Файл: Психологический тренинг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1019

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. «Я — Организация» — группы, ориентированные на изучение и раз- витие опыта межличностного и межгруппового взаимодействия в организа- циях.
5. «Я — профессия» — группы, ориентированные на субъектов кон- кретной профессиональной деятельности.
Опыт использования психологического тренинга отражен в работах
отечественных психологов: Г. А. Ковалева (1980; 1989; 1996), Л. А. Петров-
ской (1982; 1989; 1996), Ю. А. Емельянова (1983; 1985; 1991), X. Миккина
(1981; 1986), Т. С. Яценко (1987), В. П. Захарова и Н. Ю. Хрящевой (1989); А.
П. Ситникова (1992; 1996), Г. И. Мара-санова (1995), В. Ю. Большакова
(1996), С. И. Макшанова (1997), И. В. Вачкова (2000), Г. И. Лидерса (2001),
О. П. Кондауровой (2002), В. Г. Ромек (2002), Е. В. Сидоренко (2001; 2002), Т.
В. Зайцевой (2002) и других.
1.3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГРУППОВЫХ
МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Интерес к групповым методам психологической работы привел к появ- лению множества направлений их развития различными психологическими школами. В настоящее время в качестве основных подходов развития груп- пового психологического тренинга выделяются следующие.
Гуманистическое направление. Главным предметом гуманисти- ческой психологии является личность и ее уникальность, переживание чело- веком мира и осознание своего места в нем. В основу теории заложено пред- положение, что человек имеет врожденную способность достигать полного раскрытия своего духовного потенциала, решать все свой личностные про- блемы, если он находится в оптимальной для него, дружелюбной социально- психологической атмосфере. Одна из характерных особенностей классиче- ского гуманистического направления — максимально недирективный стиль управления группой, побуждающий участников проявлять активность и при- нимать на себя ответственность за происходящее. Нередко подобный стиль приводит к возникновению в группе, на начальных этапах работы, ситуации фрустрации и проявлению негативных эмоций. Это позволяет вскрыть мно- гие проблемы участников, которые в дальнейшем конструктивно перераба- тываются группой. Формирование в группе атмосферы взаимного доверия, безопасности и открытости создает климат максимальной свободы для выра- жения личности, исследования чувств и межличностных коммуникаций. В результате участники приходят к более полному познанию себя и других, чем это было бы возможно в обычных социальных или рабочих отношениях.
Климат открытости порождает доверие, позволяет личности осознать и изме- нить неадекватные защитные установки, проверить и принять обновленные способы поведения и формы эмоционального реагирования, которые в даль- нейшем можно перенести на ситуации повседневной жизни.
17


В результате широкого распространения идей гуманистической психо- логии и параллельного развития Т-групп образовалось направление группо- вой работы, получившее название групп встреч.
Гештальт-модель. Это направление разрабатывалось Ф. Перлзом и его последователями. В гештальт-терапии важное место отводится процессу са- морегуляции организма, приводящему к формированию целостного психиче- ского образования, некоей специфической организации частей, называемой гештальтом. Центральный момент теории — все совершается здесь и сейчас.
Целью группового процесса является расширение сферы осознания каждым участником себя, своих индивидуальных особенностей, осознание им само- идентичности и совершенства, принятие личной ответственности за проис- ходящее с ним. Процесс осознания участниками себя можно сравнить с
«проявлением» человека на фотографии и отделением от независимого фона.
При этом обращение происходит не столько к сознанию, сколько к чувствам и стремлениям участников.
Психодраматический подход. Психодрама как метод групповой рабо- ты, определяет разыгрывание участниками определенных ролей в модели- руемых жизненных ситуациях, имеющих для них личностный смысл. Резуль- тативность данного метода во многом основывается на целительном эффекте группового взаимодействия. Создатель психодрамы Якоб Морено считал, что изменения в человеке могут происходить на разных уровнях. Смена устано- вок, убеждений может происходить на когнитивном уровне с исполь- зованием техник внушения, убеждения и принятия. Но многие личностные проблемы захватывают более глубинные пласты, где в непосредственной связи представлены мысли, ощущения, переживания и действия. Поэтому человека необходимо рассматривать в его связях с другими людьми и миром в целом. При этом Я. Морено считал, что для актуализации чувств необхо- димо действие, так как именно действие по проигрыванию роли в модели- руемых обстоятельствах проявляет чувства и переживания, с которыми мож- но работать.
Жизнь в психодраматической группе формируется как специфическая реальность, в которой участники могут экспериментировать с разными жиз- ненными ситуациями, ролями и формами поведения. Данный метод предос- тавляет участникам возможность «выпустить» (отреагировать) те чувства, которые, возможно, годами сдерживались человеком внутри себя. При этом в психодраме могут проигрываться не только реальные события, но и вирту- альные, представляющие фантазии и сновидения главного участника. Во время разыгрывания ролей в психодраме участники актуализируют имею- щиеся и осваивают новые поведенческие образцы, расшатывают стереотипы, вызывают к жизни реальные и существующие в фантазии роли. Таким обра- зом, они не просто воспроизводят чувства, но и вносят новые элементы в по- ведение и переживания, тем самым формируя новый жизненный опыт.
Трансактная модель. В основе этого направления лежит концепция Э.
Берна о различных состояниях «Я», которые он назвал «Родитель», «Взрос- лый», «Ребенок». Согласно этой концепции в каждый момент времени инди-
18

вид существует в одном из этих состояний. Оно определяет, каким образом человек думает, чувствует и ведет себя. Соответственно его взаимодействие с другими людьми, как и интерпретация этого взаимодействия, происходит по- разному.
Первоначально в групповых занятиях создаются благополучные усло- вия для анализа того, как отдельные состояния «Я» проявляются во взаимо- действии с другими людьми в различных ситуациях. Далее производится анализ проявляющихся в процессе группового взаимодействия игр и жизнен- ных сценариев с последующим их изменением. При этом под играми пони- мается такая последовательность трансакций, при которых под внешними смыслами высказываний и поступков маскируется (скрывается) другая по- следовательность взаимодействий, обеспечивающая в конечном итоге какое- либо психологическое преимущество — выигрыш. Жизненные сценарии в трансактной модели — это своего рода планы вза-имЪдействия с другими людьми, которые вырабатываются ребенком в процессе взаимодействия с родителями в раннем детстве. В дальнейшем они определяют тип его пове- дения в различных ситуациях и особенности построения собственной жизни.
Центральным моментом концепции является положение о том, что многие 'сформированные ранее жизненные сценарии могут быть «перепи-» саны» в более конструктивном варианте. Задача заключается в их распознании, вскрытии и переформировании.
В отличие от гештальт-групп, в которых состояние инсайта скорее от- носится к эмоциям, в трансактной модели инсайт в большей степени носит интеллектуальный, аналитический характер, что роднит его с методами ра- циональной терапии.
Бихевиорально-ориентированные группы. Занятия поведенческим тренингом не ставят перед собой глобальных задач развития личности или реализации человеческого потенциала. Они формулируют свои цели значи- тельно скромнее и конкретнее. Обычно эти занятия называются тренингом жизненных умений. Их задача — обучить участников справляться с конкрет- ными проблемами и выработать умение приспосабливаться к определенным
жизненным обстоятельствам. Согласно постулатам бихевиоризма, в упро- щенной форме — весь опыт человек получает посредством научения. Соот- ветственно для исправления нежелательного поведения необходимо пере- учить его, выработав более эффективное поведение или белее адаптивные реакции. Одной из типичных методик, напрямую связанных с бихевиориз- мом, является репетиция желаемого поведения. После моделирования необ- ходимого поведения участнику предлагается проиграть его в виде упражне- ния, эпизода или ролевой игры. В случае успеха следует подкрепление в виде положительной реакции группы и ведущего. Для обеспечения более успеш- ного переноса полученного навыка в реальную жизнь участникам группы предлагается опробовать его в качестве домашнего задания вне группы с по- следующим обсуждением результатов на следующем занятии [2; 6; 37].
19


В настоящее время активно развивается когнитивно-поведенческая
модель психологического тренинга, которой придерживается и автор посо- бия.
В данной модели поведение человека рассматривается в неразрывной связи с его пониманием и интерпретацией данного поведения. Человек не просто совершает поступки, он так или иначе объясняет себе причины дан- ных поступков или «отсутствие» данных причин. Именно это объяснение, которое во многом детерминировано самовосприятием человека, его пред- ставление о том, как его воспринимают окружающие, а также его интерпре- тацией прошлого опыта и имеющихся у него желаний и потребностей — во многом определяют его поступки. Человек потенциально не желает себе зла, и в его интерпретациях собственного поведения и эмоционального реагиро- вания можно обнаружить многочисленные психологические защиты, им не осознаваемые, но направленные на личностное самосохранение. Поэтому ставя цель изменить неконструктивное поведение, необходимо также про- явить и изменить конструкты интерпретации данного поведения и окружаю- щего мира (когнитивные конструкты).
В тренинговой группе в процессе группового взаимодействия реализу- ются и проявляются неконструктивные модели поведения и обеспечивающие их когнитивные конструкты, которые замечаются участниками посредством идентификации и в процессе получения обратной связи. При этом перевод во внешний план неконструктивных моделей поведения и когнитивных стерео- типов интерпретации окружающего мира может происходить как в процессе проигрывания роли или выполнении соответственно ориентированных уп- ражнений, так и в процессе вербализации. В конечном итоге весь внутренний мир человека так или иначе закодирован в символах-словах. Манипулируя данными символами, можно частично отразить элементы внутреннего мира человека, в совокупности с его поведением и его интерпретацией данного поведения. Однако осознание проблемы участником не приводит к ее автома- тическому разрешению. Любое личностное ограничение конкретного чело- века закреплено в выработанных им и «вживленных» стереотипах поведения, требующих переработки. Иными словами, для того чтобы отказаться от не- конструктивных элементов поведения и выработать, развить более конструк- тивные, мало заметить и согласиться с тем, как не следует поступать. Необ- ходимо получить и освоить образец более конструктивного поступка в кон- кретных ситуациях.
В настоящее время трудно составить стройную и наглядную систему взаимодействия и взаимосвязи различных групповых методов в силу того, что в этой области практика значительно опережает теорию. Психологиче- ский тренинг оказался неожиданно дружелюбным ко всем психологическим техникам и средствам, опыту педагогических вмешательств, обнаружив воз- можность аккумулировать все позитивное, что заключается в попытках чело- века трансформировать свои отдельные черты и жизнь в целом. В нем ис- пользуются самые разные подходы психологической работы, объединяются техники и средства различных теорий и школ. Соответственно и принципы,
20

выдвигаемые представителями различных направлений группового движе- ния, порой противоречат друг другу. Для выхода из данного теоретического хаоса психологу-практику приходится ставить в центр работы конкретные цели и задачи в соответствии со спецификой решаемых проблем, исходить из конкретной ситуации, в которой ему предстоит работать, и опираться на соб- ственный профессионализм. Для этого ему необходимо быть достаточно эру- дированным в области психологической науки и обладать мастерством в раз- личных практических методах, хотя фрагментарный подход в конечном ито- ге может привести к еще большему умножению взглядов на психологический тренинг, а в некоторых случаях и к проявлению откровенного эклектизма
[36; 44].
1.4. ТРЕНИНГОВАЯ ГРУППА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗЕР-
КАЛО
У каждого человека имеется представление о своей внешности, о том, как он выглядит со стороны. Он не раз видел свое отражение в зеркале. Даже в давние времена, когда искусственных зеркал не было, люди искали свое от- ражение на поверхности воды. В этом отражении они получали и подтвер- ждение собственного существования. Позже человек научился создавать зер- кала и довел это умение до совершенства. Но даже смотрясь в очень качест- венное зеркало, человек может увидеть только отражение своей внешности, причем именно то, которое он показывает зеркалу в этот момент. Одни люди при этом улыбаются, другие хмурятся (во многом в зависимости от того, ка- кое отражение они ожидают увидеть). Но, к сожалению, никакое зеркало не может отразить внутреннюю сущность человека, его «Я». Свое психологиче- ское отражение человек может увидеть только в других людях. Окружающие являются для нас чем-то вроде психологических зеркал. Именно другие люди являются мерилом для человека в его отношении к себе. От других людей человек впервые узнает, кто он, и получает оценку — какой он. Каждый но- вый акт общения и взаимодействия увеличивает социальный опыт человека и вносит коррективы в его представление о себе, делает его более многогран- ным.
Но каждый человек, дающий обратную связь другому, так или иначе
«преломляет его отражение», пропуская через свое «Я». К сожалению, окру- жающие являются кривыми зеркалами. Вспомните, что чувствует человек, заходя в комнату кривых зеркал и видя себя, например, с большими ушами,
«стройным», как спичка, или невообразимо толстым? Он смеется. Ему по- зволяет смеяться то, что он знает свое «правильное» изображение. Он видел себя раньше в «правильном» зеркале. А теперь представьте себе человека, который никогда раньше не видел своего отражения и впервые увидел себя в кривом зеркале. Ему ничего не останется, кроме как поверить в то, что он ви- дит. В то, что он такой и есть. Даже если ему придется при этом расстроить- ся. К сожалению, нет такого искусственного зеркала, в котором человек смог бы увидеть действительно подлинный и беспристрастный образ того, как он выглядит психологически. Человеку суждено собирать и строить свой меня-
21