Файл: Ордена Трудового Красного Знамени агропромышленный колледж имени Э. А. Верновского (филиал) фгаоу во кфу им. В. И. Вернадского Сценарий открытого воспитательного мероприятия Тема Воспоминания о Крыме К..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

VI «Мифы… в человеческой памяти подобны парусам в ночных просторах моря…»

Слово преподавателя.

Читатели часто замечают, что многие произведения Паустовского похожи или несут в себе мифы, легенды, сказочные истории. И это не отвлекает читателя, наоборот, заставляет запомнить этот эпизод навсегда.

1

Есть у писателя «очень крымский рассказ «Артемида – охотница». Мы переносимся на раскопки в Херсонесе, рассматриваем черепки античной посуды, восхищаемся найденной золотой монетой, на которой изображена богиня Артемида. Смотрим и слышим мифическую историю о женщине и дельфинах.

2

Говорят, в древние греческие времена жила в Херсонесе в изгнании молодая женщина неслыханной красоты. В Греции остался у нее любимый человек. Она приходила к морю и долго смотрела в турецкую сторону. Женщина кормила дельфинов. Стаями они собирались и играли около нее, стараясь, кто, чем мог, утешить эту женщину.

По любимому человеку была у нее немыслимая боль. Зябла она здесь, на чужой и холодной земле. И вот пришла ночь ее смерти. Снег падал с неба. Море лежало черное, как сама ночь, и ветер дул с севера, со злой, дикой стороны.

Женщина легла на берегу на серые камни, звала любимого человека и плакала тяжелыми слезами, но никто не ответил. Только волна била и била в каменья…

И умерла та женщина. Звезды покатились с неба, а дельфины стаями кинулись к Греции, к теплому морю, чтобы донести до родных слух о злой ее смерти. Каждый год в ту ночь, как она умерла, плачут дельфины по всему Черному морю. Плачут и стонут человеческими голосами…

3

Есть у писателя рассказ «Умолкнувший звук». В нем Паустовский раскрыл нам, читателям, тайну гекзаметра.

По его законам «в середине строки надо делать небольшую паузу – «цезуру» - и только после этого произносить конец строки.

Тайна появилась в Разбойничьей бухте, в шуме волн. «У меня началась бессонница. И я перебирал в памяти стихи о ней, вспомнился Мандельштам:

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

Я список кораблей прочел до середины:

Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,

Что над Элладою когда-то поднялся»

«Бессонница… Гомер… Вспышка зарницы ворвалась во тьму. Гомер был слеп. Жизнь существовала для него лишь во множестве звуков. И вдруг мне стало ясно, что слепой Гомер, сидя у моря, слагал стихи, подчиняя их размеренному шуму прибоя. Самым веским доказательством этому служила цезура посередине строки.


По существу она была не нужна. Гомер ввел ее, точно следуя той остановке, которую волна делает на половине своего наката.

Гомер взял гекзаметр у моря. Он воспел осаду Трои и поход Одиссея торжественным напевом морских пространств.
Слово преподавателя.

Под пером писателя природа оживает, неодушевленные предметы, будто приобретают душу и со страниц поднимаются перед нами, живут своей жизнью необыкновенные, мимолетные образы.

Мимолетные, потому что рождаются они вроде бы из пустяков, мелочей, но они создают особое настроение, вызывают ощущение свежести, заключают в себе прелесть и очарование прозы великого волшебника слова.

1

В рассказе «Горсть крымской земли» Паустовский вспоминает, как зимой 1935 года они гуляли с Владимиром Луговским по пустынной Массандровской улице в Ялте. И одно, на первый взгляд, очень незначительное событие, вызвало к жизни рассказ, похожий по жанру на стихотворение в прозе».
Звучит «Осенняя песня».

2

Было пасмурно, тепло, дул ветер. Обгоняя нас, бежали по массандровской мостовой, высохшие листья клена. Они останавливались на перекрестках, как бы раздумывая, куда бежать дальше. Но пока они перешептывались об этом, налетал ветер, завивал их в трескучий смерч и уносил.

3

Вечером в этот же день, когда рядом с нами бежали по улицам листья клена, Луговской пришел ко мне и, явно смущаясь, рассказал:

- Понимаешь, какой странный случай. Я только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клена. Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шел быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошел: там слишком крутая для него гранитная лестница, и к тому же это – учреждение. Должно быть, осенним листьям вход туда воспрещен. Я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне, понимаешь, стало нехорошо, будто я предал и не уберег смешного маленького друга. Правда, глупо?

- Не знаю, – ответил я, - больше грустно…

4

В «тихом пристанище» писателя – Старом Крыму, в 2005 году открыт музей.

И еще одна старая морская легенда. На этот раз о ветре.

5

У моряков есть поверье, что среди бушующих нордов и трамонтан, муссонов и сокрушительных тайфунов есть жаркий ветер СОРАНГ, дующий один раз за многие сотни лет. Соранг приходит с южных румбов горизонта поздней зимой и обыкновенно ночью. Он приносит воздух незнакомых стран, печальный и легкий, как запах магнолий.



Сами по себе начинают звонить колокола сельских церквей, голубая заря поднимается к зениту, и сквозь снега пробиваются цветы, похожие на подснежники.

У детей от радости темнеют глаза, а корабли зажигают приветственные сигналы, качаются и кланяются этому ветру, как ласковые звери с мокрой от дождя шкурой.

6

«Соранг» - так называется один из рассказов писателя, написанный в 1932 году.

Ежегодно, начиная с 2005 года, в последнее воскресенье мая, романтики из разных «городов и весей собираются на свой слет в Старом Крыму, в музее Константина Паустовского.
VII Уроки Константина Паустовского.

1

В 1943 году, во время самой кровопролитной из войн, Константин Георгиевич написал рассказ «Бакенщик». Старый бакенщик Семен учит ребятишек видеть то, что скрывается за общими фразами. «А что это есть – любовь к родине?» - спрашивает он. И когда дети, не задумываясь, отвечают привычными словами, что это – любовь к городам, селам, людям. Семен и соглашается, и не соглашается с ними. И преподает им, а заодно и нам читателям, великий урок любви к родине…

Он спрашивает их, что они видели, когда шли к перевозу. Что видели вокруг и у себя под ногами: клевер, который «пчелой пахнет», от его запаха «злой человек и тот улыбнется». И ромашку «грех сапогом раздавить .

Его трудно пересказать, этот простой урок настоящей любви к Родине, который старый бакенщик закончил словами:

«Вот на все это поглядишь и подумаешь: жизни нам отведено мало… Наша страна прелесть какая. За эту прелесть мы тоже должны с врагами драться, уберечь ее, защитить, не давать на осквернение. Все шумите: «родина, родина…», а она, родина, за стогами».

Умение всматриваться, эта любовь к красоте родной земли и людям слились в книгах Паустовского в прекрасный образ единственной и неповторимой Родины.

1

Читая Паустовского, открываешь самого себя. Словно взял он тебя за руку, неназойливо взял, и повел за собой, и велел необидно: «Смотри вместе со мной! Чувствуй вместе со мной!».

2

Писатель Эммануил Казакевич назвал Паустовского «доктором Паустом». Он и впрямь был похож на легендарного героя Гете, самозабвенно искавшего смысл жизни и нашедшего его в прекрасном служении людям: «Все вокруг нас полно поэзии. Ищите ее».

1

Как много может дать Паустовский читателю! Он научит любить Родину и природу, любить, жалеть и понимать людей с их слабостями и недостатками, научит мечтать, верить в существование голубых городов и стараться воплотить мечту в реальность; из его произведений мы больше узнаем от жизни природы, о мире, о судьбах и творчестве замечательных людей.


2

На примере произведений К.Г. Паустовского очень удобно и интересно изучать такие литературоведческие термины, как эпитет, сравнение, метафора, пейзаж и другие. Нельзя не отметить и то, что язык Паустовского – эталон, образец. Паустовский – истинный мастер слова, превосходно владеющий словом, просто, точно, изящно и легко выражающий на бумаге чувства и мысли.

3

Красота Крыма вдохновляла Паустовского всю жизнь. Видеть величие и красоту «в каждой малости» призывает нас писатель в своих крымских произведениях.

4

«Если бы это зависело от меня, то я жил бы еще долго, чтобы объехать всю землю и успеть написать все то, что я задумал. Во всяком случае, попробую поступить так, если люди, по своей преступной глупости не разнесут нашу землю в клочки». Эти слова из обращения писателя к юным американским читателям, он написал их в 1960 году.
И сегодня по Черному морю ходит прогулочный теплоход «Константин Паустовский». Как напоминание нам о том, что Крым – его малая родина, самая дорогая и прекрасная земля, «омытая одним из самых праздничных морей земного шара».

Ты был единственным, кто смог

В годину страшного покоя

И честь, и совесть беспокоя

Вести по лучшей из дорог.
Она вела туда, где мир

И ярок был и разноцветен,

Где паруса ловили ветер

И только мужество – кумир.
Ты нашу землю та любил,

Ты так узнал ее тропинки!
Ты не был гений по старинке,

Ты просто Паустовским был…

(Марк Кобаков).