Файл: Курсовая работа по профессиональному модулю На тему Льготы и социальная поддержка многодетных семей.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 790
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
имеющим трех и более детей, земельных участков. Анализ актов субъектов Российской Федерации показывает, что в большинстве субъектов Российской Федерации устанавливаются чрезмерно минимальные, упрощенные (в том числе и по сравнению с рекомендованными Минрегионом России) требования к земельным участкам. В Республике Бурятия многодетным семьям предоставляются те земельные участки, которые пригодны для эксплуатации и обеспечены инфраструктурой. При этом пригодность для эксплуатации определяется отсутствием оврагов, а обеспеченность инфраструктурой - наличием воды, электричества, дорог. Важное значение для решения вопроса о предоставлении многодетным семьям земельных участков надлежащего качества является финансовое содействие органам местного самоуправления со стороны субъектов Российской Федерации. Несмотря на то что органы региональной власти вправе самостоятельно определять меры социальной поддержки граждан, их финансовые возможности ограничены. Согласно Приказу Минрегиона России от 09.09.2013 N 372 предполагается синхронизированное строительство объектов инженерной инфраструктуры различных видов с предоставлением многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства. До предоставления многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по их освоению, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением 67 (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. В субъектах Российской Федерации для решения инфраструктурных вопросов принимаются, как правило, специальные акты программного характера (план мероприятий). Из этих программ ясно, что возможность получения участка пригодного для проживания крайне незначительна. 6. Размеры земельных участков. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, гражданам, имеющим трех и более детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (п. 2.1 ст. 33 Земельного кодекса РФ). При этом Приказом Минрегиона России от 09.09.2013 N 372 рекомендуется устанавливать дифференцированные нормы предоставления земельных участков исходя из целевого назначения участка - для индивидуального жилищного строительства, для ведения садоводства, огородничества или дачного строительства,
личного подсобного хозяйства, в том числе в границах населенных пунктов. Республика Адыгея - размеры не дифференцированы и составляют от 0,06 га до 0,25 га. В Московской области предельный минимальный размер земельного участка, предоставляемого бесплатно многодетным семьям, составляет 0,10 га (при наличии коррупционной нормы о том, что в случае если размер земельного участка меньше 0,10 га и при этом предоставлено письменное согласие заявителя на получение такого земельного участка, то размер земельного участка считается предельным минимальным), а предельный максимальный размер земельного участка, предоставляемого бесплатно многодетным семьям, составляет 0,15 га. 7. Механизм реализации права многодетных семей на земельный участок. 68 Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Введение на уровне субъектов Российской Федерации дополнительных по сравнению с Земельным кодексом РФ требований приводит к тому, что существенным образом меняется изначально предусмотренный Земельным кодексом РФ механизм реализации прав граждан из числа многодетных на бесплатное приобретение земельного участка. Например, при ведении механизма "долгосрочная аренда - последующее приобретение в собственность" в Республике Адыгея право на бесплатное приобретение земельного участка может быть реализовано лишь в том случае, если до этого было реализовано право граждан на предоставление в первоочередном порядке земельных участков на условиях аренды. 8. Вещные права на земельный участок. Несмотря на то что Земельный кодекс РФ прямо предусматривает приобретение земельных участков многодетными семьи на праве собственности, в субъектах Российской Федерации вводятся иные механизмы. Например, в Республике Адыгея земельный участок вначале предоставляется на условиях аренды на срок десять лет, а лишь затем по истечении срока аренды или при завершении строительства, вводе в эксплуатацию жилого дома и государственной регистрации права собственности на жилой дом в установленном федеральным законодательством порядке они могут быть приобретены бесплатно в собственность. В Московской области земельные участки бесплатно предоставляются членам многодетных семей в долевую собственность в равных долях, что не предусмотрено федеральными законодательными актами. 69 9. Документы, необходимые для постановки на учет в целях приобретения земельного участка. Анализ актов субъектов Российской Федерации свидетельствует о различных подходах к данному вопросу - от минимального набора документов (паспорт, свидетельство о рождении) до максимально широкого. В настоящее время российское законодательство не содержит действенных гарантий поддержания достойного уровня жизнеобеспечения лиц, воспитывающих детей. В законодательстве о социальном обеспечении доминирует публичный интерес государства, выражающийся в преобладании мер, стимулирующих принятие решения о рождении ребенка. Однако меры, поддерживающие благосостояние семей с детьми, в том числе многодетных, недостаточно развиты. Следствием такой политики становится отказ семьи от выполнения воспитательной функции, увеличение социального сиротства. В то же время не прекращается критика предоставления помощи многодетным семьям. Так, Ю. Латынина, доказывая (на примере Англии)
вред всеобщего избирательного права, считает несправедливым, когда у полноценной семьи, которая зарабатывает себе на квартиру, платит за учебу ребенка (и потому имеет одного, максимум двоих детей), взимают существенные налоги и направляют их, например, наркоманке с пятью детьми. В итоге такие условные наркоманки голосуют за потакающих им политиков, которые, в свою очередь, заинтересованы в увеличении избирателей из числа не желающих работать паразитов, зависящих от помощи государства. Не секрет, что подобная позиция в отношении поддержки многодетных семей не редкость, хотя связывается не столько с избирательным правом, сколько с убеждением в неоптимальном расходовании средств налогоплательщиков. Пять детей наркоманки - это пять граждан государства, за которых оно несет ответственность, в данном случае - повышенную. Если их мать, будучи больной, раз за разом рожает детей, это не является тайной для окружающих и дает основания для принятия профилактических мер, в частности для ее обязательного лечения до или после 70 рождения первого ребенка. То обстоятельство, что подобная женщина становится многодетной, свидетельствует о безразличии общества, о попустительстве и вине государства. Возникает вопрос: что с ней делать? Насильственно стерилизовать до или после рождения первого ребенка? Лишать родительских прав? Отказывать в социальном обеспечении? Привлекать к уголовной ответственности? Это проблема не пятерых, а сотен тысяч (если не больше) детей наркоманов и алкоголиков, причем отнюдь не только многодетных. Безусловно, она требует решения, но не путем ограничения социального обеспечения детей "недостойных" родителей. Что касается налогов и финансов, помещение детей подобных родителей на полное государственное обеспечение требует значительно больших средств. Но нередко агрессивные высказывания относятся к любым многодетным семьям, которые в силу разных причин, в том числе и из-за отсутствия поддержки государства, не в состоянии самостоятельно удовлетворить жизненно важные потребности детей. Та же Ю. Латынина, говоря о стратегии выживания высокоорганизованных живых организмов, отмечает, что успешной является не та особь
, которая рожает как можно больше потомства, а та, которая может свое потомство прокормить. "Увы, современные системы социального обеспечения нарушают этот фундаментальный закон: биологическое преимущество имеет именно та особь, которая рожает больше, чем может прокормить. Потому что государство приходит ей на помощь, отбирая ресурсы у тех, кто способен сам воспитать свое потомство, и снижая, соответственно, его численность". Ю. Латынина (и не только она) настаивает, по существу, на отказе малообеспеченных граждан от рождения детей. Если иметь в виду российскую действительность, уместно привести слова В.В. Путина из его Послания Федеральному Собранию РФ 2006 г., которые актуальны и сегодня: "Что мешает молодой семье, женщине принять... решение, особенно если речь идет о втором или третьем ребенке?.. Это низкие доходы, отсутствие нормальных жилищных условий. Это сомнение в собственных возможностях обеспечить будущему ребенку достойный уровень 71 медицинских услуг, качественное образование, а иногда и сомнение, что греха таить, просто в том, сможет ли она его прокормить. Женщина при планировании ребенка вынуждена выбирать: либо родить, но лишиться работы, либо отказаться от рождения ребенка. Это очень тяжелый выбор". Как пишет А.И. Антонов, "если мы всерьез хотим ликвидировать депопуляцию, то давно пора перейти от калькуляций и манипуляций с мизерными денежными пособиями на детей, от страха перед "бумом" рождаемости "среди бомжей и цыган" - к планомерной и системной работе по выпрямлению искривленной нефтедолларами иерархии ценностных приоритетов государства. Дети дороже нефти, они вовсе не сырье, а драгоценный ресурс процветания страны". 1 Ни общество, ни государство не вправе игнорировать проблемы и трудности многодетных семей. 1 Антонов А.И. Многодетная семья в эру депопуляции (результаты всероссийского исследования многодетных матерей) // Демографические исследования. – 2009. – N 8. – C. 9.
1 Антонов А.И. Многодетная семья в эру депопуляции (результаты всероссийского исследования многодетных матерей) // Демографические исследования. – 2009. – N 8. – C. 9.
Ссылка
4. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. Следует поддержать предложение о необходимости разработки и принятия специального федерального закона о государственной поддержке семьи, материнства и детства, закрепляющего гарантируемые государством меры материальной, социальной и иной поддержки семьи и способствующего кодификации правовых актов, направленных на реализацию государственной семейной политики. 1 На наш взгляд, единый акт, касающийся всех семей (с выделением в структуре акта многодетных), представляется более обоснованным, чем посвященный только многодетным семьям, а тем более трехдетным. Однако принятию предлагаемого федерального закона должна предшествовать подготовка научно обоснованной его концепции с учетом компетентных предложений экспертного сообщества (не только представителей юридической науки), мнения самих семей с детьми (их представителей), а также с использованием позитивного регионального опыта. При подготовке такого акта необходимо закрепить в нем статью об общественных объединениях граждан, имеющих детей, предусмотрев в ней, в частности, что вопросы, затрагивающие интересы семей с детьми, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием указанных общественных объединений или по согласованию с ними. Значимость общественных объединений (применительно к инвалидам) четко определена в ст. 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", где, в частности, предусмотрена санкция за невыполнение указанной нормы в виде признания недействительными решений, принятых с ее нарушением. Подобная статья применительно к семьям с детьми должна быть закреплена и в предлагаемом законопроекте. 1 Снежко О.А. Правовая защита от депопуляции в России // Современное право. – 2007. – N 4. – C.7. 73 Приведем несколько фундаментальных соображений и предложений относительно социального обеспечения многодетных семей. Профессиональное материнство должно оплачиваться на уровне средней зарплаты, ведь три-четыре ребенка - это небольшой детский сад и мини-школа... Мы пробиваем идею профессионального родительства. Это означает, что если, например, в семье десять детей, то родители работают воспитателями своих детей: мать - директор детского сада, отец - директор школы, и получают хорошую зарплату. И, если хотя бы один из родителей становится таким профессиональным родителем, их совместный доход должен быть больше, чем если бы они вдвоем пошли работать в офис. И в нашем законодательстве родителям дано право быть учителями своих детей. Но
личного подсобного хозяйства, в том числе в границах населенных пунктов. Республика Адыгея - размеры не дифференцированы и составляют от 0,06 га до 0,25 га. В Московской области предельный минимальный размер земельного участка, предоставляемого бесплатно многодетным семьям, составляет 0,10 га (при наличии коррупционной нормы о том, что в случае если размер земельного участка меньше 0,10 га и при этом предоставлено письменное согласие заявителя на получение такого земельного участка, то размер земельного участка считается предельным минимальным), а предельный максимальный размер земельного участка, предоставляемого бесплатно многодетным семьям, составляет 0,15 га. 7. Механизм реализации права многодетных семей на земельный участок. 68 Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Введение на уровне субъектов Российской Федерации дополнительных по сравнению с Земельным кодексом РФ требований приводит к тому, что существенным образом меняется изначально предусмотренный Земельным кодексом РФ механизм реализации прав граждан из числа многодетных на бесплатное приобретение земельного участка. Например, при ведении механизма "долгосрочная аренда - последующее приобретение в собственность" в Республике Адыгея право на бесплатное приобретение земельного участка может быть реализовано лишь в том случае, если до этого было реализовано право граждан на предоставление в первоочередном порядке земельных участков на условиях аренды. 8. Вещные права на земельный участок. Несмотря на то что Земельный кодекс РФ прямо предусматривает приобретение земельных участков многодетными семьи на праве собственности, в субъектах Российской Федерации вводятся иные механизмы. Например, в Республике Адыгея земельный участок вначале предоставляется на условиях аренды на срок десять лет, а лишь затем по истечении срока аренды или при завершении строительства, вводе в эксплуатацию жилого дома и государственной регистрации права собственности на жилой дом в установленном федеральным законодательством порядке они могут быть приобретены бесплатно в собственность. В Московской области земельные участки бесплатно предоставляются членам многодетных семей в долевую собственность в равных долях, что не предусмотрено федеральными законодательными актами. 69 9. Документы, необходимые для постановки на учет в целях приобретения земельного участка. Анализ актов субъектов Российской Федерации свидетельствует о различных подходах к данному вопросу - от минимального набора документов (паспорт, свидетельство о рождении) до максимально широкого. В настоящее время российское законодательство не содержит действенных гарантий поддержания достойного уровня жизнеобеспечения лиц, воспитывающих детей. В законодательстве о социальном обеспечении доминирует публичный интерес государства, выражающийся в преобладании мер, стимулирующих принятие решения о рождении ребенка. Однако меры, поддерживающие благосостояние семей с детьми, в том числе многодетных, недостаточно развиты. Следствием такой политики становится отказ семьи от выполнения воспитательной функции, увеличение социального сиротства. В то же время не прекращается критика предоставления помощи многодетным семьям. Так, Ю. Латынина, доказывая (на примере Англии)
вред всеобщего избирательного права, считает несправедливым, когда у полноценной семьи, которая зарабатывает себе на квартиру, платит за учебу ребенка (и потому имеет одного, максимум двоих детей), взимают существенные налоги и направляют их, например, наркоманке с пятью детьми. В итоге такие условные наркоманки голосуют за потакающих им политиков, которые, в свою очередь, заинтересованы в увеличении избирателей из числа не желающих работать паразитов, зависящих от помощи государства. Не секрет, что подобная позиция в отношении поддержки многодетных семей не редкость, хотя связывается не столько с избирательным правом, сколько с убеждением в неоптимальном расходовании средств налогоплательщиков. Пять детей наркоманки - это пять граждан государства, за которых оно несет ответственность, в данном случае - повышенную. Если их мать, будучи больной, раз за разом рожает детей, это не является тайной для окружающих и дает основания для принятия профилактических мер, в частности для ее обязательного лечения до или после 70 рождения первого ребенка. То обстоятельство, что подобная женщина становится многодетной, свидетельствует о безразличии общества, о попустительстве и вине государства. Возникает вопрос: что с ней делать? Насильственно стерилизовать до или после рождения первого ребенка? Лишать родительских прав? Отказывать в социальном обеспечении? Привлекать к уголовной ответственности? Это проблема не пятерых, а сотен тысяч (если не больше) детей наркоманов и алкоголиков, причем отнюдь не только многодетных. Безусловно, она требует решения, но не путем ограничения социального обеспечения детей "недостойных" родителей. Что касается налогов и финансов, помещение детей подобных родителей на полное государственное обеспечение требует значительно больших средств. Но нередко агрессивные высказывания относятся к любым многодетным семьям, которые в силу разных причин, в том числе и из-за отсутствия поддержки государства, не в состоянии самостоятельно удовлетворить жизненно важные потребности детей. Та же Ю. Латынина, говоря о стратегии выживания высокоорганизованных живых организмов, отмечает, что успешной является не та особь
, которая рожает как можно больше потомства, а та, которая может свое потомство прокормить. "Увы, современные системы социального обеспечения нарушают этот фундаментальный закон: биологическое преимущество имеет именно та особь, которая рожает больше, чем может прокормить. Потому что государство приходит ей на помощь, отбирая ресурсы у тех, кто способен сам воспитать свое потомство, и снижая, соответственно, его численность". Ю. Латынина (и не только она) настаивает, по существу, на отказе малообеспеченных граждан от рождения детей. Если иметь в виду российскую действительность, уместно привести слова В.В. Путина из его Послания Федеральному Собранию РФ 2006 г., которые актуальны и сегодня: "Что мешает молодой семье, женщине принять... решение, особенно если речь идет о втором или третьем ребенке?.. Это низкие доходы, отсутствие нормальных жилищных условий. Это сомнение в собственных возможностях обеспечить будущему ребенку достойный уровень 71 медицинских услуг, качественное образование, а иногда и сомнение, что греха таить, просто в том, сможет ли она его прокормить. Женщина при планировании ребенка вынуждена выбирать: либо родить, но лишиться работы, либо отказаться от рождения ребенка. Это очень тяжелый выбор". Как пишет А.И. Антонов, "если мы всерьез хотим ликвидировать депопуляцию, то давно пора перейти от калькуляций и манипуляций с мизерными денежными пособиями на детей, от страха перед "бумом" рождаемости "среди бомжей и цыган" - к планомерной и системной работе по выпрямлению искривленной нефтедолларами иерархии ценностных приоритетов государства. Дети дороже нефти, они вовсе не сырье, а драгоценный ресурс процветания страны". 1 Ни общество, ни государство не вправе игнорировать проблемы и трудности многодетных семей. 1 Антонов А.И. Многодетная семья в эру депопуляции (результаты всероссийского исследования многодетных матерей) // Демографические исследования. – 2009. – N 8. – C. 9.
1 Антонов А.И. Многодетная семья в эру депопуляции (результаты всероссийского исследования многодетных матерей) // Демографические исследования. – 2009. – N 8. – C. 9.
Ссылка
4. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. Следует поддержать предложение о необходимости разработки и принятия специального федерального закона о государственной поддержке семьи, материнства и детства, закрепляющего гарантируемые государством меры материальной, социальной и иной поддержки семьи и способствующего кодификации правовых актов, направленных на реализацию государственной семейной политики. 1 На наш взгляд, единый акт, касающийся всех семей (с выделением в структуре акта многодетных), представляется более обоснованным, чем посвященный только многодетным семьям, а тем более трехдетным. Однако принятию предлагаемого федерального закона должна предшествовать подготовка научно обоснованной его концепции с учетом компетентных предложений экспертного сообщества (не только представителей юридической науки), мнения самих семей с детьми (их представителей), а также с использованием позитивного регионального опыта. При подготовке такого акта необходимо закрепить в нем статью об общественных объединениях граждан, имеющих детей, предусмотрев в ней, в частности, что вопросы, затрагивающие интересы семей с детьми, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием указанных общественных объединений или по согласованию с ними. Значимость общественных объединений (применительно к инвалидам) четко определена в ст. 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", где, в частности, предусмотрена санкция за невыполнение указанной нормы в виде признания недействительными решений, принятых с ее нарушением. Подобная статья применительно к семьям с детьми должна быть закреплена и в предлагаемом законопроекте. 1 Снежко О.А. Правовая защита от депопуляции в России // Современное право. – 2007. – N 4. – C.7. 73 Приведем несколько фундаментальных соображений и предложений относительно социального обеспечения многодетных семей. Профессиональное материнство должно оплачиваться на уровне средней зарплаты, ведь три-четыре ребенка - это небольшой детский сад и мини-школа... Мы пробиваем идею профессионального родительства. Это означает, что если, например, в семье десять детей, то родители работают воспитателями своих детей: мать - директор детского сада, отец - директор школы, и получают хорошую зарплату. И, если хотя бы один из родителей становится таким профессиональным родителем, их совместный доход должен быть больше, чем если бы они вдвоем пошли работать в офис. И в нашем законодательстве родителям дано право быть учителями своих детей. Но