Файл: Образовательное частное учреждение высшего образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 428
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы человеческого капитала в организациях
1.1. Сущность, понятие и роль человеческого капитала в организациии
1.2. Человеческий капитал как фактор конкурентоспособности организации
1.3. Использование современных HR-технологий для улучшения качества человеческого капитала
2.1. Общая характеристика организации ООО Управляющая компания «Легкая жизнь»
2.2. Анализ качества человеческого капитала и его влияния на конкурентоспособность организации
2.3. Анализ применяемых технологий управления человеческим капиталом в исследуемой организации
Рис. 2. Влияние на экономический рост предприятия инвестиционных расходов
Опыт развитых стран мира давно доказал, что грамотный, образованный и мотивированный персонал - ключ к экономическому успеху предприятий.
К современным руководителям постепенно приходит понимание всего вышесказанного, они начинают уделять особое внимание обучению и развитию персонала. Инвестирование в развитие кадров перестало считать пустой тратой средств предприятия. В конечном счете, это инвестирование с лихвой окупается и приносит гораздо больше дохода. При этом оно гораздо выгоднее вложений в улучшение производственных мощностей7.
Эффективное управление развитием человеческого капитала приводит к росту прибыли предприятия, позволяет добиться следующих результатов:
-
раскрытие потенциала работников,
улучшение социально-психологического климата и сплочение коллектива;
повышение мотивации,
укрепление преданности сотрудников организации;
повышение имиджа компании в глазах сотрудников и соискателей;
формирование желательных элементов трудового поведения и развитие организационной культуры.
Все это в общей совокупности помогает достигнуть намеченные организацией стратегические цели.
Таким образом, особая роль человеческого капитала заключается в том, что он одновременно выступает неотъемлемым ресурсом предприятия, а также помогает с большей долей эффективности использовать имеющиеся ресурсы компании, что позволяет достичь рентабельности и конкурентоспособности.8
Человеческий капитал – единственный фактор развития компании, имеющий неоценимые пределы своей эффективности (результативности). При этом – это, наверное, единственный ресурс, недоступный для копирования конкурентами.
1.3. Использование современных HR-технологий для улучшения качества человеческого капитала
Перспективой развития любой современной организации считается накопление и использование новых знаний. Этого требуют условия внешней среды. Поэтому так важно регулярно пересматривать и усовершенствовать действующую в организации систему управления, продаж, организации производства.
Основой формирования инновационной политики предприятий является наличие интеллектуального ресурса в лице действующего персонала. Поэтому можно говорить о том, что стратегия развития предприятий формируется на основе менеджмента знаний, который понимается как стратегия управления компанией, ориентированная на максимально эффективное использование интеллектуального потенциала9.
Таким образом, развитие предприятия подразумевается не только в маркетинговой или производственной деятельности, системе управления компанией, но и в развитии интеллектуально потенциала персонала.
Это, безусловно, достаточно труднореализуемая задача. Для развития персонала необходимы инвестиции. Это неотъемлемая часть развития организации, ведь носителем инноваций, прежде всего, является человек. Каждый сотрудник организации – это носитель практических навыков, знаний, мыслительных и творческих способностей, моральных ценностей, компетенции и способностей. Поэтому уровень человеческого капитала - важнейший показатель деятельности любой современной организации, ведь именно человек признается фундаментальным звеном компании, которое обеспечивает эффективное распределение имеющихся в ее распоряжении ресурсов, которые могут быть использованы для повышения конкурентоспособности и рентабельности10.
В целом развитие человеческого капитала ведет к всестороннему развитию организации. Ввиду этого, компании, заинтересованные в своем дальнейшем развитии, должны позаботиться о преумножении своего человеческого капитала. А для этого им потребуется инвестировать в его развитие.
Тут многое зависит от руководства конкретной организации. В какой мере оно готово инвестировать в развитие персонала, насколько целенаправленно осуществляется процесс формирования человеческого капитала в организации.
Руководители должны уделять особое внимание развитию персонала
, применяя для этого наиболее эффективные и действенные инструменты. В настоящее время одним из основных компонентов вложений в человеческий капитал признаются расходы на обучение, профессиональную подготовку или переподготовку кадров. Несоответствие потребностям компании квалификации персонала негативным образом влияет на результаты ее деятельности. Поэтому так важно постоянное наращивание умений и знаний, посредством реализации программы профессионального развития кадров.
Предприятия многих стран мира внедряют в свою деятельность обязательную систему обучения персонала и повышения его квалификации.
Подготовка квалифицированных кадров - комплекс мероприятий, направленных на систематическое повышение квалификации, соответствующей перспективным и текущим целям организации и требованиям, предъявляемых к занимаемой должности.11
Перед отправлением действующего сотрудника на курс обучения, целесообразно проанализировать его наиболее уязвимые «места» в части знаний, навыков и умений. Выстроенная на основе этого программа профессионального обучения /переподготовки принесет намного больше пользы и будет гораздо эффективнее.
Для того чтобы как можно лучше закрепить полученные знания и навыки, необходимо продолжать практические занятия, обучение, осуществлять наставничество. Обучение – продолжительный по времени процесс, направленный на повышение компетентности и профессионализма.
Путь к успеху любой современной компании - путь изменений и инноваций. Для того, чтобы действующие сотрудники были готова к нововведениям и инновациям, им нужно повышать свой профессиональный уровень, соответствовать новомодных технологиям и течениям.
Ввиду этого, руководитель, который смотрим на будущее, должен обеспечить качественное обучение своим подчиненным, чтобы в ходе изменений (например, организационные инновации) они чувствовали себя комфортно и смогли легко адаптироваться.
Проведение комплекса мероприятий по профессиональной подготовки персонала способствует повышению качества и уровня знаний, навыков и умений работников, приумножая человеческий капитал предприятия.
Помимо обучения, для развития человеческого капитала целесообразно использовать развитие и планирование карьеры, подготовку резерва руководителей.
Подготовка резерва на руководящие должности осуществляется путем создания специальной системы подготовки. Она состоит из выявления наиболее способных к руководству сотрудников компании, подготовки отобранной категории работников на руководящие должности, обеспечению плавного замещения освободившейся должности такими сотрудниками.
В целом современная система управления и развития персонала должна предусматривать обучение, проектные задания, формальное обучение и обмен опытом, различные тренинги, направленные на развитие у работника требуемых компетенций и навыков.
Процесс развития сотрудников не должен быть поверхностным. Если предприятие стремиться занимать лидирующие позиции среди конкурентов, то его руководство должно отходить от традиционного обучения и стремиться к созданию качественных изменений в развитии потенциала, его поведении. Важно научить каждого сотрудника брать на себя посильную ответственность за свои профессиональные действия и решения.
Система обучения персонала должна иметь привязку к приоритетам компании. Также руководство фирмы должно уметь установить: как и для кого необходимо проводить ту или иную форму обучения. Успешные организации извлекают пользу из обучения в процессе работы, обучения на опыте.
Стимулирование труда и мотивация персонала – неотъемлемые элементы системы развития человеческого капитала. Мотивацию можно назвать движущей силой человеческого поведения, в основе которой находится взаимосвязь мотивов и целей, потребностей человека. Именно благодаря мотивации осуществляется воздействие на персонал.
Задача руководства — уметь использовать возможности отдельно взятого сотрудника максимально эффективно. Успешная деятельность компании возможно только в том случае, если будет эффективно выполняться работа персонала. А это ожидаемо только в том случае, если работники12
«мотивированы» или по-другому заинтересованы в результатах своего труда.
Осуществляя управление персоналом, важно уметь активизировать его мотивацию, сформировать стимулы для побуждения каждого сотрудника к эффективной трудовой деятельности.
Мотивация позволит работникам удовлетворить свои основные потребности путем выполнения трудовых обязанностей. Также следует отметить, что управление человеческим потенциалом непосредственно взаимосвязано с отношениями, выстроенными внутри компании. Этому призвана помочь организационная культура.
Она представляет собой набор основных убеждений, ценностей, норм и взглядов, общих для всех работников. Корпоративные ценности могут касаться требований к работникам, этики поведения, правил обслуживания покупателей. По сути, это некий цемент, скрепляющий структуру организации.
В качестве мотивации на сохранение здоровья персонала идеально подойдет премирование сотрудников, которые не болеют в течение года. Для предупреждения заболеваемости целесообразно предпринимать меры по минимизации доли занятых в опасных и вредных условиях труда, строго следовать выполнению нормативов техники безопасности.
Здоровье расценивается как наиболее важный компонент человеческого капитала. Ввиду этого, инвестиции в его выражаются в сохранении работоспособности за счет увеличения продуктивного периода жизни и снижения заболеваемости. Инвестиции в здоровье обеспечивают в производстве оптимальный оборот рабочей силы.
Конечно, нет панацеи для развития человеческого капитала, но при этом важно искать наиболее эффективные, действенные меры, постоянно усовершенствовать используемую тактику и стратегию.
Руководители компаний должны уделять пристальное внимание развитию человеческого капитала, используя самые действенные механизмы. В общей структуре интеллектуального капитала компании человеческий капитал является некой основой, от которой зависит успешное развитие остальных составляющих, рост конкурентоспособности и рентабельности компании.
Развитие человеческого капитала актуальная задача для всех организаций, которые смотрят на будущее и идут в ногу со временем.
Человеческий капитал можно классифицировать по уровням экономики:
-микроуровень: индивидуальный человеческий капитал, т.е. вклад в формирование человеческого капитала со стороны самого индивидуума;
-мезоуровень: корпоративный человеческий капитал, вклад в человеческий капитал со стороны предприятия;
макроуровень: национальный человеческий капитал.
Рис.3. Уровни инвестирования в человеческий капитал
Перечисленные субъекты инвестирования в человеческий капитал, а также их функции представлены на следующей схеме.
Рис. 4. Субъекты инвестирования в человеческий капитал
При этом каждый из представленных субъектов по-разному оценивают эффективность от инвестирования в человеческий капитал.