Файл: Темы исследования. Внимание обладает определенными свойствами объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конструктивная деятельность – практическая деятельность, целью которой является получение определенного, заранее известного реального продукта. В процессе такой деятельности происходит значительное развитие таких качеств как сосредоточенность, устойчивость, распределение, объем, переключаемость и концентрация внимания.
Конструктивные игры – игры, в которых необходимо из имеющихся деталей что-то построить, сложить, собрать. Они способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания.
Для того, чтобы ребенок мог полноценно овладеть правильным произношением, необходимо сформированное внимание к речи окружающих. При этом важным является слуховое и зрительное внимание, помогающие усваивать особенности произнесения. Внимание обладает рядом свойств, также необходимых для развития речи. Так, объем помогает запомнить и усвоить большее количество слов, устойчивость отвечает за способность длительно воспринимать обращенную речь, концентрация помогает обратиться к главной мысли сказанного.
Исследователи вопроса методов воздействия на процесс внимания у дошкольника выделяют одно из основных средств – дидактическую игру, так как в процессе игр происходит значительное развитие всех качеств внимания. На сегодняшний день актуальным вопросом является разработка и совершенствование способов и приемов, позволяющих за короткие сроки скорректировать этот познавательный процесс.
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития внимания у дошкольников с ОНР в процессе логопедических занятий
2.1. Диагностика уровня развития внимания у дошкольников с ОНР (констатирующий эксперимент)
В ходе теоретического изучения темы исследования выяснили, что внимание характеризуется различными качественными проявлениями или свойствами. Основными из них являются устойчивость, переключение, концентрация, распределение, объем.
Для обоснования эффективности применения игры как средство развития внимания у старших дошкольников с ОНР нами было проведено опытно-экспериментальной исследования на базе Детского сада №25 г. Кызыла Республики Тыва. В исследовании принимали участие 19 дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель опытно-экспериментальной работы – выявить эффективность использования игры как средства развития внимания старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи опытно-экспериментального исследования:
1.Определение направления проведения диагностики.
2.Подбор диагностических методик, требующихся с целью провести экспериментальное исследование.
3.Проведение выборки дошкольников.
4.Проведение диагностики внимания старших дошкольников с ОНР.
5.Анализ данных, которые получены в результате проведения исследования.
Диагностирование проходило в три этапа:
-
исследование или констатирующий этап эксперимента по диагностике уровня сформированности внимания старших дошкольников; -
формирующий этап эксперимента, в ходе которого была проведена экспериментальная работа по по развитию внимания старших дошкольников в игровой деятельности;
3.контрольный этап эксперимента по диагностике конечного уровня сформированности внимания старших дошкольников.
Методика исследования:
-
Тестирование «Тест Струпа» для оценки концентрации внимания, разработанный и предложенный американцем Джон Ридли Струпом в 1935 году.
Описание методики исследования
Впервые «тест Струпа» разработал и предложил американец Джон Ридли Струп в 1935 году. Данный тест основан на различиях зрительного и логического восприятия цвета (противопоставляется реальный цвет и название цвета). Суть Струп теста в следующем: предлагаются сочетания названий основных цветов, где значение слова и цвет шрифта частью совпадают, частью нет. Нужно быстро читать про себя слова и называть вслух цвет шрифта. То есть: написано красным «синий», а сказать надо красный.
Оборудование: секундомер, бумага со струп-тестами, ручка.
Исследуемые показатели: концентрация внимания детей старшего дошкольного возраста
«Отгадай предмет» А.В. Авдеева
Цель: выявить у детей умение задавать вопросы познавательного характера, стремление детей рассказать о предмете, выделяя его функциональное назначение, свойства, материал, сферу применения предмета, проявление активности, стремления довести дело до конца.
Материал: предметы рукотворного мира (пылесос, фотоаппарат, троллейбус).
Ход диагностического исследования.
Ребенку предлагалось отгадать предмет, загаданный экспериментатором. Для этого ребенок должен был рассмотреть предметы и задавать вопросы о них. Если ребенку не удавалось отгадать предмет, ему предлагали самому загадать загадку о предмете: описать предмет, не называя его.
Выявление уровней концентрации внимания ребенка к предметному миру производилась нами в баллах по следующим показателям:
Высокий уровень: 15-20 баллов – эмоциональный отклик на познавательную задачу присутствует, ребенок отгадывал предмет сразу, рассматривая его, задал не менее 4 вопросов познавательного характера; рассказывая о предмете, выделял его функциональное назначение, свойства, материал, сферу применения предмета.
Средний уровень: 14-10 балла – ребенок отгадывал предмет сразу, но рассматривая его, задал не менее 2-3 вопросов познавательного характера; рассказывая о предмете, не выделял его функциональное назначение, свойства, материал, сферу применения предмета знает.
Низкий уровень: меньше 10 баллов – ребенок отгадал предмет не сразу, но рассматривая его, не задавал вопросы познавательного характера; рассказывая о предмете, не выделял его функциональное назначение, свойства, материал, сферу применения предмета знает.
Методика № 2 дидактическая игра «Два домика» Л.Н. Баркова
Цель: выявить проявление отношения ребенка к предметному миру, умение детей классифицировать предметы рукотворного мира, объяснять свои действия, опираясь на знания о предметном мире.
Материал: два домика, карточки с изображением различных предметов рукотворного мира (дом, холодильник, печь, стол, стул, ложка, кастрюля) и природного мира (дерево, цветок, снежинка, гора, кошка).
Ход диагностического исследования.
Для детей 4-5 лет мы усложнили данное задание.
1 часть. Ребенку предлагалась следующая инструкция: У тебя в руках карточки. На них изображены разные предметы. А перед тобой – два домика: «Рукотворный мир» и «Природный мир». Надо разложить карточки по соответствующим домикам. Затем с ребенком проводилась беседа:
5. Как ты понимаешь, что такое рукотворный мир?
6. Чем отличается рукотворный мир от природного мира?
7. Для чего человек создает предметы?
8. Что было бы, если бы не было предметов рукотворного мира?
2 часть. Ребенку предлагалось разделить предметы в домик «Рукотворный мир» по парам. Подходящие друг к другу картинки надо поместить на первый этаж, объяснить свой выбор, назвать каждую пару одним словом.
Выявление уровней познавательного интереса ребенка к предметному миру производится в баллах по следующим показателям:
Высокий уровень – 5 баллов – эмоциональный отклик на познавательную задачу присутствует, проявление познавательного отношения ребенка к окружающему миру присутствует, отмечается наличие умения детей классифицировать предметы рукотворного и природного мира, объяснять свои действия, опираясь на знания о мире, наблюдается проявление активности в познании, самостоятельности.
Средний уровень – 3 балла – эмоциональный отклик на познавательную задачу присутствует, проявление познавательного отношения ребенка к окружающему миру присутствует, отмечается наличие умения детей классифицировать предметы рукотворного и природного мира, но объяснять свои действия ребенок не пытается, наблюдается проявление самостоятельности.
Низкий уровень: 2 балла – отсутствует отклик на познавательную задачу, ребенок задание выполняет, подчиняясь просьбе взрослого, проявление познавательного отношения ребенка к окружающему миру четко не наблюдается.
Проведение исследования
Детям сначала проводят инструктаж, объясняют задание. Дошкольникам объясняют, что перед ними будут тесты с названиями цветов, но написаны они цветным шрифтом. Цвет слова и цвет шрифта могут совпадать, могут и не совпадать. Нужно говорить цвет слова, а не название цвета. Например: написано «зеленый», с желтым цветом шрифта, нужно говорить цвет шрифта слова, т.е. нужно сказать «желтый». Нужно стараться не допускать ошибок, и выполнить задание быстро. Если ошибся, не нужно исправлять, а продолжаешь дальше. Струп-тест проводится с каждым школьником индивидуально. Исследователь сидит рядом с учеником и фиксирует время выполнения задания и количество ошибок, которые ученик допустил при выполнении задания.
Струп-тесты выглядят следующим образом:
Задание:
ЖЕЛТЫЙ СИНИЙ КРАСНЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ ОРАНЖЕВЫЙ ГОЛУБОЙ ЧЕРНЫЙ КОРИЧНЕВЫЙ КРАСНЫЙ ГОЛУБОЙ ЖЕЛТЫЙ БЕЛЫЙ
Зафиксировав время выполнения задания и количество допущенных ошибок, мы приступаем к обработке полученных результатов.
При обработке результатов методики используются время и количество ошибок.
1. 20-25 сек, допущено 0-2 ошибок – уровень концентрации высокий;
2. 25-30 сек, допущено от 3-4 ошибок – уровень концентрации средний;
3. Выше 30 сек. и допущено ошибок больше 4 – уровень концентрации низкий.
Высокий уровень концентрации показали 6 дошкольников из 19, средний уровень концентрации внимания показали 5 дошкольников из 19, у остальных 8 дошкольников отмечается низкий уровень концентрации внимания. Результаты исследования приведены в таблице:
Таблица 1
Результаты тестирования «тест Струпа»
Порядковый номер дошкольника | Время (сек) | Количество ошибок |
1 | 26 сек | 3 |
2 | 31 сек | 4 |
3 | 30 сек | 4 |
4 | 27 сек | 3 |
5 | 25 сек | 2 |
6 | 23 сек | 1 |
7 | 30 сек | 4 |
8 | 31 сек | 5 |
9 | 20сек | 1 |
10 | 28 сек | 3 |
11 | 32 сек | 4 |
12 | 22 сек | 0 |
13 | 31 сек | 4 |
14 | 24 сек | 0 |
15 | 30 сек | 2 |
16 | 32 сек | 4 |
17 | 30 сек | 5 |
18 | 24 сек | 2 |
19 | 27 сек | 3 |