Файл: I. Теоретические основы использования кинезиологических упражнений в здоровьесбережении старших дошкольников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Глава I. Теоретические основы использования кинезиологических упражнений в здоровьесбережении старших дошкольников

    1. Проблема здоровьесбережения старших дошкольников

    2. Кинезиологические упражнения как современная здоровьесберегающая технология

Введение
Актуальность исследования. В нынешнее время, специалистами в сфере здравоохранения наблюдается значительное увеличение количества детей, которые имеют проблемы с физическим здоровьем и психическим развитием, с экранной зависимостью и т.д. Проблема, связанная с ухудшением состояния здоровья у детей старшего дошкольного возраста, является актуальной, и носит особый характер, связано данное явление с предстоящим обучением в школе.

Для детей старшего дошкольного возраста, необходимо создание благоприятных условий для их развития, учитывать особенности проявлений свойств нервной системы, восприятия дошкольника, это важно для разработки методов и способов взаимодействия при обучении и воспитании ребенка.

В исследованиях знаменитых русских физиологов (В. М. Бехтерева, И. М. Сеченова, М. М. Кольцова) описано положительное влияние двигательной активности на функции высшей нервной деятельности.

Ряд исследований указывает на то, что физическое и психомоторное развитие ребенка должно быть направлено не от мышления к двигательной активности, а на обучение на основе двигательных действий. Вместе с тем, каких-либо исследований, направленных на интеграцию психомоторного и физического развития дошкольников в процессе физического воспитания нами не выявлено.

Объект исследования: кинезиологические упражнения в дошкольной образовательной организации.

Предмет исследования: формирование опыта здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной образовательной организации на основе кинезиологических упражнений.

Цель исследования: выявление эффективных способов формирования опыта здоровьесбережения на основе кинезиологических упражнений в образовательном процессе дошкольной образовательной организации


В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

1.Изучить теоретические основы использования кинезиологических упражнений в здоровьесбережении старших дошкольников;

  1. Определить проблему здоровьесбережения старших дошкольников;

  2. Выявить кинезиологические упражнения как современная здоровьесберегающая технология;

(Следующие задачи будут указаны в соответствии с 2,3 главой и параграфами)

Методы исследования: анализ литературных источников по вопросам дошкольного физического воспитания и психомоторного развития, обобщение, моделирование, педагогические наблюдения, тестирование, педагогический эксперимент, методы математико-статистической обработки полученных данных.
Глава I. Теоретические основы использования кинезиологических упражнений в здоровьесбережении старших дошкольников


    1. Проблема здоровьесбережения старших дошкольников


Проблема формирования здоровья подрастающего поколения является главной задачей государственной политики в современном российском обществе. Это влияет на систему здравоохранения, а также на сохранение здоровья в процессе обучения.

В 2011 году был принят Федеральный закон Российской Федерации № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья населения в Российской Федерации”. С тех пор государство проводит большое количество профилактических мер в области охраны здоровья детей, но эти меры не снижают заболеваемость детей и подростков.

По данным Федеральной службы государственной статистики, рост заболеваемости детей в возрасте до 14 лет в России значительно увеличился и составил 38225,7 тысячи детей. Заболеваемость наблюдается также среди взрослого населения.

Среди детского населения, по данным Федеральной службы государственной статистики, заболеваемость по основным классам заболеваний в 2000-2021 годах была следующей: в 2010 году более 38 000 случаев, в 2021 году достигла 43047,6 случаев болезни.

Как отмечают Айзятуллова Г. Р., Сударь В. В., в связи с ухудшением здоровья подрастающего поколения в XXI веке разработка и внедрение новых методов и технологий, альтернативных подходов к совершенствованию процесса физического воспитания детей становится приоритетом в дошкольном образовании.


Внедрение оздоровительных технологий в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения является очень важным вопросом.

Она рассматривается как сложная система образовательных, корректирующих и профилактических действий, реализуемых в процессе взаимодействия ученика и учителя, ребенка и родителей, дошкольника и медицинского работника. Эта система рассматривается как непрерывное и последовательное взаимодействие родителей, врачей, педагогов, психологов и других лиц, которые призваны осуществлять здоровьесберегающие мероприятия в дошкольных учреждениях, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей .

Существует довольно много исследований, посвященных поиску.

Авторы Безруких М. М., Логинова Е.С. в своей статье утверждают, что старший дошкольный возраст рассматривается как важный этап функционального развития ребенка и значимый этап психологической и социальной готовности к школьному образованию. Развитие ребенка до школы является предиктором общего успеха в обучении, социальной адаптируемости и эмоциональной стабильности.

Авторы отмечают, что дети дошкольного возраста имеют оптимальный уровень физического развития в 61,7% случаев.

Исследователи Сонькин В. Д., Зайцева В. В. в своей работе показывают, что уровень физического развития снижается с возрастом, особенно в период школьного обучения.

Эта тенденция к снижению уровня функциональных показателей ребенка отражена в работах ученых Кузнецовой

О. В., Сонькин В. Д., Коваленко Т. Г., Шкляренко А. П., Ульянов Д. А., Дегтяренко Ю. Г. и Д. Р. Безруких М. М., Иванова Р. рекомендуют рассматривать физическое развитие ребенка с физиологической, когнитивной, социально-личностной точки зрения.
В работах Кузнецовой З. М., Золотовой В. Н., Сударь В. В. отражены проблемы использования физкультурно-оздоровительных технологий в дошкольном возрасте и пути их решения.

Внедрение образовательных стандартов в дошкольном образовании способствует развитию личностно-социального и физического развития ребенка. Требования дошкольного образования к уровню профессионализма учителей также возрастают. Этот факт активизирует поиск здоровьесберегающих технологий.


    1. Кинезиологические упражнения как современная здоровьесберегающая технология



В последние годы растет число детей с нарушениями речи, включая общее недоразвитие речи (ОНР). У детей с общим недоразвитием речи есть проблемы с общением, развитием и трудностями в совместной работе со своими сверстниками.

Использование комплекса кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста эффективно для развития связной речи и оптимизации межличностных отношений в детском коллективе.

Специалисты говорят, что определенные пути прокладывают путь для развития мозга, который состоит из двух полушарий, взаимодействующих друг с другом. Гармоничное развитие правой и левой частей мозга способствует высокому уровню интеллекта. И здесь тоже на помощь приходит кинезиология. Упражнения для детей дошкольного возраста способствуют умственному развитию детей и раскрытию их талантов и способностей.

Специальная система упражнений для кистей и пальцев учитывает функциональные особенности полушарий (левое - логическое, знаковое, правое - гуманитарное, образное).

Учителя, которые практикуют кинезиологические упражнения в своей работе, должны помнить, что коррекционная работа направлена от движений рук к развитию мышления. В дополнение к пальчиковым играм учителя используют дыхательные упражнения, двигательные и растягивающие мышцы. При интенсивных физических упражнениях улучшается нервная система, развиваются интеллект и когнитивные способности. Об этом говорит кинезиология. Упражнения для дошкольников требуют от учителей знания всех приемов и навыков, чтобы точно донести их до сознания детей, поскольку наиболее правильное выполнение упражнений способствует интенсивным изменениям в организме человека.

Кинезиология. Упражнения для детей, несколько основных нюансов выполнения:

  1. При выполнении обычной тренировочной программы она может быть прервана комплексом кинезиологических упражнений, тогда как творческие моменты прерывать не следует. Если планируется урок, предполагающий интенсивную умственную нагрузку или образное мышление, двигательные упражнения проводятся перед уроком.

  2. Стоит помнить, что кинезиология не всегда дает мгновенный эффект, иногда изменения происходят постепенно, улучшается речь, движения, повышается умственная активность.

  3. Основные блоки программы коррекции направлены на энергетическое воздействие, прием и обработку информации, а также на регулирующую деятельность. Изучение каждого блока требует отдельных приемов и методов воздействия.


Нарушения речи связаны с недоразвитием психических процессов (мышления, восприятия, внимания, памяти и т.д.). Это провоцирует проблемы со связной речью. Нарушения речи, двигательные навыки, неуравновешенность и двигательное беспокойство влияют на социальную и коммуникативную функцию, и дети испытывают трудности в совместной деятельности со своими сверстниками.

Педагогическая кинезиология определяется как наука о психическом развитии и физическом восстановлении с помощью двигательных упражнений. Они приводят к созданию новых нейронных путей и улучшают межполушарное взаимодействие. К сожалению, фундаментальных исследований их использования в коррекции детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи нет. И в основном они относятся к нетрадиционным методам воздействия.

Взаимосвязь между человеческими движениями и мышлением была замечена еще в древние времена. Начало двадцатого века знаменательно для формирования целого направления в исследованиях, связанных с действием мышц и использованием выявленных закономерностей в диагностике коррекционных и развивающих кинезиологических воздействий (доктора Дж. Кендалл, доктор-остеопат Дж. Гудхарт и др.). Во второй половине XX века, П.

Деннисон разработал “гимнастику для мозга”. В основе метода лежит естественная и эффективная возможность развития психических процессов с помощью движений.

В российской науке такие выдающиеся ученые, как И. М. Сеченов, П. К. Анохин, Н.А. Бернштейн, И. П. Павлов, А. Р. Лурия и другие, указывали на взаимозависимость развития механизмов психической и двигательной активности. Сегодня существуют популярные виды образовательной кинезиологии. Они используют взаимосвязь мышечного тонуса с психоэмоциональным состоянием индивида и уровнем стресса, формулируют методы корректирующих действий в рамках психокоррекции и телесно-ориентированной терапии. Образовательная кинезиология была создана на основе практических разработок. Это активизирует функционирование системы “тело-интеллект”, помогает сбалансированно развивать полушария мозга.