Файл: Исследование и совершенствование социальнопсихологического климата в трудовом коллективе организации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 252
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1.Социально-психологический климат. Понятие, сущность
1.2.Методы исследования социально-психологического климата
1.3.Современные методы совершенствования социально-психологического климата в трудовом коллективе
Глава 2. Анализ социально-психологического климата в ООО «Гермес»
2.1.Организационно-экономическая характеристика организации
2.2.Система управления персоналом организации
2.3.Анализ социально-психологического климата в организации
Глава 3. Совершенствование социально-психологического климата в ООО «Гермес»
3.1.Основные направления совершенствования социально-психологического климата в организации
3.2.Мероприятия по совершенствованию социально-психологического климата
29. Наши работники испытывают гордость за свою организацию.
Всего
1. Подсчитайте общий балл. Для этого надо сложить показатели всех ответов.
2. Подсчитайте средний балл по секциям:
работа - 1,5,9, 13, 17,21,25;
коммуникации – 2, 6, 10, 14, 18, 22;
управление - 3, 7, 11, 15, 19, 23, 26, 28;
мотивация и мораль – 4, 8, 12, 16, 20, 24, 27, 29.
Интерпретация
Индекс «ОК» определяется по общей сумме полученных баллов. Наибольшее количество баллов – 290, наименьшее – 0. Показатели свидетельствуют о следующем уровне «ОК»:
290 – 261 – очень высокий;
260 – 175 – высокий;
174 – 115 –средний;
ниже 115 – имеющий тенденцию к деградации.
Узкие места «ОК» определяются по средним величинам секций. Показатели в баллах по секциям свидетельствуют о следующем состоянии в коллективе:
10 – 9 – великолепное;
8 – 6 – мажорное;
5 – 4 – заметное уныние;
3 – 1 – упадочное.
Выводы:
1. Предлагаемые выше 29 суждений собраны в процессе опроса руководителей среднего и высшего звена управления. Все суждения значимы. Поэтому показатель ниже 4 баллов по какому-то пункту свидетельствует о неблагополучном положении дел на этом направлении трудовой деятельности и в межличностном общении работников. Своевременно принятые меры могут воспрепятствовать сползанию предприятия в кризисное состояние. Таким образом, работу по оздоровлению предприятия следует начинать с анализа дел, отраженных в конкретных суждениях.
2. Второй шаг деятельности по принятию оздоровительных мер – это анализ и соответствующее реагирование на показатели четыре секций: работа, коммуникации, управление, мотивация и мораль. Целеустремленная деятельность в направлениях повышения балльных показателей по секциям может способствовать поднятию индекса «ОК» в целом.
3. Степень влияния социокультуры на деятельность организации оценивается по три факторам: по направленности, широте охвата и силе влияния на персонал.
Данные тестирования дают возможность оценить первый фактор в прямом виде: общий показатель свыше 175 баллов свидетельствует о положительной направленности организационной культуры; два других фактора можно оценить на основе показателей по секциям.
Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами: Преобразующее лидерство. – М.: УЦ «Перспектива», 1997. – С. 155.
Приложение 2
Средство оценки организационной культуры — текущее и предпочтительное состояние (методика OCAI)
Оценка ООО «Гермес»
КОД | Компонент организационной культуры | Текущеесостояние | Предпочтительное состояние |
1. ВАЖНЕЙШИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ | |||
A | Организация уникальна по своим особенностям. Она подобна большой семье. Люди выглядят имеющими много общего. | 5 | 10 |
B | Организация очень динамична и проникнута предпринимательством. Люди готовы жертвовать собой и идти на риск. | 5 | 5 |
С | Организация ориентирована на результат. Главная забота — добиться выполнения задания. Люди ориентированы на соперничество и достижение поставленной цели. | 55 | 60 |
D | Организация жестко структурирована и строго контролируется. Действия людей, как правило, определяются формальными процедурами. | 35 | 25 |
| Сумма проставленных Вами баллов должна быть равна 100 | 100 | 100 |
2. ОБЩИЙ СТИЛЬ ЛИДЕРСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ | |||
A | Общий стиль лидерства в организации представляет собой пример мониторинга, стремления помочь или научить. | 10 | 20 |
B | Общий стиль лидерства в организации служит примером предпринимательства, новаторства и склонности к риску | 10 | 10 |
С | Общий стиль лидерства в организации служит примером деловитости, агрессивности, ориентации на результаты | 40 | 30 |
D | Общий стиль лидерства в организации являет собой пример координации, четкой организации или плавного ведения дел в русле рентабельности | 40 | 40 |
| Сумма проставленных Вами баллов должна быть равна 100 | 100 | 100 |
3. УПРАВЛЕНИЕ НАЕМНЫМИ РАБОТНИКАМИ | |||
A | Стиль менеджмента в организации характеризуется поощрением бригадной работы, единодушия и участия в принятии решений | 15 | 25 |
B | Стиль менеджмента в организации характеризуется поощрением индивидуального риска, новаторства, свободы и самобытности | 5 | 10 |
С | Стиль менеджмента в организации характеризуется высокой требовательностью, жестким стремлением к конкурентоспособности и поощрением достижений | 15 | 35 |
D | Стиль менеджмента в организации характеризуется гарантией занятости, требованием подчинения, предсказуемости и стабильности в отношениях | 65 | 30 |
| Сумма проставленных Вами баллов должна быть равна 100 | 100 | 100 |
4. СВЯЗУЮЩАЯ СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ | |||
A | Организацию связывают воедино преданность делу и взаимное доверие. Обязательность организации находится на высоком уровне | 5 | 25 |
B | Организацию связывают воедино приверженность новаторству и совершенствованию. Акцентируется необходимость быть на передовых рубежах. | 8 | 20 |
С | Организацию связывает воедино акцент на достижение цели и выполнении задачи. Общепринятые темы — агрессивность и победа | 55 | 45 |
D | Организацию связывают воедино формальные правила и официальная политика. Важно поддержание плавного хода деятельности организации | 32 | 10 |
| Сумма проставленных Вами баллов должна быть равна 100 | 100 | 100 |
5. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ | |||
A | Организация заостряет внимание на гуманном развитии. Настойчиво поддерживаются высокое доверие, открытость и соучастие | 5 | 20 |
B | Организация акцентирует внимание на обретении новых ресурсов и решении новых проблем. Ценятся апробация нового и изыскание возможностей. | 5 | 20 |
С | Организация акцентирует внимание на конкурентных действиях и достижениях. Доминирует целевое напряжение сил и стремление к победе на рынке | 45 | 45 |
D | Организация акцентирует внимание на неизменности и стабильности. Важнее всего рентабельность, контроль и плавность всех операций | 45 | 15 |
| Сумма проставленных Вами баллов должна быть равна 100 | 100 | 100 |
6. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ | |||
A | Организация определяет успех на базе развития человеческих ресурсов, бригадной работы, увлеченности наемных работников делом и заботой о людях | 15 | 35 |
B | Организация определяет успех на базе обладания уникальной или новейшей продукцией. Это производственный лидер и новатор | 10 | 15 |
С | Организация определяет успех на базе победы на рынке и опережении конкурентов. Ключ успеха — конкурентное лидерство на рынке | 30 | 30 |
D | Организация определяет успех на базе рентабельности. Успех определяют надежная поставка, гладкие планы-графики и низкие производственные затраты | 45 | 20 |
| Сумма проставленных Вами баллов должна быть равна 100 | 100 | 100 |
Приложение 3
Процедура построения шкалы и методика оценки лояльности персонала к организации Л.Г. Почебут и О.Е. Королевой
Порядок работы
Испытуемому выдаются карточки с суждениями и ответный лист. Если в процессе работы у испытуемого возникнут вопросы, то экспериментатор должен дать разъяснение, но так, чтобы испытуемый не оказался сориентированным этим разъяснением на тот или иной ответ.
Ответный лист
Профессия______________Пол____Возраст____________
11 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
| | | | | | | | | | |
Инструкция
Уважаемый сотрудник (организации, фирмы, компании)! Вы получили карточки с суждениями, которые свидетельствуют о вашей лояльности к организации, в которой вы работаете. На столе перед вами разложена полоса бумаги с цифрами, представляющими собой градации от 1 до 11.
Каждая цифра — это оценка Вами предлагаемого суждения. Ваша задача состоит в том, чтобы определить свое отношение к суждению и рассортировать все предъявленные суждения по градациям.
Градация 11 соответствует максимально позитивной оценке данного суждения, градация 1 — максимально негативное отношение, а градация 6 — нейтральное отношение. Пожалуйста, распределяйте суждения исходя только из их содержания. Количество суждений в каждой градации может быть различным. Благодарим за сотрудничество!
Карточки с суждениями
1. Интересы руководства компании и ее сотрудников в большинстве случаев не совпадают.
2. Как правило, дополнительные усилия сотрудника не оцениваются руководством в должной степени.
3. Руководитель не должен обсуждать с подчиненными свои проблемы, так как это не способствует поддержанию авторитета.
4. Если руководитель держит подчиненных на некоторой дистанции, то к выполнению его распоряжений они относятся более ответственно.
5. Чтобы успешно руководить людьми, нужно быть в курсе их проблем.
6. Руководитель должен постоянно контролировать работу своих подчиненных.
7. Руководитель может простить сотрудникам отступление от тех правил, которые они считают неразумными.
8. Конфликты между сотрудниками, если они не касаются деловой сферы, не отражаются на работе организации.
9. На работе гораздо важнее пользоваться расположением влиятельных людей, чем добиваться успеха отличным выполнением работы.
10. Люди, которые живут только работой, часто вредят делу своим излишним рвением.
11. Обязательства перед работниками компания должна выполнять, несмотря на финансовые затруднения.
12. Руководство компании не должно принимать решения, с которыми не согласно большинство сотрудников.
13. Заработная плата сотрудника компании должна зависеть от экономической ситуации в его семье.
14. Один сотрудник фирмы не может получать зарплату, в 10 раз превышающую зарплату других сотрудников.
15. Скорость продвижения по службе в первую очередь зависит от отношений с руководством, а затем уже от квалификации.
16. Качественное выполнение должностных обязанностей является необходимым и достаточным условием карьерного роста.
17. Руководитель может пойти навстречу просьбе хорошего работника в нарушение общих правил.
18. В дружном коллективе приятно работать, но им труднее управлять.
19. Если, по мнению сотрудника, распоряжение руководителя может повредить делу, сотрудник должен предупредить его об этом.
20. Работа должна приносить не удовлетворение, а деньги.
21. Повышение в должности не способствует сохранению дружеских отношений с коллегами.
22. Если работа очень интересная, не так уж и важно, сколько за нее платят.
23. Если большинство сотрудников принимают участие в управлении компанией, она будет работать более успешно.
24. Сотрудник может настаивать на смене своего руководителя, если тот не соответствует занимаемой должности.
25. Люди, которые стремятся угодить начальству, вызывают недоверие.
26. Если сотрудник является специалистом высокого класса, руководство будет снисходительно относиться к его недостаткам.
27. Если до рабочего места нужно добираться более полутора часов, то любая работа покажется утомительной и неинтересной.
28. Я тщательно продумываю свой внешний вид, когда собираюсь на работу.
29. Опаздывать на работу не такой уж большой грех.
30. Сверхурочная работа должна оплачиваться дополнительно.
31. Если кто-то из сотрудников не слишком хорошо выполняет свои обязанности, остальные не должны вмешиваться.
32. Сотрудники имеют право знать, какую зарплату получают их коллеги.
33. Если на совместной вечеринке руководитель пообещал завтра не наказывать за опоздание, то нет смысла спешить на работу.
34. Если руководитель доволен своим подчиненным, проявление дополнительной инициативы со стороны сотрудника может ему только повредить.
35. Получая зарплату, сотрудник вправе рассчитывать на «спасибо» от директора, а не наоборот.
36. В компании и для сотрудников, и для руководителей правила должны быть одинаковыми.
Обработка результатов
При обработке результатов оценки лояльности персонала, оцениваются ответы только на суждения № 1, 3, 4, 5, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 27, 32, 34. Остальные суждения не учитываются, они служат для камуфляжа истинных целей исследования. В зависимости от того, в какую градацию отнесено нужное суждение, ему присваивается соответствующий балл.
Градация | 11 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Балл | +5 | +4 | +3 | +2 | +1 | 0 | -1 | -2 | -3 | -4 | -5 |
Если испытуемый получил от 54 до 90 баллов, его лояльность к организации оценивается как высокая, от 18 до 54 баллов — лояльность оценивается как средняя, от -18 до +18 — лояльность оценивается как низкая. Если испытуемый набрал количество баллов в диапазоне от -18 до -90, то, соответственно, он совершенно не лоялен к своей организации.