Файл: Рабочая программа дисциплины экономика и финансовая грамотность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков владения, соотнесенных с установленными в программе индикаторами достижения компетенций
3.1. Задания для практических работ на занятиях семинарского типа (текущий контроль), формирование компетенций УК-1, УК-2, УК-10.
Подробное описание практических работ, тесты письменные и компьютерные по темам дисциплины, задания для решения задач по темам дисциплины и контрольные вопросы приводятся в Сборнике заданий к практическим занятиям и самостоятельной работе, который включен в состав ЭУМКД [4].
3.2. Вопросы к зачету (промежуточная аттестация), формирование компетенций УК-1, УК-2, УК-10.
-
Экономика как наука: предмет, метод, функции. Процесс эволюции экономических теорий и школ. -
Базовые понятия экономики: блага, потребности, ресурсы. Основная проблема экономики: безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Экономическая эффективность. Экономический кругооборот. -
Кривая производственных возможностей (КПВ). Закон возрастающих альтернативных (вмененных) издержек. -
Рынок: условия возникновения, функции, структура и инфраструктура. Несовершенства рынка. -
Спрос, предложение и их факторы. Законы спроса и предложения. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. -
Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Нарушение рыночного равновесия. -
Вмешательство государства в механизм рыночного ценообразования. -
Эластичность: понятие, коэффициент, виды и формы. Дуговая и точечная эластичность. Эластичность спроса по цене и ее факторы. -
Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса. -
Эластичность предложения по цене, ее факторы. -
Валовой, средний и предельный доходы. Прибыль фирмы. Издержки производства: бухгалтерский и экономический подходы. -
Закон убывающей предельной производительности. Издержки фирмы в краткосрочном периоде. -
Динамика издержек в долгосрочном периоде. Эффект масштаба. -
Характерные черты рынка совершенной конкуренции и его значение. Условия максимизации прибыли и минимизации убытков фирмы в условиях совершенной конкуренции. Поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. -
Характерные черты чистой монополии. Кривая спроса, предельного дохода и общего дохода в условиях чистой монополии. Прибыли и убытки фирмы-монополиста. -
Характерные черты монополистической конкуренции. Равновесие фирмы монополистического конкурента в краткосрочном и долгосрочном периодах. -
Характерные черты олигополии. Разновидности олигополии. -
Рынок труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Спрос и предложение труда. Заработная плата и ее виды. -
Рынок капитала. Спрос и предложение капитала. Номинальная и реальная ставки процента. Дисконтирование. -
Рынок земли. Спрос и предложение земли. Земельная рента. Арендная плата. Цена земли. -
Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. Основные макроэкономические взаимосвязи. -
Валовой внутренний продукт: методы его исчисления. Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен. -
Система взаимосвязанных макроэкономических показателей. -
Потребление, сбережения, инвестиции и их функции. Факторы, их определяющие. Средняя и предельная склонность к потреблению и сбережению. -
Макроэкономическое равновесие в кейнсианской модели «доходы–расходы». -
Эффект мультипликации. Виды мультипликаторов по Кейнсу. Парадокс бережливости. -
Экономический рост: сущность, факторы и типы. Оценка экономического роста. -
Циклическое развитие экономики. Экономические циклы и кризисы, их особенности. Антициклическое регулирование экономики. -
Безработица: причины и ее формы. Уровень безработицы. Понятия «полная занятость» и «естественная безработица». Последствия безработицы. Закон Оукена. -
Инфляция: сущность, виды и социально-экономические последствия. Уровень инфляции. Инфляция спроса и предложения. Стагфляция. Антиинфляционная политика государства. -
Финансовая система. Государственный бюджет и его структура. Виды дефицита государственного бюджета. Государственный долг. -
Налоги и налоговая система. Кривая Лаффера. Эффект мультипликатора. -
Фискальная политика государства. -
Возникновение денег и их функции. Денежная масса. Денежные агрегаты. -
Спрос и предложение денег. Равновесие на денежном рынке. -
Банковская система и ее структура. Банки, их виды и функции. -
Денежный мультипликатор. Кредитно-денежная политика и ее инструменты. -
Доходы и источники их формирования. Дифференциация и причины неравенства доходов. -
Расходы индивида. Технология составления личного бюджета. -
Влияние поведенческих факторов на принятие решений в сфере потребления и финансов. -
Влияние макроэкономических факторов и экономической политики государства на доходы индивида и его инвестиционно-сберегательный процесс. -
Инструменты сбережения и инвестирования. -
Инструменты кредитования. -
Инструменты страхования. -
Пенсия и пенсионное обеспечение. Государственная пенсионная система в России.
4. Описание показателей, критериев, шкал оценивания планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с установленными в программе индикаторами достижения компетенций
4.1. Показатели и критерии оценивания ответов на вопросы для защиты практических работ
Оценка | Показатели оценивания | Критерии оценивания |
«5» (отлично, зачтено) | Знание материала практической работы, умение анализировать полученные результаты и делать выводы, владение навыками самостоятельного выполнения практической работы, правильность ответа, структура и стиль ответа. | Ответ представлен в полном объеме в соответствии с поставленным вопросом. Студент знает материал практической работы, умеет анализировать полученные результаты и делать выводы, владеет навыками самостоятельного выполнения практической работы. Ответ сформулирован самостоятельно. Содержание ответа правильное, структура и стиль ответа образцовые присутствуют собственные обобщения, заключения и выводы. |
«4» (хорошо, зачтено): | Ответ представлен в соответствии с поставленным вопросом с незначительными замечаниями. Студент знает материал практической работы, умеет анализировать полученные результаты и делать выводы, владеет навыками самостоятельного выполнения практической работы. Ответ сформулирован самостоятельно. Содержание ответа правильное, в структуре и стиле ответа нет грубых ошибок. | |
«3» (удовлетворительно, зачтено) | Содержание ответа имеет значительные замечания, устраненные во время контактной работы с преподавателем. Студент на удовлетворительном уровне знает материал практической работы, умеет анализировать полученные результаты и делать выводы. В оформлении, структуре и стиле ответа есть недостатки; работа выполнена самостоятельно. | |
«2» (неудовлетворительно, не зачтено) | Часть ответа или весь ответ выполнен из фрагментов работ других авторов и носит несамостоятельный характер. Содержание ответа не соответствует поставленной теме. Студент не знает материал практической работы, не умеет анализировать полученные результаты и делать выводы. |
4.2. Показатели и критерии оценивания устного (письменного) ответа на зачете
Оценка | Показатели оценивания | Критерии оценивания |
«5» (отлично, зачтено) | Знание программного материала, владение понятийным аппаратом, последовательность, логичность и стиль изложения, адекватность иллюстраций, умение анализировать классифицировать, обобщать, конкретизировать и систематизировать изученный материал. | Содержание ответа соответствует заданному вопросу. В ответе отражены все дидактические единицы, предусмотренные заданием. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют фактические ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов. Обучающийся самостоятельно демонстрирует уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождает адекватными иллюстрациями (примерами). Ответ четко структурирован, части ответа логически взаимосвязаны. Обучающийся умеет анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, конкретизировать и систематизировать изученный материал. |
«4» (хорошо, зачтено): | | Содержание ответа в целом соответствует заданному вопросу. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки. Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов. Обучающийся самостоятельно, и отчасти при наводящих вопросах преподавателя, демонстрирует уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождает адекватными иллюстрациями (примерами). Ответ в достаточной степени структурирован, части ответа логически взаимосвязаны. Обучающийся способен анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, конкретизировать и систематизировать изученный материал. |
«3» (удовлетворительно, зачтено) | | Содержание ответа в целом соответствует заданному вопросу. Обучающийся демонстрирует знание обязательного объема фактического материала по дисциплине, но оперирует неточными формулировками и допускает фактические ошибки (25–30%). Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, допущены ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур. Обучающийся проявляет затруднения в самостоятельных ответах. Примеры и иллюстрации, приведенные в ответе, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам. Ответ плохо структурирован, части ответа разорваны логически. Обучающийся затрудняется анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, конкретизировать и систематизировать изученный материал. |
«2» (неудовлетворительно, не зачтено) | | Содержание ответа не соответствует заданному вопросу или соответствует ему в очень малой степени Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, допущено много ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны. Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно- терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов. Обучающийся не освоил обязательного минимума знаний дисциплины, не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя |
4.3. Показатели и критерии оценивания задания в тестовой форме
Код | Вид оценочного средства | Критерии | Балл | Максимальный балл 5 – минимальный балл 1 |
Т.1 | Тестовое задание № | выставляется студенту если 90-100% тестовых вопросов/заданий выполнено правильно | 5 | 5 – 3 |
выставляется студенту если 80-89% тестовых задач/заданий выполнено правильно | 4 | |||
выставляется студенту если 60-79% тестовых задач/заданий выполнено правильно | 3 | |||
при ответе студента менее чем на 60% вопросов, тестовое задание не зачитывается и у студента образуется долг, который должен быть закрыт в течении семестра или на зачетной неделе | н/з |
Минимальный балл, который необходимо набрать для зачета, равен 3.
5. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций
Для проверки качества освоения программы дисциплины и оценки результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с установленными в программе индикаторами достижения компетенции проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся в форме зачета.
Контроль успеваемости обучающихся осуществляется с использованием рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся.
Текущий контроль проводится регулярно на всех видах групповых занятий по дисциплине. В конце семестра на основании поэтапного контроля процесса обучения суммируются баллы текущих, рубежных рейтингов (контрольные недели), подсчитываются дополнительные баллы (за посещаемость и активность на занятиях).
Результаты рейтинговой аттестации объявляются преподавателем на последнем занятии в зачетную неделю и служат основой для итогового результата промежуточной аттестации обучающегося по дисциплине.
5.1. Соответствие балльной шкалы оценок по дисциплине уровню сформированности компетенций обучающегося
Уровень сформированности компетенций | Оценка | Пояснение |
Высокий | «5» (отлично) зачтено | Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с установленными в программе индикаторами достижения компетенций, достигнуты. |
Выше среднего | «4» (хорошо) зачтено | Теоретическое содержание курса освоено полностью, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены с незначительными замечаниями, планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с установленными в программе индикаторами достижения компетенций, достигнуты. |
Средний | «3» (удовлетворительно) зачтено | Теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, большинство предусмотренных программой обучения учебных задач выполнено, но отмечены ошибки, планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с установленными в программе индикаторами достижения компетенций, в целом достигнуты. |
Неудовлетворительный | «2» (не удовлетворительно) не зачтено | Теоретическое содержание курса не освоено, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий либо не выполнено, либо содержит грубые ошибки; дополнительная самостоятельная работа над материалом не приведет к какому-либо значимому повышению качества выполнения учебных заданий. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с установленными в программе индикаторами достижения компетенций, не достигнуты. |
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ОБНОВЛЕНИЙ (АКТУАЛИЗАЦИИ)
Рабочей программы дисциплины «Экономика и финансовая грамотность» по направлению подготовки
11.03.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи
Направленность (профиль) образовательной программы