ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание
1. Заполните таблицу «История развития психологии» по образцу.
Выдающиеся мыслители, учёные и психологи | Взгляд на психологию. Основная суть | Критика |
ГИППОКРАТ ок. 460 – ок. 370 гг. до н. э. | Собрал и систематизировал все научные воззрения на медицину своего и предшествующего времени. Отстаивал эмпирический (знания, полученные опытным путём) характер медицинского знания. Первый пс-г, заговоривший об индивидуальных различиях чел-ка (дифференциальная пс-гия). Учение о темпераменте. | «Panta rei» (все течет), — говорили философы Древней Греции. И наши медицинские знания чрезвычайно далеко продвинулись за истекшие две с половиной тысячи лет. Течение бывало то бурным, то замедлялось. Путь был то более прямым, то извилистым. Иногда и неоднократно течение заносило наш научный корабль в заводи, откуда порой было трудненько выбраться. Это случилось тогда, когда отдельные теории или даже крупные и вполне реальные, но односторонне истолкованные медицинские открытия заводили клинику временно в тупик. И вот тут-то в период кризиса естествознания, а, следовательно, и медицины и частично и психологии всегда и неизменно выход пытались найти в кличе: «Назад, к Гиппократу!». |
РОДЖЕР БЭККОН ок. 1214—1292 | англ. философ и естествоиспытатель; Среди главных трудов Б.: написанное для папы Климента IV энциклопедическое «Большое сочинение», а также «Малое сочинение, «Третье сочинение» и др. Являясь последователем Аристотеля,доказывал. Что ощущения явл-ся ведущим психич. Процессом, материалом, из которого рождаются знания. Ему принадлежит фраза: «Знание – сила». Выделяя три источника познания: веру в авторитет, рассуждение и опыт, он указывал, что только посредством опыта разум достигает полного и истинного постижения явлений, и потому «экспериментальная наука — владычица умозрительных наук». Опыт же, по Б., подразделяется на внешний — чувственное познание объектов природы и человеческого искусства, и внутренний, духовный — мистическое познание в акте божественной иллюминации сверхъестественных объектов: истин веры и самого Бога. Высшей формой знания является теология, а в качестве его основных «корней» выступают лингвистика, физика и мораль. | Хотя в философии Бэкон не создал принципиально нового учения, но он дал аргументированную критику методов и теорий своего времени, исходивших из того, что философия достигла совершенства[1]; он первым выступил против схоластики и резко отзывался о тогдашних великих авторитетах (Альберте Великом, Фоме Аквинском и др.). Это обстоятельство в связи с его критикой распущенности духовенства навлекло на него преследование духовной власти и 12-летнее тюремное заключение. Его сочинение «Opus majus» (1268) проводит мысль о бесполезности отвлечённой диалектики, о необходимости изучения природы посредством наблюдения с использованием математических вычислений[ |
ГОТФРИТ ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ 1646-1716 | Ввел понятие о бессознательной психике, распространил на человеческое сознание идею непрерывной градации психических образов, разделил перцепцию и апперцепцию. Родоначальник теорий, отстаивающих приоритет активной психики и строящихся на представлениях о бессознательном. | В самой первой своей работе «Мысли об истинной оценке живых сил» (1749) совсем еще молодой Кант писал, что можно смело не считаться с авторитетами Ньютона или Лейбница, если они препятствуют открытию истины, и высказывать «известное благородное доверие» к своим исследованиям, особенно если «ты в состоянии уличить в ошибках самого г-на Лейбница». Так, например, некоторые аспекты философии Лейбница были критически проанализированы Кантом в его «Новом освещении первых принципов метафизического познания». Так же, как и Кант, Шопенгауэр рассматривал монады Лейбница как конечные вещи мира существования, а вовсе не как формы бытия. Иначе говоря, Шопенгауэр критикует Лейбница за понимание того, как мир существует, тогда как Лейбница занимал совсем другой вопрос – единство бытия в его тождестве и различии. |
ТОМАС ГОББС 1588-1679 | В его трудах психология впервые в истории научной мысли перестает быть учением о душе. Считал, что реально только тело, взаимодействующее с другими телами. «Психическое», это явление перехода «внешнего» движения во «внутреннее», в определенную категорию тел. Первичный момент перехода выражен в ощущении. | По мнению современных исследователей, рассуждения и высказывания Гоббса о возникновении социального протеста дали основу двум популярным во второй половине XX в. теориям: теории относительной депривации и теории рационального выбора[18]. |
ГУСТАВ ТЕОДОР ФЕХНЕР 1801-1887 | Немецкий физик, психолог и философ, основатель психофизики. Считал, что вселенная одушевленна и материальное является лишь теневой стороной психического. Установил математическую зависимость между психическим и физическим (психофизика). Закон Фехнера-Вебера: Интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. | В начале XIX столетия немецкий философ Иммануил Кант утверждал, что психология никогда не станет истинной наукой в силу невозможности проведения экспериментов по получению количественных оценок психических процессов. Благодаря исследованиям Фехнера утверждение Канта уже никто не рассматривает всерьез. Опираясь именно на психофизические исследования Фехнера, Вильгельм Вундт разработал свой план экспериментальной психологии. Методы Фехнера позволили решить огромное число психологических проблем, о чем их автор мог только мечтать. Эти методы с небольшими изменениями применяются до сего дня. Фехнер дал психологии то, без чего не может быть науки: точные и удобные методы измерения. |
ЭДВАРД БРЭДФОРД ТИТЧЕНЕР 1867-1927 | Американский психолог, представитель интроспективной психологии, один из основателей структуризма, изучал бинокулярное зрение и время реакции при познавательных процессах. Придал психологии научный статус, изучал структуру, а не функцию сознания. | В течение всей своей жизни Т. был центром противоречий. Он сыграл важную роль в становлении главных направлений психологии своего времени. Тем не менее функционализм возник как реакция на структурализм Т. (и Вундта), уделивших большое внимание содержанию сознания, но не его функциям. Равно потому же, как протест, возник бихевиоризм, поскольку структурализм исключал из предмета психологии индивидуальные различия, психическое развитие, зоопсихологию и др. связанные с ними направления. Геш-тальтпсихология в какой-то мере также возникла как реакция на атомизм сторонников Вундта и Т. в Германии. В целом Т. сыграл уникальную роль инициатора проявления новых взглядов в психологии. Его книги переведены на многие языки. |
ЗИГМУНД ФРЕЙД 1856—1939 | Ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие области науки, связанные с человеком. З.Фрейд назвал свое учение психоанализом по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов. Второе название – глубинная психология – это направление получило по своему предмету исследования, так как концентрировало свое внимание на изучении глубинных структур психики. В качестве силы, движущей душевной жизнью, Фрейд выдвинул могучее сексуальное начало – либидо. | Одним из самых больших недостатков психоанализа, с точки зрения Маслоу является не столько стремление принизить роль сознания, сколько тенденция рассматривать психическое развитие с точки зрения адаптации организма к окружающей среде, стремления к равновесию со средой. Как и Олпорт, он считал, что такое равновесие является смертью для личности. Равновесие, укорененность в среде отрицательно влияют на стремление к самоактуализации, которое и делает человека личностью. Группа ученых под руководством нейробиолога Николя Прауса опровергла теорию Фрейда, выяснив, что не существует связи типов оргазма с психологическим благополучием. |
КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ 1875-1961 | Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей: коллективного бессознательного, индивидуального бессознательного и сознания. Если индивидуальное бессознательное и сознание являются чисто личностными, прижизненными приобретениями, то коллективное бессознательное – своего рода "память поколений", то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Юнг писал: "Содержание коллективного бессознательно го лишь в минимальной степени формируется личностью и в своей сущности вообще не является индивидуальным приобретением. Это бессознательное – как воздух, которым дышит все и который не принадлежит никому". Содержание коллективного бессознательного состоит из архетипов, которые являются формами, организующими и канализирующими психологический опыт индивида. Юнг часто называл архетипы "первичными образами", так как они связаны с мифическими и сказочными темами. Он также считал, что архетипы организуют не только индивидуальную фантазию, но и коллективную. Они лежат в основе мифологии народа, его религии, определяя его само сознание. Основными архетипами индивидуального бессознательного Юнг считал Эго, Персону, Тень, Аниму (или Анимус) и Самость. Эго и Персона находятся в основном в сознательных пластах психики индивида, в то время как другие главные архетипы располагаются в индивидуальном бессознательном. | Многие современники К. Юнга восприняли его идеи в штыки. Теперь, несколько десятилетий спустя, можно сказать, что определенный отбор среди идей Юнга завершен. Многие постулаты признаны, некоторые отвергнуты. Определенной ошибкой, точнее, упрощенным взглядом на вещи, можно считать то, что культура у Юнга -- лишь предмет психоанализа. Он не учитывал факт комплексности и неоднородности явления культуры, что привело к определенной однобокости теории. И все же, интерес к идеям автора теории «архетипов» сохраняется и по сей день. Первые шаги культура делала не только под воздействием сознания, в то время еще слабого и не оформившегося, но и под влияние мощных толчков подсознания, которое преобладало в мотивации и поведении первобытного общества. Это влияние оставило след в мифах, религии, символике и многом другом. Поэтому было бы несправедливо и опрометчиво видеть в трудах Карла Юнга лишь абсолютизацию мистического и иррационального в сознании личности. Нужно отдать должное той стройной, убедительной и во многом справедливой теории, которую создал Карл Густав Юнг. |
АВРААМ ХАРАЛЬД МАСЛОУ 1908-1970 | Ученый считал, что именно осознанные стремления и мотивы, а не бессознательные инстинкты составляют суть человеческой личности. Однако стремление к самоактуализации, к реализации своих способностей наталкивается на препятствия, на не понимание окружающих и собственные слабости. Многие люди отступают перед трудностями, что не проходит бесследно для личности, останавливает ее рост. Невротики – это люди с неразвитой или неосознанной потребностью в самоактуализации. Общество по самой своей сути не может не препятствовать стремлению человека к самоактуализации. Ведь любое общество стремится сделать чело века своим шаблонным представителем, отчуждает личность от ее сути, делает ее конформной. Оценивая теорию Маслоу, необходимо отметить, что он был едва ли не первым психологом, обратившим внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны личности. Одним из первых он исследовал достижения личного опыта, раскрыл пути для саморазвития и самосовершенствования любого человека. | Идеи Маслоу привлекали к себе большое внимание как сторонников, так и критиков. Последние утверждали, что выборки исследований были слишком малы для подобных обобщений. Особенно сильно досталось Маслоу за субъективность критериев выбора самоактуализирующихся личностей, а также за отсутствие в его теориях учёта социальных факторов, окружающего контекста |
ЖАН ПИАЖЕ 1896-1980 | Швейцарский психолог Жан Пиаже – один из самых почитаемых и цитируемых исследователей, авторитет которого признан во всем мире и число последователей не уменьшается. Главное состоит в том, что он первый понял, исследовал и выразил качественное своеобразие детского мышления, показав, что мышление ребенка совершенно отличается от мышления взрослого человека. Разработанные им методы исследования уровня развития интеллекта давно стали диагностическими и играют большую роль в современной практической психологии. Те закономерности процесса мыслительной деятельности, которые были открыты Пиаже, остались непоколебленными, несмотря на большое количество новых фактов о детском мышлении. Открытая им возможность понять и сформировать детский ум является величайшей заслугой Пиаже. | Критика Ж. Пиаже связана с неточным определением возрастных периодов смены стадий интеллектуального развития. Ответом на эту критику могут быть основные постулаты теории Ж. Пиаже, согласно которой интеллектуальное развитие находится под влиянием не только врожденных факторов, но социального окружения и непосредственного опыта ребенка. Ученый считал, что обнаруженные им возрастные закономерности являются верными, однако их вариативность будет зависеть от конкретной выборки детей. Критики отмечают, что хотя Ж. Пиаже утверждал, что формальные операции становятся доступны уже подросткам, экспериментальные исследования показывают, что многие юноши и девушки не справляются с решением задач, требующих их применения. В качестве примера можно привести эксперименты Н. А. Подгорецкой, в которых взрослых просили решать различные задачи, требующие децентрации. В качестве примера можно рассмотреть следующую известную задачу: "Сын отца полковника разговаривал с отцом сына полковника. Кто с кем говорил, если самого полковника при этом не было?" Очевидно, что ее решение предполагает абстрагирование от стереотипа, согласно которому полковником может быть лишь мужчина. |
ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ ВЫГОТСКИЙ 1896-1934 | дин из выдающихся русских психологов и философов. Считая первоначально, что новая психология призвана интегрироваться с рефлексологией в единую науку, Выготский осуждал рефлексологию за дуализм, поскольку, игнорируя сознание, она выносила его за пределы телесного механизма поведения. В статье "Сознание как проблема поведения" (1925) он намечает план исследования психических функций, исходя из их роли в качестве непременных регуляторов поведения, которое у человека включает речевые компоненты. Опираясь на положение Маркса о различии между инстинктом и сознанием, Выготский доказывает, что благодаря труду происходит "удвоение опыта" и человек приобретает способность "строить дважды: сперва в мыслях, потом на деле". | Идеи Выготского получили широкий резонанс во всех науках, исследующих человека, в том числе в лингвистике, психиатрии, этнографии, социологии. Они определили целый этап в развитии гуманитарного знания в России и поныне сохраняют свой эвристический потенциал. |
2. Продолжите заполнять таблицу по образцу. Какие свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:
Ситуация | Свойство внимания |
а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами. | 1) устойчивость |
б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии. | 2) концентрация |
в) Читая рассказы Л.Н. Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна. | 3) распределение |
г) Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные. | 4) объем |
д) Во время контрольной работы ученики отвлекаются на звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины. | 5) переключение |
е) Получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя. | 6) переключение |
ж) Испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а». | 7) объем |
з) Учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться. | 8) переключаемость и распределение |
и) Перед объяснением нового материала учитель предупреждает учащихся о том, что тема очень сложная, ученики пытаются сосредоточиться на изучаемом материале. | 9) концентрация |
к) Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье. | 10) объем и концентрация |
л) Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника. | 11) устойчивость и концентрация |
м) Примерно 65–70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке | 12) устойчивость и распределение |
3. Составьте обобщенную схему характеристики сознания человека.
4. Опишите типы темперамента человека. Ознакомьтесь с опросником Г. Айзенка на диагностику типов темперамента - Айзенка личностный опросник (EPI). Пройдите тест (вариант А или вариант Б на выбор), опишите получившиеся результаты.
Темперамент – это природно-обусловленная склонность человека к определённому стилю поведения, т.е. совокупность индивидуальных психических и физиологических особенностей индивида.
С физиологической точки зрения темперамент обусловлен типом высшей нервной деятельности человека, который влияет на способ взаимодействия человека с окружающим его миром. Грубо говоря, мы рождаемся с ним, однако в течение жизни, тип темперамента может меняться.
В зависимости от типа высшей нервной деятельности выделяются четыре основных типа темперамента: флегматик, сангвиник, холерик и меланхолик.
Флегматик неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.
Сангвиник - живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиники обладают выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
Холерик - быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
Меланхолик - человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он чересчур впечатлителен, легко эмоционально раним.
Бланк ответов
Фамилия, имя, отчество Каляева Яна Юрьевна
Возраст 35 лет. Образование высшее.
Прошла тест вариант А.
Номер | Ответы | Номер | Ответы | Номер | Ответы | |||||
№ п/п | да | нет | № п/п | да | нет | № п/п | да | нет | ||
1 | + | | 20 | | + | 39 | | + | ||
2 | + | | 21 | + | | 40 | | + | ||
3 | | + | 22 | + | | 41 | | + | ||
4 | + | | 23 | | + | 42 | + | | ||
5 | | + | 24 | + | | 43 | | + | ||
6 | | + | 25 | + | | 44 | + | | ||
7 | + | | 26 | + | | 45 | + | | ||
8 | + | | 27 | + | | 46 | + | | ||
9 | + | | 28 | + | | 47 | + | | ||
10 | | + | 29 | | + | 48 | + | | ||
11 | + | | 30 | + | | 49 | + | | ||
12 | + | | 31 | + | | 50 | + | | ||
13 | + | | 32 | | + | 51 | | + | ||
14 | + | | 33 | + | | 52 | + | | ||
15 | | + | 34 | | + | 53 | + | | ||
16 | + | | 35 | + | | 54 | | + | ||
17 | + | | 36 | | + | 55 | + | | ||
18 | + | | 37 | | + | 56 | + | | ||
19 | + | | 38 | + | | 57 | | + | ||
I: | | Э= | 21 | | Н= | 20 | | Л= 2 |
Прошла тест Айзенка личностный опросник (EPI) (вариант А)
получившиеся результаты:
Экстраверсия - интроверсия:
больше 19 - яркий экстраверт
Нейротизм (эмоциональная стабильность - эмоциональная нестабильность):
больше 19 - очень высокий уровень нейротизма
по шкале лжи:
меньше 4 - норма.
Представление результатов по шкалам экстраверсии и нейротизма
Холерик
Холерик отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, эффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.