Файл: Конкурс на проект Дворца советов ссср. "Творческая дискуссия Союза советских архитекторов".pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В
доме
№ 31
на улице
Пречистенка (архитектор З.
Розенфельд,
1936)
двухъярусный портик,
поднятый на высокий цоколь,
и сильно вынесенный вперед карниз на строгой стене серого дома также напоминают часть итальянского дворца.
В доме № 9 на Никитском бульваре, построенном для
Главсевморпути (архитектор
Е.
Иохелес,
1937),
энергичный взлет колоннад в центральной части придает статичному зданию изящную игру декора и театральность.
Дом генералгубернатора, перестроенный в Дом Моссовета
арх. И.А. Фомин
Дом Совета труда и обороны (СТО) на улице Охотный Ряд,
ныне Дума (архитектор А. Лангман, 1936),
Для НКВД построено еще более суровое и выразительное здание — дом
№ 4 на улице Большая Лубянка (архитеторы А. Лангман, И. Безруков,
1934) из лабрадорита на цоколе с серой каменной облицовкой стен.
Военная академия им.
М. В. Фрунзе (арх. Л.
Руднев, В. Мунц, 1932–
1937)
Образная жесткая архитектура проявляется и
в здании
Военной академии им. М. В.
Фрунзе — дом № 4 по проезду
Девичьего
Поля (архитекторы Л.
Руднев, В. Мунц, 1932–
1937). Авторы создают образ могущества и неприступности
Советской Армии и достигают этого с помощью конкретных приемов —
глухого двухэтажного стилобата на мощных низких столбах из полированного черного лабрадорита, сетки кессонов, в которую врезаны окна.
Интерьеры при всей своей просторности до предела заполнены красноармейской символикой — лепниной, парадной живописью. При этом здание вблизи не производит впечатления какой-либо эмблемы.
Монументальные объемы обычно рассчитаны на созерцание с большого расстояния.
Широкое использование в архитектуре 30-х годов получили эмблематика и изобразительные аллегории. Пятиконечная звезда стала основой плана и объема Театра
Советской
Армии на
Суворовской площади
(архитекторы К. Алабян,
В. Симбирцев, 1934–1940).
Идея звезды заложена также в сечении колонн,
окружающих здание.
Неосуществленный проект Дворца Советов долгие годы диктовал стиль и формировал внешний вид города. Многие здания того времени были ориентированы на мифический дворец как на основополагающую доминанту. Например, крупнейшее здание библиотеки им. Ленина на Воздвиженке (архитекторы В. Щуко, В.
Гельфрейх, 1929–1941) не только гармонично вписалось в сложную для застройки историческую территорию центра, но и создало новый масштаб реконструированной столицы. В процессе реализации проект неоднократно корректировали, в результате проявились черты модернизированного классицизма — высокие мраморные столбы, окружающие угловую аванплощадь, обилие скульптур,
гипсовые карнизы,
розетки.
С 1937 года активное строительство велось и на улице Тверской. Ее расширили на 30 м, старые дома были снесены.
Построенные по обеим сторонам жилые многоэтажные дома до сих пор определяют облик улицы.
Фасад дома № 4 (архитектор А.
Мордвинов,
1937–1939),
занявшего место четырнадцати прежних построек,
представляет собой огромную плоскость с подчеркнутым центром — это типичное парадное здание. Функциональные элементы жилья здесь использованы в качестве декоративных деталей.
Каждый подоконник и небольшой балкон играют нужную роль в театрально- декорационном оформлении.
Об удобстве планировки квартир особо не заботились, главное — шикарный вид с
улицы.
Построенные по обеим сторонам жилые многоэтажные дома до сих пор определяют облик улицы.
Параллельно занимались возведением домов и
на других крупных магистралях и набережных столицы. Но завершению громадных планов по застройке Москвы помешала
Великая
Отечественная война.
Период 30–40-х годов XX века подарил не только стиль,
названный неоклассицизмом,
но и
огромное количество уникальных зданий, которые по-прежнему украшают улицы нашего города.