Файл: Педагог и наставник глазами современных детей.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
годы сложилась модель организации школы, которая сохранялась в основных чертах вплоть до 80-х годов и по своей форме являлась одной из лучших в мире. С 1960-х годов в СССР практически любое кино, ориентированное на детей 12-16 лет, обязательно отражало школьную жизнь и будни учителей. В советское время профессия учителя считалась престижной: педагог был человеком авторитетным и уважаемым. Он учил и воспитывал согласно государственным ценностям, идеологии, но при этом с душой и энтузиазмом относился к своему делу. К учителям — строгим или мягким, но любящим и болеющим за своих учеников — шли за советом, делились с ними личным и сокровенным.

Таким образом, роль учителя на протяжении всего периода истории менялась, но одно остается неизменным – это образ учителя как образца для подражания и знания и умения которые он дает детям.

.

1.2.Требования к учителю в XXI веке.

Требования к современному учителю прописаны в Законе Российской Федерации «Об образовании» в профессиональной программе педагога, в программе модернизации педагогического образования и в концепции улучшения российского образования.

Квалификационные требования предъявляются к педагогам в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации" в статье 46 «Право на занятие педагогической деятельностью»7.

1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

3. Лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки "Образование и педагогические науки" и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения, допускаются к занятию педагогической деятельностью по основным общеобразовательным программам.

4. К занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется работодателем.


Ученые и педагоги выделяют четыре типа готовности учителя к деятельности:

-психологическую;

-психофизиологическую;

-научно-теоретическую;

-практическую.

Психологическая готовность учителя определяется его стрессоустойчивостью, умением находить общий язык с детьми, и кончено же любовь к детям. Как говорил великий педагог В. Сухомлинский: «Плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к ребенку – это все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета». Любовь к детям – это основа педагогического призвания.

Учитель - это прежде всего личность. Психофизиологическую готовность учителя к деятельности определяется в личностных установках, мировоззрении, убеждениях, способность достигать целей. Именно педагог учит детей, как правильно трудиться, как достигать своих целей, как реагировать и исправлять свои ошибки. Есть огромная разница между учителем и «урокодателем». В основе даже очень современной системы образования каждому ребенку нужны не только знания предмета, но и человек, который станет для него примером, ориентиром в словах, поступках8.

Самое главное качество, которое отличает лучших учителей – это любовь к своему предмету. Потребности и интересы составляют основу познавательной деятельности учителя. Потребность в знаниях является одним из главных критериев современного педагога. «Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят тебя, и ты воспитаешь их, но если ты сам не любишь ее, то, сколько бы ты ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного воздействия» - так говорил великий писатель Лев Николаевич Толстой». Обогащать свои знания, быть в курсе новых изменениях своего предмета, доказывать ту или иную точку зрения все это должен уметь современный учитель.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Результаты исследования и их анализ

Я не стала делать анкеты для учеников и загонять их в рамки. Предоставили возможность свободы и выбора ответа. Ученикам было задано два вопроса. Первый из них: - «Кто для вас является современным учителем?».

Ученики 4-го класса: « мы считаем, что современный учитель должен быть добрым, понимающим и справедливым»

Ученик 5 класса: «я считаю, что современный учитель должен уметь устанавливать и поддерживать контакт, вести диалог, выстраивать эффективную и дружелюбную коммуникацию»



Ученик 5 класса:: «я считаю, что учитель должен быть добрым, понимающим, быть в тренде »

Ученик 5 класса: «Я думаю, что современный учитель должен быть умным, добрым, с чувством юмора».

Ученик 5 класса: «Я думаю то что современный учитель должен быть веселым, понимающим, справедливым, творческим»

Ученик 6 класса: « я считаю, что современный учитель должен быть ответственным, справедливым, Добрым, весёлым, отзывчивым, терпеливым»

Ученик 6 класса: « я считаю, что современный учитель должен быть весёлым, добрым, справедливым, ответственным»

Ученик 6 класса: «я считаю, что современный учитель должен быть понимающим, добрым, должен знать свой предмет »

Ученик 6 класса: « я считаю, что современный учитель должен быть отзывчивым, бескорыстным, с чувством юмора »

Ученик 6 класса: «я считаю, что современный учитель должен быть добрым, общительным, терпеливым, понимающим »

Ученик 6 класса: « я считаю, что современный учитель должен быть ответственным, добрым, весёлым »

Ученик 6 класса:. « я считаю, что современный учитель должен быть справедливым, трудолюбивым, должен знать своё дело»

Ученик 6 класса: « я считаю, что современный учитель должен быть сдержанным, общительным »

Ученик 6 класса: «я считаю, что современный учитель должен быть внимательным, добрым, заботливым. Он должен принять и полюбить каждого ребенка»

Ученик 7 класса: «я считаю, что современный учитель должен быть добрым, целеустремленным, он должен найти подход к каждому ребёнку »

Ученик 7 класса: « я считаю, что современный учитель должен любить свою профессию, должен хорошо владеть своим предметом »

Ученик 7 класса: « я считаю, что современный учитель должен быть чутким и доброжелательным, а ещё он должен обладать чувством юмора »

Ученик 7 класса: « я считаю, что современный учитель должен быть образцом воспитанности и культуры, он не должен быть грубым»

Ученик 7 класса: «я считаю, что современный учитель должен быть трудолюбивым, дисциплинированным»

Ученик 7 класса:. « я считаю, что современный учитель должен быть добрым, понимающим, целеустремленным»

Ученик 7 класса: « я считаю, что современный учитель должен быть настойчивым, аккуратным, понимающим, ответственным»

Ученик 7 класса: « я считаю, что современный учитель должен быть сдержанным, терпеливым, должен уметь работать с детьми»

Ученик 7 класса: « я считаю, что современный учитель должен быть добрым, умным, весёлым»


Ученик 7 класса: « я считаю, что современный учитель должен быть чутким, понимающим, обладать чувством юмора и должен быть на одной волне с детьми»

Ученик 8 класса: « я считаю, что современный учитель должен уметь рационально организовать труд, быть терпеливым »

Ученик 8 класса: « я считаю, что современный учитель должен быть сдержанным, эмоционально уравновешенным»

Ученик 8 класса: « я считаю, что современный учитель должен быть тактичным, справедливым»

Ученик 8 класса: « я считаю, что современный учитель должен быть общительным, умеющим слушать и слышать собеседника»

Ученик 8 класса: « я считаю, что современный учитель должен быть трудолюбивым, работоспособным, дисциплинированным»

Ученик 8 класса: « я считаю, что современный учитель должен уметь работать с детьми, быть ответственным, внимательным»

Ученик 8 класса: « я считаю, что современный учитель должен быть компетентным, должен любить детей»

Ученик 8 класса: « я считаю, что современный учитель должен быть доброжелательным к детям, добрым, умным »

Ученик 8 класса: « я считаю, что современный учитель должен быть строгим, уважать мнение детей»

Ученик 8 класса: « я считаю, что современный учитель должен быть щедрым, отзывчивым, жизнерадостным»

Ученик 9 класса: Учитель должен знать свой предмет, быть заинтересован в процессе образования, не быть злым, но и слишком добрым тоже, внимательным к детям, ответственным, быть примером для учеников.

Ученик 11 класса: «Для меня современный учитель – это очень гибкий человек, который способен услышать ученика, понять его потребности. Это человек, который готов объяснять, какое влияние предмет оказывает на жизнь, который готов отвечать раз за разом на вопрос «зачем мне это».Современный учитель не авторитарный, уважение он приобретает благодаря уважительному отношению к своим ученикам.»

Второй вопрос: - «Какие качества должны преобладать у современного учителя?»(нужно выбрать не более трех).

-Понимание учащихся – 33

-Знание своего предмета – 30

-Объективность – 35

-Доброта – 33

-Терпение – 31

-Внешний вид учителя – 14

-Строгость – 13

Результаты наших исследований показали, что современный учитель – добрый, весёлый, любящий своих учеников человек. Теперь я с полной уверенностью могу считать, что эта профессия одна из самых главных и интересных.

Больше половины людей, которых я опросила ответили, что современный учитель должен быть добрым, понимающим и весёлым. У нас сложилось несколько портретов современного учителя, каждый ребёнок нашей школы видит учителя по-разному, но всё же учитель как и в любое поколение должен любить своих учеников, хорошо знать свой предмет, быть терпеливым и понимающим человеком.


Заключение

Современный учитель - это человек, который в первую очередь является слушателем, а не рассказчиком. Задача современного учителя - уметь слушать и слышать детей, направлять их в правильное русло, помогать в трудный момент. Немаловажным качеством современного учителя является его вовлеченность в жизнь нынешних подростков. Он должен понимать современные тренды, следовать им, обсуждать их вместе с детьми. В общем, идти в ногу со временем. Он должен быть спокойным, сконцентрированным и внимательным. Относиться с уважением к своему делу, зная, что все его труды не напрасны, так как он формирует картину мира нынешнего подростка, что является важным фактором воспитания будущего поколения. Он должен быть весёлым, находить время для радости, шуток и веселья с детьми.

Современный учитель, как и сотни лет назад, прежде всего человек, любящий детей. Но сегодняшние реалии и система образования уже требуют от учителя не только знание своего предмета, но и быть хорошим управленцем и даже психологом. Наша жизнь уже давно не размеренная, более стремительная. Быстрее взрослеют дети, быстрее доходит информация в век высоких технологий. И учителю важно за этим всем успевать. А значит нужно быть любопытным, желающим изучать новое, не бояться нового. Но вернемся в начало. Даже если лет через двадцать мы будем передвигаться вместо такси на космолетах и есть борщ из тюбика. Учитель - это прежде всего человек, любящий детей. Есть огромная разница между учителем и «урокодателем». В основе даже очень современной системы образования каждому ребенку нужны не только знания предмета, но и человек, который станет для него примером, ориентиром в словах, поступках.

Таким образом, цель исследования достигнута, образ учителя глазами детей получился многогранным. В какое время мы бы не жили основные требования останутся неизменными. Учитель для своих учеников, как и раньше, должен любить своих учеников, хорошо знать свой предмет, быть терпеливым и понимающим человеком.

Список используемых источников и литературы

1. Барбер, М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах. М. Барбер, М. Муршед. // Вопросы образования. - 2008. - № 3. - С. 1–54.

2. Вахштайн, В. С., Константиновский Д. Л., Куракин Д. Ю. Потребности семьи, общества и государства в начальном общем образовании и согласование потребностей (по результатам мониторинга). / В.С.Вахштайн, Д.Л.Константиновский, Д.Ю.Куракин. // Вопросы образования. - 2009. - № 3. – С. 3-10.