Файл: Сборник по русскому языку для 7 класса упражнения, тесты.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 504
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(Л. Толстой).
*Упражнение 9.
Расставьте недостающие знаки препинания.
Я Максим Каммерер. Мне восемьдесят девять лет.
Когда-то давным-давно я прочитал старинную повесть, которая начиналась таким вот манером. Помнится я подумал тогда, что если придётся мне в будущем писать мемуары, то начну я их именно так. Впрочем предлагаемый текст нельзя строго говоря считать мемуарами. А начать следовало бы с одного письма полученного примерно год назад.
Каммерер Вы разумеется прочли пресловутые «Пять биографий века». Прошу Вас помогите мне установить, кто именно скрывается под псевдонимами П. Сорока и Э. Браун. Полагаю вам это будет нетрудно. М. Глумова.
Я не ответил на это письмо. Мне не удалось выяснить настоящие имена авторов «Пяти биографий века». Как и следовало ожидать П. Сорока и Э. Браун являются видными сотрудниками группы «Людены» Института исследований космической истории.
Я без труда представил себе чувства, которые испытывала Майя Глумова читая биографию собственного сына изложенную П. Сорокой и Э. Брауном. И я понял, что я обязан высказаться.
С точки зрения непредубеждённого а в особенности молодого читателя речь пойдёт о событиях, которые положили конец целой эпохе в космическом самосознании человечества и открыли новые перспективы, рассматривавшиеся ранее только теоретически. Кроме того я был свидетелем участником в каком-то смысле даже и инициатором этих событий. И вот сейчас по причинам носящим характер скорее личный я испытал настоящую потребность собрать воедино и предложить вниманию каждого, кто пожелает этим заинтересоваться всё, что мне известно о первых днях Большого Откровения. Я перечитал последний абзац и вынужден тут же поправить самого себя. Во-первых я предлагаю разумеется далеко не всё, что мне известно. Во-вторых события 99 года были строго говоря не первыми днями Большого Откровения а напротив последними его днями. Именно этого как мне кажется не понимают а вернее не желают принять сотрудники группы «Людены» несмотря на все мои старания быть убедительным. Впрочем возможно я не был достаточно настойчив. Годы уже не те.
(А. Стругацкий, Б. Стругацкий)
Тест по теме «Синтаксис и пунктуация»
1. Укажите правильное утверждение:
1) Предложение — это соединение слов, в конце которого всегда ставится точка.
2) Каждое предложение имеет грамматическую основу.
3) Грамматическая основа предложения — это сказуемое.
4) Подлежащее не зависит от сказуемого.
2. Найдите пример, который не является словосочетанием.
1) нашел под кусточком
2) нашел и собрал
3) собрал корзинку
4) корзину грибов
3. Укажите предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым:
1) Наивысшая вершина Карпат Говерла.
2) Алупка, Ялта, Гурзуф являются наиболее известными курортами.
3) Равнина чудесное пастбище для овец, коров и других животных.
4) В Карпатах много редких растений.
4. Укажите предложения, в которых есть однородные члены (знаки не расставлены):
1) Цветок фиалки поднял поверх травы свою головку с фиолетовым глазом.
2) Весною речки становятся бурными образуют водопады и с шумом несут свои воды в Черное море.
3) Наши мышцы способны выполнять сложные движения и приспосабливаться к разной работе.
4) Для сохранения здоровья нужно приучать свой организм следить за чистотой кожи.
5. Укажите предложения, в которых после обобщающего слова ставится двоеточие (знаки не расставлены):
1) Трещинки в эмали зубов возникают от разгрызания орехов косточек слив вишен абрикосов.
2) К горному климату хорошо приспособилась черника, брусника и другие ягоды.
3) В Крымских горах можно увидеть разнообразные фантастичные фигуры столбы пирамиды зубцы прибрежных скал.
4) Верили наши предки что существует нечистая сила лесовики домовые русалки.
6. Укажите предложения, в которых есть обращение (знаки не расставлены):
1) Остановись и слушай соловья почувствуй то земля твоя.
2) Позвольте вас бабушка когда-нибудь нарисовать.
3) Не кидай хлеб он святой.
4) Ну вот мы и дома Кузька.
7. Укажите предложения, в которых есть вводные слова (знаки не расставлены):
1) К счастью мне удалось направить лодку к берегу.
2) Когда-то тут росли высокие густые травы.
3) В ближайшее десятилетие возможно будут найдены лекарства от неизлечимых болезней.
4) К моему счастью прибавилось и одно огорчение.
8. Укажите сложные предложения:
1) Подошел человек ближе, разговорился, выменял овцу и пошел.
2) Колосья колют ноги, а бедная девушка жнет и жнет.
3) Цветы мать-и-мачехи немного похожи на цветы одуванчика, но они намного меньше.
4) На месте бывшей дикой степи выросли города и села, фермы и хуторки.
9. Укажите предложения, в которых правильно расставлены знаки препинания:
1) Ребенок-звездочка рос и воспитывался с детьми Лесоруба, ел и пил с ними за одним столом, играл вместе с ними.
2) Речка вбирает в себя меньшие речки и ручейки которые называются притоками.
3) Насыпали запорожцы на Днепровской круче Вишневецкому высокий холм а душа атамана и дальше по Украине гуляет, песнею из уст кобзарей рождается.
4) Маугли бросал в огонь ветки, чтобы посмотреть, как они вспыхивают.
10. Укажите предложение с прямой речью (знаки не расставлены):
1) Михаил сказал что людей там очень много.
2) Липа говорит человеческим языком Ой не руби меня добрый молодец.
3) Пошел дед к липе попросил выполнить желание.
4) Котик братец помоги говорит Волк.
Раздел VI
"Имя существительное"
Упражнения
*Упражнение 1.
Прочитайте текст и выполните задания.
С давних времен людям, говорящим на разных языках, приходилось общаться друг с другом.
Собеседники могут говорить каждый на своем родном языке и частично понимать друг друга, если языки похожи. В славянских странах русского скорее всего как-то поймут, но в соседней Венгрии — уже нет: венгерский язык совершенно не похож на русский.
Часто бывает так, что двум собеседникам помогает понять друг друга третий — переводчик. Но, во-первых, на перевод уходит лишнее время, во-вторых, он не всегда возможен.
Нередко собеседники переходят на третий язык, не родной для них обоих. В современном мире это может быть абсолютно «ничей» язык эсперанто или латынь, но чаще говорят на языке, который для кого-то в мире родной. Обычно этот язык обладает б?льшим авторитетом, чем родные языки собеседников. Им может быть просто какой-нибудь распространенный язык. В современном мире языком международного общения нередко выступает английский язык.
(По материалам энциклопедии «Русский язык»)
-
Выпишите из текста имена собственные. -
Приведите примеры одушевленных и неодушевленных существительных. -
Выпишите по 2-3 примера существительных 1, 2 и 3-го склонения. Определите их род. -
Есть ли в тексте разносклоняемые существительные? Выпишите их. -
Найдите в тексте несклоняемые существительные. Определите их род. -
Докажите, что слово русский в данном тексте используется в значении прилагательного и существительного. Приведите примеры. -
Найдите в тексте существительные, которые не изменяются по числам. Определите их род. -
Сделайте морфологический разбор указанных слов.
Упражнение 2.
Прочитайте текст. Запишите все существительные в нужной форме. Заполните таблицы примерами из текста.
Сильно одряхлел дедушка, а прежде был молодец ____________. Плохо он видел, плохо слышал; рука _______ и нога _________ дрожали у него от старость _____________: несет ложка ______________ ко рот ___________ – и суп расплескивает.
Не понравилось это сын_____ и невестка______________: перестали они отец_______ с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глинянойчашка_________. Задрожали рука__________ устарик_________, чашка выпала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали кормитьотец________ из старой деревянной миска__________.
У старикова сын был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на пол____________ и складывает что-то изщепочка__________________.
Что ты делаешь, дитятко? - спросила у него мать, вытираяпосуда ______________ полотенце _______________.
Коробочка ________________, - отвечает дитя, - вот как вы состаритесь с тятенька _________________, я буду вас из деревянной коробочка_______________ кормить.
Переглянулись отец с мать ___________________ и покраснели. Перестали с тех пора ________________ старик ______________________ за печь прятать, из деревянной миска __________ кормить.
Морфологические категории имен существительных
Склонение имен существительных
I склонение | II склонение | III склонение |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |