Файл: Методические рекомендации по внеаудиторной работе для студентов специальности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методические
рекомендации по
внеаудиторной работе
для студентов
специальности
33.02.01. Фармация
ПМ.01. МДК 01.01. Раздел
3. ФИТОТЕРАПИЯ
Разработала: Парфенова Е.Г.,
преподаватель
профессионального модуля,
первая квалификационная
категория
г.Армавир
2015 год
ГБОУ СПО «Армавирский медицинский колледж»
2
ГБОУ СПО «Армавирский медицинский колледж»
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
4
ВВЕДЕНИЕ
5
ЧАСТЬ 1
7
ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«ФИТОТЕРАПИЯ»
7
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ
ЗАНЯТИЙ ПМ.01 МДК 01.01 РАЗДЕЛ 3.
ФИТОТЕРАПИЯ
8
ЧАСТЬ 2
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ
ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА 12
2.1 СОСТАВЛЕНИЕ СБОРОВ
12
СБОРЫ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В МЕДИЦИНСКОЙ ПРАКТИКЕ
14
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИТОТЕРАПИЯ
16
ЧАСТЬ 3
ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ,
НАИБОЛЕЕ ЧАСТО УПОТРЕБЛЯЕМЫХ 27
В ПРАКТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЕ
27
ПРИЛОЖЕНИЯ
53
ГБОУ СПО «Армавирский медицинский колледж»
4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данное пособие состоит из трех частей.
В первой части рассмотрен тематический план практических занятий по ПМ.01 МДК 01.01. Разделу 3,
Фитотерапия, специальность
33.02.01.
Фармация.
Подробно изложены вопросы для внеаудиторной работы студента, представлены темы реферативных сообщений, рефератов.
Во второй части описаны наиболее важные общие вопросы фитотерапии, правила составления фитосборов, представлены лекарственные растения по основным группам заболеваний, приведены состав, способ приготовления и показания к применению сборов лекарственных растений, наиболее часто употребляемых в практической медицине.
Группирование растений проводилось на основании утвержденного их основного действия. Ясно, что во многих случаях группирование лекарственных растений на таком принципе может быть оспариваемым.
Ввиду того, что многие растения содержат более одного биологически- активного вещества, в ряде случаев очень трудно, даже практически невозможно, сказать, какой из множества фармакологических эффектов
(что встречается часто) данного растения можно посчитать основным.
Третья часть пособия включает в себя дидактический материал, который предназначен для детального изучения студентами специальности
33.02.01 Фармация.
Методические рекомендации составлены в помощь студенту при подготовке к практическим занятиям и нахождении необходимых ему сведений по разделу «Фитотерапия».
ГБОУ СПО «Армавирский медицинский колледж»
5
Введение
Еще на самых древних стадиях развития человека, в процессе первоначальной производственной деятельности при добывании продуктов питания он знакомился с корнями и травами, которые могли в значительной мере изменять течения болезней. На этих, самых ранних стадиях медицинской практики эмпирическое знание лекарств, почти исключительно связанных с растительным миром, предшествует знанию о болезнях, таким же образом, как, между прочим, элементарные попытки оказать первую помощь и хирургическое вмешательство предшествуют знаниям о строении и функциях человеческого организма, так как, известно, что изоляция больных заразными болезнями проводилась в течение тысячелетий до открытия микробов. В дальнейшей во все эпохи культурного развития отношение между человеком и растениями в смысле их использования для лечения продолжают быть очень близким. В большинство периодов человеческой истории ботаника и медицина были синонимными областями знания и народные лечители, обычно оформившиеся ботаники, являлись представителями одной из самых древних и уважаемых профессий.
В нашем веке после периода
„химиотерапевтической интоксикации", периода настоящей фармакомании, в котором в результате эпохальных и, несомненно, исключительно эффективных достижений в области синтетической химии, возможности ее были неоправданно преувеличены до такой степени, что всем предлагаемым природой в области лечебной медицины, можно было
ГБОУ СПО «Армавирский медицинский колледж»
6 бесцеремонно пренебрегать. После этого наступила эпоха нового расцвета „зеленой медицины". Большая часть исследователей и врачей отказались от считаемого чуть ли не выражением хорошего тона в научном обществе презрительным или, по меньшей мере, пренебрежительным отношением к возможностям, которые предлагаются терапевтической практике ле- карственными растениями.
ГБОУ СПО «Армавирский медицинский колледж»
7
ЧАСТЬ 1
Тематическое содержание курса
«Фитотерапия»
Тема 1. Общие вопросы фитотерапии
Тема 2. Сфера применения фитотерапии.
Преимущества и недостатки фитотерапии
Тема 3. Химический состав лекарственных растений
Тема 4. Сбор, сушка, хранение лекарственного
сырья
Тема 5. Правила составления фитосборов
Тема 6. Фитотерапия заболеваний бронхо-легочной,
сердечно-сосудистой и нервной систем
Тема 7. Фитотерапия заболеваний
пищеварительной и мочевыделительной систем
Тема 8. Фитотерапия в педиатрии, гинекологии,
дерматологии и онкологии
ГБОУ СПО «Армавирский медицинский колледж»
8
Тематическое планирование практических
занятий ПМ.01 МДК 01.01 Раздел 3.
Фитотерапия
Практическое занятие №1
Тема: Правила составления фитосборов
Тип занятия: практическое
Планируемые результаты:
Знать:
1. Правила составления фитосборов.
2. Особенности получения извлечений из лекарственного сырья.
Уметь:
1. Составление сборов.
2. Изготовление водных вытяжек из лекарственного сырья.
Самостоятельная внеаудиторная
работа студента включает в себя:
1.
Работа с лекционным материалом, учебниками, интернетом по теме.
2.
Составление ситуационных задач.
3.
Подготовка реферативных сообщений на тему: «Лекарственные формы из лекарственных растений»
ГБОУ СПО «Армавирский медицинский колледж»
9
Практическое занятие №2
Тема: Фитотерапия заболеваний бронхо-
легочной, сердечно-сосудистой и нервной систем
Тип занятия: практическое
Планируемые результаты:
Знать:
1. Заболевания бронхо- легочной, сердечно- сосудистой и нервной систем.
2. Группы растений по фармакологическому действию для лечения бронхо-легочной, сердечно- сосудистой и нервной патологий.
3. Схема составления сборов для лечения заболевания систем бронхо-легочной, сердечно-сосудистой и нервной систем.
Уметь:
1. Составлять сборы для лечения заболеваний бронхо-легочной, сердечно- сосудистой и нервных систем.
2. Решать ситуационные задачи.
Самостоятельная внеаудиторная
работа студента включает в себя:
1. Работа с лекционным материалом, учебниками, интернетом по темам.
2. Подготовка реферативных сообщений на темы: «Фитотерапия при заболеваниях бронхо-легочной системы», «Фитотерапия при сердечно-сосудистой патологии», «Фитотерапия при заболеваниях нервной системы»
3. Составление графологической структуры по теме.
4. Составление и решение ситуационных задач.
5. Составление фитосборов по теме.
ГБОУ СПО «Армавирский медицинский колледж»
10
Практическое занятие №3
Тема:
«
Фитотерапия заболеваний
пищеварительной и мочевыделительной систем»
Тип занятия: практическое
Планируемые результаты:
Знать:
1. Заболевания органов пищеварительной, эндокринной и мочевыделительной систем.
2. Группы растений по фармакологическому действию для лечения патологий пищеварительной, эндокринной (заболевания щитовидной железы и сахарный диабет) и мочевыделительной систем.
3. Составление сборов для лечения данных заболеваний.
Уметь:
1. Составление сборов для лечения заболеваний пищеварительной, эндокринной
(заболевания щитовидной железы и сахарный диабет) и мочевыделительной систем.
2. Решение ситуационных задач.
Работа с лекционным материалом, учебниками, интернетом по теме.
Составление и решение ситуационных задач.
Подготовка рефератов на темы:
«Фитотерапия при заболеваниях органов пищеварения», «Фитотерапия при заболеваниях мочевыделительной системы», «Фитотерапия при заболеваниях щитовидной и поджелудочной желез»
ГБОУ СПО «Армавирский медицинский колледж»
11
Практическое занятие №4
Тема: «Фитотерапия в педиатрии, гинекологии,
дерматологии и онкологии»
Тип занятия: практическое
Планируемые результаты:
Знать:
1. Особенности применения фитосредств в педиатрии.
2. Фитотерапия женских болезней.
3. Фитотерапия кожных болезней.
4. Фитотерапия онкологических заболеваний.
Уметь:
1. Составление сборов для лечения гинекологических, кожных и онкологических заболеваний.
2. Решение ситуационных задач.
3. Особенности применения фитосредств в педиатрии.
Самостоятельная внеаудиторная
работа студента включает в себя:
1. Работа с лекционным материалом, учебниками, интернетом по теме.
2. Составление и решение ситуационных задач.
3. Составление фитосборов по теме.
4. Подготовка рефератов на темы:
«Способы применения фитосредств в педиатрии»,
«Фитотерапия при нарушении менструального цикла»,
«Фитотерапия при дерматитах, экземе и нейродерматозах»,
«Фитосредства в лечении онкологических больных»
ГБОУ СПО «Армавирский медицинский колледж»
12
ЧАСТЬ 2
Дидактический материал для
внеаудиторной работы студента
2.1 Составление сборов
Если посмотреть вокруг взглядом врача, ищущего
лекарство, то можно сказать, что мы живём в мире лекарств,
ибо нет в природе вещества, которое не годилось бы в
качестве лекарства.
(Древнебуддийская заповедь)
Составление растительных сборов весьма интересное, но довольно трудоемкое занятие. И дело не только в том, что необходимо хорошо знать лечебные свойства отдельных растений. Во время составления сборов правило объединения свойств отдельных компонентов может не действовать. Более того, растение, имеющее одни свойства, в сборах будет проявлять абсолютно другие свойства (сушеница болотная).
Составление сборов из лекарственных трав можно сравнить с составлением новых сортов вин или чая.
Наиболее четко принципы составления сборов дает кандидат фармацевтических наук А.Я. Кобзар. Она выделяет три этапа составления лекарственных сборов:
1.Перед составлением растительных сборов необходимо четко представлять, какое лечебное действие необходимо получить.
2. Выбираем основу сбора. Это может быть 1 или 2 вида сырья, реже 3.
3.
Индивидуальный подбор сбора пациенту
(анамнез).
Анализ сбора проводится по следующим параметрам:
- возможные противопоказания;
- технологическая несовместимость;
- химическая несовместимость;
ГБОУ СПО «Армавирский медицинский колледж»
13
- фармакологическая несовместимость;
- количество ингредиентов.
–
противопоказания.
Мята и сушеница противопоказаны при гипотензии, но листья березы нейтрализуют этот эффект.
Подорожник повышает, а сушеница понижает кислотность желудочного сока. Таким образом, сбор противопоказаний, кроме возможной аллергической реакции, не имеет.
–
технологические несовместимости.
Из листьев мяты и травы тысячелистника готовят настои или чаи, а из плодов рябины – только отвар. Для остальных ингредиентов возможна и та и другая форма.
В таких случаях используют или двойную технологию или готовят сбор настаиванием в термосе.
–
1 столовую ложку смеси заливают 0,5 литрами кипятка;
– настаивают в термосе на протяжении 30-40 минут;
– процеживают, отжимают остаток. Выпивают на протяжении дня.
–
химические несовместимости. В состав сбора не входят растения, содержащие дубильные вещества или антраценпроизводные. Химических несовместимостей в сборе нет.
–
фармакологические несовместимости между сушеницей и подорожником, сушеницей и листом березы описаны выше и необходимы в этом сборе.
–
количество ингредиентов.
Желательно избегать шести- и восьми компонентных сборов. Также желательно избегать слишком большого количества компонентов
(повышается опасность химической несовместимости).
Взаимодействие ингредиентов в сборах – тема мало исследованная. 7-9 видов сырья способны обеспечить весь необходимый спектр фармакологического действия.
ГБОУ СПО «Армавирский медицинский колледж»
14
2.2. Сборы лекарственных растений,
используемые в медицинской
практике
Медицина есть
искусство
подражать целебному
воздействию природы.
Гиппократ
В этом разделе приведены состав, способ приготовления и показания к применению сборов лекарственных растений, наиболее часто употребляемых в практической медицине. Сборы представлены по фармакотерапевтическому принципу и систематизированы на основе их преимущественного применения в лечебной практике. Составы сборов скорректированы по общему принципу, согласно которому общая масса измельченных растений составляет 100 г смеси.
Сборы должны приготовляться из измельченного растительного сырья в массовых соотношениях, указанных в рецептуре. Лекарственные растения тщательно перемешивают и помещают в бумажные пакеты или стеклянные банки.
Для разового приготовления галеновых препаратов обычно берется 10 или 20 г смеси.
Настой из отдельных лекарственных растений или сборов готовят следующим образом: 10 г (1—2 столовые ложки) сырья помещают в эмалированную посуду, заливают 200 мл (1 стакан) горячей кипяченой воды, закрывают крышкой и нагревают в кипящей воде (на водяной бане) 15 мин, охлаждают 45 мин при комнатной температуре, оставшееся сырье отжимают. Объем
Полученного настоя доводят кипяченой водой до 200 мл.
Отвар готовят следующим образом: 10 г (1 —2 столовые ложки) сырья помещают в эмалированную