Файл: Наука и ее роль в современном обществе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Планы семинарских занятий для очной формы обучения

Семинарское занятие №1

Тема: Наука и ее роль в современном обществе.

Цель: уточнить представления студентов о науке и научном познании. Развивать умение анализировать основные понятия науки. Практиковать в написании эссе.

Вопросы:

  1. Наука как область человеческой деятельности.

  2. Концепция науки.

  3. Закономерности функционирования и развития науки, структуры, динамики научных знаний и научной деятельности.

  4. Основные понятия науки.

  5. Научная коммуникация как обмен научной информацией.

Индивидуальные задания:

  1. Создать портрет современного исследователя: ученого, студента. Написать эссе на одну из тем: «Каким я вижу современного ученого»; «Каким я вижу современного студента – исследователя».

Семинарское занятие №2

Тема: Научное исследование как особая форма познавательной деятельности.

Цель: Уточнить представления студентов о взаимосвязи науки и научного исследования. Развивать педагогическое мышление. Учить анализировать проблемы современных педагогических исследований.

  1. Взаимосвязь науки и научного исследования.

  2. Структура научного исследования.

  3. Этапы и уровни научного исследования.

  4. Проблема как начало научного исследования и особая форма знания.

  5. Виды научного исследования.

  6. Категории, термины и понятия в структуре научного исследования.

  7. Теоретические основы и проблемы современных педагогических исследований.

Семинарское занятие №3

Тема: Научно-исследовательская работа студентов.

Цель: Уточнить знания студентов о научно-исследовательской деятельности студентов, ее значении и задачах. Формирование познавательного интереса студентов к научно-исследовательской деятельности.

Вопросы:

  1. Понятие научно-исследовательской деятельности студентов.

  2. Значение научно-исследовательской деятельности, ее задачи.

  3. Структура НИРС высшего учебного заведения.

  4. Содержание и характер НИРС.


Индивидуальные задания:

  1. Разработать кроссворд научной тематики, применив 5-10 терминов.

  2. Составить сравнительную таблицу различных видов публикаций: тезисы, научная статья, монография, реферат.

Семинарское занятие №4

Тема: Методологические компоненты научно-педагогического исследования.

Цель: Обобщение знаний студентов о методологических компонентах научно-педагогического исследования. Развивать педагогическое мышление.

Вопросы:

  1. Актуальность, проблема и тема педагогического исследования.

  2. Объект и предмет исследования.

  3. Цель в системе исследовательских задач.

  4. Гипотеза как теоретическое ядро педагогического исследования.

  5. Теоретическая значимость и практическая ценность как методологические характеристики исследования.

Индивидуальные задания:

  1. Заполнить таблицу «Методологические характеристики исследования».

Методологические характеристики

Определение, пример в педагогике (научном исследовании)

Тема исследования




Актуальность исследования




Объект




Предмет




Цель




Задачи




Структура научной работы (по главам и параграфам)




Семинарское занятие №5

Тема: Методы исследования, классификация и особенности применения.

Цель: обогащать знания студентов о методах педагогического исследования. Упражнять в составлении программы использования метода наблюдения по конкретной теме научного исследования. Формировать научно-исследовательскую культуру студентов, развивать интеллект, память, мышление.

Вопросы:

  1. Традиционные классификации методов исследования.

  2. Классификации методов педагогического исследования по различным основаниям (по Ю.К. Бабанскому).

  3. Теоретические методы педагогического исследования.

  4. Эмпирические методы педагогического исследования.

  5. Методы обработки материалов исследования.


Индивидуальные задания:

1. Составить программу использования метода наблюдения по конкретной теме научного исследования.

Семинарское занятие №6

Тема: Организация и проведение психолого-педагогического исследования.

Цель: Научить студентов разрабатывать цель и задачи исследования, объект и предмет, гипотезу. Сформировать умение использовать метод педагогического эксперимента в разработке тренировочной темы исследования. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

План:

1. Выбрать тему тренировочного исследования. Разработать цель и задачи исследования, учитывая, что главных задач должно быть не более трех: первая посвящена анализу состояния дел и постановке задач исследования; во второй излагаются предлагаемые способы решения этих задач; в третьей задаче доказывается, что решения правильные (логические доказательства, экспериментальная проверка, данные апробации, сведения о внедрении и его результатах).

2. Сформулировать объект и предмет исследования по тренировочной теме, пользуясь примерами авторефератов и магистерских работ.

3. Разработать гипотезу исследования, учитывая, что научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям: принципиальная возможность проверки предложенной гипотезы; ее максимальная обобщенность; обязательная предсказуемость; преемственность с предварительным знанием.

4. Подготовить презентацию метода педагогического эксперимента по тренировочной теме исследования.

Семинарское занятие №7

Тема: Курсовые и дипломные работы. Их подготовка и написание студентами педагогических специальностей.

Цель: обогащать знания студентов о требованиях к оформлению курсовых (дипломных) работ. Сформировать умение анализировать статьи и научные публикации. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.


Вопросы:

  1. Требования к оформлению курсовых работ.

  2. Структура курсовой (дипломной) работы.

  3. Руководство курсовой (дипломной) работой.

Индивидуальные задания:

  1. Осуществить анализ статей, научных публикаций в сборниках из серии «Педагогические науки». Определить основные структурные элементы статьи: введение, цель публикации, анализ исследований, изложение основного содержания, выводы, ссылки на литературные источники.

  2. Разработать критерии оценки уровней готовности студента к исследовательской работе.

  3. Подготовить доклад на научную конференцию по тренировочной теме.