Файл: Контрольная работа по дисциплине История (история России, всеобщая история) По теме.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В 839г. послы русского «хакана» побывали у императора Людовика Благочестивого. В начале IX в. русское войско воевало в Крыму «от Сурожа до Корчева» (от Судака до Керчи). Примерно в это же время русы совершили поход на южное побережье Черного моря.

В середине IX в., по сообщению арабского писателя Ибн Хордадбеха, русы («племя из славян») плавали через Керченский пролив в Азовское море, поднимались Доном до его сближения с Волгой и спускались в Каспийское море, доходя сухим путем до Багдада.

Другие восточные авторы различают для этого времени русов и славян, подразумевая, очевидно, под русами дружины государства Руси, а под славянами – другие славянские племена, еще не вошедшие в состав этого государства. Первым городом Русской державы они называют Куябе – Киев.

Давно начавшаяся колонизация южных областей славянами облегчала утверждение Древнерусского государства на Черном море. Здесь русы приходили в столкновение с Византией, хазарами, печенегами. «Русы воюют с окрестными народами и побеждают их», – пишет упомянутый уже среднеазиатский автор. [4]

В 860г. русское войско, мстя за нарушение византийцами какого-то договора и за убийство русских, осадило Константинополь и едва не взяло город. Вскоре нападения русов на Византию возобновились.

После одного из таких походов византийский император направил на Русь епископа, который крестил часть русов. Степень христианизации славян в IX в. не следует преувеличивать. Тогда, очевидно, только небольшая часть дружинников приняла христианство.

Но и в самом язычестве наблюдались новые явления, свидетельствующие о рождении феодального строя. Среди языческих божеств на первое место выдвинулся Перун, бог грозы, превратившийся в бога войны и покровителя дружинников.

В некоторых поздних русских летописях (например, в Никоновском своде XVI в.) сохранился текст, возможно, представляющий собой утраченную часть труда Нестора и посвященный Руси IX столетия, до того времени, когда туда проникли варяги. В этом интересном отрывке рассказывается о киевском князе Оскольде (Аскольде), или о двух князьях – Аскольде и Дире, которые, как можно предполагать, не были варягами. Славянский князь Дир известен и арабскому автору X в. Масуди.

Когда норманны после некоторой борьбы проникли в Новгород (где захватил власть варяжский конунг Рюрик) и стали собирать дань с полочан и кривичей, киевский князь Оскольд (происходивший, вероятно, из династии Кия) организовал два похода — в Полоцкую и Кривичскую земли. Таким образом, летописи сохранили рассказ об организованном отпоре варягам со стороны Киевской Руси.


2.1 Обычаи, нравы и верования
Восточные славяне были язычниками, обожествляющими силы природы и умерших предков. Среди сил природы солнце и огонь занимали главное место. Богом молний был Перун. Даждьбог олицетворял солнце. Солнечными богами были также Ярило и Хорс, богом огня – Сварог, ветра и бури – Стрибог. Покровителем скота считался Велес, божеством плодородия – Семаргл. Мокошь была единственным женским божеством в этом пантеоне и, очевидно, олицетворяла собой женское начало природы и женскую часть хозяйства (стрижку овец, прядение и т.д.).

В то время еще не было общественных богослужений, не было ни храмов, ни жрецов. Обычно изображения богов в виде каменных или деревянных фигур (идолов) ставились на определенных открытых местах – капищах, богам приносились жертвоприношения – требы.

Большое развитие получил культ предков. Он связан с охранителем рода, семьи, родначальником жизни – Родом и с его Рожаницами, т.е. дедом с бабушками. Предка называли еще «чур», по церковнославянски – «щур». Сохранившееся и поныне выражение «чур меня» означает «храни меня дед». Иногда этот хранитель рода является под именем домового, хранителя не всего рода, а отдельного двора, дома. Вся природа представлялась славянам одушевленной и населенной множеством духов, в лесах жили лешие, в реках – водяные, русалки.

У славян были свои языческие праздники, связанные со временами года, с земледельческими работами. В конце декабря – колядовали ходили по домам ряженые с песнями и прибаутками, славили хозяев, которые должны были ряженых одаривать. Большим праздником были проводы зимы и встреча весны – масленица. В ночь на 24 июня (по старому стилю) отмечался праздник Ивана Купалы – проходили обряды с огнем и водой, гадания, водили хороводы, пели песни. Осенью после окончания полевых работ отмечали праздник урожая: пекли огромный медовый каравай.

С развитием государственности, усложнением общественной жизни и социальной структуры общества язычество как религиозная система оказывалось неспособным идеологически обосновать происходящие перемены. Налицо было противоречие между установившимся государственным единством и очень разнородными языческими культами отдельных восточнославянских народностей. Единому государству должен был соответствовать единый культ.

Помимо этого языческое мировоззрение негативно отражалось на внешнеполитических связях Руси, мешало заключению династических браков, сковывало развитие торговли с христианским миром.



С принятием христианства Русью связан ряд версий. Так называемая «болгарская» версия состоит в том, что Владимир, стремясь якобы добиться независимости от Константинополя и Рима, обратился за поддержкой к Болгарии (на ее территории находилось Орхидское архиепископство). После же того, как Болгария лишилась церковной самостоятельности, Русская церковь перешла под юрисдикцию Константинопольской патриархии. «Византийская» версия реконструирует крещение Руси следующим образом.

В сентябре 987г. Византийские императоры Василий и Константин обратились к киевскому князю за военной помощью для подавления мятежа в одной из своих провинций. Владимир потребовал за это отдать ему в жены их сестру Анну. Византийцы ответили согласием, выставив в качестве дополнительного условия крещение Владимира.

Подавив мятеж, но не дождавшись невесты, князь захватил византийскую крепость Херсонес. В конце концов царевна прибыла, и в 988 – 989г. христианство стало государственной религией Руси.

Русь рано стала торговать с другими странами. Уже Святослав Игоревич в мотивировке своего стремления на Дунай отметил заинтересованность Руси в торговле с Чехией – «Русь получает от Чех серебро и кони». Источники говорят о торговых связях Руси с Краковом. О торговле с немецкими землями упоминают ранние таможенные уставы, фиксирующие пошлины для русских купцов. Важнейшим центром торговли Руси с германскими государствами был Регенсбург, где была образована особая корпорация купцов, торгующих с Русью, – так называемых русариев.

На Русь отовсюду иноземные купцы везли свои товары: из Византии – дорогие ткани, церковную утварь, драгоценные камни, золотую и серебряную посуду, украшения; из стран Кавказа, Персии, Прикаспия – благовония и пряности, бисер, который так ценили русские женщины, вино; из Фландрии – тонкие сукна.

В торговых делах участвовали и представители княжеских домов: они либо доверяли свои товары купцам, либо имели своих торговых представителей в многочисленных торговых караванах, которые под усиленной охраной шли из русских земель во все концы света.

Наши далекие предки, заселявшие Восточно-Европейскую равнину, прошли сложный путь развития. Трудные природные и географические условия и постоянная необходимость отражать набеги на свои земли различных племен и народов, возникновение городов у древних славян задержало на несколько столетий по сравнению с западноевропейскими государствами складывание отдельных княжеств в самостоятельное государство. В то же время, вступив на путь разложения родового строя, зарождения земельного и имущественного неравенства и создания племенных княжеств, развития международной торговли и внешних экономических и культурных связей, восточные славяне в IX в. вплотную приблизились к созданию единого государства – Киевской Руси.


2.2 Создание единого государства – Киевская Русь
Первые сведения о Державе Киевской Руси мы имеем из летописей. Принято считать что первоначальной летописью была так называемая «Начальная Летопись», написанная иноком Киево-Печерской Лавры Нестором. Но это не совсем точно, в первоначальном виде она до нас не дошла.

То, чем располагает русская историческая наука как древнейшим источником, есть летописный свод, составленный на основе «Начальной Летописи» Нестора, игуменом Киевского-Выдубицкого монастыря Сильвестром.

Изучение этого свода приводит нас к заключению, что игумен Сильвестр в своем своде объединил и отредактировал целый ряд первоначальных источников: устные народные предания, письменные повествования, в том числе вся летопись Нестора, и собственные наблюдения. Составляя свой свод, Сильвестр, надо полагать, сознательно подчеркивал как единство Руси, так и объединяющую роль правящей княжеской династии и ее заслуги в создании государства.

Есть предположенная что Сильвестр сознательно не коснулся периода до создания Киевского Государства, чтобы подчеркнуть роль династии и христианства в его создании.

Период же до ее прихода к власти обрисовал как неорганизованную жизнь первобытных людей.

Первоначальная, подлинная летопись инока Нестора была увезена вместе с другими историческими документами, в Польшу в 1018-19 годах, когда в Киеве распоряжался польский король Болеслав вместе со своим союзником и зятем — Святополком Окаянным.

Значительная же часть уцелевших древнейших летописей погибла в 1812-м году при пожаре Москвы во время вторжения в Россию французов.

Увезенными Болеславом, русскими историческими документами имели возможность воспользоваться ранние польские историки (Стрыйковский, Богухвал, Длугаш и др.) и из их трудов, на основании приводимых ими цитат и данных, можно до известной степени восстановить содержание первоначальных киевских летописей.

В частности, есть основание полагать, что эти летописи содержали немало данных об организованной жизни славянских племен задолго до „призвания варягов", а основание Киева, как уже упомянуто, надо отнести к 430-м году, что подтверждается археологическими раскопками последних лет.

По версии нормандской школы – сын Рюрика (варяга, княжившего в Новгороде) – Игорь, за которого по малолетству правил его дядя – опекун Олег («Вещий»), подчинил себе группу южных славянских племен, создавший таким образом единое огромное государство и сделал Киев его столицей. Так образовалось великое Киевское Государство.


Совсем иначе описывают создание этого государства противники нормандской исторической теории. На основании новейших исторических данных – Игорь вовсе не был сыном Рюрика и варягом, а одним из антских князей, равно, как и Олег.

Одна весьма древняя новгородская летопись говорит, что новгородцы послали послов «к Руси, к морю Панетскому, еже славеть Рускому» (Черному) за помощью против творивших насилия варяжских «находников», которые, по словам летописца, «то ли насилье деяху Руси, Славенам, Кривичам и Мерям». [5]

Если сопоставить данные этой летописи с данными о том, что Олег занял Киев, войдя в него с юга, то более чем вероятным надо считать, что Олег – не варяг, а ант-славянин, по просьбе новгородцев двинулся освобождать их от варягов-насильников, которые уже успели проникнуть до Киева, где правили варяги Аскольд и Дир.

Олег изгоняет из Киева варягов – «находников» (пришельцев), без боя занимает Любечь, Чернигов, Смоленск. С боем освобождает Новгород и тем завершает объединение под своей властью всех славянских племен северной группы – «словен» и южной – «антов».

Зная все это, мы неизбежно приходим к заключению, что Киевская княжеская династия была вовсе не варяжского, а славянского происхождения, родоначальником которой надо считать отпрыска одного из антских княжеских родов – Игоря.
Заключение
Исследование вопроса возникновения и развития российской государственности, позволяет сделать ряд выводов.

Мы выяснили, что Древняя Русь просуществовала более трех столетий. Она сыграла важную роль в истории Европы, преградив путь на Запад бесчисленным ордам кочевников.

Восточные славяне, объединенные в сильное единое государство, сумели отбить их натиск и сохранить свою независимость. Киевская Русь явилась колыбелью древнерусской народности.

Усиление феодальных отношений привело к распаду Киевской Руси. В стране возникли крупные земельные владения бояр. Их хозяйство было натуральным. Все необходимое для боярина производили зависимые от него крестьяне.

Экономические и торговые связи между отдельными землями Руси почти отсутствовали. Выросли новые города; центры ремесла и местной торговли, соперничавшие с Киевом. Великому киевскому князю трудно было управлять огромной страной. Местные феодалы нуждались в более близкой власти, способной оказать им активную помощь в управлении крестьянами и жителями городов.

Великие киевские князья выделяли своим сыновьям уделы с городами и селами в наследственное владение. В результате этого внутри Киевской Руси возникло много удельных княжеств. Потомки Владимира I, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха образовали местные княжеские династии, которые стремились отделиться от Киева.