Файл: Отчет по производственной (ознакомительной) практике по направлению 27. 04. 02 Управление качеством, направленность (профиль).docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 188
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- должна обеспечивать внутренние и внешние взаимодействия (документация должна быть доступной для её пользователей: недопустимо, чтобы какие - либо документы не могли быть получены пользователями в нужное время и в установленном месте);
- функциональность (документация должна своевременно отражать все изменения условий функционирования системы качества в целом и её отдельных частей);
- простота в использовании (все документы системы качества должны быть датированными, иметь санкционированный статус, быть понятными исполнителям, заказчикам и экспертам-аудиторам).
Несоблюдение какого-либо из рассмотренных требований делает документацию системы качества неполноценной, уменьшает её эффективность.
Необходимо, чтобы принципы и порядок документирования были регламентированы соответствующими документами предприятия (ДП или инструкцией). В этом документе должны быть установлены чёткие процедуры и обязанности, относящиеся к управлению документацией и определены должностные лица, ответственные за различные стадии работ по документированию.
Рисунок 4 – Требования к документации системы качества
Документация на требования, предъявляемые к качеству, включает в себя документы (ГОСТы, нормативные акты, положения и др.), содержащие требования к качеству продукции и услуг.
Документация для регистрации данных о качестве включает в себя все документы, связанные с подтверждением достижения качества, а также с проверкой (внутренней и внешней) эффективности функционирования самой системы качества [7].
Документы системы менеджмента качества могут быть представлены в любой форме и на любом носителе, но большей популярностью пользуются электронные носители.
Преимуществами документирования на электронных носителях являются:
- обеспечение стабильного доступа уполномоченного персонала к актуализированной информации;
- удобство предоставления доступа к документам, внесения в них изменений и управления;
- возможность распространения документов и управления ими путем распечатки копий (при определенной необходимости);
- обеспечение доступа к документам отдаленных подразделений.
В документацию должны вносится только те требования, которые установлены при разработке конструктивного решения, процесса. Эти требования должны обязательно выполняться исполнителем и аудиты должны быть направлены на контроль за выполнением только записанных требований к качеству продукции или услуг [8].
Обязательным требованием стандартов ИСО серии 9000 является документирование системы менеджмента качества организации.
Система менеджмента качества обычно включает в себя следующие документы:
- политику и цели в области качества;
- руководство по качеству;
- документированные процедуры;
- рабочие инструкции;
- формы;
- планы качества;
- технические условия;
- внешние документы;
- записи [8].
Документированная информация внешнего происхождения, определена организацией как необходимая для планирования и правильной работы системы менеджмента качества, и обязательно должна находиться под управлением.
Документированная информация, которая регистрируется и сохраняется в качестве документов соответствия, должна быть защищена от непредумышленных изменений и удалений.
При разработке и актуализации документированной информации организация должна должным образом обеспечить:
- идентификацию и описание (например, название, дата, автор, ссылочный номер);
- формат (например, язык, версия программного обеспечения, графические средства) и носитель (например, бумажный или электронный);
- анализ и одобрение с точки зрения пригодности и адекватности [9].
В ГОСТ Р ИСО/ТО 10013-2007 «Менеджмент организации. Руководство по документированию системы менеджмента качества» [10], в пункте 5 описан процесс подготовки системы качества к внедрению документов, описывается в пунктах 5.1, 5.2, 5.3
Из данных пунктов можно сделать следующие выводы:
- все документы СМК разрабатываются персоналом которые вовлечены в процессы;
- анализ и отмена действующих документов, может значительно уменьшить сроки разработки документов СМК;
- организации, которые внедряют или планируют внедрение СМК, должны определить процессы, их последовательность и взаимодействие которые необходимые для эффективного внедрения СМК;
- на основании анализа процессов организация должна определить необходимое число документов системы менеджмента качества;
- определение перечня документов системы менеджмента качества, необходимых в соответствии с требованиями выбранного организацией стандарта;
- необходимо обучать персонал, который занимается разработкой документов СМК;
- организации необходимо определить структуру разрабатываемых документов;
- организация должна проводить анализ процессов и постоянно улучшать их;
- обязательно рассматривать и утверждать документы до их выпуска;
- при разработке СМК необходимо включать ссылки на действующие общепринятые стандарты;
- следить за актуальностью документов.
Также в пункте 6 ГОСТ Р ИСО/ТО 10013-2007 полностью описан процесс утверждения, выпуска и управления документами системы менеджмента качества со следующей структурой:
-
Пункт 6.1 Рассмотрение и утверждение. -
Пункт 6.2 Рассылка. -
Пункт 6.3 Внесение изменений. -
Пункт 6.4 Выпуск и управление изменениями. -
Пункт 6.5 Неучтенные экземпляры.
В данных пунктах описывается необходимость сотрудников с ознакомлением документов СМК и поступление документов адресату для выполнения (с присвоением учетных номеров каждому документу). Организация устанавливает процесс разработки, контроля и внесения изменений документов. Устаревшие документы обязательно заменяются на документы новой версии, устанавливается перечень документов с датой пересмотра.
Система менеджмента качества организации должна включать:
- документированную информацию, требуемую настоящим стандартом;
- документированную информацию, определенную организацией как необходимую для обеспечения результативности системы менеджмента качества.
Объем документированной информации системы менеджмента качества одной организации может отличаться от другой в зависимости от:
- размера организации и вида ее деятельности, процессов, продукции и услуг;
- сложности процессов и их взаимодействия;
- компетентности и осведомленности работников [11].
Документированная информация, которая требуется системой менеджмента качества, должна находиться под управлением в целях обеспечения:
- ее доступности и пригодности, где и когда она необходима;
- ее достаточной защиты (например, от несоблюдения конфиденциальности и от ненадлежащего использования).
Для управления документированной информацией организация должна обеспечить следующие действия в максимальной степени:
- распределение, обеспечение доступности и поиска, а также использования по назначению;
- хранение и защиту;
- управление изменениями (например, управление версиями и устаревшими документами);
- соблюдение сроков хранения и порядка уничтожения.
Документированная информация внешнего происхождения, определенная организацией как необходимая для своевременного планирования и работоспособности системы менеджмента качества, должна быть определенным образом идентифицирована и управляться [8].
Документация по обеспечению качества включает в себя все документы, содержащие методы, порядок и правила выполнения работ на этапах жизненного цикла продукции. Этими документами являются: методики и инструкции, содержащие описания обязательных процедур; планы и программы поддержания качества; программы обучения персонала; рабочие инструкции и др.
Документация по системе качества включает в себя все внутренние документы организации (политика и цели в области качества, Руководство по качеству, стандарты предприятия, документированные процедуры, положения о структурных и обособленных подразделениях, выполняющих функции головных по вопросам качества, должностные инструкции сотрудников, обеспечивающие надлежащее функционирование системы качества организации).
1.3. Общие требования и структура документированной процедуры
Степень и характер документированности системы менеджмента качества должны соответствовать законодательным требованиям и другим обязательным требованиям, удовлетворять ожидания и потребности потребителей и других заинтересованных лиц, а также устраивать организацию.
Документированная процедура – это установленный и документально оформленный способ осуществления деятельности в системе качества.
Принципы, которые отражаются в основе создаваемой на предприятии документированной системы качества.
Документированная процедура должна отражать следующие разделы:
1. Документация должна быть систематизирована, т.е. определенным образом структурной, с чёткими внутренними связями между элементами системы качества.
2. Документация должна отражать в себе аспекты самой деятельности в системе качества, кроме этого, в ней должны содержаться такие аспекты как организационные, технические, экономические, методические, правовые. В целом можно сказать, что должна быть комплексной.
3. Документация должна содержать исчерпывающую информацию обо всех процедурах и процессах, проводимых в системе качества, а также о методах регистрации данных о качестве. При этом объем документации должен содержать минимальную информацию, но при этом должен быть достаточен для практического применения.
4. Документация должна содержать только практически выполнимые требования.
5. Текст документа должен быть логически однозначным и последовательным, чтобы при работе с ним не возникало двойной трактовки изложенного. Документация должна быть понятной всем ее пользователям – специалистам, руководителям и исполнителям.
6. Любой документ, а в частности документ системы качества должен иметь свое название, код, который позволяет идентифицировать к какой конкретно части системы он относится, также должно быть условное обозначение.
7. Документация должна быть адресной, а именно каждый документ системы качества должен быть предназначен для определенной области применения и адресован конкретным исполнителям.
8. Документация должна быть актуализированной. Это означает, что документация в целом и каждый отдельный документ должны современно отражать изменения, происходящие в стандартах семейства ISO 9000 и изменения условий обеспечения качества на предприятии.
Требования к документированной процедуре:
Структура и формат документированных процедур (на бумажном или электронном носителях) должны быть представлены организацией в виде текстов, таблиц, схем, карт процессов или в другой доступной форме в зависимости от потребностей организации. Документированная процедура должна содержать всю необходимую информацию и иметь уникальную идентификацию для обеспечения прослеживаемости.
В документированных процедурах могут быть выполнены ссылки на рабочие инструкции, определяющие порядок выполнения работ. Документированные процедуры обычно описывают деятельность, включающую в себя несколько функций, в то время как рабочие инструкции обычно относятся к заданиям в рамках одной функции [10].
Структура документированной процедуры.
Документированная процедура должна содержать элементы:
- Титульный лист.
На титульном листе должна находится утверждающая подпись, а также подписи с указанием должностных лиц, их фамилий, дата согласования.
- Название ДП.
- Цель ДП.
Цель разработки и использования данной документированной процедуры.
- Область применения ДП.
Организация должна описать область применения документированной процедуры, включая обоснование и полное описание любых применяемых исключений.
- Ответственность и полномочия.
Организация должна, развернуто в полной мере отразить ответственность и полномочия и/или функциональные обязанности персонала, всех заинтересованных сторон, а также отразить взаимосвязь персонала с процессами и действиями, входящими в процедуру. Ответственность и полномочия могут быть представлены в виде текста или карты процесса.