ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1018
Скачиваний: 22
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 20
155
МЕДИТАТИВНО-РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Медитативно-релаксационные упражнения можно выполнять в группе для расслабления участников, восстановления их эмоционального равновесия и работоспособности. Они содержат в себе метафоры изменения и ресурсных состояний, поэтому их полезно предлагать участникам как между процеду- рами, так и в конце занятия.
Ниже приводятся наиболее удачные упражнения Джанет Рейнуотер
85
,
Цзена Н. В и Пахомова Ю. В.
86
, а также Н. И. Козлова
87
Текст может произноситься ведущим на фоне соответствующей спо- койной музыки или в тишине.
20.1. «ХРАМ ТИШИНЫ»
Инструкция
Вообразите себя гуляющим на одной из улиц многолюдного и шумного города... Ощутите, как ваши ноги ступают по мостовой... Обратите внимание на других прохожих, выражения их лиц, фигуры... Возможно, некоторые из них выглядят встревоженными, другие спокойны... или радостны... Обратите внимание на звуки, которые вы слышите... Обратите внимание на витрины магазинов... Что вы в них видите?.. Вокруг очень много спешащих куда-то прохожих... Может быть, вы увидите в толпе знакомое лицо. Вы можете по- дойти и поприветствовать этого человека. А может быть, пройдете мимо...
Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной улице?.. Те- перь поверните за угол и прогуляйтесь по другой улице... Это более спокой- ная улица. Чем дальше вы идете, тем меньше вам встречается людей... Прой- дя еще немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от всех других... Вы видите на нем большую вывеску: «Храм тишины»... Вы понимаете, что этот храм — место, где не слышны никакие звуки, где нико- гда не было произнесено ни единого слова. Вы подходите и трогаете тяжелые резные деревянные двери. Вы открываете их, входите и сразу же оказывае- тесь окруженными полной и глубокой тишиной...
Побудьте в этом храме... в тишине... Потратьте на это столько времени, сколько вам нужно...
Когда вы захотите покинуть этот храм, толкните двери и выйдите на улицу.
Как вы себя теперь чувствуете? Запомните дорогу, которая ведет к
«Храму тишины». Когда вы захотите, вы сможете возвращаться в него вновь
[41].
20.2. «ЗАРОСШИЙ САД»
Инструкция
Представьте, что вы находитесь в старинном заброшенном городе и со- вершаете прогулку по территории большого забытого замка... Вы видите вы-
85
Рейнуотер Джанет. Это в ваших силах. — М.: Прогресс, 1993.
86
Цзен Н.Ви Пахомов Ю. В. «Психотехнические игры в спорте». — М., 1988 87
Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. — Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1997.
156
Какой будет вход в твой дом, какая дверь будет там? Попробуй пред- ставить ее. Это будет тяжелая дверь с золотой ручкой, и каждый входящий будет преисполняться уважением перед таким входом. Или это будут невы- сокие стеклянные двери, которые открываются от легкого толчка?
Будут ли замки в дверях твоего дома? Что человек увидит, когда войдет в эти двери: просторную гостиную, длинный коридор?
Сколько этажей будет в этом доме?
Какая будет крыша у твоего дома? Будет ли на нем голубятня или чер- дак для старых заброшенных вещей? Какая комната самая любимая в твоем доме? Попробуй сейчас увидеть ее.
Где ты находишься? В какой комнате? Что сейчас перед тобой? Огля- нись, почувствуй. В этой комнате ты проводишь многие часы, время своей жизни.
Подойди к окну: какое это окно? Большое, просторное? Есть ли шторы на этом окне? Это легкие, светлые шторы, которые откидываются ветром, потому что окно твое открыто, за этим окном тепло и свет? Или эти окна за- крыты тяжелыми плотными шторами, которые создают тебе уют и дают воз- можность быть тебе одному в твоем царстве, в твоей комнате?
Что стоит в твоей комнате, какая мебель, где твой рабочий стол? Какое место в твоей комнате самое уютное, самое красивое: там, где ты работаешь, или там, где ты отдыхаешь? Старый диван или легкая кровать? Много ли книг в твоей комнате? Все ли ты хорошо видишь в своей комнате? Красива ли она? Это комната для работы? Или это комната для отдыха? Ты любишь свою рабочую комнату?
Какие у тебя чувства ко всему, что вокруг тебя? Что лежит на твоем столе? Ты видишь белые листы бумаги? Что пишешь ты на них? Красив ли твой почерк, когда ты пишешь свою жизнь на этих листах бумаги? Прислу- шайся: есть ли звуки вокруг тебя, есть ли люди в твоем доме? Если ты вый- дешь из этой комнаты, то встретишь ли здесь других людей, друзей, родите- лей? Они живут здесь постоянно или приходят сюда в гости, когда ты их по- зовешь? Что для них здесь приготовлено? Этот дом гостеприимен, они могут здесь подолгу жить?
А что вокруг твоего дома — посмотри... Каков пейзаж вокруг твоего дома? Леса, горы, море? Трава. Цветы. Растения высажены тобой или это не- тронутая природа? Много ли здесь сорной травы? Какие чувства у тебя ко всему, что видишь ты? Посмотри на все, что окружает твой дом, посмотри на свой дом со стороны: нравится он тебе? Или в нем что-то не достроено?
Сохрани в памяти этот свой дом: иногда он будет казаться тебе другим, он может менять свои очертания. Запомни его и, главное, запомни свои чув- ства к нему, это важно для тебя. В этом доме ты так часто бываешь, в этом доме ты так много жил... и будешь жить... Запомни этот мир, запомни это ме- сто и, если это хорошие чувства, знай: что бы ни происходило вокруг тебя, у тебя всегда на земле есть место, куда ты можешь прийти, где тебе всегда бу- дет хорошо... Ты увидишь то, что ты так любишь видеть, и здесь будут те вещи, которые так дороги тебе, и сюда приходят те люди, которые так близки
159
155
МЕДИТАТИВНО-РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Медитативно-релаксационные упражнения можно выполнять в группе для расслабления участников, восстановления их эмоционального равновесия и работоспособности. Они содержат в себе метафоры изменения и ресурсных состояний, поэтому их полезно предлагать участникам как между процеду- рами, так и в конце занятия.
Ниже приводятся наиболее удачные упражнения Джанет Рейнуотер
85
,
Цзена Н. В и Пахомова Ю. В.
86
, а также Н. И. Козлова
87
Текст может произноситься ведущим на фоне соответствующей спо- койной музыки или в тишине.
20.1. «ХРАМ ТИШИНЫ»
Инструкция
Вообразите себя гуляющим на одной из улиц многолюдного и шумного города... Ощутите, как ваши ноги ступают по мостовой... Обратите внимание на других прохожих, выражения их лиц, фигуры... Возможно, некоторые из них выглядят встревоженными, другие спокойны... или радостны... Обратите внимание на звуки, которые вы слышите... Обратите внимание на витрины магазинов... Что вы в них видите?.. Вокруг очень много спешащих куда-то прохожих... Может быть, вы увидите в толпе знакомое лицо. Вы можете по- дойти и поприветствовать этого человека. А может быть, пройдете мимо...
Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной улице?.. Те- перь поверните за угол и прогуляйтесь по другой улице... Это более спокой- ная улица. Чем дальше вы идете, тем меньше вам встречается людей... Прой- дя еще немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от всех других... Вы видите на нем большую вывеску: «Храм тишины»... Вы понимаете, что этот храм — место, где не слышны никакие звуки, где нико- гда не было произнесено ни единого слова. Вы подходите и трогаете тяжелые резные деревянные двери. Вы открываете их, входите и сразу же оказывае- тесь окруженными полной и глубокой тишиной...
Побудьте в этом храме... в тишине... Потратьте на это столько времени, сколько вам нужно...
Когда вы захотите покинуть этот храм, толкните двери и выйдите на улицу.
Как вы себя теперь чувствуете? Запомните дорогу, которая ведет к
«Храму тишины». Когда вы захотите, вы сможете возвращаться в него вновь
[41].
20.2. «ЗАРОСШИЙ САД»
Инструкция
Представьте, что вы находитесь в старинном заброшенном городе и со- вершаете прогулку по территории большого забытого замка... Вы видите вы-
85
Рейнуотер Джанет. Это в ваших силах. — М.: Прогресс, 1993.
86
Цзен Н.Ви Пахомов Ю. В. «Психотехнические игры в спорте». — М., 1988 87
Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. — Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1997.
156
сокую каменную стену... увитую плющом... в которой находится деревянная дверь... Откройте ее и войдите... Вы оказываетесь в старом... заброшенном саду... Когда-то это был прекрасный сад... однако уже давно за ним никто не ухаживает... Растения так разрослись и все настолько заросло травами... что не видно земли... трудно различить тропинки... Вообразите, как вы, начав с любой части сада... начинаете приводить его в порядок... Представьте, как вы пропалываете сорняки... подрезаете ветки... выкашиваете траву... пересажи- ваете деревья... окапываете и поливаете их... делаете все, чтобы вернуть саду прежний вид...
Через некоторое время остановитесь... и сравните ту часть сада, в кото- рой вы уже поработали... с той, которую вы еще не трогали...
Со временем вы сможете возвращаться в этот сад и продолжать нача- тую вами работу [41].
20.3. «МАЯК»
Инструкция
Представьте маленький скалистый остров... вдали от континента... Об- ратите внимание на высокий, крепко поставленный маяк на вершине этого острова. Вообразите себя этим маяком... Ваши стены такие толстые и проч- ные... что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не могут по- качнуть вас... Из окон вашего верхнего этажа... вы днем и ночью... в хоро- шую и плохую погоду... посылаете мощный пучок света, служащий ориенти- ром для судов... Подумайте о той мощной энергии, заложенной в вас... и под- держивающей постоянство вашего светового луча... скользящего по океану... предупреждающего мореплавателей о мелях... являющегося символом безо- пасности на берегу...
Вы являетесь хранителем этой энергии... Ощутите эту энергию... этот внутренний источник света в себе... света, который никогда не гаснет... кото- рый освещает ваш путь... [41].
20.4. ДОМ МОЕЙ ДУШИ
Инструкция
Отпустите ваши руки и расслабьте плечи... Сбросьте напряжение с ли- ца... Через некоторое время вы почувствуете, как в голове появляется легкий туман, мягкая, спокойная пустота... Ноги при этом расслабляются... Мягкое дыхание... Кто хочет, может вдохнуть сильно — и выдохнуть. И почувство- вать воздух, который проходит через ноздри, — немного прохладный, и вы- ходит — вы чувствуете его, — он такой же теплый, как и вы. Мир вокруг вас становится теплым. Когда наступает расслабление, вы перестаете понимать, где границы вашего тела. Вы вроде бы здесь — и вы нигде. Где-то ваши но- ги... и можно почувствовать, можно представить, будто голубой плотный ту- ман, как теплая вода, стелется у ваших ног. И в нем растворяются, исчезают ваши ступни. Вы чувствуете только теплоту. И мягкий, теплый туман подни- мается к вашим коленям. И нет там больше ничего. И мягкая теплота, и голу- бой туман поднимаются выше, к вашим бедрам, к кистям рук, и растворяют
157
Через некоторое время остановитесь... и сравните ту часть сада, в кото- рой вы уже поработали... с той, которую вы еще не трогали...
Со временем вы сможете возвращаться в этот сад и продолжать нача- тую вами работу [41].
20.3. «МАЯК»
Инструкция
Представьте маленький скалистый остров... вдали от континента... Об- ратите внимание на высокий, крепко поставленный маяк на вершине этого острова. Вообразите себя этим маяком... Ваши стены такие толстые и проч- ные... что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не могут по- качнуть вас... Из окон вашего верхнего этажа... вы днем и ночью... в хоро- шую и плохую погоду... посылаете мощный пучок света, служащий ориенти- ром для судов... Подумайте о той мощной энергии, заложенной в вас... и под- держивающей постоянство вашего светового луча... скользящего по океану... предупреждающего мореплавателей о мелях... являющегося символом безо- пасности на берегу...
Вы являетесь хранителем этой энергии... Ощутите эту энергию... этот внутренний источник света в себе... света, который никогда не гаснет... кото- рый освещает ваш путь... [41].
20.4. ДОМ МОЕЙ ДУШИ
Инструкция
Отпустите ваши руки и расслабьте плечи... Сбросьте напряжение с ли- ца... Через некоторое время вы почувствуете, как в голове появляется легкий туман, мягкая, спокойная пустота... Ноги при этом расслабляются... Мягкое дыхание... Кто хочет, может вдохнуть сильно — и выдохнуть. И почувство- вать воздух, который проходит через ноздри, — немного прохладный, и вы- ходит — вы чувствуете его, — он такой же теплый, как и вы. Мир вокруг вас становится теплым. Когда наступает расслабление, вы перестаете понимать, где границы вашего тела. Вы вроде бы здесь — и вы нигде. Где-то ваши но- ги... и можно почувствовать, можно представить, будто голубой плотный ту- ман, как теплая вода, стелется у ваших ног. И в нем растворяются, исчезают ваши ступни. Вы чувствуете только теплоту. И мягкий, теплый туман подни- мается к вашим коленям. И нет там больше ничего. И мягкая теплота, и голу- бой туман поднимаются выше, к вашим бедрам, к кистям рук, и растворяют
157
вас всего. Он поднимается выше, выше... Вы растворяетесь в нем, станови- тесь мягкими, теплыми... Нет тела, нет границ. Теплая вода подходит уже к вашим плечам... Но вы не бойтесь — дыхание легкое и спокойное. Удиви- тельно — синий туман поднимается к вашим глазам... Чем дышите вы? Лег- костью, голубизной... Вы исчезли полностью, и только солнечные блики на поверхности — там, где только что были вы... И вы чувствуете, что ваша ду- ша освободилась, и взлетела над поверхностью этого голубого океана, и по- летела в легком воздухе — в небо, высоко, в голубизну. Вы раскинули руки, вы летите и дышите полной грудью в высоте. Как красиво вокруг вас: гори- зонт, далекие горы, зеленый лес, огромный голубой океан, который под вами
— под тобой... Можно подняться к облакам, оказаться вровень с ними, еще выше, в этом волшебном мире, и купаться в этих облаках, расслабиться, и лечь, отдохнуть на облаках, расслабиться, и лечь, отдохнуть на облаках, и они примут твое тело. Можно кувыркаться, нырять, переворачиваться, исче- зать в глубине—и вылетать из облаков, наслаждаться своей свободой. Можно снова полететь к земле и, пролетая над нею, спускаться ниже. Пролетая над рекой, пролетая над зелеными полями с удивительно красивыми цветами, найти то место на земле, в котором тебе так хорошо. Твое любимое место на земле... Где оно будет? Я не знаю, это выбираешь ты. У кого-то это тихая лесная речка, поляна, где растут цветы. Ты ложишься в цветы, и какой-то цветок окажется совсем близко от твоего лица. Ты увидишь, что он качнулся навстречу тебе и открылся навстречу тебе, и ты улыбаешься ему. Ты не захо- чешь срывать его — ты просто поймешь, что он почувствовал тебя и передал тебе твою красоту. И ты улыбнешься ему, поблагодаришь его. Кто-то ока- жется совершенно в другом месте: может быть, высоко в горах, где прохлад- ный туман, где одиноко, где чистый и холодный воздух, где ты будешь со- вершенно один, где могут быть чудеса, где может быть волшебство. А может быть, ты будешь на скале, с которой открывается вид на море... Я не знаю, где будешь ты, но я знаю, что в этом мире, в твоем мире и на твоем месте — возможны чудеса. И на этом месте, на месте, которое выбрал ты, ты постро- ишь свой дом. В твоем распоряжении — все. Что ты выберешь, что захочешь ты — то и будет. Пока дом существует только в твоем воображении. Его еще нет. Но контуры его тебе уже видны. Каким он будет именно в том месте, где ты собрался его построить?
Он будет большой, высокий или он будет маленький, аккуратный? Ка- ковы будут стены твоего дома? Большие, толстые, бетонные или кирпичные стены? И глубокие подвалы? Будешь ли ты знать, что находится в твоих под- валах? Или это будет легкий дом на сваях, с легкими летними стенами, пото- му что в твоем мире никогда не бывает зимы, никогда не бывает мороза? Ты начинаешь возводить эти стены.
Какие окна будут в твоем доме: попробуй представить их, попробуй увидеть их. Это будут большие, легкие, стеклянные, открытые окна, или это будут красивые узкие бойницы, или это будут небольшие аккуратные, очень теплые окошки со ставнями?
158
— под тобой... Можно подняться к облакам, оказаться вровень с ними, еще выше, в этом волшебном мире, и купаться в этих облаках, расслабиться, и лечь, отдохнуть на облаках, расслабиться, и лечь, отдохнуть на облаках, и они примут твое тело. Можно кувыркаться, нырять, переворачиваться, исче- зать в глубине—и вылетать из облаков, наслаждаться своей свободой. Можно снова полететь к земле и, пролетая над нею, спускаться ниже. Пролетая над рекой, пролетая над зелеными полями с удивительно красивыми цветами, найти то место на земле, в котором тебе так хорошо. Твое любимое место на земле... Где оно будет? Я не знаю, это выбираешь ты. У кого-то это тихая лесная речка, поляна, где растут цветы. Ты ложишься в цветы, и какой-то цветок окажется совсем близко от твоего лица. Ты увидишь, что он качнулся навстречу тебе и открылся навстречу тебе, и ты улыбаешься ему. Ты не захо- чешь срывать его — ты просто поймешь, что он почувствовал тебя и передал тебе твою красоту. И ты улыбнешься ему, поблагодаришь его. Кто-то ока- жется совершенно в другом месте: может быть, высоко в горах, где прохлад- ный туман, где одиноко, где чистый и холодный воздух, где ты будешь со- вершенно один, где могут быть чудеса, где может быть волшебство. А может быть, ты будешь на скале, с которой открывается вид на море... Я не знаю, где будешь ты, но я знаю, что в этом мире, в твоем мире и на твоем месте — возможны чудеса. И на этом месте, на месте, которое выбрал ты, ты постро- ишь свой дом. В твоем распоряжении — все. Что ты выберешь, что захочешь ты — то и будет. Пока дом существует только в твоем воображении. Его еще нет. Но контуры его тебе уже видны. Каким он будет именно в том месте, где ты собрался его построить?
Он будет большой, высокий или он будет маленький, аккуратный? Ка- ковы будут стены твоего дома? Большие, толстые, бетонные или кирпичные стены? И глубокие подвалы? Будешь ли ты знать, что находится в твоих под- валах? Или это будет легкий дом на сваях, с легкими летними стенами, пото- му что в твоем мире никогда не бывает зимы, никогда не бывает мороза? Ты начинаешь возводить эти стены.
Какие окна будут в твоем доме: попробуй представить их, попробуй увидеть их. Это будут большие, легкие, стеклянные, открытые окна, или это будут красивые узкие бойницы, или это будут небольшие аккуратные, очень теплые окошки со ставнями?
158
Какой будет вход в твой дом, какая дверь будет там? Попробуй пред- ставить ее. Это будет тяжелая дверь с золотой ручкой, и каждый входящий будет преисполняться уважением перед таким входом. Или это будут невы- сокие стеклянные двери, которые открываются от легкого толчка?
Будут ли замки в дверях твоего дома? Что человек увидит, когда войдет в эти двери: просторную гостиную, длинный коридор?
Сколько этажей будет в этом доме?
Какая будет крыша у твоего дома? Будет ли на нем голубятня или чер- дак для старых заброшенных вещей? Какая комната самая любимая в твоем доме? Попробуй сейчас увидеть ее.
Где ты находишься? В какой комнате? Что сейчас перед тобой? Огля- нись, почувствуй. В этой комнате ты проводишь многие часы, время своей жизни.
Подойди к окну: какое это окно? Большое, просторное? Есть ли шторы на этом окне? Это легкие, светлые шторы, которые откидываются ветром, потому что окно твое открыто, за этим окном тепло и свет? Или эти окна за- крыты тяжелыми плотными шторами, которые создают тебе уют и дают воз- можность быть тебе одному в твоем царстве, в твоей комнате?
Что стоит в твоей комнате, какая мебель, где твой рабочий стол? Какое место в твоей комнате самое уютное, самое красивое: там, где ты работаешь, или там, где ты отдыхаешь? Старый диван или легкая кровать? Много ли книг в твоей комнате? Все ли ты хорошо видишь в своей комнате? Красива ли она? Это комната для работы? Или это комната для отдыха? Ты любишь свою рабочую комнату?
Какие у тебя чувства ко всему, что вокруг тебя? Что лежит на твоем столе? Ты видишь белые листы бумаги? Что пишешь ты на них? Красив ли твой почерк, когда ты пишешь свою жизнь на этих листах бумаги? Прислу- шайся: есть ли звуки вокруг тебя, есть ли люди в твоем доме? Если ты вый- дешь из этой комнаты, то встретишь ли здесь других людей, друзей, родите- лей? Они живут здесь постоянно или приходят сюда в гости, когда ты их по- зовешь? Что для них здесь приготовлено? Этот дом гостеприимен, они могут здесь подолгу жить?
А что вокруг твоего дома — посмотри... Каков пейзаж вокруг твоего дома? Леса, горы, море? Трава. Цветы. Растения высажены тобой или это не- тронутая природа? Много ли здесь сорной травы? Какие чувства у тебя ко всему, что видишь ты? Посмотри на все, что окружает твой дом, посмотри на свой дом со стороны: нравится он тебе? Или в нем что-то не достроено?
Сохрани в памяти этот свой дом: иногда он будет казаться тебе другим, он может менять свои очертания. Запомни его и, главное, запомни свои чув- ства к нему, это важно для тебя. В этом доме ты так часто бываешь, в этом доме ты так много жил... и будешь жить... Запомни этот мир, запомни это ме- сто и, если это хорошие чувства, знай: что бы ни происходило вокруг тебя, у тебя всегда на земле есть место, куда ты можешь прийти, где тебе всегда бу- дет хорошо... Ты увидишь то, что ты так любишь видеть, и здесь будут те вещи, которые так дороги тебе, и сюда приходят те люди, которые так близки
159
тебе. Здесь дует тот ветер, который радует тебя. Это твой мир, никто не мо- жет отнять его у тебя. Ты властелин этого мира, ты гость этого мира, ты центр этого мира, мир твой — и ты часть этого мира. А сейчас постарайтесь не забыть ничего из того, что вы видели, и медленно возвращайтесь сюда...
[23].
Комментарии
В процессе обсуждения каждому участнику предлагается рассказать о доме своей души, каким он его увидел, какие чувства эти картинки вызвали у него и т. п.
Ключ к пониманию, о котором в последующем сообщает ведущий, за- ключается в том, что представленный каждым участником дом является от- ражением его внутреннего мира, его души. У кого-то внутренний мир похож на просторный и чистый дворец, а у кого-то это заброшенный замок с за- хламленными чердаками и тревожными темными коридорами. И свист ветра в разбитых окнах, и уханье совы являются отражением внутреннего самовос- приятия себя в настоящий момент. Тяжелые двери — закрытая защищаю- щаяся душа. Темные плотные шторы на окнах — отгороженность или акту- альное желание человека отгородиться от мира. Прочность фундамента, на котором стоит дом, — уверенность человека в жизни, во многом формируе- мая его привязанностями.
Ведущий помогает всем, кто нуждается в его помощи.
20.5. В ГОСТЯХ У МОРФЕЯ
Установка
Обычно сон (богом которого является Морфей) приходит к нам сам — мы засыпаем в тот момент, когда он становится нашим гостем. Но можно по- пробовать и нечто противоположное: сознательно проникнуть в царство
Морфея, войти в сонное состояние, не засыпая. Так как лаз, ведущий туда, чрезвычайно узок, то для подобного путешествия потребуется предельно су- зить объем своего сознания—оставить у себя дома (в состоянии бодрствова- ния) все мысли, оценки, слова. Нужно сконцентрироваться на одном: на зву- ке тикающих часов. Слушать бесконечное повторение «тик-так» и не зани- мать себя никакими комментариями, описаниями, посторонними рассужде- ниями. Для того чтобы во время этого путешествия не заснуть, необходимо постоянно удерживать в поле своего внимания удары часов. Эта сотканная из монотонно повторяющихся звуков путеводная нить поможет пройти сквозь сплетение образов сна и не потеряться в нем.
Описание процедуры
После разъяснений ведущего участники переходят к упражнению. Ме- сто, где будет проводиться занятие, должно быть достаточно тихим, чтобы каждый участник мог отчетливо слышать звук часов (годятся будильник, таймер или даже метроном). Ведущий предлагает участникам закрыть глаза и сосредоточиться на звуке. Упражнение выполняется 5—15 минут.
Комментарии
160
[23].
Комментарии
В процессе обсуждения каждому участнику предлагается рассказать о доме своей души, каким он его увидел, какие чувства эти картинки вызвали у него и т. п.
Ключ к пониманию, о котором в последующем сообщает ведущий, за- ключается в том, что представленный каждым участником дом является от- ражением его внутреннего мира, его души. У кого-то внутренний мир похож на просторный и чистый дворец, а у кого-то это заброшенный замок с за- хламленными чердаками и тревожными темными коридорами. И свист ветра в разбитых окнах, и уханье совы являются отражением внутреннего самовос- приятия себя в настоящий момент. Тяжелые двери — закрытая защищаю- щаяся душа. Темные плотные шторы на окнах — отгороженность или акту- альное желание человека отгородиться от мира. Прочность фундамента, на котором стоит дом, — уверенность человека в жизни, во многом формируе- мая его привязанностями.
Ведущий помогает всем, кто нуждается в его помощи.
20.5. В ГОСТЯХ У МОРФЕЯ
Установка
Обычно сон (богом которого является Морфей) приходит к нам сам — мы засыпаем в тот момент, когда он становится нашим гостем. Но можно по- пробовать и нечто противоположное: сознательно проникнуть в царство
Морфея, войти в сонное состояние, не засыпая. Так как лаз, ведущий туда, чрезвычайно узок, то для подобного путешествия потребуется предельно су- зить объем своего сознания—оставить у себя дома (в состоянии бодрствова- ния) все мысли, оценки, слова. Нужно сконцентрироваться на одном: на зву- ке тикающих часов. Слушать бесконечное повторение «тик-так» и не зани- мать себя никакими комментариями, описаниями, посторонними рассужде- ниями. Для того чтобы во время этого путешествия не заснуть, необходимо постоянно удерживать в поле своего внимания удары часов. Эта сотканная из монотонно повторяющихся звуков путеводная нить поможет пройти сквозь сплетение образов сна и не потеряться в нем.
Описание процедуры
После разъяснений ведущего участники переходят к упражнению. Ме- сто, где будет проводиться занятие, должно быть достаточно тихим, чтобы каждый участник мог отчетливо слышать звук часов (годятся будильник, таймер или даже метроном). Ведущий предлагает участникам закрыть глаза и сосредоточиться на звуке. Упражнение выполняется 5—15 минут.
Комментарии
160