Файл: Игра в педагогической деятельности. Игра в жизни ребенка. Ее функции.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Играя в подвижные игры, у детей происходит напряжение внимания и мышечной деятельности, а вот степень напряжения ребенок учится регулировать самостоятельно, в зависимости от игровой ситуации он может чередовать движения с отдыхом. Это ведет за собой развитие наблюдательности и сообразительности, способности находить выход из сложных ситуаций, быстро принимать решение, проявлять ловкость и выносливость.
Приобретенный двигательный опыт и хорошая общая физическая подготовка создают необходимые предпосылки для последующей спортивной деятельности.
Таким образом, игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Двигательная активность детей во время игры при умелом руководстве педагога эффективно влияет на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.
Игры делятся на элементарные – это подвижные игры с правилами и сложные – это игры с элементами спортивных игр.
Подвижные игры с правилами подразделяются на сюжетные, бессюжетные, игры-забавы и аттракционы.
Сюжетные подвижные игры характеризуются наличием сюжетного сказочного или жизненного эпизода («Гуси-гуси», «Воробушки и автомобиль»). Движения в игре носят имитационный характер, это преимущественно коллективные игры, широко применяются во всех возрастных группах.
Бессюжетные подвижные игры в свою очередь подразделяются тоже на несколько групп:
- Подвижные игры типа «Ловишек». Они очень похожи на сюжетные, здесь так же присутствуют правила, роли (ловишка или салка) и согласованные действия игроков. Отсутствуют только образы.
- Подвижные игры с предметами (мячи, обручи, кегли, скакалки и т.д.). Двигательные задания в этих играх более сложные – метание, прокатывание, играть могут небольшие группы детей, в игре присутствуют элементы индивидуального соревнования и соперничества.
- Подвижные игры с элементами соревнования и игры-эстафеты («Чье звено быстрее соберется», «Какая команда быстрее передаст мяч»). Эти игры характеризуются наличием определенных двигательных заданий, которые дети выполняют в соответствии с правилами. В играх-эстафетах дети наиболее проявляют свои волевые и двигательные качества, стараясь не повести команду и выиграть. Игры с элементами соревнований и игры-эстафеты проводятся только с детьми старшего дошкольного возраста.
Еще одним составляющим элементарных подвижных игр с правилами являются игры-забавы и аттракционы. Эти игры в основном используются на физкультурных праздниках и досугах. Выполнение двигательных заданий в необычных условиях (бег в обручах, в мешках, пронести шарик в ложке) доставляет детям много радости и веселья, но в свою очередь требует от них высоких двигательных навыков, ловкости и сноровки. Для маленьких детей используют такие игры-забавы как «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая».
Сложные игры с элементами спортивных игр проводятся только с детьми старшего дошкольного возраста с упрощенными правилами. К ним относятся баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон и другие.
-
Роль учителя в организации игр. Его умения и навыки.
Так как игровая деятельность является неотъемлемым компонентом учебно-воспитательного процесса в начальной школе, учитель начальных классов должен обладать профессиональными знаниями и умениями в области игрового конструирования и игротехники.
Основные функции, которые выполняет педагог, организующий игровую деятельность учащихся:
-
— разработчик игры; -
— организатор игры (игротехник); -
— фасилитатор (от англ, facilitator — буквально «посредник» — специалист по сопровождению групповых процессов, обучающий сотрудничеству) — в игре — человек, контролирующий ход интерактивной игры и обеспечивающий соблюдение ее правил и процедуры; -
— психолог.
Какими должны быть игротехнические знания и умения эффективного преподавателя? К общим знаниям и умениям, необходимым преподавателю для внедрения в учебный процесс игровых технологий, можно отнести следующие:
-
— организационные знания и умения; -
— управленческие и операционные роли и функции; -
— аналитические навыки, способности определять проблемы, принимать решения и прогнозировать их последствия; -
— знания и умения по всем видам игротехнических технологий; -
— умения разрабатывать и готовить игровую программу; -
— умение ставить точные обучающие, игровые и развивающие цели и добиваться их достижения; -
— презентационные, коммуникативные, интерактивные и перцептивные умения и навыки; -
— знания и умения осуществлять обратную связь, проводить рефлексию, послеигровую дискуссию, дебрифинг; -
— знания по психологии личности, группы и коллектива; -
— умение «ходить в чужих ботинках» и исполнять разнообразные роли; -
— владение креативными технологиями и умение создать творческую атмосферу на «игровой поляне»; -
— владение техниками снятия напряжения и оказания психологической поддержки обучаемым; -
— знание техники осуществления психогигиены и способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы; -
— владение техниками эвристического оптимизма, т. е. развития уверенности в себе, формирования направленности на успех, программируя с этой целью свое подсознание; и многое другое.
Качества хорошего руководителя игровой деятельностью:
-
— спокойствие, соединенное с определенной живостью темперамента; -
— доброжелательность и разумная строгость; -
— мягкость, но, в то же время, и настойчивость, проявляющиеся в поведении и интонациях речи; -
— уверенность в себе; -
— беспристрастность и тактичность в подведении итогов игры, оценке ее результатов и т. д.
Педагог — организатор игровой деятельности должен уметь:
-
— обогащать впечатления детей с целью развития их игр; -
— организовывать начало игры; -
— создавать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень; -
— устанавливать игровые отношения в процессе игры; -
— учить детей оценивать игру и обсуждать ее результаты и т. п.
В процессе игры учитель иногда может взять себе какую-нибудь роль, однако не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работ под его руководством. Желательно, чтобы социальный статус этой роли помог бы ему ненавязчиво направлять речевое общение в группе.
Обычно учитель берет себе роли лишь вначале, когда школьники еще не освоили данный вид работы. В дальнейшем необходимость в этом отпадет.
В процессе игры сильные учащиеся помогают слабым. Учитель же управляет процессом общения: подходит то к одному, то к другому ученику, который нуждается в помощи, вносит необходимые коррективы в работу.
В ходе игры учитель не исправляет ошибки, а лишь незаметно для учащихся записывает их, чтобы на следующем занятии обсудить наиболее типичные.
Ситуация №1. Предложить детям провести соревнование, кто за минуту больше: напишет аккуратно какую-нибудь букву; напишет подряд числа, начиная с единицы.
Ребята давайте с вами сделаем «Поочередный массаж пальцев», вам необходимо от основания к ногтю по внешней и внутренней стороне, начиная с большого:
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
этот пальчик для того, чтоб показывать его.
этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
а мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал!
(после массажа кисти рук интенсивно растираются, а затем встряхиваются.)
- Ребята, сейчас мы с вами немного поиграли, но нам с вами нужно продолжать работать, все готовы? (да)
Ситуация №2. Учащимся на перемене предложена подвижная игра «Лабиринт». Дети встают в несколько шеренг. 2 водящих (заяц, волк). Дети стоят на расстоянии вытянутой руки (боковые не поднимают руки) Заяц бегает по лабиринту не пробегая под руками. По команде воспитателя "направо" дети поворачиваются и заяц уже бегает по другому лабиринту. Волк догоняет зайца, если догонит - меняются.
Один ребенок не хочет играть в игру, но можно предложить чтобы ребенок в течение минуты пронаблюдал на играющими и затем спросить у него:
- Сколько детей играло в подвижную игру?
-Назвать детей, которые играли с увлечением
- Кто был лидером в игре?
- На какой мультфильм похожа данная игра?
Я тебе предлагаю оказаться в мультфильме и поиграть в игру, я уверенна тебе понравится игра.