ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Планы семинарских занятий для очной формы обучения
Семинарское занятие №1
Тема: Наука и ее роль в современном обществе.
Цель: уточнить представления студентов о науке и научном познании. Развивать умение анализировать основные понятия науки. Практиковать в написании эссе.
Вопросы:
-
Наука как область человеческой деятельности. -
Концепция науки. -
Закономерности функционирования и развития науки, структуры, динамики научных знаний и научной деятельности. -
Основные понятия науки. -
Научная коммуникация как обмен научной информацией.
Индивидуальные задания:
-
Создать портрет современного исследователя: ученого, студента. Написать эссе на одну из тем: «Каким я вижу современного ученого»; «Каким я вижу современного студента – исследователя».
Семинарское занятие №2
Тема: Научное исследование как особая форма познавательной деятельности.
Цель: Уточнить представления студентов о взаимосвязи науки и научного исследования. Развивать педагогическое мышление. Учить анализировать проблемы современных педагогических исследований.
-
Взаимосвязь науки и научного исследования. -
Структура научного исследования. -
Этапы и уровни научного исследования. -
Проблема как начало научного исследования и особая форма знания. -
Виды научного исследования. -
Категории, термины и понятия в структуре научного исследования. -
Теоретические основы и проблемы современных педагогических исследований.
Семинарское занятие №3
Тема: Научно-исследовательская работа студентов.
Цель: Уточнить знания студентов о научно-исследовательской деятельности студентов, ее значении и задачах. Формирование познавательного интереса студентов к научно-исследовательской деятельности.
Вопросы:
-
Понятие научно-исследовательской деятельности студентов. -
Значение научно-исследовательской деятельности, ее задачи. -
Структура НИРС высшего учебного заведения. -
Содержание и характер НИРС.
Индивидуальные задания:
-
Разработать кроссворд научной тематики, применив 5-10 терминов. -
Составить сравнительную таблицу различных видов публикаций: тезисы, научная статья, монография, реферат.
Семинарское занятие №4
Тема: Методологические компоненты научно-педагогического исследования.
Цель: Обобщение знаний студентов о методологических компонентах научно-педагогического исследования. Развивать педагогическое мышление.
Вопросы:
-
Актуальность, проблема и тема педагогического исследования. -
Объект и предмет исследования. -
Цель в системе исследовательских задач. -
Гипотеза как теоретическое ядро педагогического исследования. -
Теоретическая значимость и практическая ценность как методологические характеристики исследования.
Индивидуальные задания:
-
Заполнить таблицу «Методологические характеристики исследования».
Методологические характеристики | Определение, пример в педагогике (научном исследовании) |
Тема исследования | |
Актуальность исследования | |
Объект | |
Предмет | |
Цель | |
Задачи | |
Структура научной работы (по главам и параграфам) | |
Семинарское занятие №5
Тема: Методы исследования, классификация и особенности применения.
Цель: обогащать знания студентов о методах педагогического исследования. Упражнять в составлении программы использования метода наблюдения по конкретной теме научного исследования. Формировать научно-исследовательскую культуру студентов, развивать интеллект, память, мышление.
Вопросы:
-
Традиционные классификации методов исследования. -
Классификации методов педагогического исследования по различным основаниям (по Ю.К. Бабанскому). -
Теоретические методы педагогического исследования. -
Эмпирические методы педагогического исследования. -
Методы обработки материалов исследования.
Индивидуальные задания:
1. Составить программу использования метода наблюдения по конкретной теме научного исследования.
Семинарское занятие №6
Тема: Организация и проведение психолого-педагогического исследования.
Цель: Научить студентов разрабатывать цель и задачи исследования, объект и предмет, гипотезу. Сформировать умение использовать метод педагогического эксперимента в разработке тренировочной темы исследования. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
План:
1. Выбрать тему тренировочного исследования. Разработать цель и задачи исследования, учитывая, что главных задач должно быть не более трех: первая посвящена анализу состояния дел и постановке задач исследования; во второй излагаются предлагаемые способы решения этих задач; в третьей задаче доказывается, что решения правильные (логические доказательства, экспериментальная проверка, данные апробации, сведения о внедрении и его результатах).
2. Сформулировать объект и предмет исследования по тренировочной теме, пользуясь примерами авторефератов и магистерских работ.
3. Разработать гипотезу исследования, учитывая, что научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям: принципиальная возможность проверки предложенной гипотезы; ее максимальная обобщенность; обязательная предсказуемость; преемственность с предварительным знанием.
4. Подготовить презентацию метода педагогического эксперимента по тренировочной теме исследования.
Семинарское занятие №7
Тема: Курсовые и дипломные работы. Их подготовка и написание студентами педагогических специальностей.
Цель: обогащать знания студентов о требованиях к оформлению курсовых (дипломных) работ. Сформировать умение анализировать статьи и научные публикации. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Вопросы:
-
Требования к оформлению курсовых работ. -
Структура курсовой (дипломной) работы. -
Руководство курсовой (дипломной) работой.
Индивидуальные задания:
-
Осуществить анализ статей, научных публикаций в сборниках из серии «Педагогические науки». Определить основные структурные элементы статьи: введение, цель публикации, анализ исследований, изложение основного содержания, выводы, ссылки на литературные источники. -
Разработать критерии оценки уровней готовности студента к исследовательской работе. -
Подготовить доклад на научную конференцию по тренировочной теме.