Файл: Образовательное частное учреждение высшего образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 412
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы человеческого капитала в организациях
1.1. Сущность, понятие и роль человеческого капитала в организациии
1.2. Человеческий капитал как фактор конкурентоспособности организации
1.3. Использование современных HR-технологий для улучшения качества человеческого капитала
2.1. Общая характеристика организации ООО Управляющая компания «Легкая жизнь»
2.2. Анализ качества человеческого капитала и его влияния на конкурентоспособность организации
2.3. Анализ применяемых технологий управления человеческим капиталом в исследуемой организации
Под человеческим капиталом целесообразно понимать приобретенные знания, навыки, мотивацию и стремление. В качестве инвестиций в человеческий капитал выступают накопление производственного опыта, образование, географическая мобильность, охрана здоровья, поиск информации.2
Его принципиальное отличие от вещественного капитала заключается, прежде всего, в том, что человеческий капитал воплощен в человеке и не может передаваться, продаваться, наследоваться, как материальные ценности или деньги.
В нем можно выделить ряд компонентов. Г. Беккер выделял: капитал образования (знания), капитал профессиональной подготовки (навыки, квалификация, производственный опыт), капитал здоровья, обладание мотивацией к экономической деятельности, экономически значимой информацией.
В целом можно утверждать о том, что научное открытие Т. Шульца и Г. Беккера произвели настоящий фурор в экономике труда. Благодаря им, человек с его знаниями и навыками стал рассматриваться как важнейший экономический ресурс.
Ниже представлены понятия человеческого капитала, сформулированные отечественными и зарубежными учеными.
Таблица 1
Сравнительный анализ понимания термина «человеческий капитал» зарубежными и отечественными авторами
Автор | Толкования в отношение термина «человеческий капитал» |
Т. Шульц | Все человеческие ресурсы делятся на приобретенные и врожденные способности и навыки человека. Каждый человек рождается с уникальным комплексом генов, от которых зависит потенциал в работе и труде. |
Г.Беккер | Система навыков, знаний, мотивации. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации. |
А. Смит | Врожденные и приобретенные полезные навыки и способности, (образование, профессионализм, квалификация, предпринимательские способности). |
Л.И. Абалкин | Сумма врожденных способностей, творческого потенциала, приобретенного профессионального опыта, физического и морально- психологического здоровья, посредство которой человек может осуществлять трудовую деятельность, приносящую доход. |
Р.И.Капелюшников | Капитал человека, сформированный на основе интеллектуального запаса. |
А.Н. Добрынина и С.А. Дятлова | Форма проявления производительных сил человека в рыночной экономике, выступающая ведущим фактором общественного воспроизводства. |
Профессор Московского педагогического университета, заслуженный доктор экономических наук В.П. Щетинин выразил следующее мнение по этому поводу: «...одной из важнейших тенденций развития экономики как науки в XXI в. стала концепция человеческого капитала».
А. Смит также неоднократно подчеркивал ценность образования человека для него самого и окружающего его общества. Образование он понимал как фактор, способствующий приумножению богатства страны, конкретного предприятия и самого человека.
Давид Рикардо был полностью солидарен в этом вопросе с А. Смитом и объяснял отставание стран в экономическом развитии «недостатком уровня образованности населения». Он проводил параллель между воспроизводством рабочей силы и воспроизводством населения и подчеркивал особую роль качества рабочей силы в процессе производства.
В материалах научной литературы по экономике и экономической теории, а также исследованиях, посвященных изучению феномена человеческого капитала, встречаются самые разные трактовки данного термина.
В общей совокупности можно выделить пять основных направлений, определяющих содержание термина «человеческий капитал».3
Первая категория определений истолковывает «человеческий капитал» как совокупность его психологических, экономических, социальных, мировоззренческих, культурных характеристик, которые оказывают содействие росту производительности труда и, соответственно, заработной платы.
Определения второй группы главным критерием человеческого капитала называют инвестиции в его развитие.
Третья группа определений понимает этот феномен с точки зрение его функциональных особенностей.
В целом благодаря развитию теории человеческого капитала расходы на образование стали рассматриваться не как ненужные затраты организаций и предприятий на своих сотрудников, а как перспективные вложения, обеспечивающие экономическую эффективность. Образование на сегодняшний день прочно заняло позицию важнейшего источника экономического роста предприятий
, национальных экономик и государств в целом.
Человеческий капитал следует расценивать как способность отдельно взятой личности приносить доход, выраженная в комплексе его приобретенных знаний и врожденных способностей.4
В последние годы «человеческий капитал» приобретает особое значение не только для экономистов - теоретиков, но и реально существующих организаций и предприятий.
В целом можно констатировать, что производство материальных благ, конечно, сохранит свою значимость, но его экономическая эффективность, прежде всего, будет определяться использованием высококвалифицированных кадров, передовых знаний, методов и технологий управления кадрами и т.д.
Отличительные черты капитала представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Специфические особенности человеческого капитала
Таким образом, человеческий капитал – важнейшая ценность современного общества, неотъемлемый элемент его прогресса, основополагающий фактор экономического роста как страны, так и отдельно взятого предприятия.
1.2. Человеческий капитал как фактор конкурентоспособности организации
Предприятие – важнейшее звено экономической жизни общества. Ценность предприятий (организаций) как элемента национальной экономики обуславливается тем, что они способствуют решению следующих социально значимых задач: социальные проблемы, занятость населения, недостаточный рост национального дохода, развитие науки, образованность общества.
В рыночной экономике и малые, и крупные предприятия пребывают в условиях жесточайшей конкуренции. Конкурентоспособность предприятия
связана с рациональность использования имеющихся у него ресурсов, зависит от уровня его прибыли и умения снизить издержки на производство продукции (услуг), качества выпускаемой продуктов (товаров, услуг) и пр.5
Одним из традиционных ресурсов любого предприятия, в отсутствие которого оно не может нормально существовать, является персонал. Сложность в управлении этим ресурсов состоит в их индивидуальной составляющей каждого сотрудника. Как нами уже было отмечено, носителем человеческого капитала является сам человек. Процесс управления организации человеческим капиталом начинается с момента поиска и отбора претендента на должность. Умение разглядеть перспективного, талантливого и высокообразованного сотрудника, как правило, является частью работы кадровой службы или высшего руководства организации (в случае, если оно лично занимается наймом и подбором персонала).
Итак, учитывая то обстоятельство, что человеческий капитал неотделим от его носителя, коим является человек, работодатель приобретает человеческий ресурс через найм соискателя в качестве сотрудника своей фирмы. В целом совокупность человеческого капитала всех работников предприятия – это и есть человеческий капитал фирмы.
Ориентация современного мира на формирование экономики знаний предопределяет особое место человека и его набора знаний, навыков и умений в этом процессе.
Собственно, именно человеческий капитал определяет уровень конкурентоспособности современного предприятия.
В наши дни человеческий капитал–важнейшее условие развития экономики знаний и инновационной экономики.6
Таким образом, человеческий ресурс стал качественно новым параметром конкурентоспособности предприятий. Это обстоятельство, заставляет предпринимателей разрабатывать стратегии его развития, грамотного управления и подготовки кадров. Деловая стратегия предприятий в обязательном порядке предусматривает образование и подготовку кадров. Развитие человеческого капитала помогает достичь действующей организации необходимого уровня конкурентоспособности, рентабельности, удержаться «на плаву» в условиях жесткого противостояния конкурентов.
Преимущества имеют те фирмы, которые уделяют должное внимание образованию, повышению квалификации своего персонала, включают в социальную политику здоровьесберегающие технологии.
Сегодня человек и его багаж знаний – это то звено, которое позволяет предприятию грамотно и выгодно использовать, распределять имеющиеся в его распоряжении ресурсы.
Влияние понесенных инвестиционных расходов на экономический рост предприятия наглядно представлено на рисунке 2.
Инвестиции в человеческий капитал
Увеличение человеческого капитала
Инвестиции в инновации и новые пути развития
Экономический рост компании
Рост производительности труда
Инвестиции в основной фонд организации