Файл: Рабочая программа дисциплины экономика и финансовая грамотность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков владения, соотнесенных с установленными в программе индикаторами достижения компетенций

3.1. Задания для практических работ на занятиях семинарского типа (текущий контроль), формирование компетенций УК-1, УК-2, УК-10.

Подробное описание практических работ, тесты письменные и компьютерные по темам дисциплины, задания для решения задач по темам дисциплины и контрольные вопросы приводятся в Сборнике заданий к практическим занятиям и самостоятельной работе, который включен в состав ЭУМКД [4].

3.2. Вопросы к зачету (промежуточная аттестация), формирование компетенций УК-1, УК-2, УК-10.

  1. Экономика как наука: предмет, метод, функции. Процесс эволюции экономических теорий и школ.

  2. Базовые понятия экономики: блага, потребности, ресурсы. Основная проблема экономики: безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Экономическая эффективность. Экономический кругооборот.

  3. Кривая производственных возможностей (КПВ). Закон возрастающих альтернативных (вмененных) издержек.

  4. Рынок: условия возникновения, функции, структура и инфраструктура. Несовершенства рынка.

  5. Спрос, предложение и их факторы. Законы спроса и предложения. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения.

  6. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Нарушение рыночного равновесия.

  7. Вмешательство государства в механизм рыночного ценообразования.

  8. Эластичность: понятие, коэффициент, виды и формы. Дуговая и точечная эластичность. Эластичность спроса по цене и ее факторы.

  9. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса.

  10. Эластичность предложения по цене, ее факторы.

  11. Валовой, средний и предельный доходы. Прибыль фирмы. Издержки производства: бухгалтерский и экономический подходы.

  12. Закон убывающей предельной производительности. Издержки фирмы в краткосрочном периоде.

  13. Динамика издержек в долгосрочном периоде. Эффект масштаба.

  14. Характерные черты рынка совершенной конкуренции и его значение. Условия максимизации прибыли и минимизации убытков фирмы в условиях совершенной конкуренции. Поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.

  15. Характерные черты чистой монополии. Кривая спроса, предельного дохода и общего дохода в условиях чистой монополии. Прибыли и убытки фирмы-монополиста.

  16. Характерные черты монополистической конкуренции. Равновесие фирмы монополистического конкурента в краткосрочном и долгосрочном периодах.

  17. Характерные черты олигополии. Разновидности олигополии.

  18. Рынок труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Спрос и предложение труда. Заработная плата и ее виды.

  19. Рынок капитала. Спрос и предложение капитала. Номинальная и реальная ставки процента. Дисконтирование.

  20. Рынок земли. Спрос и предложение земли. Земельная рента. Арендная плата. Цена земли.

  21. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. Основные макроэкономические взаимосвязи.

  22. Валовой внутренний продукт: методы его исчисления. Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен.

  23. Система взаимосвязанных макроэкономических показателей.

  24. Потребление, сбережения, инвестиции и их функции. Факторы, их определяющие. Средняя и предельная склонность к потреблению и сбережению.

  25. Макроэкономическое равновесие в кейнсианской модели «доходы–расходы».

  26. Эффект мультипликации. Виды мультипликаторов по Кейнсу. Парадокс бережливости.

  27. Экономический рост: сущность, факторы и типы. Оценка экономического роста.

  28. Циклическое развитие экономики. Экономические циклы и кризисы, их особенности. Антициклическое регулирование экономики.

  29. Безработица: причины и ее формы. Уровень безработицы. Понятия «полная занятость» и «естественная безработица». Последствия безработицы. Закон Оукена.

  30. Инфляция: сущность, виды и социально-экономические последствия. Уровень инфляции. Инфляция спроса и предложения. Стагфляция. Антиинфляционная политика государства.

  31. Финансовая система. Государственный бюджет и его структура. Виды дефицита государственного бюджета. Государственный долг.

  32. Налоги и налоговая система. Кривая Лаффера. Эффект мультипликатора.

  33. Фискальная политика государства.

  34. Возникновение денег и их функции. Денежная масса. Денежные агрегаты.

  35. Спрос и предложение денег. Равновесие на денежном рынке.

  36. Банковская система и ее структура. Банки, их виды и функции.

  37. Денежный мультипликатор. Кредитно-денежная политика и ее инструменты.

  38. Доходы и источники их формирования. Дифференциация и причины неравенства доходов.

  39. Расходы индивида. Технология составления личного бюджета.

  40. Влияние поведенческих факторов на принятие решений в сфере потребления и финансов.

  41. Влияние макроэкономических факторов и экономической политики государства на доходы индивида и его инвестиционно-сберегательный процесс.

  42. Инструменты сбережения и инвестирования.

  43. Инструменты кредитования.

  44. Инструменты страхования.

  45. Пенсия и пенсионное обеспечение. Государственная пенсионная система в России.



4. Описание показателей, критериев, шкал оценивания планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с установленными в программе индикаторами достижения компетенций

4.1. Показатели и критерии оценивания ответов на вопросы для защиты практических работ

Оценка

Показатели оценивания

Критерии оценивания

«5» (отлично, зачтено)

Знание материала практической работы, умение анализировать полученные результаты и делать выводы, владение навыками самостоятельного выполнения практической работы, правильность ответа, структура и стиль ответа.


Ответ представлен в полном объеме в соответствии с поставленным вопросом. Студент знает материал практической работы, умеет анализировать полученные результаты и делать выводы, владеет навыками самостоятельного выполнения практической работы. Ответ сформулирован самостоятельно. Содержание ответа правильное, структура и стиль ответа образцовые присутствуют собственные обобщения, заключения и выводы.

«4» (хорошо, зачтено):

Ответ представлен в соответствии с поставленным вопросом с незначительными замечаниями. Студент знает материал практической работы, умеет анализировать полученные результаты и делать выводы, владеет навыками самостоятельного выполнения практической работы. Ответ сформулирован самостоятельно. Содержание ответа правильное, в структуре и стиле ответа нет грубых ошибок.

«3» (удовлетворительно, зачтено)

Содержание ответа имеет значительные замечания, устраненные во время контактной работы с преподавателем. Студент на удовлетворительном уровне знает материал практической работы, умеет анализировать полученные результаты и делать выводы.

В оформлении, структуре и стиле ответа есть недостатки; работа выполнена самостоятельно.

«2» (неудовлетворительно, не зачтено)

Часть ответа или весь ответ выполнен из фрагментов работ других авторов и носит несамостоятельный характер. Содержание ответа не соответствует поставленной теме. Студент не знает материал практической работы, не умеет анализировать полученные результаты и делать выводы.



4.2. Показатели и критерии оценивания устного (письменного) ответа на зачете

Оценка

Показатели оценивания

Критерии оценивания

«5»

(отлично, зачтено)

Знание программного материала, владение понятийным аппаратом, последовательность, логичность и стиль изложения, адекватность иллюстраций, умение анализировать классифицировать, обобщать, конкретизировать и систематизировать изученный материал.

Содержание ответа соответствует заданному вопросу.

В ответе отражены все дидактические единицы, предусмотренные заданием. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют фактические ошибки.

Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов. Обучающийся самостоятельно демонстрирует уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождает адекватными иллюстрациями (примерами).

Ответ четко структурирован, части ответа логически взаимосвязаны. Обучающийся умеет анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, конкретизировать и систематизировать изученный материал.

«4»

(хорошо, зачтено):




Содержание ответа в целом соответствует заданному вопросу. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.

Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов. Обучающийся самостоятельно, и отчасти при наводящих вопросах преподавателя, демонстрирует уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождает адекватными иллюстрациями (примерами).

Ответ в достаточной степени структурирован, части ответа логически взаимосвязаны. Обучающийся способен анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, конкретизировать и систематизировать изученный материал.

«3» (удовлетворительно, зачтено)




Содержание ответа в целом соответствует заданному вопросу. Обучающийся демонстрирует знание обязательного объема фактического материала по дисциплине, но оперирует неточными формулировками и допускает фактические ошибки (25–30%).

Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, допущены ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур. Обучающийся проявляет затруднения в самостоятельных ответах.

Примеры и иллюстрации, приведенные в ответе, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам. Ответ плохо структурирован, части ответа разорваны логически. Обучающийся затрудняется анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, конкретизировать и систематизировать изученный материал.

«2» (неудовлетворительно, не зачтено)




Содержание ответа не соответствует заданному вопросу или соответствует ему в очень малой степени Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, допущено много ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.

Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно- терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.

Обучающийся не освоил обязательного минимума знаний дисциплины, не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя


4.3. Показатели и критерии оценивания задания в тестовой форме

Код


Вид оценочного

средства

Критерии


Балл

Максимальный балл 5

– минимальный балл 1


Т.1


Тестовое

задание №

выставляется студенту если 90-100% тестовых вопросов/заданий выполнено правильно

5




5 – 3


выставляется студенту если 80-89%

тестовых задач/заданий выполнено правильно

4

выставляется студенту если 60-79%

тестовых задач/заданий выполнено правильно

3

при ответе студента менее чем на 60% вопросов, тестовое задание не зачитывается и у студента образуется долг, который должен быть закрыт в течении семестра или на зачетной неделе

н/з



Минимальный балл, который необходимо набрать для зачета, равен 3.

5. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

Для проверки качества освоения программы дисциплины и оценки результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с установленными в программе индикаторами достижения компетенции проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся в форме зачета.

Контроль успеваемости обучающихся осуществляется с использованием рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся.

Текущий контроль проводится регулярно на всех видах групповых занятий по дисциплине. В конце семестра на основании поэтапного контроля процесса обучения суммируются баллы текущих, рубежных рейтингов (контрольные недели), подсчитываются дополнительные баллы (за посещаемость и активность на занятиях).

Результаты рейтинговой аттестации объявляются преподавателем на последнем занятии в зачетную неделю и служат основой для итогового результата промежуточной аттестации обучающегося по дисциплине.


5.1. Соответствие балльной шкалы оценок по дисциплине уровню сформированности компетенций обучающегося

Уровень сформированности компетенций

Оценка

Пояснение

Высокий

«5»
(отлично)

зачтено

Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с установленными в программе индикаторами достижения компетенций, достигнуты.

Выше среднего

«4»
(хорошо)

зачтено

Теоретическое содержание курса освоено полностью, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены с незначительными замечаниями, планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с установленными в программе индикаторами достижения компетенций, достигнуты.

Средний

«3»
(удовлетворительно)

зачтено

Теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, большинство предусмотренных программой обучения учебных задач выполнено, но отмечены ошибки, планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с установленными в программе индикаторами достижения компетенций, в целом достигнуты.

Неудовлетворительный

«2»
(не удовлетворительно)

не зачтено

Теоретическое содержание курса не освоено, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий либо не выполнено, либо содержит грубые ошибки; дополнительная самостоятельная работа над материалом не приведет к какому-либо значимому повышению качества выполнения учебных заданий. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с установленными в программе индикаторами достижения компетенций, не достигнуты.



ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ОБНОВЛЕНИЙ (АКТУАЛИЗАЦИИ)

Рабочей программы дисциплины «Экономика и финансовая грамотность» по направлению подготовки

11.03.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи

Направленность (профиль) образовательной программы