Файл: Гуманизм возник в философских учениях xiv середине xv веков. Страной появления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Гуманизм — (от лат. humanus — человеческий, человечный) признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. В философском же смысле можно найти множество определений. Но все они будут похожи. И гласят примерно следующее. Гуманизм – есть система построения человеческого общества, где высшей ценностью является человеческая жизнь.
Гуманизм возник в философских учениях XIV - середине XV веков. Страной появления первых гуманистических теорий и идей стала Италия. Это объясняется тем, что гуманизм начинает развиваться в эпоху Возрождения, а основной вклад в ее развитие был принесен именно творцами Италии. Для культуры Возрождения характерно светское восприятие и осмысление мира, утверждение ценности земного бытия, величия разума и творческих способностей человека, достоинства личности. Идейной основой культуры Возрождения стал гуманизм. Выразителями этих взглядов стали Ф. Петрарка, Л.-Б. Альберт, Дж. Мирандола, Т. Кампанелла, Э. Роттердамский и др.
Атеизм стал краеугольным камнем в борьбе нового взгляда на человека с мракобесием, инквизицией и догматизмом. Провозглашал свободу человеческого духа от божественной воли. В ранг божества был возведен человек и его разум. Особенностью атеизма является его проявление в различные эпохи под разными масками. Возникло направление из-за невозможности объяснить сущность Бога и его роль.
В XX столетии происходит формирование новых течений гуманизма и версий определения данного «понятия». Это связано с научно-техническим прогрессом, переходом большинства стран на индустриальный путь развития, что требовало повышения их уровня культуры и формирования отношений между странами, основанных на гуманистических началах.
Понятие «гуманизм» начинает приобретать практическую направленность. Гуманные отношения начинают пронизывать все сферы человеческой жизнедеятельности. Гуманизация проникает в экономику
, экологию, культуру, политику, образование. В этот период, происходит
формирование новых концепций и теорий общечеловеческих ценностей, человеческих свойств, качества развития человека и качества его жизни. Гуманизм становится основой наук общечеловеческой ориентации и представляет собой теорию о развитии человека в реальном мире, посредством его природных задатков и их раскрытия, самопознания и самоопределения.
Экзистенциализм поставил очень важные вопросы, которые всегда волнуют людей: «Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каков выбор им своего жизненного пути?».
Экзистенциализм, смысл которого произошел от позднелатинского слова exsistentia - существование, означает «философию существования». Эта философия возникает как антропологическая по своей направленности. Ее центральной философской проблемой является проблема человека, его существования в мире. Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия.
Философская антропология в рамках философской мысли XX века является самостоятельной школой. Складывается она в рамках немецкой философской мысли. Ее основные представители: М. Шелер («Положение человека в космосе»), Х. Плеснер («Ступени органического и человек») и А. Гелен(«Человек. Его природа и положение в мире»). Теоретической базой проекта философской антропологии Макса Шелера являлось неокантианство и феноменология. Шелер считает, что культура и философская мысль вплоть до начала XX века не смогли осмыслить природу человек, не смогли ее должным образом оценить. Итогом такого пренебрежительного отношения к человеку является кризис культуры. Он есть в первую очередь кризис личности, вызванный доминированием естественного знания.
Шелер предлагает новую, шестую идею. Согласно с ней человек является одновременно животным и существом обладающим разумом. Человек становится таков в том случае, если становится способным
ассимилировать, обнаружить в себе заложенный Богом дух. Сущность человека по Шелеру – любовь.
В 20–21 веке гуманизм соединился с идеями демократии, положения которых используют в политике для привлечения внимания к своим персонам и партиям. Одна из проблем современной гуманистической философии — ограничение личной свободы граждан. Для каждого человека вышей ценностью должны быть другие люди, и они должны быть в приоритете перед материальными, духовными, социальными и природными благами.