Файл: Лекция Вербальная коммуникация. Невербальная коммуникация. Виды, правила и техники слушания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция № 2. Вербальная коммуникация. Невербальная коммуникация. Виды, правила и техники слушания.
Процесс общения – это прежде всего коммуникация, то есть процесс обмена информацией (обмен мнениями, идеями, переживаниями, настроениями и т. п.). Но общение нельзя рассматривать как простое отправление информации или её приём. Специфика процесса обмена информацией, когда он имеет место в случае коммуникации между людьми, заключается в следующем:
1. В коммуникативном процессе происходит не просто движение информации, а активный обмен ею, при котором особую роль играет значимость того или иного сообщения. А это возможно тогда, когда информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Взаимное информирование двух индивидов, каждый из которых выступает в диалоговом общении как активный субъект, предполагает налаживание совместной деятельности.
2. Обмен информацией обязательно предполагает психологическое воздействие на партнера в целях изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие.
3. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь, когда оба участника общения обладают единой или схожей системой кодирования и декодирования. В обыденной речи «все должны изъясняться на одном языке». Но даже зная значение одних и тех же слов, люди не всегда понимают их одинаково. Причинами этого являются различия в социальных, политических, возрастных, профессиональных особенностях общающихся.
4. В условиях человеческой коммуникации периодически возникают так называемые коммуникативные барьеры, которые носят социальный и психологический характер. Причинами этого являются различия в мировоззрении, мироощущении и мировосприятии общающихся, их психологические особенности (например, чрезмерная застенчивость одних, скрытность других, непримиримость третьих и т. д.).
Информация, исходящая от коммуникатора может быть двух типов: побудительная и констатирующая.
1. Побудительная выражается в виде приказов, советов или просьб, рассчитана на то, чтобы стимулировать определенные действия.
Стимуляция бывает трех видов:
-
активизация – служит в качестве побуждения к действию в необходимом направлении; -
интердикция – это побуждение, не допускающее определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности, -
дестабилизация – нарушение или рассогласование определенных форм деятельности или поведения.
2. Констатирующая информация выступает в форме сообщения и не подразумевает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому.
Для передачи любой информации собеседникам требуются какие-то средства, ведь информация не предмет, который можно передать из рук в руки. Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов.
При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации.
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.
В каких бы условиях ни осуществлялась речевая коммуникация, с помощью каких бы средств ни передавалась информация, сколько бы человек ни принимали участие в общении, в основе лежит единая схема, или модель.
Первая из известных моделей была предложена еще Аристотелем в работе «Риторика», где он писал: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель всего (я разумею слушателя)».
Простейшая модель речевого коммуникативного процесса включает:
1) отправителя информации(коммуникатор или адресант);
2) получателя информации(реципиент или адресат);
3) сообщение(текст в устной или письменной форме).
Отдельное речевое действие (фрагмент коммуникации) называется коммуникативным актом (например, в диалоге – реплика одного из собеседников).
В рамках коммуникативного акта коммуникатор, имея мотив высказывания, строит его во внутренней речи, а при переводе во внешнюю речь кодирует в звуки. Реципиент, воспринимая поступающий сигнал, декодирует его и распознает смысл высказывания. У него также возникает мотив высказывания, происходит обмен репликами, т. е. осуществляется обратная связь. Другими словами, отправитель и получатель меняются местами, но схема коммуникативного акта остается при этом прежней.
В структуру речевого общения входят:
1. Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.
2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи
3. Выразительные качества голоса:
-
характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; -
разделительные звуки – кашель; -
нулевые звуки – паузы; -
звуки назализации – «хм-хм», «э-э-э» и др.
Эти сигналы могут изменять действие произносимых слов, в одних случаях усиливая или ослабляя их смысл, в других – меняя его на прямо противоположный. Б. Шоу сказал: «Есть 50 способов сказать да и нет, и только один способ это написать».
Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют – 7 %, звуки и интонации – 38%, невербальное взаимодействие – 55% («Говорим голосом, беседуем всем телом» Публиций).
Невербальная коммуникация призвана выполнять следующие функции:
-
создание и поддержание психологического контакта, регуляция процесса общения; -
придание новых смысловых оттенков словам, правильного толкования слов; -
выражение эмоций, оценок, смысла ситуации.
Выделяют следующие виды невербальных средств:
-
Оптико-кинетические -
Тактильные -
Организация пространства и времени коммуникативного процесса -
Визуальный контакт
1. Оптико-кинетическая система знаков предстаёт как более или менее отчётливо воспринимаемые движения различных частей тела (рук, лица, тела). Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований – кинесика.
Мимика – движения мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние – способна дать истинную информацию о том, что переживает человек.
Основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы. Научно доказано, что левая сторона лица гораздо чаще выдает эмоции человека; это вызвано тем, что правое полушарие, контролирующее эмоциональную жизнь человека, отвечает за левую сторону лица. Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих половинах лица, а отрицательные – ярче выражены на левой.
Связь между невербальными сигналами, идущими от человека, и особенностями его поведения отчетливо просматривается в художественных произведениях. Писатели очень ярко и образно описывают тончайшие нюансы эмоциональных проявлений, отраженных на лице, глубину чувств и переживаний, устойчивые особенности характера и минутные реакции. В литературе отмечается более 20000 описаний выражений лица. Так, у Л.Н. Толстого в романе «Война и мир» найдены словесные выражения для 97 оттенков человеческой улыбки и для 85 оттенков выражения глаз и других эмоциональных экспрессий, отражающих отношение человека к внешнему миру и мир его чувств.
Обычно в разговоре мы очень редко не сопровождаем слова действиями, в которых главную роль неизменно играют руки.
Жестикуляция – движения рук. В исследованиях частоты и силы жестикуляции в разных культурах было выявлено, что в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, итальянцы – 80, французы – 120, мексиканцы – 180.
Жесты при общении несут много информации, в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Умение понимать популярные жесты позволит лучше разбираться в людях. (Д. Ниренберг, Г. Калеро «Как читать человека, словно книгу»)
Пантомимика – моторика всего тела (поза, осанка, походка, положение головы). Поза – это положение человеческого тела, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее количество различных устойчивых положений, которое способно принять человеческое тело, около 1000. По походке (стиль передвижения) человека можно без труда распознать его эмоциональное состояние, также она отражает его возраст, пол, статус.
2. Такесика изучает тактильные средства общения – прикосновения, рукопожатия, объятия, поглаживания, отталкивания и т.п.)
3. Нормы организации пространства и времени коммуникативного процесса изучает проксемика.
Основатель проксемики американский психолог и антрополог Э. Холл назвал её "пространственной психологией". Так, им было выделено четыре зоны межличностных коммуникаций: интимная зона (0-45 см) считается оптимальной для общения близких людей; персональная зона (45-120 см) выдерживается при общении со знакомыми людьми; социальная зона (120-400 см) рекомендована при официальных переговорах, беседе с чужими людьми; публичная зона (400-750 см) соблюдается при выступлениях перед аудиторией.
Особый интерес для проксемики представляют ситуации, характеризующиеся постоянным специфическим сочетанием пространственно-временных координат, так называемые «хронотопы». Описан, например, хронотоп «вагонного попутчика». Специфическая ситуация близкого, в пространственном плане, общения двух чужих людей на протяжении довольно значительного времени приводит к неожиданным психологическим эффектам. Именно так можно объяснить удивительную откровенность, которую допускают в отношении себя люди в общении с «вагонным попутчиком». В литературе описан также хронотоп «больничной палаты».
4. Визуальный контакт или "контакт глаз" – специфическая форма человеческого общения (окулесика). Исследования в этой области изучают частоту обмена взглядами, длительность их, смену статики и динамики взгляда, избегание его и т. д.
Как и все невербальные средства, контакт глазами имеет значение дополнения к вербальной коммуникации, то есть сообщает о готовности поддержать коммуникацию или прекратить её, поощряет партнёра к продолжению диалога, наконец, способствует тому, чтобы обнаружить полнее своё "Я", или, напротив, скрыть его.
Все системы невербальной коммуникации несомненно играют большую вспомогательную (а иногда и самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Вместе с вербальной коммуникацией они обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.