Файл: Практическая работа 1 по дисциплине Психологопедагогические основы учебной деятельности План.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Разбивку текста на части по смыслу.
2. Нахождение в каждой части текста одного слова краткой фразы или обобщающей короткой формулировки, выражающих основу содержания этой части.
Основные термины, повторяющиеся наиболее часто, могут быть выделены как ключевые слова и обозначены начальными заглавными буквами этих слов (сокращение, называемое аббревиатурой). Ключевые слова и словосочетания могут быть двух видов:
- ключевые слова - глобальные для данного курса, дисциплины; они проходят через весь курс или крупный раздел. Так, для профилирующих дисциплин специальности "Информационные системы" могут быть предложены глобальные ключевые слова: информационная система (ИС), система управления базами данных (СУБД), программное обеспечение (ПО), пакеты прикладных программ (ППП), язык программирования Паскаль (П.); для курса физики: жидкость (ж), газ (г);
- ключевые слова - частные, используемые в пределах данной лекции или двух-трех смежных лекций (например, сельскохозяйственный (с/х); производительные силы (пр. с.), идеальный газ (ид. г.), критический (кр.). Ключевые слова выделяются студентами самостоятельно, а в отдельных случаях они могут быть рекомендованы лектором. Количество ключевых слов не должно быть очень большим (иначе может возникнуть путаница в их использовании): не более десяти - глобальных и двух-трех по данной лекции.
Конечно, следует записать математические выкладки, которые приводит на доске лектор, перенести в конспект его рисунки. Но надо помнить, что основными являются те положения, фактические соображения, логические построения, для доказательства которых и делаются выкладки. Между тем нередко это основное не привлекает внимания студентов, и принципиальные мысли и положения не находят отражения в записях.
Ведение конспекта создает особенно благоприятные условия для запоминания прослушанного, так как в этом процессе принимают участие слух, зрение, рука. Эта работа помогает сосредоточиться. Однако она способствует запоминанию только в том случае, если студент понимает излагаемый материал либо прикладывает к тому максимум усилий.
Как же совместить в конспектировании лекции эти два момента: с одной стороны, осмысленную, а не механическую запись (это требует определенных затрат времени) и, с другой стороны, почти дословное фиксирование отдельных наиболее важных положений? В этом случае рекомендуется применять систему условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Сокращенная запись лекции является очень заманчивой, ведь она экономит наши силы и время. Однако при этом необходимо учитывать два момента:
- чрезмерное сокращение слова (особенно если оно повторяется не очень часто и сокращение не является привычным) может затруднить последующую работу с конспектом;
- сокращение многих слов подряд, в особенности, если оно сопровождается изъятием окончаний, приводит к потере структуры фразы: становятся неясными падежи, лица и числа слов. Поэтому сокращенные слова следует чередовать с несокращенными или с теми, в которых при сокращении вы сохранили окончания.
Процесс записи значительно облегчается при использовании сокращений общепринятых вспомогательных слов; так как, например (т. к. напр.), так далее (т. д.), таким образом, главным образом (т. о., гл. обр.), смотри (см.), может быть (м. б.), так называемый (т. н.), какой-либо (к-л); этот список может быть продолжен. Кроме того, полезно найти и постоянно использовать удачные сокращения часто встречающихся слов, например: кт или ктр или к-й - который, неск.- несколько и т. п., чбы (чтобы).
Значительно ускоряет запись и облегчает ее чтение унификация сокращения группы синонимов. Так, для сокращенной записи близких по смыслу вводных слов - таким образом, итак, поэтому, в связи с этим, по этим причинам - обычно достаточно одной и той же аббревиатуры, основанной на сочетании "таким образом": т. о. (конечно же, не исключаются и другие формы сокращенной записи, например, "поэт".). Разумеется, такая унификация в отдельных случаях (когда надо подчеркнуть какие-то нюансы фразы) может оказаться непригодной, но в большинстве случаев она применима.
В процессе самостоятельной работы над лекцией целесообразным является использование студентами логических схем. Они в наглядной форме раскрывают содержание и взаимосвязь категорий, законов, понятий, наиболее важных фактов.
Практика в составлении структурно-логических схем поможет студенту научиться наглядно представлять изучаемый материал, целостно схватывать его структуру, правильно обобщать и систематизировать научные факты и понятия.
Как однажды указывалось, эффективность и прочность усвоения материала лекций в немалой степени зависят от того, как подготовлен студент к работе на ней. Однако да практике, к сожалению, студенты недооценивают этот момент. Пожалуй, хуже всего то, что по мере продвижения студента от курса к курсу пренебрежение подготовкой к восприятию лекции становится закономерностью у большинства. Обычный контрвопрос студентов: "А разве нужно готовиться к лекции? Для чего? Как готовиться?". [3, с. 10]
Подготовка студента к предстоящей лекции
Действительно, что же включает в себя подготовка студента к предстоящей лекции? Основным требованием, предъявляемым к такой работе, является, прежде всего, систематичность ее проведения. Она включает ряд важных познавательно-практических этапов:чтение записей, сделанных в процессе слушания и конспектирования предыдущей лекции, вынесение на поля всего, что требуется при дальнейшей работе с конспектом и учебником; техническое оформление записей (подчеркивание, выделение главного, выводов, доказательств); выполнение практических заданий преподавателя; знакомство с материалом предстоящей лекции по учебнику и дополнительной литературе.
Из-за большой загруженности студент может не успевать исчерпывающе глубоко разобраться в материале каждой прослушанной и предстоящей лекции. Но этого и не требуется (на это будет отпущено время при подготовке к семинару). Задайте своей работе предел в 30 - 40 минут и постарайтесь выполнить ее по всем пунктам рекомендаций с наилучшим качеством, удовлетворяющим этому сроку.
Умелое слушание лекции и ее конспектирование, продуманная, целенаправленная, систематическая, а главное - добросовестная и глубоко осознанная последующая работа над конспектом - важное условие подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности.
Составление конспекта лекций
При подготовке к лекции в ряде случаев целесообразно написание полного конспекта, например, когда учебный курс будет читаться преподавателем впервые. Основной причиной написания полного, развёрнутого конспекта лекции является необходимость точности материала, который затем будет излагаться, и уверенность в правильности его изложения. При повторном прочтении данного учебного курса наличие полного конспекта позволит более тщательно учесть новые сведения, новую информацию в данной области, сделать дополнение и т. д.
Главной задачей преподавателя как при написании конспекта лекции, так и при его прочтении непосредственно в аудитории является организация материала. При этом следует иметь в виду, что почти все определения (за исключением тех, которые излагаются математическим языком) допускают перефразирование, что, естественно, предполагает некоторую свободу изложения подготовленного материала.
По своей структуре конспект лекции состоит из трёх условных частей: введение, основная и итоговая части. Объём этих частей неравномерен и зависит от формы и назначения лекции. Так, объём вводной части будет зависеть от местоположения лекции в учебном курсе. На
первой лекции, которая, как правило, целиком является вводной в данный учебный курс, вводная часть может занимать довольно большой отрезок времени, так как преподаватель должен уделить внимание, например, организационным вопросам прохождения данной учебной дисциплины: какой письменной работой она будет сопровождаться – реферат, курсовая работа и др.; какие практические занятия будут входить в систему её прохождения – семинары, практические занятия и т. д.; какой формой итогового контроля – письменная контрольная работа, зачёт, экзамен – она будет завершаться; какие источники информации рекомендуется использовать для её более полного и глубокого изучения. Для вводной лекции в этом разделе существенным является указание на взаимосвязь с предыдущими и последующими учебными курсами, т. е. особое выделение межпредметных связей и акцент на их значимости. Если это текущая лекция, то во вводной части указывается тема занятия, план её изучения в рамках лекционного времени, связь этой темы учебного курса с предыдущим материалом и при необходимости с другими учебными курсами. Целесообразно давать во вводной части лекции сжатый обзор материала предыдущих занятий – это способствует системному восприятию содержания учебного курса и сохранению в долговременной памяти слушателей.
Основная часть лекции имеет свою внутреннюю структуру и логику подбора материала. По своей структуре лекционный материал может быть выстроен – от простого к сложному, от общего к частному, от известного к неизвестному и наоборот – это в полной мере зависит от замыслов лектора, от выбранных им методических приёмов, например через решение проблемной ситуации (задачи) и т. д. Существенным моментом является логическая связь построения материала. При этом каждый смысловой фрагмент должен завершаться промежуточным, обобщающим данную мысль итоговым заключением, которое позволит слушателям с большим пониманием подойти к обобщённому заключительному выводу по всему материалу лекции.
В заключительной части лекции: 1) даётся краткий и очень чёткий обзор прослушанного материала; 2) делается заключительный вывод по изученному материалу; 3) указывается его связь с материалом предстоящей лекции, при этом возможны рекомендации по его самостоятельному предварительному изучению в плане подготовки к следующей лекции; 4) подводится итог работы на лекции, могут быть высказаны некоторые оценочные суждения о ходе работы на лекции. При этом два первых пункта могут быть выполнены как самим лектором, так и с участием кого-либо из студентов, слушателей, если обучаемые хорошо известны преподавателю.
Следующим этапом подготовки к лекции является составление расширенного плана по подобранному материалу. План строится с соблюдением иерархии основных положений материала, с указанием основных пунктов, тем, фактического материала и др. Подготовка плана даёт дополнительную возможность уточнить цель и задачи данного лекционного занятия. Благодаря такому плану преподаватель не читает текст в прямом смысле слова с листа, так как полный написанный текст очень привязывает взгляд и, как следствие, мысль лектора, а держит перед собой систематизированный указатель основных пунктов изложения. План расширяется за счёт определений, схем, диаграмм, графиков и фраз, которые резюмируют основные идеи лекции. Количество деталей, которые включаются в конспект, зависит от самого материала и от того, насколько он знаком преподавателю. Когда лекция читается в первый раз, целесообразна большая детализация плана-конспекта лекции, по мере того как преподаватель накапливает опыт чтения лекций по данной теме, расширенный план будет содержать меньше деталей.
Использование таблиц, схем, диаграмм, а также других пособий позволяет демонстрировать взаимосвязи между явлениями, понятиями, которые объясняет преподаватель. Визуальная демонстрация с очевидным разделением рассматриваемых фрагментов должна сопровождать вербальную презентацию материала, особенно в том случае, когда обсуждаются, например, преимущества и ограничения, аргументы за и против определённого утверждения, теории, процедуры и т. д. Большое значение имеет композиционное расположение материала, записей на доске (слева – справа, сверху – снизу и т. п.), так как это влияет на прочность запоминания материала. [4, с. 52]
Закрепление материала в последующей работе
В дидактике большое значение придается последующей учебной работе по усвоению изложенного материала. Какие методы используются?
Метод беседы. Чаще всего применяется тогда, когда изложенный учителем материал является сравнительно не сложным, и для его усвоения достаточно использовать приемы воспроизведения. Суть метода в данном случае заключается в том, что учитель с помощью умело поставленных вопросов побуждает учащегося к активному воспроизведению изложенного материала с целью его более глубокого осмысления и усвоения. Воспроизведение должно носить творческий характер, это значит, что учителю необходимо делать свои вопросы разнообразными и побуждать учащихся к размышлению, поиску собственных доводов, стимулирующих развитие их мышления. Беседы могут носить как индивидуальную форму, так и групповую или фронтальную.