Файл: Исследование и совершенствование социальнопсихологического климата в трудовом коллективе организации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 255
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1.Социально-психологический климат. Понятие, сущность
1.2.Методы исследования социально-психологического климата
1.3.Современные методы совершенствования социально-психологического климата в трудовом коллективе
Глава 2. Анализ социально-психологического климата в ООО «Гермес»
2.1.Организационно-экономическая характеристика организации
2.2.Система управления персоналом организации
2.3.Анализ социально-психологического климата в организации
Глава 3. Совершенствование социально-психологического климата в ООО «Гермес»
3.1.Основные направления совершенствования социально-психологического климата в организации
3.2.Мероприятия по совершенствованию социально-психологического климата
3.2.Мероприятия по совершенствованию социально-психологического климата
Можно утверждать также, что мероприятия по улучшению социально-психологического климата в ООО «Гермес» предполагают применение технологии мультипроектного управления, подразумевающей множественность, многократность, многовариантность.
Для ООО «Гермес» такой подход может быть представлен в пяти аспектах:
- нововведения при реформировании компании должны быть реализованы через комплексные программы, в которых тесно взаимосвязаны многие экономические, технические, технологические, социальные, организационные и другие субпроекты;
- каждая комплексная программа должна предполагать инвестиционное наполнение, которое может осуществляться только после серьезных социально-экономических, технико-технологических обоснований и расчетов;
- любое нововведение должно пройти через несколько этапов: идеи, исследования, разработка проектов, внедрение, распространение во внешней среде, оценка результатов внедрения нововведения – и на каждом этапе задействовано определенное количество людей;
- антикризисные изменения требуют «агрессивного маркетинга», непрерывного отслеживания основных показателей функционирования как самого предприятия, так и системы управления персоналом на нем;
- новые управленческие решения, нововведения всегда затрагивают интересы, ценностные ориентации и установки людей, меняют некоторые стереотипы обыденного сознания, сложившиеся в коллективе и мешающие преобразованиям: речь идет, прежде всего, о бытующих представлениях об организации как статичной системе с неизменными целями, задачами, составом, структурой. Поэтому руководству ООО «Гермес» необходимо обратить на методы управления изменениями в организации.
Для устранения выявленных недостатков в формировании социально-психологического климата следует применить ряд следующих мероприятий:
- Можно предложить несколько форм повышения квалификации, в том числе и в виде тренингов. Такое повышение касается получения компетенций в межличностном общении и формировании более дружеских отношений между членами коллектива. Психологические тренинги могут быть по снятию состояний тревожности, нервно-психической напряженности, свободному выражению эмоций, пониманию и раскрытию своих проблем с соответствующими им переживаниями, получению и предоставлению эмоциональной поддержки, модификации способа переживания и эмоционального реагирования, расширению сферы осознания своей проблематики и своей роли в происхождении различные конфликтных ситуаций, отработке новых приемов и способов поведения, преодолению неадекватных форм поведения, развитию навыков эффективного общения и другим направлениям. Как результат, сотрудники получат большую эмоциональную компетентность в общении и им легче будет устанавливать позитивные взаимоотношения друг с другом внутри коллектива.
- разработка внутриорганизационной Доски почета сотрудников. Социально-психологический климат коллектива формируется и за счёт небольших, но приятных мелочей: доска почёта (и соревновательный элемент присутствует и возможность проявить себя), вручение грамот за определённые заслуги (и чем большей «номинаций» будет придумано, тем лучше, главное, чтобы грамоту мог получить любой сотрудник).
- совместные корпоративные мероприятия. Сплотить коллектив помогают корпоративные вечера, традиции коллектива: проводить «летучку» за чашкой чая, собираться по праздникам, выезжать вместе на базу в летний отпуск, посещать музеи, театры. При этом можно билеты в музеи и театры, базу отдыха вручать как награду за хорошую работу сотрудников. И соблюдение незыблемых правил, таких как: никогда не забывать о днях рождения своих сотрудников, а поскольку коллектив ООО «Гермес» большой, можно награждать денежной премией лишь юбиляров.
- для социально-психологического климата коллектива имеет значение совместимость его членов. Выделяются два типа совместимости: психофизиологическая и социально-психологическая. Основа психофизиологической совместимости - соотношение темпераментов, характеризующих динамические особенности психической деятельности взаимодействующих людей. Условиями социально-психологической совместимости являются рациональное распределение функций, соответствие личных возможностей человека структуре и содержанию выполняемой деятельности, соединение в группе различных взаимодополняющих друг друга возможностей людей, близость или совпадение управленческих концепций, которых придерживаются члены группы, взаимное доверие взаимодействующих людей, желание и стремление к взаимной поддержке, относительная однородность мотивов служебной деятельности и отношения членов группы к своим обязанностям.
- можно предложить руководству ООО «Гермес» проводить для работников совместные спортивные мероприятия. Этому способствует то, что большинство работников – мужчины. Среди таких мероприятий может быть аренда спортивного зала для турнира по мини-футболу. Аренда дорожек в плавательном бассейне для проведения коллективных состязаний.
- в соответствии с рекомендациями отечественных и зарубежных специалистов можно рекомендовать использовать для сплочения коллектива такой инструмент, как миссия компании, который используется в настоящее время недостаточно. При этом объединение коллектива для достижения общеорганизационных целей будет способствовать лучшему решению производственных задач и качеству работы.
Таким образом, основными предложениями и мероприятиями по совершенствованию функций и технологий управления персоналом в ООО «Гермес» являются, введение курсов обучения и стажировки для новых сотрудников и Курсов для среднего руководящего звена, введение Программы материального поощрения за работу «Лучший сотрудник квартала», «Лучший сотрудник года», введение дополнительного тестирования, на определение EQ (коэффициент эмоционального интеллекта) для соискателей вакансий.
Реализация мероприятий по формированию социально-психологического климата в системе управления персоналом в ООО «Гермес» должны учитывать принципы интеграции персонала в разрабатываемый комплекс мероприятий. Данные принципы предполагают формирование доверия персонала предприятия к новым целям руководства, понятность получения экономических выгод людьми от намечаемых преобразований, объединение персонала для производственного, управленческого и социокультурного сотрудничества.
Принцип удержания человеческих ресурсов ООО «Гермес» на минимальном уровне для подготовки к мероприятиям, способствующим преодолению кризиса. Речь идет о сохранении, сбережении ресурсов, в том числе и управленческого персонала, накоплении человеческих ресурсов для перехода кризисного предприятия в устойчивое состояние на рынке, а, впоследствии, и переход к новой стадии экономического роста.
Принцип овладения новыми и новейшими управленческими технологиями с помощью культуры управления. В его основе находятся отношения между культурой управления и результатами работы предприятия, системный социокультурный подход, дающий комплексное понимание процессов эволюции и деятельности предприятия с учетом персонификации работы с людьми и социокультурного воздействия на них, использование нетрадиционных технологических вариантов, с опорой на ценностные ориентации людей, на их предложения.
Принцип выявления и реализации преимуществ персонала на основе аттестации и оценки. Он означает, что возможности персонала при объединении в команды гораздо более привлекательны и эффективны, нежели их «простое присутствие на работе» в подразделениях предприятия.
Принцип развития творческой активности, который ориентирован на создание условий, способствующих выполнению работы с элементами новаторства, новизны, полезности в соответствии с целями ООО «Гермес».
Принцип поддержки стремления к независимости. Администрация ООО «Гермес» должна применять комплекс таких методов управления, которые дают возможность персоналу почувствовать некий «лаг свободы» в принятии и реализации решений, касающихся функционального предназначения персонала, освободиться от излишнего попечительства и контроля со стороны руководителей.
Принцип придания персоналу большего динамизма. Для того чтобы ООО «Гермес» перешло в разряд современных, динамичных, развивающихся, важно привить персоналу конкурентное сознание и состояние готовности к постоянным изменениям. Они должны стать внутренней необходимостью и привести к необходимым изменениям на предприятии.
Принцип системности в работе по развитию персонала. Его реализация позволяет рассматривать персонал как безусловную ценность, человеческий капитал предприятия – таких профессионалов, которые способны к высокоэффективному труду и его творческому наполнению.
Эти и другие возможные принципы по управлению персоналом во время кризиса в ООО «Гермес», создают хорошую возможность исправить ситуацию и улучшить социально-психологический климат.
Для обеспечения эффективности премирования руководству ООО «Гермес» можно дать рекомендацию, чтобы сумма всех премиальных выплат при любом значении перевыполнения плановых показателей не должна превышать сумму прибыли, полученную в результате применения данной системы.
Также можно рекомендовать применение регулярного контроля достижения сотрудниками поставленных целей в виде отчетов общих «пятиминуток», совещаний и др.
В целом обновленная система материального стимулирования ООО «Гермес» должна стимулировать сотрудников на выполнение целей, поставленных руководством компании. При этом поставленные цели должны быть достаточно сложными, но достижимыми. В противном случае можно спровоцировать демотивацию сотрудников.
Также в условиях кризиса руководству ООО «Гермес» можно рекомендовать использование такого инструмента нематериальной мотивации персонала, как корпоративная культура.
Таблица 16
Программа разработки кадровых мероприятий ООО «Гермес» по улучшению социально-психологического климата
Значимые мероприятия | Ранг | Временные затраты, мес. |
Разработка положения о соревновании между подразделениями | 1 | 3 |
Разработка программы по аттестации предприятия и сотрудников | 2 | 6 |
Организация тренингов персонала | 3 | 6 |
Разработка перспективного плана социального развития предприятия | 4 | 1 |
Создание в составе отдела кадров группы по управлению социально-психологическим климатом | 5 | 1 |
Разработка плана мероприятий по работе с молодыми специалистами и их адаптации в организации | 6 | 1 |
Создание резерва руководящих кадров (включая линейный персонал) | 7 | 6 |
Разработка положения о Доске почета в организации | 8 | 1 |
Разработка программ конкурсного отбора | 9 | 1 |
Разработка положения о поощрении сотрудников | 10 | 2 |
Развитие корпоративной культуры на предприятии | 11 | Постоянно |
Главное, чтобы затраты на запланированные кадровые мероприятия были включены в бизнес-план развития предприятия.
Рассмотрим далее распределение ответственности в ООО «Гермес» при реализации кадровых мероприятий в кризисных условиях (Таблица 17).
Таблица 17
Информационное и кадровое обеспечение реализации мероприятий
Значимые мероприятия | Документ на входе | Документ на выходе | Ответственный |
Разработка положения о соревновании между подразделениями | Положение об оплате труда Данные о начислениях по ФОТ за предыдущие период Данные соцопроса | Новое положение об оплате труда Экономическое обоснование системы оплаты труда | Персонал-менеджер ПЭО Линейные руководители |
Разработка программы по аттестации предприятия и сотрудников | Личные дела сотрудников | Положение об аттестации Формы оценочных документов | Персонал-менеджер Линейные руководители |
Организация тренингов персонала | Положение об аттестации персонала Информация об учебных заведениях Анализ потребности в обучении | План-график обучения персонала План карьеры План занятия вакантных должностей | Персонал-менеджер Линейные руководители Директор |
Разработка перспективного плана социального развития предприятия | Результаты соцопроса о потребностях в социальном развитии | План социального развития Экономическое обоснование плана социального развития | Персонал-менеджер ПЭО Линейные руководители |
Создание в составе отдела кадров группы по управлению социально-психологическим климатом | Положение об обучении персонала График обучения | Положение о комиссии по обучению персонала | Персонал-менеджер ПЭО Линейные руководители |
Разработка плана мероприятий по работе с молодыми специалистами и их адаптации в организации | План карьеры Личные дела сотрудников План обучения План социального развития | План мероприятий по работе с молодыми специалистами и кадровым резервом | Персонал-менеджер ПЭО Линейные руководители |
Создание резерва руководящих кадров (включая линейный персонал) | Положение о кадровом резерве | План замещения вакантных должностей | Персонал-менеджер Линейные руководители |
Разработка положения о Доске почета в организации | План обучения персонала | Комплект договорной документации | Персонал-менеджер Директор |
Разработка программ конкурсного отбора | Положение о кадровом резерве План замещения вакантных должностей | Программа конкурсного отбора Набор методических материалов по отбору | Персонал-менеджер Линейные руководители |
Разработка положения о поощрении сотрудников | Правила внутреннего трудового распорядка Инструкции по безопасности | План-график проведения дисциплинарных рейдов | Персонал-менеджер Линейные руководители |
Развитие корпоративной культуры на предприятии | Личные дела сотрудников | Личные дела сотрудников | Персонал-менеджер Линейные руководители |