Файл: Психологический тренинг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1017

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Упражнение неизменно приводит к интересным находкам, которые можно проявить в процессе обсуждения. При его добросовестном ис- полнении в любом случае будут наблюдаться изменения в восприятии и са- мочувствии участников. Если участник проявлял повышенную бдительность и очень старался ни на что постороннее не отвлекаться, то, вероятно, он ста- нет свидетелем изменяющейся громкости звучания и усиливающейся актив- ности посторонних мыслей. Более интересных результатов он достигнет, ес- ли будет выполнять упражнение мягко, ненапряженно. Нередко случается, что после первых же минут слушания часов наступает обычный сон. Это то- же результат, который можно при необходимости закрепить повторением и в дальнейшем применяться вместо снотворного. Ведущий легко может заме- тить, как некоторые участники уже через две минуты после начала упражне- ния начинают «клевать» или мирно сопеть. Однако не следует обманываться и считать, что все они спят «обычным» сном. Даже тот, кто тихонько храпел на протяжении всего упражнения, возможно, постоянно сохранял контроль и
«спал не засыпая». Это легко можно проверить, остановив часы.
Независимо от различий в переживаниях каждый из участников в про- цессе выполнения упражнения может наблюдать процесс разрушения обыч- ного бодрствующего сознания и перехода в новый режим работы психики. С особенной легкостью эти процессы происходят у того, кто не придает осо- бенного значения наблюдаемым изменениям, не поглощен напряженным ожиданием будущего «скачка сознания». Словом, стать гостем Морфея легче всего тому, кто не обременен нетерпеливым желанием этой встречи [59].
Глава 21
ПРОЦЕДУРЫ
ДЛЯ ЗАВЕРШЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
21.1. «БЮРОКРАТ»
88
Описание процедуры
По окончании занятий тренер объявляет, что пора расходиться, но для этого сначала нужно написать заявление. Каждый участник пишет на отдель- ном листе бумаги заявление следующего содержания: «Прошу Вас отпустить меня с занятий в связи с окончанием рабочего дня». Затем свои заявления ав- торы должны подписать у кого-нибудь из участников тренинга, у того, кого автор сочтет нужным попросить выступить в роли начальника. Каждый про- сит кого-нибудь подписать ему заявление, а тот, к кому обратились с такой просьбой, может поставить резолюцию «Разрешаю» или «Не разрешаю» и подписывается. При этом тот участник, чье заявление оказывается подписан- ным, уже не имеет право подписывать чье-то заявление. В итоге подписать свои заявления удается не всем участникам.
Через некоторое время ведущий проверяет заявления участников, и те, кто имеет на них соответствующую резолюцию, идут отдыхать. Оставшиеся
88
Идея предложена В. Ю. Большаковым [2].
161

задерживаются на одну-две минуты и помогают ведущему расставить столы и стулья. Если у кого-то из них появилось чувство досады и обиды, ведуще- му следует снять это чувство. Для этого нужно показать человеку возмож- ность объяснения происшедшего с ним как совсем не затрагивающее его честь, самолюбие и достоинство, указать направление его рассуждениям, следуя которым человек сможет увидеть случившееся с ним в выгодном для него свете.
Комментарии
Анализ подписей на заявлениях может натолкнуть тренера на интерес- ные размышления. Анализируются следующие параметры: кто к кому обра- тился, кто кому подписал, кто кому не подписал.
21.2. «ПОКАЖИ ПАЛЬЦЕМ»
89
Описание процедуры
Упражнение выполняется в круге. Для начала всем участникам предла- гается поднять вверх руку с вытянутым указательным пальцем. Затем веду- щий называет какое-либо свойство и предлагает участникам опустить руку, показав пальцем на того, кто, с точки зрения каждого из них, обладает сего- дня данным свойством.
Например:
• Покажите самого активного сегодня.
• Самого сонного.
• Покажите того, кто сегодня особенно веселил группу.
• Того, кто сегодня помог вам.
• Покажите того, с кем бы вы хотели познакомиться поближе (или уз- нать больше информации).
Необходимо каждый раз делать паузу, чтобы участники могли рас- смотреть группу с вытянутыми руками (кто на кого показывает). После этого дается команда «Руку вверх» и называется следующее свойство.
Комментарии
Данное упражнение является хорошим средством передачи обратной связи (при хорошо продуманных «вопросах»).
Его лучше делать по окончании занятия.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

21.3. «ГОРЯЧИЙ СТУЛ»
Упражнение можно делать по окончании ролевой игры, занятия или тренинга. Возможно несколько вариантов его выполнения, здесь представле- ны два из них.
Описание процедуры
Упражнение выполняется в круге. В центре круга ставится стул, кото- рый и будет называться «горячим». Почему горячий — каждый участник поймет, когда на него сядет. Всем участником по очереди (по кругу) предла- гается сесть на стул. При этом возможны следующие варианты:
89
Идея предложена А. Г. Лидерсом. [28].
162

Вариант 1
Когда участник садится на «горячий стул», он может говорить все, что захочет, но в соответствии с тремя условиями:
• Участник может говорить только то, что имеет отношение к работе данной группы (о происходившем в группе, своем отношении к происходя- щему, своих чувствах, пожеланиях себе или группе и т. п.).
• Участник не может ничего не говорить.
• Что бы ни говорил участник, остальные могут только слушать. Это мысли одного из участников группы, которые нужно принять такими, какие они есть. У каждого будет возможность высказаться, когда дойдет очередь.
Вариант 2
Один из участников садится на «горячий стул».
Каждому из членов группы по очереди (по кругу) необходимо выска- зать участнику, сидящему «на горячем стуле», по одному своему отношению или пожеланию. При этом также есть три условия:
• Отношения должны высказываться только к действиям человека, а не к самому человеку.
• Например: «Когда, Саша, ты делаешь или говоришь то-то, то у меня возникают такие-то чувства...».
• Или «Когда ты поступаешь так-то, то мне кажется, что это означает то-то...».
• Не должно быть оценок типа «Ты такой...».
• Пожелания должны говориться только в позитивной форме.
• Участник, сидящий на «горячем» стуле, не может как-либо отвечать.
Комментарии
Ведущему следует с особым вниманием контролировать процедуру выполнения упражнения в последнем варианте и не допускать ее превра- щения в выяснение отношений.
Можно предоставить возможность каждому участнику, садящемуся на
«горячий» стул, выбрать один из описанных выше вариантов.
21.4. «ПОЖЕЛАНИЕ»
Описание процедуры
Выбирается первый желающий. Участникам группы предлагается по очереди (по кругу) высказать пожелание данному участнику. Если данное упражнение делается по окончании занятия, то пожелания участнику можно высказывать и относительно его дальнейшей работы в группе. При использо- вании упражнения как элемента завершения тренинга пожелания должны быть ориентированы на дальнейшую жизнь участников вне группы. При этом они должны высказываться только в положительных терминах. Проце- дура заканчивается тогда, когда каждый участник получил пожелание от всех членов группы.
21.5. «ПОДАРОК»
Описание процедуры
163


Процедура упражнения схожа с предыдущей, но в данном случае чле- нам группы предлагается не пожелать, а что-нибудь подарить каждому уча- стнику (нематериальное!). Это может быть звезда на небе, восход солнца, удача, талант и т. п. То есть то, что нельзя положить в карман, но можно уне- сти с собой в себе.
Комментарии
Не следует жалеть времени на подобные процедуры, особенно по окончании тренинга, даже если они оказываются продолжительными.
21.6. «АПЛОДИСМЕНТЫ»
Описание процедуры
Участникам предлагается встать в круг, один из желающих выходит в центр круга, а остальные ему бурно аплодируют. Они продолжают это делать ровно столько, сколько он захочет. Он благодарит группу (говорит «спаси- бо», кланяется и т. п.) и возвращается в круг. После этого выходит следую- щий участник.
Комментарии
Любопытно наблюдать реакции участников, которым аплодируют.
Кто-то при этом входит в кураж и раскланивается, кто-то смущается, говорит спасибо, но группа нередко не отпускает его, продолжая награждать апло- дисментами.
Упражнение поднимает настроение участников порой до уровня вос- торга и хорошо завершает занятие на эмоциональном уровне.
Ответы к задачам, описанным в 17 главе
УПРАЖНЕНИЕ «КРЕПОСТНЫЕ ВОРОТА»
Ответ
Он предложил поменяться лошадьми.
УПРАЖНЕНИЕ «ПРИНЦЕССА И КРЕСТЬЯНИН»
Ответ
Крестьянин вытянул карточку и, не взглянув на нее, порвал на клочки, проглотил и сказал: «пусть другую карточку достанет сам король, и я узнаю свою судьбу из его рук. Если он вытянет «свадьбу», я буду знать, что на моей карточке была «смерть», и смирюсь со своей судьбой. Но если на карточке короля будет слово «смерть», я пойму, что на моей была «свадьба», и смогу жениться на принцессе.
УПРАЖНЕНИЕ «КОМАНДИРОВАННЫЙ»
Звонил соседу, который храпел за стенкой.
УПРАЖНЕНИЕ «ЧЕЛОВЕК И ТОЛПА»
Ответ
164

Игра в футбол. Бегущая навстречу толпа - футболисты, человек у ворот
— вратарь.
УПРАЖНЕНИЕ «АДАМ И ЕВА»
Ответы
1. Адам уронил аквариум.
2. Ева — рыбка, которая задохнулась без воды, так как аквариум раз- бился.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Андреева Г. И. Социальная психология. — М: Аспект Пресс, 2001.
2. Большаков В. Ю. Психотренинг. Социодинамика, упражнения, игры.
— СПб., 1996.
3. БурлачукЛ. Ф., Грабская И. А. Основы психотерапии. — Киев: Ника-
Центр, 2001.
4.Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. — СПб.: Пи- тер, 2001.
5. Бьюдженталь Д. Наука быть живым. — М.: Независимая фирма
«Класс», 1998.
6. Бачков И. Основы группового тренинга. — М.: Ось-89, 2000.
7. Ван Менте М. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. —
СПб.: Питер, 2001.
8. Вахнина В. В., Дебольский М. Г., Дулов А. В. Индивидуальная воспи- тательная работа в образовательных учреждениях МВД России с использова- нием методов практической психологии: Методическое пособие — М.: ЦИ- иНМОКП МВД России, 2000.
9. Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. — М.:
Московский психолого-социальный институт. — Воронеж: Изд-во НПО
«МОДЕК», 2002.
10. Гордон Д. Терапевтические метафоры. — СПб., 1998.
11. Дебольский М. Г. Проведение социально-психологических тренин- гов в уголовно исполнительной системе. — М., Академия МВД, 1996.
12. Дж. Смит Мануэль. Тренинг уверенности в себе. — СПб.: Речь,
2000.
13. Дж. Джексон А. 10 секретов счастья. — Киев: София, 2001.
14. Джексон П. Импровизация в тренинге. — СПб.: Питер, 2002.
15. Джеймс М.,ДжогвардЛ. Рожденные выигрывать: Трансактный ана- лиз с гештальт-упражнениями/ Пер. с англ. / Общ. ред. и послесл. Л. А. Пет- ровской. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Универс», 1993.
16. Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг.
— Л., 1989.
17. Каган В. Е. Психотерапия для всех и для каждого. — М.; ЗАО
ЭКСМО-Пресс, 1998.
18. КарнегиД. Как приобретать друзей и оказывать влияние на других.
— Киев: «Коммерческий центр», 1989.
165


19. Келли Г., Армстронг Р. Тренинг принятия решения. — СПб.: Питер,
2001.
20. Кехо Д. Подсознание может все. — Мн.: ООО Попурри, 2001.
21. Клюева Н. В., Свистун М. А. Программы социально- психологических тренингов. — Я.: НПЦ «Психодиагностика», 1992.
22. Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. — Ека- теринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1997.
23. Коледа С. Моделирование бессознательного. — М.: Институт обще- государственных исследований, 2000.
24. Кори Дж., Кори М., Команэн П., Рассел Дж. М. Техники групповой психотерапии. — СПб.: Питер, 2001.
25. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: Теория и практика. —
М.: Академический проект, 2000.
26. Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. — СПб.: Питер, 2001.
27. Кроль Л. М., Михайлова Е. Л. Человек-оркестр. — М.: Класс, 1993.
28. Ли Дэвид. Практика группового тренинга. — СПб.: Питер, 2001.
29. Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками. — М.: Изда- тельский центр «Академия», 2001.
30. Любимов А. Ю. Мастерство коммуникации. — М.: КСП+, 2000.
31. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб.: Речь, 2001.
32. Мак-Дермотт Ян, О'Коннор Джозеф. Принципы НЛП. — Киев:
София, 2000.
33. Макмахон Г. Тренинг уверенности в себе. — М.: Эксмо, 2002.
34. Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. — М.: Со- вершенство, 1998.
35. Мокшанцев Р. И., Мокшанцева А. В. Социальная психология. М.:
ИНФРА-М, 2001.
36. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.
Д. Парыги-на. - СПб.: ИГУП, 1997.
37. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. — СПб.:
Речь, Институт тренинга, 2001.
38. Пезешкиан Н. Торговец и попугай. — СПб.: Единение, 1995.
39. Петровская Л. А. Компетентность в общении. — М., 1989.
40. Рейнуотер Д. Это в ваших силах. — М.: Прогресс, 1993.
41. Рудестам К. Групповая психотерапия. — М.: Прогресс, 1993.
42. Лис Ф., Смит Б. 500 лучших советов тренеру. — СПб.: Питер, 2001.
43. Социальная психология: учеб, пособие для студентов высш. учеб- ных заведений / А. Н. Сухов, А. А. Бодалев, В. Н. Казанцев и др. / Под ред. А.
Н. Сухова, А. А. Дер-кача — М.: Издат. центр «Академия», 2001.
44. Социально-психологический тренинг профессионального общения сотрудников органов внутренних дел: Методическое пособие / под общей ре- дакцией доктора психологических наук М. И. Марьина. — Казань, 2003.
45. Самоукина Н. В. «Игры, в которые играют...». Психологический практикум. — Дубна: Феникс+, 2000.
166

46. Сидоренко Е. В. Мотивационный тренинг. — СПб.: Речь, 2000.
47. Сидоренко Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию... —
СПб.: Речь, 2002.
48. Смит Д. Тренинг уверенности в себе. — СПб.: Речь, 2000.
49. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. — М.: Класс, 1999.
50. Соколов Д. Лоскутное одеяло, или Психотерапия в стиле Дзен. —
М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
51.Стимсон Н. Подготовка и представление тренинговых материалов.
— СПб.: Питер, 2002.
52. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика. — М.,
1993.
53. Таранов П. С. Секреты поведения людей. — М.: «ФАИР-ПРЕСС»,
2000.
54. Томсон П. Самоучитель общения. — СПб.: Питер, 2001.
55. Торн К., Маккей Д. Тренинг. Настольная книга тренера. — СПб.:
Питер, 2001.
56. Уолш Р. Основания духовности. — М.: «Академический проект»,
2000.
57. Хьем Л., Зиглер Д. Теории личности. (Основные положения, иссле- дования и применение.) - СПб.: Питер, 1991.
58. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры в спорте. — М.,
1988.
59. Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. — СПб.: Питер
Ком, 1999.
60. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. — М.: Независимая фир- ма «Класс», 1999.
Монографии и диссертации
1. Зайцева Т. В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие: Монография. — СПб.: Речь; М.:
Смысл, 2002.
2. Красник В. С. Социально-психологический тренинг профессиональ- ного общения сотрудников ИТУ с осужденными. Дис.... канд. псих. наук. —
М.: Академия управления МВД, 1992.
3. Кондаурова О. П. Психологический тренинг профессионального об- щения сотрудников милиции общественной безопасности с гражданами.
Дис.... канд. психол. наук. — М.: Академия управления МВД, 2001.
4. Макшанов С. И. Психология тренинга в профессиональной деятель- ности. Дис. ... докт. психол. наук. — СПб., 1998.
5. Макшанов С. И. Психология тренинга: Теория. Методология. Прак- тика: Монография. — СПб.: Образование, 1997.
6. Новикова Л. И. Ролевая игра как метод преодоления барьеров ком- муникации. Дис.... канд. псих. наук. — М.: 1993.
167