Файл: Совершенствование взаимоотношений местных органов власти с предприятиями и организациями жилищнокоммунального комплекса.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие ЖКХ и его социально-экономическая и политическая значимость
1.1 Методические основы разработки приоритетных направлений развития муниципального образования
• пути достижения большей финансовой обеспеченности.
1.2 Правовое положение органов власти в решении вопросов жилищно-коммунального хозяйства
Воздействие хозяйственной деятельности на водные ресурсы
Рис.2.1 Структура Администрации городского поселения Красково
3.2 Предложение по организации процесса взаимодействия предприятий ЖКХ и местных органов власти
3.3 Переход к системе договорных отношений в сфере ЖКХ на всех уровнях
Глава 3. Основные направления совершенствования взаимодействия органов муниципальной власти и предприятиями жилищно-коммунального хозяйства
3.1 Предложения по построению местных органов власти и предприятий ЖКХ на основе взаимовыгодного партнерства
Большинство услуг, обеспечиваемых местными органами власти, могут получить выгоду от соединения усилий частных предприятий ЖКХ и муниципального секторов. В сущности, использование взаимовыгодного партнерства между органами местной власти и ЖКХ возможно на всех стадиях реализации услуг, включая: разработку проекта; управление проектом; строительство и материально-техническое обеспечение; финансирование; эксплуатацию и менеджмент; содержание объекта; маркетинг услуг; коммуникацию.
Возможность реализации услуг через взаимовыгодное партнерство (далее по тексту - ВП) будет зависеть от политики и взглядов местных органов власти. Однако, вне зависимости от окончательной позиции, местные органы власти должны тщательно рассматривать возможности создания взаимовыгодного партнерства для реализации услуг в своих сообществах, в частности, в отношении:
-
услуг, реализуемых в настоящее время; -
будущих услуг, рассматриваемых местными властями; -
инициативных предложений частного сектора.
-
При внедрении ВП для предоставления существующих услуг, основной вопрос, который местные органы власти должны решить - какова реальная стоимость этих услуг на сегодняшний день? Местные органы власти могут встретить сопротивление, пытаясь изменить способ реализации существующих услуг с помощью ВП, т.к. с привлечением частного партнера, общество может бояться снижения качества услуг или роста цен на них, или и того, и другого. Сопротивление также может исходить от служащих местных органов власти, которые опасаются возможных изменений: сокращения персонала, снижения заработной платы и т.д.
Местные органы власти могут также применять ВП для реализации будущих услуг ЖКХ, - как для принципиально новых для данного сообщества типов услуг, так и для модификации существующих услуг, обеспечивающих более высокий уровень сервиса (например, очистка воды).
Потенциальные частные партнеры могут выдвигать инициативные предложения, когда полагают, что могут оказывать какие-либо услуги на пользу обществу, местным органам власти и себе самим. Местным органам власти рекомендуется не принимать инициативные предложения на безальтернативной основе (без всестороннего анализа этих предложений с участием всех заинтересованных сторон и без конкурсной процедуры отбора претендентов).
Сформулируем несколько условий, при которых создание партнерств путем объединения активов и управленческих навыков институтов общества (муниципалитетов) и ЖКХ, может быть эффективно:
-
проект не может быть реализован только за счет финансирования и профессиональной компетенции местных органов власти; -
с участием частного партнера качество или уровень услуг будут выше, чем если бы местные органы власти предоставляли их самостоятельно; -
участие предприятий ЖКХ позволит сократить сроки реализации проекта или услуги; -
пользователи услуг являются сторонниками привлечения предприятий ЖКХ; -
существует возможность конкуренции между возможными предприятиями ЖКХ; -
нет нормативных или законодательных запретов на привлечение предприятий ЖКХ для обеспечения услуг или осуществление проекта в данной сфере; -
результаты деятельности легко измерить и оценить; -
затраты на реализацию проекта или работ могут быть покрыты через установление оплаты потребителем; -
проект или осуществление работы позволяют активизировать инновационный процесс; -
имеется положительный опыт партнерств между местными органами власти и предприятем ЖКХ 16.
Если ни одно из условий не выполняется, ВП не следует использовать.
-
После определения набора услуг, подходящих для создания ВП, местным органам власти следует рассмотреть вопросы:
-
Каковы возможные препятствия и ограничения для данных ВП? -
Каким опытом обладают местные органы власти? -
Будет ли частный сектор заинтересован в этих возможностях? -
Является ли ВП наиболее подходящим способом реализации данных услуг или эксплуатации объектов?
-
Рассмотрение возможных препятствий и ограничений ВП может привести к отказу от ВП как способа реализации каких-либо отдельных услуг. Однако, даже если базовые условия использования ВП соблюдены, остается ряд вопросов, к которым следует обратиться перед организацией ВП. Первый из них – перевешивают ли преимущества ВП его недостатки?
Оценка преимуществ и издержек использования ВП должна проходить в два этапа:
1. Местные органы власти должны определить реальную стоимость обеспечения услуг (существующую и предполагаемую).
2. Количественно измеримые и неизмеримые преимущества и издержки должны быть системно проанализированы.
Реальные издержки на реализацию данных услуг местными органами власти можно определить количественно, они включают в себя капитальные и эксплуатационные издержки такие, как:
прямые издержки, включая заработную плату, премии, офисные площади, оборудование, капитальное оборудование и страхование;
косвенные издержки такие, как накладные расходы;
финансовые расходы, включая расходы по обслуживанию долга и промежуточное финансирование.
Реальные издержки должны отражать все относящиеся к данному проекту расходы.
После того как определены реальные издержки на реализацию услуги, местные органы власти могут скорректировать свою деятельность на основе проведенного анализа и продолжать реализовывать услуги без участия частного партнера. Если же они полагают, что потенциал создания ВП высок, то могут предпринять более глубокий анализ преимуществ и издержек работы с ВП.
Однако, до тех пор, пока частный сектор не отреагирует на предложение о реализации каких-либо услуг, реальные издержки ВП будут неизвестны. Эти издержки включают в себя:
издержки по организации ВП – внутренние и внешние (например, сторонние консультации, юридические платежи);
издержки, связанные с заключением контракта, включая аудиторскую деятельность.
Здесь появляется другой важный вопрос для местных органов власти – интересен ли предлагаемый проект ВП частному сектору? Обеспечение реализации одних услуг может быть более интересно частному сектору, чем других, а финансовые и налоговые вопросы будут определяющими для потенциального частного партнера. В целом, частный сектор будет более заинтересован в услугах, которые характеризуются:
неудовлетворенным спросом;
возможностью получения дохода;
возможностью увеличения дохода в будущем;
доказанной жизнеспособностью проекта;
признанной политической важностью проекта.
Кроме того, важными, но не определяющими являются возможности для развития технологий и расширения услуг.
Решающим фактором при привлечении частного партнера будет соотношение получаемой прибыли и потенциального риска.
Таким образом, местные органы власти смогут определить, какие из уже существующих и предлагаемых к реализации услуг они могут реализовывать через ВП. По результатам анализа может оказаться, что существует множество видов услуг, которые можно реализовывать через ВП. Местным органам власти необходимо оценить свои возможности и расставить приоритеты, основываясь на своих способностях и общественных запросах.