Файл: Философия и ее исторические типы. Инструкция по выполнению задание выполняется, опираясь на лекции по Разделу i (темы 18), основную и дополнительную литературу..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТК – 10. Итоговое контрольное задание по темам Раздела I

«Философия и ее исторические типы»

.

Инструкция по выполнению: задание выполняется, опираясь на лекции по Разделу I (темы 1-8), основную и дополнительную литературу. Необходимо выполнить один из вариантов задания, дав развернутые и обоснованные ответы на все вопросы в выбранном варианте. Выбор варианта осуществляется обучающимся по желанию, задание необходимо выполнять САМОСТОЯТЕЛЬНО, за идентичные ответы снижаются баллы.


Вариант 3

  1. Дайте развернутое определение понятию «наука», приведите аргументы, подтверждающих и отрицающих принадлежность философии к науке.

Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. В ходе исторического развития наука превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт.

Понятие "наука" включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности - сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Общеизвестно, что задолго до возникновения науки люди приобретали необходимые им знания о свойствах вещей и явлений, с которыми они сталкивались, непосредственно в процессе своей практической деятельности.

И сейчас немало нового для себя мы узнаем с помощью обыденного познания. Обыденное познание носит фрагментарный характер, его суждения не связаны друг с другом, а заключения представляют собой изолированные обобщения тех или иных результатов случайных наблюдений и потому они не объединены в целостную систему. С развитием письменности, в странах древних цивилизаций накапливались и осмысливались эмпирические знания о природе, человеке и обществе, возникали зачатки математики, логики, геометрии, астрономии, медицины.

Предшественниками современных учёных были философы Древней Греции и Рима, для которых размышления и поиск истины становятся основным занятием. В Древней Греции появляются варианты классификации знаний. Слово “наука” сравнительно недавнего происхождения. В переводе с латыни “scientia” означает знание. Термин "наука" и "учёный" впервые были введены Уильямом Уэвеллом (1794-1866) в его работе" Философия индуктивных наук" в 1840 году.


Наука не развивается сама по себе, она связана с другими областями знаний, прежде всего с философией, которая является ядром мировоззрения ученого. Все, что является внешним для науки, но необходимым для ее развития, называется основанием науки. Основания науки рассматривает философия науки, ибо они в некотором отношении выходят за границы исследовательской деятельности ученого, но определяют ее. Ученые пришли к выводу, что существуют три главных компонента научной деятельности: 1) идеалы и нормы исследования; 2) научная картина мира; 3) философские основания науки.

В идеалах и нормативах научной деятельности выражены представления о целях исследования и способах их достижения. Идеалы и нормы научной деятельности могут быть выявлены: а) в собственных познавательных установках; б) в социальных нормативах. Эти два аспекта идеалов и норм научной деятельности соответствуют двум аспектам ее функционирования: 1) как познавательной деятельности; 2) как социального института. Познавательные идеалы научной деятельности имеют следующие основные формы: 1. идеалы и нормы объяснения и описания; 2. идеалы и нормы доказательности и обоснованности знания; 3. идеалы и нормы построения и организации знания. 3 Наука как социальный институт занимает в обществе определенную нишу, и результаты ее деятельности пронизывают все стороны жизнедеятельности общества и личной жизни человека. Вопрос о месте науки в жизни общества занимает все большее место в экономической, общественно-политической и духовной жизни общества.

  1. Заполните таблицу, выделив основные этапы развития философии Нового времени указав их хронологические рамки, представителей и примеры рассматриваемых проблем и варианты их решения.



Этапы философии Нового времени и хронологические рамки

Основные представители

Примеры, рассматриваемых проблем и варианты их решения.

1

XVII век

Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс.

заложение основ новоевропейской философии, разработала основные её направления и концепции.

2

XVIII век

 Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Лессинг, Кант, Толанд.

философия эпохи Просвещения – довела до логического завершения основные идеи и интенции XVII века, сделала их общественным достоянием

3

XVIII – сер. XIX вв.

Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах.

переосмысление опыта немецкой классической и европейской философии и предвосхитила ведущие интенции философии новейшего периода.





  1. Что такое посмодерн? Каковы его основные представители, идеи и особенности философии постмодерна в культуре 20-21 вв.?

Постмодернизм — мировоззрение, выражающее основные тенденции, установки и ориентиры современного общества. Постмодернизм как комплексное идейное течение определяет время неприемлемости в новых социокультурных реалиях господствовавших ранее представлений о мире и человеке.

Отличительной чертой постмодернизма считается уверенность в невозможности объяснения устройства мира, как чего-то полноценного, развивающегося по определенным законам и доступного для теоретического изучения.

Еще одной чертой постмодернистского учения является инновационная направленность. Представители постмодернизма считают, что он — важный этап развития европейской культуры, периода позднего капитализма, постиндустриального общества. Это связано со становлением эпохи постмодерна в развитых странах во второй половине 60-х гг., то есть стремительным переходом от индустриального общества к информационному. Именно тогда начинают развиваться новейшие электронные технологии, которые и составили базис культуры постмодерна.

Философское течение стало распространяться по всему миру после выхода в свет в 1979 году книги Ж.-Ф. Лиотара «Постмодернистское состояние: доклад о знании», где впервые были обозначены в обобщенном виде многие существенные черты постмодернизма.

Для постмодернистов важным трудом Ницше, где он вводит систематическое собрание философских понятий, является трактат «Об истине и лжи во вненравственном смысле». В этом тексте философ выдвигает гипотезу, что научные понятия — это цепочки метафор, застывшие в общепринятых истинах.

Хайдеггер продолжил линию Ницше, сосредоточив свое внимание на изучение разума, который со временем вырождается в рассудок. Такое мышление философ считал «исчисляющим», высшей формой которого становится техника, развивающаяся против гуманизма. Гуманизм, как полагал Хайдеггер, неизменно становится варварством, в котором «множатся вызванные техникой пустыни».

У постмодернистов критика рационализма оборачивается антиисторичностью. Пытаясь выявить и обобщить специфические черты современной эпохи, постмодернизм противопоставляет их логике истории, историзму культуры. 


С точки зрения постмодернизма, рационализм эпохи модерна — это доведение до крайности идеи преобразовательной активности субъекта, который вступил в непримиримый конфликт с природой, искусственно ограничил ее эволюцию, как и историю социума, пространство человеческой свободы.

Рациональность, с точки зрения постмодернистов, противопоставляется идее человечности, то есть приоритетности гуманизма, использования всех ресурсов для того, чтобы сделать жизнь людей максимально комфортной и безопасной. Абсолютизация рационализма способствует дегуманизации личности и является источником глобальных опасностей, рисков, угроз человечеству.

Постмодернизм указывает на многообразие типов рационализма, игнорируя их закономерное существование. Данное многообразие действительно существует, но представляется качественно различными связями ввиду перехода человеческого сознания из одного состояние в другое. Постмодернисты игнорируют историческое развитие культуры, как преемственно сменяющие друг друга типы рациональности.

Принцип рациональности постмодернисты рассматривают как проявление «империализма рассудка». Это ярко проявляется в творчестве писателей-постмодернистов, которые не стремятся найти во всем порядок и смысл, а стараются следовать «свободной игре активной интерпретации».