Файл: Темы исследования. Внимание обладает определенными свойствами объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
15. Игра «Веселое троеборье»
Выбери три вида занятий, например конструирование домика из кубиков, рисование какого-нибудь животного и рассказывание считалки. Каждое задание нужно выполнять очень быстро и точно. Для контроля используется секундомер. В соревновании побеждает самый быстрый и самый точный. Игру можно разнообразить, меняя виды заданий и увеличивая их количество.
16. «Запретное слово»
Ведущий задает вопросы, игрок отвечает. Ответы могут быть разными, только нельзя произносить одно запретное слово, о котором заранее договариваются, например слово «нет». После этого можно начать задавать вопросы.
17. Игра «Будь внимательнее».
Цель: развитие произвольного внимания, скорости реакции.
Оборудование: картинки с изображением разного количества звезд.
Описание. Ребенку предлагают на несколько секунд рассмотреть картинки с нарисованными звездами и ответить (не считая, где самое большее (меньшее) количество предметов.
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Здесь нарисованы звезды. На какой картинке расположено самое меньшее (большее) количество предметов? Объясни свой вы бор. Начинай играть».
18. Игра «Танграм».
Цель: развитие устойчивости внимания, способах видоизменения их путем составления новых геометрических фигур из двух-трех имеющихся по образцу.
Оборудование: вырезанные геометрические фигуры для выкладывания целой фигуры; образцы фигур-силуэтов.
Описание. Ребенку предлагают самостоятельно выложить по образцу фигуру-силуэт из геометрических фигур.
Инструкция: «Внимательно посмотри на рисунок. Из всех геометрических фигур составь рядом с образцом точно такую фигуру».
При составлении фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую.
19. «Найди двух одинаковых животных».
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: рисунок с изображением животных (мышек, петухов, жирафов, слонов)
Описание. Ребенку предлагают отыскать на рисунке двух одинаковых животных.
Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображены мышки (петухи, жирафы, слоны). Необходимо найти среди всех мышек одинаковых» .
20. «Что, где лежит?».
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: бланк с эталонами фигур предметов, соответствующих этим эталонам, а также стеллаж и вырезанные фигуры для манипулирования.
Описание. Ребенку необходимо распределить предметы относительно предложенных эталонов фигур. Методика может использоваться в двух вариантах.
1. Упрощенный вариант: на отдельном бланке изображен стеллаж с эталонами фигур, а плоские предметы вырезаны и раскладываются ребенком на полки стеллажа относительно предложенных эталонов фигур (происходит сравнение эталонов с предметами).
2. Стеллаж с полками и эталонами фигур, а также предметы изображены на одном бланке. Ребенок должен выполнить задание, не манипулируя предметами. Показать и объяснить свои действия.
2.3. Анализ результатов исследования (контрольный эксперимент)
Целью контрольного этапа исследования является изучение эффективности работы на формирующем этапе исследования по развитию внимания дошкольников с общим недоразвитием речи. На данном этапе исследования также провели исследование уровня развития концентрации внимания дошкольников по методике «Тест Струпа».
Таблица 3
Результаты контрольного этапа исследования по методике «тест Струпа»
Порядковый номер дошкольника | Время (сек) | Количество ошибок |
1 | 20 сек | 2 |
2 | 15 сек | 2 |
3 | 20 сек | 1 |
4 | 22 сек | 1 |
5 | 19 сек | 2 |
6 | 24 сек | 0 |
7 | 21сек | 2 |
8 | 18 сек | 0 |
9 | 19 сек | 1 |
10 | 20 сек | 2 |
11 | 24 сек | 2 |
12 | 19 сек | 0 |
13 | 22 сек | 3 |
14 | 24 сек | 0 |
15 | 20 сек | 2 |
16 | 21 сек | 4 |
17 | 21 сек | 1 |
18 | 20 сек | 0 |
18 | 19 сек | 1 |
19 | 18 сек | |
20 | 20 сек | 0 |
Из таблицы видно, что у дошкольников на контрольном этапе исследования улучшились показатели времени выполнения задания и снизилось количество допущенных ошибок. Результаты исследования по методике показывает, что дошкольники выполняют задание более концентированно и внимательно.
Рис.4. Сравнение результатом контрольного и констатирующего этапов исследования
Данные диаграммы показывают, что на контрольном этапе исследования увеличилось количество дошкольников с высоким уровнем развития концентрации внимания, так если на констатирующем этапе исследования только 15% дошкольников с ОНР показывали высокий уровень развития концентрации внимания, то на контрольном этапе исследования уже 65% дошкольников с ОНР показывают высокий уровень развития концентрации внимания. Также на контрольном этапе исследования снизилось количество дошкольников с низким уровнем развития концентрации внимания, средний уровень развития концентрации внимания выявлено у 30% дошкольников с ОНР.
Заключение
В данной исследовательской работе было изучено развитие внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе игровой деятельности. Внимание характеризуется различными качественными проявлениями или свойствами. Основными из них являются устойчивость, переключение, концентрация, распределение, объем.
Концентрация внимания – сосредоточенность на объекте внимания, процесс погружения. Иногда человек настолько углубляется в выполнении того или иного дела, увлечён чтением книги, просмотром фильма, что ничего не видит и не слышит вокруг. Если же ученик не умеет сосредотачивать своё внимание, то его сознание как бы скользит по предметам, не задерживаясь подолгу на каком-либо из них.
Повышение внимательности детей старшего дошкольного возраста напрямую связано с развитием его полноценной познавательной активности и интереса к интеллектуальной деятельности, развитием мотивационной сферы в целом, а также волевых качеств.
Одной из специфических особенностей внимания дошкольников с общим недоразвитием речи является его непроизвольный характер: он легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Ряд отечественных психологов связывают данное явление с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста. По мере расширения интересов ребёнка, внимание привлекается к более широкому кругу явлений, действий и предметов.
У детей с общим недоразвитием речи отмечаются трудности в сосредоточении внимания на непонятном, трудном. Дети быстро отвлекаются и очень плохо умеют управлять своим вниманием. Им трудно искать какой-нибудь предмет, произвольно сосредотачиваясь на нём. Формы произвольного, послепроизвольного и привычного внимания дошкольников с общим недоразвитием речи слабо развиты.
Так же своеобразной чертой внимания детей с общим недоразвитием речи является сочетание его инертности и неустойчивости. Инертность проявляется в способности к поглощенности каким-нибудь занятием, при которой ребёнок может не реагировать на важные для него события, впечатления или же действия. А с другой стороны ребёнок неожиданно отвлекается на случайные обстоятельства и как следствие меняет характер своей деятельности.
Повысить основные свойства внимания позволяют развивающие игры и упражнения. Так как старшие дошкольники предпочитают игру вместо обычных занятий, дошкольники заинтересованы в игре, процесс развития внимания будет происходить с большим успехом, чем во время обычных занятий.
Практическиое исследования уровня развития внимания дошкольников с общим недоразвитием речи показывает, что дошкольники в основном допускают 3-4 ошибок при выполнении теста, но есть и такие которые допустили 5 ошибок, некоторые дошкольники не допустили ни одной ошибки и справились за короткое время. Также мы заметили, что хотя дошкольникам и объяснили, что время выполнения теста не ограничивается, некоторые мальчики в первую очередь стремились выполнить тест за короткое время, торопились и поэтому допускали много ошибок.
Результаты тестирования показывают, что у многих дошкольников отмечается низкий уровень концентрации внимания. Концентрация внимания является важным свойством внимания, так как от концентрации внимания зависит уровень знаний дошкольников, зависит то, как дошкольники будут усваивать школьную программу. Для развития концентрации внимания дошкольникам можно порекомендовать программу развития концентрации внимания.