Файл: Рабочая учебная программа по дисциплине Теория и методика физической культуры и спорта для студентов специальности 050108 Физическая культура и спорт.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
назначение. Спортивные сооружения для начальных и средних классов.
Требования к спортивным сооружениям в школе.
14) Тема 14. Физическое воспитание студенческой молодежи
Конструирование педагогического процесса по физической культуре студенческой молодежи. Формы проведения занятий по физической подготовке студентов. Базовые виды спорта, входящие в программу физической культуры в вузе. Назначение и содержание теоретического и практического курса по физической культуре в вузе. Особенности занятий и требований к физической подготовке студентов специальных медицинских групп и инвалидов. Разработка годового планирования физической культуры в вузе. Разработка семестрового планирования физической культуры в вузе.
Разработка комплексов ОРУ для занятий в вузе по легкой атлетике, лыжной подготовке, гимнастике, играм, плаванию, ритмической гимнастике,
единоборствам. Разработка карточек обучения технике движений в легкой атлетике, лыжной подготовке, гимнастике, играх, плавании, ритмической гимнастике, единоборствах. Разработка карточек обучения тактическим действиям в спортивных играх на уроках физической культуры в вузе.
15) Тема 15. Физическая культура в период трудовой деятельности
Физическая культура в период трудовой деятельности.
Профессионально-прикладная физическая подготовка. Разработка годового планирования физической культуры на производстве. Разработка урочных планов занятий физической культуры на производстве по легкой атлетике,
лыжной подготовке, гимнастике, играм, плаванию, ритмической гимнастике,
единоборствам. Разработка комплексов производственной гимнастики и реадаптации на производстве (профессия на выбор студента).
16) Тема 16. Физическая подготовка в Вооруженных Силах
Задачи физической подготовки. Формы физической подготовки военнослужащих.
17) Тема 17. Сущность и социальные функции спорта
Сущность и значение спорта. Общая характеристика спорта.
18) Тема 18. Система спортивных состязаний
Понятие «Спортивное соревнование». Состязание как основа специфики спорта. Функции спортивных состязаний. Классификация спортивных состязаний.
19) Тема 19. Система спортивной подготовки
Задачи, содержание, средства и методы спортивной тренировки.
20) Тема 20. Характеристика спортивной подготовки
Общая характеристика системы подготовки спортсмена.
21) Тема 21. Закономерности и принципы спортивной тренировки
Закономерности и принципы спортивной тренировки.
22) Тема 22. Основные разделы подготовки спортсмена
Разделы и стороны подготовки спортсмена.
Требования к спортивным сооружениям в школе.
14) Тема 14. Физическое воспитание студенческой молодежи
Конструирование педагогического процесса по физической культуре студенческой молодежи. Формы проведения занятий по физической подготовке студентов. Базовые виды спорта, входящие в программу физической культуры в вузе. Назначение и содержание теоретического и практического курса по физической культуре в вузе. Особенности занятий и требований к физической подготовке студентов специальных медицинских групп и инвалидов. Разработка годового планирования физической культуры в вузе. Разработка семестрового планирования физической культуры в вузе.
Разработка комплексов ОРУ для занятий в вузе по легкой атлетике, лыжной подготовке, гимнастике, играм, плаванию, ритмической гимнастике,
единоборствам. Разработка карточек обучения технике движений в легкой атлетике, лыжной подготовке, гимнастике, играх, плавании, ритмической гимнастике, единоборствах. Разработка карточек обучения тактическим действиям в спортивных играх на уроках физической культуры в вузе.
15) Тема 15. Физическая культура в период трудовой деятельности
Физическая культура в период трудовой деятельности.
Профессионально-прикладная физическая подготовка. Разработка годового планирования физической культуры на производстве. Разработка урочных планов занятий физической культуры на производстве по легкой атлетике,
лыжной подготовке, гимнастике, играм, плаванию, ритмической гимнастике,
единоборствам. Разработка комплексов производственной гимнастики и реадаптации на производстве (профессия на выбор студента).
16) Тема 16. Физическая подготовка в Вооруженных Силах
Задачи физической подготовки. Формы физической подготовки военнослужащих.
17) Тема 17. Сущность и социальные функции спорта
Сущность и значение спорта. Общая характеристика спорта.
18) Тема 18. Система спортивных состязаний
Понятие «Спортивное соревнование». Состязание как основа специфики спорта. Функции спортивных состязаний. Классификация спортивных состязаний.
19) Тема 19. Система спортивной подготовки
Задачи, содержание, средства и методы спортивной тренировки.
20) Тема 20. Характеристика спортивной подготовки
Общая характеристика системы подготовки спортсмена.
21) Тема 21. Закономерности и принципы спортивной тренировки
Закономерности и принципы спортивной тренировки.
22) Тема 22. Основные разделы подготовки спортсмена
Разделы и стороны подготовки спортсмена.
23) Тема 23. Структура (построение) спортивной тренировки
Общая характеристика структуры спортивной тренировки.
24) Тема 24. Подготовка спортсмена как многолетний процесс
Характеристика основных стадий многолетнего процесса занятий спортом: базовой подготовки, максимальной реализации спортивных возможностей и спортивного долголетия.
25) Тема 25. Управление, планирование и контроль в системе
подготовки спортсмена
Сущность и назначение планирования, его виды. Объективные основания и формы управления и планирования подготовки спортсмена.
Объекты тренерского контроля и самоконтроля спортсмена. Комплексный контроль за спортивной тренировкой. Учет в процессе спортивной тренировки спортсменов.
4.4 Содержание самостоятельной работы студента
4.4.1 Перечень видов СРС
Очная форма обучения на базе
ОСО
№
Вид СРС
Форма отчётности
Вид контроля
Объем в часах
1 Конспектирование источников литературы по теме
Конспект, заготовка таблиц, схем
Доклад, защита
30 2 Подготовка к семинарам, выполнение домашних заданий
Рабочая тетрадь,
конспект
Участие на занятии
30 3 Изучение материала, не вошедшего в содержание аудиторных занятий
Отчёт
Доклад
15 4 Анализ зарубежной и отечественной литературы
Конспект
Коллоквиум
15 5 Изучение дополнительного материала из новинок учебно- методической литературы
Отчет, конспект
Перечень используемой литературы
15 6 Подготовка к контрольным мероприятиям
Результаты тестирования
РК 1, РК 2, тестирование
15
Всего:
120
4.4.2 Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение студентами
1) Тема 1. История развития предмета «Теория и методика
физической культуры и спорта». Классификация исходных понятий в
области физической культуры и спорта. Классификация разделов
предмета ТМФКиС
Рекомендуемая литература: [1], [2], [3], [4], [5], [6], [28].
2) Тема 2. Классификация принципов и взаимосвязь различных
групп принципов в физической культуре и спорте
Рекомендуемая литература: [1], [2], [4], [6].
3) Тема 3. Физиологические механизмы воздействия на организм
средств физической культуры. Классификация методов образования и
воспитания
Рекомендуемая литература: [1], [6], [8], [9].
4) Тема 4. Классификация упражнений. Нагрузка в физических
упражнениях. Адаптация и восстановительные процессы на уроках
физической культуры средней школы (в виде спорта)
Рекомендуемая литература: [1], [3], [10], [11], [31], [32], [33], [34], [35],
[36].
5) Тема 5. Врабатывание. Управление процессом «врабатывания»
при занятиях оздоровительной физической культурой с лицами,
имеющими заболевания сердечно-сосудистой системы
Рекомендуемая литература: [1], [3], [10], [11], [31], [32], [33], [34], [35],
[36].
6) Тема 6. Дозирование физических нагрузок. Контроль за
самочувствием занимающихся физической культурой. Средства и
методы восстановления организма. Восстановительные процессы в
режиме дня школьника. Восстановительные процессы в спорте
Рекомендуемая литература: [1], [12], [31], [33], [37], [38], [39], [40].
7) Тема 7. Двигательные умения и навыки. Формирование
двигательных умений и навыков. Перенос двигательных умений и
навыков. Процесс обучения двигательным действиям. Управление
процессом обучения. Предупреждение и исправление ошибок при
овладении двигательными действиями. Методы обучения двигательным
действиям. Дозирование упражнений при обучении технике движений.
Контроль за качеством обучения двигательным действиям
Рекомендуемая литература: [1], [5], [6], [9], [13].
8) Тема 8. Развитие силовых способностей. Развитие быстроты
(скоростных способностей). Развитие выносливости. Развитие гибкости.
Воспитание осанки. Развитие координационных способностей.
Возрастные периоды развития физических качеств
Рекомендуемая литература: [1], [4], [8], [14].
9) Тема 9. Основные формы построения занятий физической
культурой и спортом. Направленность урока и тренировки
Рекомендуемая литература: [1], [6], [8], [9], [16], [17], [18].
10) Тема 10. Отличие урочных и неурочных форм занятий.
Основные характеристики урока и тренировки. Формы записи урока
(тренировки). Основные части урока (тренировки) и их задачи
Рекомендуемая литература: [1], [6], [8], [9], [16], [17], [18].
11) Тема 11. Расчет общей плотности урока физической культуры.
Расчет моторной плотности урока физической культуры. Значение
пульсовой кривой на уроке физической культуры. Структура анализа
урока физической культуры
Рекомендуемая литература: [1], [6], [8], [9], [16], [17], [18].
12) Тема 12. Правила составления комплекса общеразвивающих
упражнений. Методика преподавания урока физической культуры
Рекомендуемая литература: [1], [6], [8], [9], [16], [17], [18].
13) Тема 13. Конструирование педагогического процесса
физической культуры в: детских садах, общеобразовательных и
спортивных школах, средних и высших учебных заведениях
Рекомендуемая литература: [1], [9], [16], [17], [18], [41], [42].
14) Тема 14. Основные задачи, средства и основные разделы
программы физического воспитания в детском саду. Благоприятные
возрастные периоды для развития физических качеств и обучения
новым упражнениям различной координационной сложности.
Планирование педагогического процесса физического воспитания в
детском саду. Разработка недельных планов занятий физического
воспитания. Разработка комплексов ОРУ для занятий в различных
возрастных группах детского сада
Рекомендуемая литература: [1], [19], [20], [21], [22], [40], [43].
15) Тема 15. Основные цели и задачи физической культуры в
начальных, средних и старших классах в школе. Содержание программ
по физической культуре в начальных, средних и старших классах в
школе
Рекомендуемая литература: [1], [9], [17], [18], [24], [25].
16) Тема 16. Четвертное планирование учебного материала по
физической культуре. Разработка четвертного планирования физической
культуры в начальных, средних и старших классах в школе
Рекомендуемая литература: [1], [9], [17], [18], [24], [25].
17) Тема 17. Особенности годового планирования базовых видов
физической подготовки (спорта) в школе. Разработка годового
планирования в начальных, средних и старших классах в школе.
Планирование учебных задач физической культуры по номерам уроков
Рекомендуемая литература: [1], [9], [17], [18], [24], [25].
18) Тема 18. Разработка урочных планов занятий физической
культуры в различных классах по легкой атлетике, лыжной подготовке,
гимнастике, играм, плаванию, ритмической гимнастике, единоборствам.
Разработка комплексов ОРУ для занятий в различных классах по легкой
атлетике, лыжной подготовке, гимнастике, играм, плаванию,
ритмической гимнастике, единоборствам. Разработка карточек обучения
технике движений на уроках по легкой атлетике, лыжной подготовке,
гимнастике, играм, плаванию, ритмической гимнастике, единоборствам.
Разработка карточек обучения тактическим действиям в спортивных и
подвижных играх на уроках физической культуры
Рекомендуемая литература: [1], [9], [17], [18], [24], [25].
19) Тема 19. Виды внеклассных форм занятий физической
культурой. Общественный орган школы, обязанности педагогов,
занимающихся внеклассной работой по физической культуре и спорту в
школе
Рекомендуемая литература: [1], [9], [17], [18].
20) Тема 20. Назначение и примерное содержание программ
спортивных вечеров и викторин, оздоровительных и спортивно-
массовых мероприятий в школе. Разработка положения и расчета
проведения соревнований в школе по легкой атлетике, лыжным гонкам,
спортивным играм, гимнастике, плаванию. Разработка плана-схемы
спортивного вечера или викторины
Рекомендуемая литература: [1], [9], [17], [18].
21) Тема 21. Спортивные сооружения для начальных и средних
классов. Требования к спортивным сооружениям в школе. Стандартные
и самодельные спортивные сооружения, оборудование и инвентарь в
школе
Рекомендуемая литература: [1], [44], [45], [46].
22) Тема 22. Конструирование педагогического процесса по
физической культуре студенческой молодежи. Формы проведения
занятий по физической подготовке студентов. Базовые виды спорта,
входящие в программу физической культуры в вузе
Рекомендуемая литература: [1], [6], [8], [9], [26], [37], [47], [48].
23) Тема 23. Назначение и содержание теоретического и
практического курса по физической культуре в вузе. Особенности
занятий и требований к физической подготовке студентов специальных
медицинских групп и инвалидов
Рекомендуемая литература: [1], [6], [8], [9], [26], [37], [47], [48].
24) Тема 24. Разработка годового планирования физической
культуры в вузе. Разработка семестрового планирования физической
культуры в вузе. Разработка комплексов ОРУ для занятий в вузе по
легкой атлетике, лыжной подготовке, гимнастике, играм, плаванию,
ритмической гимнастике, единоборствам. Разработка карточек обучения
технике движений в легкой атлетике, лыжной подготовке, гимнастике,
играх, плавании, ритмической гимнастике, единоборствах. Разработка
карточек обучения тактическим действиям в спортивных играх на
уроках физической культуры в вузе
Рекомендуемая литература: [1], [6], [8], [9], [26], [37], [47], [48].
25) Тема 25. Физическая культура в период трудовой деятельности.
Профессионально-прикладная физическая подготовка. Разработка
годового планирования физической культуры на производстве.
Разработка урочных планов занятий физической культуры на
производстве по легкой атлетике, лыжной подготовке, гимнастике,
играм, плаванию, ритмической гимнастике, единоборствам. Разработка
комплексов производственной гимнастики и реадаптации на
производстве (профессия на выбор студента)
Рекомендуемая литература: [1], [6], [8], [9].
26) Тема 26. Задачи физической подготовки. Формы физической
подготовки военнослужащих
Рекомендуемая литература: [1], [15].
27) Тема 27. Сущность и значение спорта. Общая характеристика
спорта. Состязание как основа специфики спорта. Функции спортивных
состязаний. Классификация спортивных состязаний
Рекомендуемая литература: [1], [15].
28) Тема 28. Задачи, содержание, средства и методы спортивной
тренировки. Общая характеристика системы подготовки спортсмена.
Закономерности и принципы спортивной тренировки. Разделы и
стороны подготовки спортсмена. Общая характеристика структуры
спортивной тренировки
Рекомендуемая литература: [1], [15].
29) Тема 29. Характеристика основных стадий многолетнего
процесса занятий спортом: базовой подготовки, максимальной
реализации спортивных возможностей и спортивного долголетия
Рекомендуемая литература: [1], [15].
30) Тема 30. Сущность и назначение планирования, его виды.
Объективные основания и формы управления и планирования
подготовки спортсмена. Объекты тренерского контроля и самоконтроля
спортсмена. Комплексный контроль за спортивной тренировкой. Учет в
процессе спортивной тренировки спортсменов
Рекомендуемая литература: [1], [15].
5 Список литературы
Основная
1) Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания. –
Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 381 с. : ил. – (Высшее образование).
2) Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет : СПб. : Лань, 2004. – 160 с.
3)
Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. – Киев : Олимпийская литература, 1999. – 318 с.
4) Платонов В.Н. Теория спорта. Киев : Вища школа, 1987. – 423 с.
5) Матвеев Л.П., Новиков А.Д. Теория и методика физической культуры: в 2-х т. – М. : Физкультура и спорт, 1976. – Т. 1. – 304 с.
6) Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. – М. :
Советский спорт, 2004. – 464 с.
7) Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М. : Физкультура и спорт, 1978. – 223 с.
8) Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания. – М. :
Физкультура и спорт, 1991. – 540 с.
9) Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М. : Академия, 2003. – 480 с.
10) Куликов Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность,
адаптация, здоровье. – М. : ФОН, 1995. – 394 с.
11) Фомин Н.А. Адаптация: общебиологическая и психофизиологические основы. – М. : Теория и практика физической культуры, 2003. – 383 с.
12) Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. –
М. : Просвещение, 1991. – 64 с.
13) Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Киев : Олимпийская литература, 2004. – 808 с.
14) Филин В.И. Воспитание физических качеств у юных спортсменов.
– М. : Физкультура и спорт, 1974. – 232 с.
15) Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. – М. : Физкультура и спорт, 1986. – 352 с.
16) Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету «физическая культура». – М. : Академия, 2004. – 272 с.
17) Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. – Ростов н/Д : Феникс,
2004. – 624 с.
18) Янсон Ю.А. Уроки физической культуры в школе. Новые педагогические технологии. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 432 с.
19) Баршай В.М. Активные игры для детей. – Ростов н/Д : Феникс,
2001. – 320 с.
20) Дик Н.Ф., Жердева Е.В. Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников. – Ростов н/Д : Феникс,
2005. – 256 с.
21) Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 1985. – 340 с.
22) Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : учебное пособие. – М. : Академия, 2001. – 420 с.
23) Матвеев А.П., Петрова Т.В. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре. – М. : Дрофа, 2001. –
160 с.
24) Лях В.И., Зданевич А.А. Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11
классов. – М. : Просвещение, 2005. – 127 с.
25) Матвеев А.П., Петрова Т.В. Физическая культура. Программы общеобразовательных учреждений. 1-11 классов. – М. : Дрофа, 2005. – 94 с.
26) Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры.
– М. : Советский спорт, 2003. – 464 с.
Дополнительная
27) Прохоров В.Н. Советский энциклопедический словарь. – М. : 1988.
– 1599 с.
28) Кукушкин Г.И. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту: в 3-х т. – М. : 1961-1963.
29) Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. – М., 1991. – 124 с.
30) Врублевский Е.П. Выпускная квалифицированная работа : учебное пособие. – М. : Физкультура и спорт, 2006. – 228 с.