Файл: Особые пошлины и их роль в обеспечении защиты внутреннего рынка стран еаэс содержание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 219
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Специальное расследование как обязательное условие установления особых пошлин в ЕАЭС
1.3 Порядок исчисления и уплаты особых пошлин в ЕАЭС
Глава 2. Практика применения особых пошлин в ЕАЭС
2.1 Особенности применения особых пошлин в ЕАЭС
2.3 Проблемные вопросы, возникающие при применении особых пошлин в ЕАЭС
Наименование товара (товарная позиция) | Страна- экспортер | Описание меры | Дата начала действия | Дата окончания действия | Основание |
Полиамидные технические нити (5402 ТН ВЭД ТС) | Украина | Антидемпинговая (пошлина -11,6%) | 22.07.2011 | 24.09.2013 | Решение КТС от 22.06.2011 №700 |
Никельсодержащий плоский прокат из коррозионностойкой стали (7219, 7220 ТН ВЭД ТС) | КНР; Тайвань; Гонконг; Макао; Республика Корея; Бразилия; Южная Африка | Антидемпинговая (разные ставки пошлины) | 22.07.2011 | 25.12.2013 | Решение КТС от 22.06.2011 №699 |
Столовые приборы из коррозионностойкой стали (8211, 8215 ТН ВЭД ТС) | Все кроме развивающихся, за исключением КНР (включая Тайвань, Гонконг, Макао). | Специальная защитная (пошлина -1,4 $ за 1 кг) | 21.08.2011 | 26.12.2012 | Решение КТС от 22.06.2011 № 704 |
Крепежные изделия (7318 ТН ВЭД ТС) | Все | Специальная защитная (пошлина -282,4 $ за 1 тонну) | 21.08.2011 | 17.03.2014 | Решение КТС от 22.06.2011 №703 |
Карамель (1704, 1806 ТН ВЭД ТС) | Все | Специальная защитная (пошлина –от 294,1 $ до 273,5 $ за 1 тонну) | 11.01.2012 | 07.07.2014 | Решение КТС от 18.11.2011 № 856 |
Трубы из коррозионностойкой стали (7304, 7306 ТН ВЭД ТС) | Все | Специальная защитная (импортная квота) | 23.09.2012 | 01.11.2014 | Решение Коллегии ЕЭК от 23.08.2012 №143 |
Угли активированные (3802 ТН ВЭД ТС) | Все | Специальная защитная (пошлина -0,45 $ за 1 кг) | 02.11.2012 | 07.09.2014 | Решение ЕЭК от 02.10.2012 №173 |
Ванны чугунные эмалированные (7324 ТН ВЭД ТС) | Китайская Народная Республика | Антидемпинговая (пошлина -51,87%) | 26.05.2013 | 25.01.2018 | Решение ЕЭК от 09.04.2013 №64 |
Легкие коммерческие автомобили (8704 ТН ВЭД ТС) | Федеративная Республика Германия; Итальянская Республика; Турецкая Республика | Антидемпинговая (разные ставки пошлины) | 15.06.2013 | 14.06.2018 | Решение ЕЭК от 14.05.2013 №113 |
Посуда столовая и кухонная из фарфора (6911 ТН ВЭД ТС) | Все | Специальная защитная (пошлина –от 1479 $ до 591,6 $ за 1 тонну) | 29.09.2013 | 28.09.2016 | Решение ЕЭК от 27.08.2013 №181 |
Зерноуборочные комбайны и модули (8433 ТН ВЭД ТС) | Все | Специальная защитная (импортная квота) | 01.01.2014 | 21.08.2016 | Решение ЕЭК от 25.06.2013 №143 |
Источник: Департамент защиты внутреннего рынка. Архивные меры. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. [Электронный ресурс]. [Режим доступа]: http://www.eurasiancommission.org/ (дата обращения: 02.11.2021).
Проанализировав данные из этой таблицы, можно сделать вывод о том, что в период с 2011 до 2014 года активнее использовались специальные защитные меры. В данный период были применены всего 4 антидемпинговые меры (сроком действия 2 года – 2 меры, и сроком действия 5 лет – также 2 меры).
Из 7 специальных защитных мер, 2 были применены посредством введения импортной квоты на товар (трубы из коррозионностойкой стали, зерноуборочные комбайны и модули), остальные меры были введены посредством специальной защитной пошлины.
Большинство антидемпинговых мер, введенных посредством антидемпинговых пошлин, применяются с различными ставками. Это связано с тем, что размер ставки пошлины изменяется в зависимости от производителя товара.
Например, в отношении лимонной кислоты (кодом 2918 14 0000 ТН ВЭД ТС), происходящей из Китайской Народной Республики, применяется антидемпинговая мера посредством введения антидемпинговой пошлины в следующих размерах от таможенной стоимости: 17
-
для Weifang Ensign Industry Co., Ltd - 4,20%; -
для TTCA Co., Ltd. - 6,82%; -
для Yixing-Union Biochemical Co., Ltd. - 16,97%; -
для прочих производителей - 16,97%.
Некоторые меры действуют уже около 10 лет. Так, например, антидемпинговая мера в отношении некоторых видов стальных труб (7304, 7305, 7306 ТН ВЭД ТС),страной происхождения которых является Украина, применялась в виде антидемпинговой пошлины сроком по 18 ноября 2015 г., а затем была продлена, на основании повторного расследования, по 1 июня 2021 г. включительно.18
Также интересен тот факт, что в отношении нефтегазопромысловые труб (7304 ТН ВЭД ТС), происходящих из Китайской Народной Республики, помимо применения антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины, Коллегия Евразийской экономической комиссии приняла решение об одобрении принятых на себя компаниями Tianjin Pipe Manufacturing Co., Hengyang Valin Steel Tube Co., Hengyang Valin MPM Co., Hunting Energy (Wuxi) Co., Shanghai Hilong Drill Pipe Co. ценовых обязательств. Антидемпинговая пошлина не взимается с товара указанных компаний, ввозимого в рамках ценовых обязательств.19
С 1 января 2019 года начали применяться положения, касающиеся организации электронного взаимодействия таможенных органов и плательщиков таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
Федеральная таможенная служба России (далее – ФТС) ввела в эксплуатацию Централизованную систему ведения единых лицевых счетов плательщиков таможенных платежей. Целью этого является совершенствование процедуры уплаты таможенных и иных платежей для участников ВЭД, то есть удаленная оплата и сокращение сроков прохождения денежных средств.
Данная система позволяет участникам ВЭД иметь единый лицевой счет (далее - ЕЛС) в ФТС, а не несколько счетов в различных таможенных органах, как было ранее. Благодаря этому участники ВЭД могут осуществлять операции в любом таможенном органе Российской Федерации, так как доступ к единому счету имеют все таможенные органы. Также участники ВЭД могут получать информацию и отчетность о движении денежных средств по результатам таможенных операций.
2.3 Проблемные вопросы, возникающие при применении особых пошлин в ЕАЭС
Анализ применения мер по защите внутреннего рынка показывает, что существует ряд проблемных вопросов, связанных с их применением в ЕАЭС.
Первая общая проблема – обход мер защиты внутреннего рынка.
Обход антидемпинговых и компенсационных мер защиты внутреннего рынка ЕАЭС от недобросовестной конкуренции стал неотъемлемой частью данных процессов. Под обходом компенсационной меры понимается изменение способа поставок товара для уклонения от уплаты компенсационной пошлины либо от выполнения принятых добровольных обязательств.
Проанализировав практику международной торговли, можно выделить пять методов обхода антидемпинговых мер защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции со стороны экспортирующих компаний.
Метод 1. Изменение иностранной компанией способа поставки аналогичного товара на таможенную территорию ЕАЭС с целью уклонения от уплаты антидемпинговой пошлины, либо несоблюдение компанией-экспортером добровольных ценовых обязательств.
Метод 2. Переключение иностранной компании-экспортера на другой метод недобросовестной конкуренции, то есть: использование специфической субсидии экспортирующего иностранного государства в форме финансовой поддержки отдельного предприятия ил и отрасли, направленной на стимулирование производства и экспорта аналогичного товара на внутренний рынок Евразийского экономического союза.
Метод 3. «Диффузия» антидемпинговой меры путем демпингового импорта аналогичного товара на таможенную территорию ЕАЭС через третью страну (с дополнительной переработкой товара или без такой переработки).
Метод 4. Использование «отверточной сборки» для товаров с высокой добавленной стоимостью, состоящих из многих компонентов, в отношении которых установлены антидемпинговые пошлины. Производители таких товары могут создавать предприятия на территории ЕАЭС и поставлять на внутренний рынок полный основных комплектующих, систем и агрегатов, из третьей страны с последующим проведением операций по сборке товаров с высокой добавленной стоимостью (например, автомобилей, телевизоров, компьютеров и т. д.) и реализацией их либо на внутреннем рынке (помещение под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления), либо на внешних рынках (помещение под таможенную процедуру переработки на таможенной территории).
Метод 5. Преодоление иностранной компанией антидемпинговых барьеров путем замены демпингового импорта аналогичного товара прямыми иностранными инвестициями в соответствующую отрасль Евразийской экономики. Это дает возможность компаниям экспортирующего иностранного государства сохранить свое присутствие на внутреннем рынке Евразийского экономического союза.20
В целях установления обхода антидемпинговой меры Департамент защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии может проводить повторное расследование по собственной инициативе либо по заявлению заинтересованного лица.
Приведем пример обхода антидемпинговой пошлины из мировой практики. Китай использовал третий метод обхода антидемпинговой меры путем демпингового импорта товара на таможенную территорию ЕАЭС через третью страну - Малайзию. В 2013 году была введена антидемпинговая пошлина сроком на 5 лет в отношении холоднодеформированных бесшовных труб из нержавеющей стали, происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза. 21 В 2017 году Департамент защиты внутреннего рынка ЕЭК начал повторное антидемпинговое расследование в целях установления обхода действующей антидемпинговой меры.
Проанализировав данные внешнеторговой статистики за период с 2013 по 2016 годы, Департамент зафиксировал, что при падании объёма поставок из Малайзии увеличивался объем поставок из КНР, и наоборот, что свидетельствует о переориентации поставок Товара. Было выявлено, что КНР являлся крупнейшим поставщиком данной продукции на территорию Малайзии.
В ходе расследования Департаментом защиты внутреннего рынка ЕЭК было установлено, что на таможенную территорию ЕАЭС в значительных объёмах поступает товар, страной происхождения которого указана Малайзия, при этом в Малайзии отсутствует производство данного товара, а также зафиксирован факт поставок товара, происходящего из КНР, на территорию Малайзии. Таким образом, Департаментом, по результатам анализа данных, сделан вывод об осуществлении в период расследования поставок китайского Товара на таможенную территорию ЕАЭС без уплаты антидемпинговой пошлины путем изменения схемы поставок и осуществления их через территорию Малайзии.22
Самой важной проблемой применения особых мер нетарифного регулирования является разность интересов стран-участниц ЕАЭС.