных защитных мер, из которых на данный момент действует 17 антидемпинговых (таблица 6).
Таблица 6.
Архивные меры защиты внутреннего рынка