ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Занятие № 1.
Тема: «Введение в экономику»
Цель: ввести понятия экономики как науки и как хозяйства, потребностей и ресурсов, рассмотреть структуру экономики, выяснить значение экономики.
Задачи:
1. получение новых знаний по теме в форме наглядных текстов, схем, таблиц, тестовых заданий, вопросов-утверждений;
2. формирование у студентов навыков индивидуальной и групповой работы;
3. развитие мыслительной деятельности, самостоятельной работы, творческих возможностей студентов.
Тип занятия: изучения нового материала
Вид: комбинированный
Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная
Продолжительность занятия: 2 академических часа.
Оборудование:
1. План-конспект занятия.
2. Рабочие тетради обучающихся.
3. Учебник Иванов С.И.; Линьков А.Я. Экономика. 10-11 классы. Учебник. Книга 1. «Вита – Пресс»,2021.
Ход занятия
1. Актуализация опорных знаний
2. Формирование новых знаний
3. Закрепление изученного материала
4. Подведение итогов, выставление оценок.
5. Домашнее задание.
1. Актуализация опорных знаний.
- Давайте вспомним, что такое экономика?
- Что изучает экономическая наука?
- Что входит в понятие экономики?
Сегодня мы с вами выясним два аспекта определения экономики. С одной стороны, рассмотрим экономику как науку, с другой стороны – как хозяйство. Выведем понятие микроэкономики и макроэкономики.
2. Формирование новых знаний
План:
1. История экономики.
2. Экономика как хозяйство.
3. Экономика как наука.
4. Функции экономики.
Как нельзя жить без воздуха, так нельзя жить без знаний экономики. Каждый новорожденный с первой секунды своей жизни оказывается не только в ласковых руках мамы, но и в жестких «объятиях экономики».
Всю жизнь мы находимся в «плену» так называемых экономических проблем: тепло или холодно в доме, есть ли свет и вода, какая еда в холодильнике, сколько денег в кошельке, какую часть израсходовать, а какую сберечь на «черный день».
Перешагнув порог дома, мы снова попадаем «в плен» экономических проблем: каким транспортом лучше добраться до работы или учебы; где можно купить свежую газету или новый журнал; работают ли магазины, аптеки, парикмахерские; не подорожал ли проезд на общественном транспорте; сколько стоит литр бензина и т.д. Иначе говоря, нам постоянно нужно решать экономические вопросы, которые как бы определяют «ауру» нашей повседневной жизни. Именно поэтому нам необходимо изучать экономику.
Благосостояние людей, их обеспечение всем необходимым зависит прежде всего от состояния экономики, от ведения хозяйства. Все наше существование тесно связано с экономикой. И твое настоящее, и будущее также зависит от экономики.
1. История экономики.
Само название этой науки было дано великим ученым Древней Греции Аристотелем (384-322 гг. до н.э.) путем соединения двух слов: “эйкос” - хозяйство и “номос” - закон, т.е. “экономика” в буквальном переводе с древнегреческого означает “законы хозяйства” или “умение вести домашнее хозяйство”.
Все дело в том, что более двух тысяч лет тому назад древние греки вели хозяйство в основном домашним способом. Каждый дом, двор старались обеспечить себя всем необходимым для жизни. Такое хозяйство историки называют натуральным.
Конечно, и в те далекие времена уже существовал рынок, люди покупали и продавали товары, происходил обмен. Но все же многие предметы первой необходимости создавались в своем домашнем хозяйстве. За многие годы существования домашнего хозяйства люди вырабатывали правила хозяйствования. Вот эти правила и были названы вначале экономией, а потом – экономикой.
2. Экономика как хозяйство.
У слова экономика есть два понятие. С одной стороны, это хозяйство, то есть создание благ, необходимых для удовлетворения потребностей человека. Это заводы, фабрики, магазины, банки.
Потребность — это присущая человеку нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности его организма, обеспечения его безопасности или получения удовольствий.
Три участника экономической жизни:
граждане (семьи),
фирмы,
государство.
Блага – это все то, что способно удовлетворить безграничные человеческие потребности. Блага бывают даровыми (даются нам без всяких условий, всем и бесплатно).
Какие? (дождевая вода, ветер, солнечный свет)
И экономические (создаются людьми, требуют затрат) – дом, телефон, и т.д.
Экономику ещё часто называют системой хозяйствования. Она занята тем что производит товары и услуги.
Товары (материальная экономика) – это вещи, материальные предметы – вещи, чехлы для телефонов, еда, и т.д. Товаром может быть любой предмет, предназначенный для продажи. Самодельные вещи для себя не являются товаром. (пример про пельмени для себя и на продажу).
Услуги – это работа или содействие, которое оказывается людям. Их оказывают не в виде вещей, а в виде полезной деятельности, они не материальны. (фильмы, услуги репетитора, и т.д.), но возможны и материальные – вам заменили колесо в автосервисе, сделали маникюр или прическу.
Экономика стоит на четырех столпах:
1. Производство – создание товаров и услуг. Рабочие собирают автомобили, стоят дома, гид проводит экскурсии.
2. Обмен – это процесс обмена денег на товары и наоборот. По сути, обмен – переход товаров и денег от производителя (продавца) к потребителям. И наоборот. Обмен возможен и без денег. Как называется? бартер – товар на товар (списать).
3. Распределение – это разделение доходов, товаров и ресурсов между участниками экономических отношений. Магазин распродал всю зимнюю и коллекцию и теперь распределяет деньги (зарплаты, налоги, электричество, аренда).
4. Потребление – использование товаров и услуг для удовлетворения своих потребностей. (примеры: съесть еду, покупать книги и т.д.)
Любая экономика решает три главных вопроса:
1. Что производить?
2. Как производить?
3. Для кого производить?
3.Экономика как наука
Э – это наука, которая изучает наиболее эффективные способы ведения хозяйства.
Главный вопрос экономики как науки – как удовлетворить растущие потребности людей в условиях ограниченности ресурсов.
Э как наука делится на две части:
А. Микроэкономика изучает потребителей, домохозяйства, фирмы и отрасли. Их расходы, доходы, проблемы и т.д. (граждане, семья, фирма)
Б. Макроэкономика изучает экономическое положение государства. Динамика ВВП, изменение курсов валют, причины экономических кризисов.
Давайте рассмотрим структуру экономики. Студенты перечерчивают схему в тетрадь, а преподаватель делает пояснения.
Структура экономики
Предприятия и фирмы объединяются в отдельные отрасли по производственному принципу. Этот принцип называется
2.мезоэкономика – рассматривает поведение отдельных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства
Отдельные отрасли или их группы объединяются в
3. макроэкономика – рассматривает поведение или функционирование национальной экономической системы в целом
одно целое – государственную экономику, которая называется
Отдельные государства в их совокупности
4. метаэкономику – рассматривает поведение или функционирование мировой экономики в целом
объединяются в
Более подробно остановимся на двух разделах экономики: микро- и макроэкономике. Студенты под диктовку записывают определения этих терминов (см. таблицу).
Микроэкономика | Макроэкономика |
Отрасль экономической науки, изучающая поведение фирм, домашних хозяйств и других экономических единиц, а также функционирование рынков и общую эффективность распределения ресурсов. Рассматривает проблемы: спроса, предложения, формирования цен, издержки производства, методы увеличения прибыли | Отрасль экономической науки, изучающая действие систем хозяйствования общества в целом. Рассматривает проблемы: совокупного спроса и предложения, общего уровня цен, инфляции, экономического роста, уровня занятости |
Чтобы удовлетворять свои потребности, люди научились добывать блага.
4. Функции экономики.
Функции экономики, во многом повторяют функции любой науки.
1. Позновательная (объясняет процессы).
2. Прогностическая.
3. Практическая.
3. Закрепление изученного материала.
Задание 1. Чтобы лучше усвоить понятия макро- и микроэкономики, ответьте, какие из следующих утверждений относятся к микроэкономике, а какие к макроэкономике:
1. Уровень безработицы в России в 2008 году составил 10,5%
2. В декабре 2009 года было уволено 45 рабочих с ОАО «Луч»
3. За 2010 год цены на потребительские товары в стране выросли в 1,22 раза
4. Неурожай мандаринов в Грузии привел к повышению цен на мандарины на московских рынках
5. Совет директоров корпорации «General Motors» принял решение о базовой цене на новую марку автомобиля
6. На российских рынках сократилось количество продаваемых иностранных автомобилей в связи с тем, что были увеличены таможенные пошлины на их ввоз
7. В течение 2009 года объем национального производства в стране сократился в реальном выражении по сравнению с 2008 годом
Задание 2.
Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. При правильном ответе программа последовательно соберёт набор благ, необходимых для удовлетворения текущих потребностей.
___– это полезный ресурс, необходимый для удовлетворения ___ человека. Компьютерный вирус – это тоже ___, но бесполезный, т.к. он разрушает компьютер. Потребности человека могут удовлетворяться с помощью свободных и экономических благ. ___ блага доступны всем, их размер значительно больше потребности в них. ___ блага должны производиться, их имеющийся объём значительно меньше потребности в них.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. Порядковые номера ответов занесите в таблицу.
Список слов:
-
Благо -
Товар -
Потребности -
Редкие -
Ресурс -
Материальные -
Экономические -
Общественные -
Свободные
Задание 3.
Являются ли следующие утверждения верными? Ответьте «да» или «нет».
1. Экономическая теория – это исследование поведения людей в процессе производства, распределения и потребления, материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов