Файл: Качественная и количественная оценка процесса внешней миграции на территории.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 144
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Внутренние миграции населения являются доминирующим компонентом в миграционных процессах регионов страны, их объемы и направления оказывают заметное влияние на перераспределение численности населения субъектов Российской Федерации. Больше всего перемещаются мужчины (рис 2).
Рисунок 2 - Половозрастной состав мигрантов в России, %
Наибольшее число мигрантов на территории России находится в возрастной категории от 18 до 49 лет (71%) (рис. 3).
Рисунок 3 - Возрастная структура мигрантов в России
Цели внутренних перемещений разные: обучение, смена местожительства, туризм, деловая, трудовая деятельность и так далее.
Интенсивность внутренних перемещений после резкого сокращения в 1990-е годы стабилизировалась на уровне около 2 миллионов человек прибывших на новое место жительства (рис. 4).
Рисунок 4 - Число мигрантов, перемещающихся в пределах России, зарегистрированных при прибытии, тыс. человек
Наименьшее число "внутренних" мигрантов, переезжающих на новое место из одного региона России в другой, было зарегистрировано в 2005 году – 1911 тысяч человек. В 2006 – 2007 годах оно понемногу росло, превысив в 2007 году – 2004 тысячи человек, что было на 68 тысяч человек. Или на 3,6 % больше, чем в 2006 году (141 против 136 в расчете на 10 тысяч человек постоянного населения). Однако в 2008 году интенсивность внутренних миграций вновь снизилась – число мигрантов, переместившихся в пределах России, составило 1934 тысячи человек, или 136 в расчете на 10 тысяч человек постоянного населения.
В 2009 году число мигрантов внутри России продолжало быстро снижаться, уменьшившись на 142,2 тысячи человек, или на 16% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (747,6 тысячи человек против 889,7 тысячи человек, или 106 против 126,1 на 10 тысяч человек).
Внутренние перемещения в большей степени сохраняют сезонный характер, по сравнению с внешней миграцией. Наибольшее число перемещений приходится обычно на сентябрь – октябрь, наименьшее - на май. Это связано с сезонным характером трудовой деятельности, отпусками, перемещения связанные с учебой.
3.2. Пути решения проблем связанные с переселением
Сложившаяся в результате первичной индустриализации система расселения не обеспечивает воспроизводства человеческих ресурсов в большинстве регионов. По оценочным данным, можно обозначить основные потоки и направления миграции. Считается, что существенная доля (около 70%) в миграционном потоке принадлежит российскому межрегиональному обмену населением. Главным межрегиональным вектором миграций в России с начала 90-х годов стало движение с севера и востока на юг и запад. Центр стягивает население со всей территории страны, а Дальний Восток – теряет. Вторым по значимости регионом исхода мигрантов внутри России является Северный Кавказ.
По данным Госкомстата, самым населенным городом России по-прежнему остается Белокаменная Москва (10,4 миллиона человек, 5 место в рейтинге "Самые населенные столицы мира"). Около трети мигрантов, оседающих в Москве на временное или постоянное проживание, поставляет Центральный район, соседние с Московской областью регионы и сама Московская область. С каждым годом официальная численность населения не только столицы, но и большинства ее городов-спутников, только увеличивается, при этом численность всех россиян неуклонно падает.
Сохранение нынешнего уровня рождаемости (при неизменной смертности и отсутствии миграционного прироста) может к 2050 году привести к ежегодной убыли населения в размере 1,8% и увеличение доли населения пенсионного возраста с 20,5% до 34 -35%, при одновременном сокращении доли детей и подростков, населения трудоспособного возраста.
Общее сокращение численности населения Российской Федерации и генеральная тенденция миграции в России с геополитической точки зрения. Они могут привести к образованию "демографического вакуума" в приграничных регионах Сибири и Дальнего Востока и создают объективные предпосылки для замещения населения иммигрантами из соседних стран, что не отвечает экономическим и геополитическим интересам страны.
В стране чрезвычайно мало привлекательных для миграционного притока населения регионов. Низкая мобильность населения внутри страны также постепенно превращается в чрезвычайно острую проблему регионального развития России. Для целого ряда регионов одним из главных барьеров для экономического роста становится дефицит трудовых ресурсов.
Ситуация могла бы разрешиться за счет мобильности населения – его перетока в регионы и сферы, в которых обеспечивается наивысшая капитализация (производительность) человеческих ресурсов. Но в большинстве российских регионов данная мобильность населения предельно низка. Пространственная мобильность сдерживается совокупностью факторов:
1. институтом регистрации и неразвитостью рынка жилья, неспособного принять значительные массы населения при их перемещениях по стране. В результате, человек не может жить там, где есть работа, а вынужден работать там, где у него есть жилье;
2. частичным сохранением системы натуральных льгот, расширением бюджетного сектора в ряде регионов как способном удержания населения;
3. большими транспортными издержками на перемещения (как для маятниковой, так и для долгосрочной миграции).
В стране степень подвижности населения – как фактор внутренней миграции – находится на уровне начала эпохи индустриализации.
Низкая пространственная мобильность накладывается на низкую квалификационную мобильность населения: ведь если человек не может перемещаться в пространстве, следую за рыночными предложениями в своей профессиональной нише, он вынужден менять профессии, подстраиваясь под предложения в месте проживания.
Миграционная политика – это целенаправленное воздействие государства на миграционные процессы. Она включает в себя, во-первых, некую систему идей и принципов, которыми руководствуются государственные структуры и общественные институту при выборе мер по достижению поставленных целей, во-вторых, программу конкретных мероприятий по обеспечению этих целей; в-третьих, финансовое, кадровое, организационное обеспечение намеченных мероприятий; в-четвертых, ответственность за полученные результаты.
Во внутренней сфере важное значение придается разработке эффективных механизмов перераспределения миграционных потоков с учетом геополитических интересов страны и облегчения интеграции мигрантов в районах вселения; формированию условий для самообустройства вынужденных мигрантов, поддержке их адаптации на новых местах; созданию системы предупреждения ситуаций, ведущих к внезапным массовым недобровольным перемещениям населения и другое.
Для того чтобы привлечь людей в сельскую местность и в регионы на востоке нашей страны (Сибирь, Дальний Восток), нужны привлекательные и комфортные условия для переселения.
Многие граждане нашей страны хотят переселиться в сельскую местность. Но ехать на пустое место, где нет жилья, работы и социальных гарантий отбивает все желание. Для того чтобы это желание переросло в конкретные действия нужно предложить человеку и его членам семьи:
- единовременное денежное пособие на каждого члена семьи для обустройства;
- оплату стоимости проезда и провоза домашнего имущества от прежнего места жительства до места вселения;
- отдельный жилой дом (квартиру) со всеми хозяйственными постройками и приусадебным участком или долгосрочную беспроцентную ссуду на приобретение жилья;
- обеспечить бесплатным медицинским обслуживанием;
- обеспечить или дать возможность приобрести транспорт и бесплатное топливо в течении первого года;
- домашний скот, птицу для организации личного подсобного хозяйства и оказание помощи в приобретении кормов;
- предоставить работу с достойным заработком, детские сады и школы.
Такое переселение, в первую очередь, нужно предлагать специалистам сельского хозяйства, студентам закончившим такого рода учебные заведения, многодетным и малоимущим семьям. Там нужны агрономы, инженеры и техники всех специальностей, зооинженеры и зоотехники, ветеринарные врачи и ветеринарные фельдшеры, биологи и так далее.
Это касается и востока нашей страны. Ведь люди тянутся в центр с целью получить достойную работу и хороший заработок. Но если всем этим обеспечить на Севере, Дальнем Востоке и других мало заселенных районах страны, то люди начнут переселяться.
Человеку также нужно жилье или перспективы получения в ближайшее время. Чтобы его окружала нормальная инфраструктура – спортивные заведения, театры, хорошие дороги, красивые фасады, места отдыха.
Нужно строить современные медицинские центры и, приглашая специалистов, обязательно предлагать квартиры.
И еще – нужно строить жилье для коренных жителей, чтобы они не уезжали и не увозили своих детей. Органы власти должны работать с банками и брать на себя гарантии, риски на себя. Тогда и кредитная ставка будет меньше, а жилье будет доступным и ликвидным.
Можно вновь возобновить программу по распределению студентов после окончания учебы. Молодые люди приобретут работу и жилье, а регион новых жителей.
Также существует программа по добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Программа не ограничивает круг потенциальных переселенцев. Эта программа содействия переселению – одно из направлений решения демографической проблемы нашей страны. Поэтому переселенцы приглашаются туда, где они более всего нужны. В программу не входят крупные мегаполисы. Пилотными регионами являются Красноярский, Приморский и Хабаровский края, Амурская, Иркутская, Калининградская, Новосибирская, Тверская и Тюменская области.
Пакет государственной поддержи переселенцев включает в себя:
- компенсацию расходов на переезд к будущему месту жительства;
- компенсацию расходов на уплату госпошлины за оформление документов о статусе переселенцев;
- компенсацию таможенных платежей и налогов за ввоз имущества из страны выезда;
- единовременное пособие на обустройство и пособие по безработице до приобретения гражданства РФ и так далее.
Существует множество программ и проектов по переселению граждан. Но к сожалению все они не совершенны и не действуют в реальности. А люди продолжают уезжать из дальних районов страны в центр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенные исследования позволяют ответить на поставленные в начале задачи.
Миграция – это перемещение, переселение. Существует два основных типа миграции. Это международная (внешняя) и внутренняя (внутригосударственная).
Миграция оказывает существенное влияние на социально-экономическое и демографическое развитие практически всех регионов России. Это один из самых сложных демографических процессов, так как на миграционное поведение населения воздействует комплекс межнациональных, политических и социальных факторов.
Внутренние перемещения чаще всего связаны со сменой места жительства или поиском работы. На сегодняшний день миграционная ситуация значительно отличается от ее состояния до начала реформирования экономической и социальной сфер в нашей стране. И именно проводимые реформы оказали на нее свое определенное влияние, как положительное, так и отрицательное. И если основными направлениями миграционных потоков были массовая миграция из города в село, в района нового промышленного освоения Сибири, Дальнего Востока и юга, то с началом реформ миграционные процессы стали принимать следующие черты.
1. Произошло значительное снижение общей миграционной активности населения России.
2. Наблюдается отток населения из Сибири и Дальнего Востока в центральные и южные регионы страны
3. Молодое поколение покидает сельскую местность и уезжает в города-миллионики.
4. Появилась вынужденная миграция их районов этнических и вооруженных конфликтов, незаконная миграция.
Безусловно, со временем ситуация должна стабилизироваться. Полная перестройка экономики страны, сдвиг производственных мощностей и капитала в Европейскую Россию, привело к перемещению рабочей силы. Но когда-то этот процесс стабилизируется. И для этого уже сейчас разрабатывается государственная политика регулирования миграционных процессов в Российской Федерации с учетом ожидаемых изменений.