Файл: Психологический тренинг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1021

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
возможность пережить на собственном опыте то, о чем лекция говорит во- обще. Он отмечает, что «декларативное знание о вреде пьянства или курения, соблюдении десяти заповедей и т. п. мало что способно изменить в этом мире в жизни людей. Его логически завершенная форма — эрудиция, которую
Амбруаз Паре едко назвал «пылью, вытряхнутой из книг в пустой череп»
7
Реальное знание может ничего не знать о десяти заповедях, но руководит по- ведением человека в точном соответствии им. Реальное знание — это «зна- ние» собственного опыта, а не информации.
На наш взгляд, именно понятие «опыт» является общим и ключевым для понимания психологического тренинга. Можно сказать, что групповой
психологический тренинг является методом преднамеренных изменений че-
ловека, направленных на его личностное и профессиональное развитие через
приобретение, анализ и переоценку им собственного жизненного опыта в
процессе группового взаимодействия.
При этом понятие «жизненный опыт» следует понимать в самом широ- ком смысле. У каждого человека свой жизненный путь. Каждый из нас явля- ется носителем собственного опыта. И то, кем мы являемся в настоящий мо- мент, во многом определяется той событийностью, с которой каждый из нас встречался на своем пути, тем, как к ней относился, как на нее реагировал и как относился к собственной реакции. Иными словами, человек как личность и профессионал в совокупности его представлений о себе и окружающем ми- ре является результатом его личного опыта взаимодействия с этим миром.
Возможность работы непосредственно с опытом позволяет использова- ние психологического тренинга в качестве важного элемента профессио- нальной подготовки. Тренинг помогает «преодолеть ограничения, наклады- ваемые на профессиональную деятельность традиционными методами обу- чения, и может выступать в качестве мостика между безусловно необходи- мыми, но тем не менее «перцептивно пустыми» теоретическими знаниями, с одной стороны, и практикой, с другой стороны. В традиционных формах профессиональной подготовки предполагается, что вначале специалист по- лучает информацию и только через неопределенное время возможность ее использования. Только тогда происходит реальная оценка субъектом приме- нимости полученного знания и закрепление того, что еще от них осталось»
8
Оставаясь не связанной с переживаниями от практического использования полученных знаний, информация более подвержена воздействию механизмов забывания, вытеснения или просто последующего непринятия (отказа). В тренинге создается возможность незамедлительного соотнесения полученной информации и деятельности, эмоционального проживания новых моделей поведения и связанных с ними результатов, что обеспечивается действием каналов обратной связи. Проходящий подготовку в тренинге специалист при получении обратной связи обнаруживает имеющиеся у него дефициты уме-
7
Каган В. Е. Психотерапия для всех и для каждого. — М.: ЭКСМО-Пресс, 1998.
8
Макшанов С. И. Психология тренинга
12

ний и навыков, различные «белые пятна» теоретических знаний, а также не- адекватность установок и стереотипов.
Также психологический тренинг позволяет работать с личностью, за- трагивая глубинные внутренние структуры, трудно поддающиеся коррекции другими методами. При этом хорошая работа опытного ведущего в личност- но ориентированном психологическом тренинге заключается не столько в развитии личности, сколько в ее «пробуждении» и активизации. Нельзя из- менить человека. Человек меняет себя сам, так или иначе реагируя на ситуа- ции и ощущение собственной успешности или неуспешности в них. Можно в этот момент быть рядом с ним, создавать соответствующие условия и помо- гать ему.
Психологический тренинг не просто позволяет выработать и проанали- зировать новый опыт, он ориентирует человека на «чувствование себя, своего "Я", дает возможность «прикоснуться» и частично осознать в себе то, что обычно спрятано и исподтишка навязывает свои решения». Мы очень мало знаем о чувствовании себя, чаще всего нас учат игнорировать или обесцени- вать его, хотя это чувствование является более важным, чем слух или зрение.
И не важно, как человек его называет для себя: интуицией, подсознанием или опытом, тем более что все это лежит «в одной коробке». Джеймс Бьюджен- таль пишет: «Если человек слепой или почти слепой от рождения, единст- венный способ рассказать ему о чувстве зрения состоит в использовании не- точных аналогий со слухом, осязанием или другими чувствами»
9
. Так же сложно объяснить, что значит чувствовать себя. В данный момент ваши глаза сообщают вам, что перед вами — страница с текстом, а не белый прямо- угольник с черными значками на нем. И вы можете непосредственно осоз- нать каждое слово и предложение с заложенными в них значениями и смыс- лом. Внутреннее чувство (чувствование себя) может функционировать так же естественно и давать непосредственное осознание. Оно может сказать, на- пример: «Мне не понравился разговор с этим человеком», а не сообщать
«сырые» данные, из которых можно только выводить умозаключения типа:
«Я заметил, что испытываю физическое беспокойство... наверное, мне наску- чил разговор с...» и т. п. Человек знает, что нужно другим: чаще улыбаться, разговаривать вежливо и т. п., но порой не знает, что действительно хочет он
10
. Возможно, это плата за социализацию. Часто человек воспринимает се- бя лишь как «смутное представление на неопределенном фоне», и ему ничего не остается, кроме как размышлять о причинах своего беспокойства, тем бо- лее если с детства его отучали прислушиваться к себе, понимать себя и про- являть свои чувства. Развитие личности должно включать восстановление способности иметь и воспринимать внутренние сигналы, знать, что человеку нравится, а что нет, что хочется в настоящий момент, а что нежелательно, что приятно, а что не очень. Человек, не получающий этих сигналов изнутри, этих голосов своего истинного «Я», вынужден искать внешние опоры для ру-
9
Бьюдженталь Дж. Наука быть живым. — М.: Независимая фирма «Класс»», 1998. - С. 22.
10
Бьюдженталь Дж., с. 30.
13

ководства. Он управляет собой при помощи часов, правил, календарей, рас- писаний, планов и указаний других людей.
Тренинговая группа — это не место, где обмениваются проблемами, это место, где каждый участник может лучше понять и принять себя. Психо- логический тренинг открывает участникам широкое поле для того, чтобы вступить в общение с самим собой, с той решающей частью себя, которая в обыденной жизни чаще не замечается или откровенно игнорируется, той ча- стью себя, которая спрятана за внешними масками и ролями. Маски в виде внешних «Я» создаются для сохранения и освобождения внутреннего реаль- ного «Я» от разрушающего воздействия внешней реальности. Но нередко ис- точник проблем человека заключается в том, что он все реже позволяет себе быть собой, теряется за внешними масками и окончательно забывает дорогу к себе. Постоянное поддержание внешних «Я» требует больших энергетиче- ских затрат, изматывает и разоряет личность. Психологический тренинг ак- тивизирует стремление участников к познанию себя и самосовершенствова- нию, позволяет каждому из них принять личную ответственность за то, кто он есть, и дает им возможность стать «скульпторами» собственной личности.

1.2. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Научно обоснованные индивидуальные формы тренинга начали появ- ляться в начале XX века как средство преодоления ограничений, наклады- ваемых на результаты обучения теоретическим знаниям, и «безопасного» приобретения трудовых навыков. В то же время начали развиваться разнооб- разные формы психической саморегуляции, направленные на снятие психо- эмоционального напряжения специалистов профессий, имеющих экстре- мальную специфику деятельности или связанных с высокой сложностью ор- ганизации труда (операторов). В 1922 г. американский психофизиолог Р. Д.
Джейкобсон предложил систему прогрессирующей релаксации для снятия нервно-психического напряжения. В 1932 г. И. Г. Шультц разработал класси- ческий вариант аутогенной тренировки, основанной на эффекте снятия внут- реннего напряжения внушенным расслаблением
11
Возникновение групповых форм тренинга относят к 1945 году и связы- вают с именами К. Левина, К. Роджерса, Л. Брадфорта, Р. Липпита. В этот период в США создается Центр по изучению групповой динамики. В резуль- тате исследований в мастерской межгрупповых отношений К. Левин пришел к твердому убеждению, что большинство эффективных изменений в уста- новках личности происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте.
Он утверждал, что для того чтобы выявить и изменить свои неадаптивные установки и выработать новые формы поведения, людям необходимо видеть себя такими, какими их видят окружающие
12
. Разработанные К. Левином и К.
Роджерсом теории групповой динамики и центрированной на клиенте тера- пии явились непосредственными источниками практики группового тренин-
11
Макшанов С. И. Психология тренинга.
12
Рудестам К. Групповая психотерапия. С. 67.
14
га. В результате успешной работы мастерской межгрупповых отношений в
1947 г. в США создается Национальная лаборатория тренинга. Появившиеся в то время Т-группы (тренинговые группы) стали предшественниками совре- менных видов психологической работы с группами, большинство из которых объединяются у нас понятием «социально-психологический тренинг». Одна из причин популярности Т-групп заключается в возможности перестройки неэффективных стереотипов в психологически безопасных условиях тренин- говой группы. Участникам Т-групп предлагается возможность эксперимен- тировать с собственным поведением в искусственно создаваемой среде, в ат- мосфере доверия и поддержки, что способствует их большему самораскры- тию, а соответственно и более глубинным изменениям. Кроме того, участни- ки тренинга получают от тренера необходимую психологическую информа- цию и приобретают навыки, способствующие их личностному росту и более успешному общению с другими. Дальнейшее развитие Т-групп привело к по- явлению множества их разновидностей, порой смыкающихся с иными на- правлениями тренинга, но в общем их можно разделить на три течения
13
:
1) общее развитие индивидуума;
2) формирование и исследование межличностных отношений;
3) улучшение деятельности организаций и коллективов путем оптими- зации трудовых отношений.
В 70-е годы в Лейпцигском и Йенском университетах под руко- водством М. Форверга был разработан и научно обоснован социально- психологический тренинг. Его практической областью приложения была со- циально-психологическая подготовка руководителей промышленного произ- водства. Основными средствами тренинга стали ролевые игры с элементами драматизации, создающие условия для формирования навыков эффективной коммуникации. Значительный опыт социально-психологического тренинга, накопленный М. Форвергом и его учениками, представлен в пяти основных типах тренинга, к которым относились:
1. Группы, нацеленные на усвоение необходимых для конкретной про- фессии моделей социального поведения. Основой изменений выступала кор- рекция когнитивных структур, ответственных за регуляцию поведения. Дан- ный тип тренинга не ориентирован на проработку личных проблем участни- ков, за исключением тех, которые могут быть связаны с непосредственными профессиональными затруднениями.
2. Группы, ориентированные на подготовку к управленческой деятель- ности и направленные на развитие отдельных психологических качеств лич- ности, решение частных психопрофилактических задач средствами аутоген- ной тренировки. В данном типе тренинга применяется направленное стиму- лирование групповой динамики с целью вскрытия ее закономерностей и раз- вития навыков ее управлением.
3. Группы психогигиены и психопрофилактики, ориентированные на работу с руководителями с повышенным риском по отношению к психоген-
13
Большаков В. Ю. Психотренинг. Социодинамика, упражнения, игры. — СПб., 1996. С. 10.
15

ным и психическим заболеваниям. Данные группы формировались исключи- тельно добровольно и проводились специалистами в области психотерапии и клинической психологии.
4. Группы развития личностного роста и компетентности в общении.
Профессиональные проблемы в данном тренинге затрагивались только в слу- чае их тесной связи с личностными особенностями участников тренинга.
5. Цель тренинга пятого типа — развитие социальной компетентности для работы в особо сложных ситуациях межличностного общения и частич- ное формирование новых целей жизни (Миккин, 1986; Макшанов, 1997).
Широкое распространение в отечественной практике СПТ начинает получать в начале 80-х годов. В 1982 г. была опубликована первая в стране монография Л. А. Петровской, посвященная теоретическим и методическим аспектам социально-психологического тренинга. Л. А. Петровская предло- жила под единым термином «социально-психологический тренинг» обозна- чить практику психологического воздействия, основанную на активных
методах групповой работы.
В качестве ведущей цели социально-психологического тренинга мно- гими авторами выделяется повышение компетентности в общении. Л. А.
Петровская под компетентностью в общении предлагает рассматривать раз- витие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межлично- стного общения
14
В. П. Захаров и Н. Ю. Хрящева для развития компетентности в обще- нии определяют в качестве необходимости решение следующих задач
15
:
1. Приобретение знаний в области психологии личности, группы, об- щения.
2. Приобретение умений и навыков общения.
3. Коррекция, формирование и развитие установок, обеспечивающих успешность общения.
4. Развитие способности к адекватной оценке себя и других людей.
5. Развитие системы отношений личности.
В соответствии с ведущей направленностью работы и целями тренин- говых групп их можно разделить на пять типов
16 1. «Я — Я» — группы, направленные на изменения на уровне личности, личностный рост участников; главные источники преобразований — внутри- личностные.
2. «Я —Другие» — группы, направленные на изменения в меж- личностных отношениях и исследование процессов межличностного влияния и взаимодействия в зависимости от используемых способов.
3. «Я — Группа» — группы, направленные на исследование осо- бенностей и стилей взаимодействия личности и группы как социальной общ- ности и развитие эффективности этого взаимодействия.
14
Петровская Л. А. Компетентность в общении. — М., 1989.
15
Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг. — Л., 1989.
16
Макшанов С. И. Психология тренинга. С.81 16