Файл: Курсовая работа по профессиональному модулю На тему Льготы и социальная поддержка многодетных семей.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 791
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
примеры таких семей, когда семья являлась бы и детским садом, и школой, и кухней, и фабрикой, что-то производящей, и отдыхом, мне неизвестны. Должен быть профсоюз родителей, помогающий им осуществить свое право быть воспитателями и учителями своих детей. Или, может быть, центр, в котором будут готовить программы для родителей-учителей, принимать экзамены. Кстати, в Америке выпускники домашних школ сдают экзамены лучше, чем выпускники обычных школ". В уже упоминавшемся проекте Демографической доктрины, подготовленном под руководством Ю.В. Крупнова, говорится, что демографическая катастрофа не является фатальной. В ее основе лежит слом идентификации населения Российской Федерации и утеря им оригинального оптимистического мировоззрения, на котором строятся базовые ценности. Данные разрушения могут быть преодолены лишь новым мировоззрением, опирающимся на тысячелетние традиции. Такое мировоззрение не может строиться на потребительстве. В обществе, где главной ценностью является потребление, отсутствует потребность в детях и сама ценность семьи и нескольких детей, поскольку дети снижают потребление. Вместе с тем неправильно строить демографическую политику на основе снижения потребления, уровня и тем более качества жизни. Логика демографического развития требует гарантированного 74 обеспечения перспективного и безопасного детства для каждого без исключения российского ребенка. Каждый ребенок является национальным достоянием, и качество его жизни должно быть достаточным для реализации стратегических задач страны как мировой державы. Перспективность детства определяется прежде всего обеспечением лучших в мире систем образования, здравоохранения, безопасности, социальной защиты и профессионализации для каждого ребенка. С рождением третьего ребенка каждая семья должна быть выделена в особую категорию стратегического государственного значения и каждому ее члену должно быть назначено персональное пособие в размере средней заработной платы, матери предоставлен просторный дом или иное оптимальное жилище и персональный государственный оклад в размере, зависящем от количества детей (например, трое детей - 30 тыс. рублей, четверо - 40 тыс. рублей и т.д.). При этом государство должно осуществлять тактичный контроль за качеством ухода за детьми и в случае безответственных действий родителей применять к ним определенные законом меры воздействия. Преодоление демографической катастрофы требует также обязательного и гарантированного государственного обеспечения каждой молодой семьи полноценными для воспитания детей жилищными условиями. 16 октября 2013 г. Ю.В. Крупнов обратился с открытым письмом к Д.А. Медведеву о необходимости национального проекта "Федеральная сеть городков демографического будущего для многодетных семей". Он пишет, что бесплатное получение многодетными семьями земельных участков для индивидуального жилищного строительства создает для них уникальные социально-экономические возможности создавать своим трудом семейное родовое "гнездо" и семейную собственность. Это позволяет проводить эффективную демографическую политику через своего рода социальный договор с молодежью:
если вы решаетесь на трех и более детей, то автоматически становитесь при поддержке государства элитой страны. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и 75 комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" Правительству и органам исполнительной власти субъектов Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей с тремя и более детьми, включая создание необходимой инфраструктуры на предоставляемых земельных участках. За два года участки получили 119 тыс. семей, однако в большинстве случаев они не обеспечены необходимой инфраструктурой и располагаются вдали от "цивилизации". Но возможности такого хаотического выделения участков практически исчерпаны. 170 тыс. из 289 тыс. уже вставших на учет семей оказались в подвешенном состоянии, при том что многодетных семей в России более миллиона. Ю.В. Крупнов предлагает перейти к массовому проектированию и строительству на консолидированных земельных участках новых небольших малоэтажных поселений на 100 - 500 семей - своего рода городков демографического будущего. Он убежден, что решение стратегической государственной задачи в отношении многодетных семей лежит в плоскости создания федеральной сети таких поселений, которые позволили бы создать принципиально новые условия жизни: экологичное, экономичное жилье, основанное на современных энергосберегающих технологиях и обеспечивающее подрастающему поколению здоровую жизнь, не стесненную стенами современных квартир. Необходимые разработки и готовые технические решения имеются у Института демографии, миграции и регионального развития. При правильной организации со стороны государства абсолютно реалистично выйти на типовой дом в 100 кв. м стоимостью в 1 млн. рублей, до 70% которой могли бы оплатить сами семьи, и на типовой инфраструктурно оборудованный участок в 15 соток стоимостью менее 250 тыс. рублей. Необходимо создать все условия, чтобы люди переселялись из городов в деревни, поскольку города не воспроизводят себя, а перемалывают поколения для своих экономических нужд. Речь не об обязательном сельскохозяйственном производстве. Надо готовить людей к реэмиграции из города, ведь 76 промышленность уже не нуждается в большом количестве рабочих рук. Отметим, что городские семьи с детьми в индивидуальном порядке переезжают в сельскую местность.
5. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ. Сформулируем предложения, целью которых является совершенствование механизма правового регулирования социальной защиты семей с детьми для решения проблем, связанных с обеспечением достойного уровня жизни граждан и воспроизводства населения России. Представляется целесообразным разработать комплексную целевую программу социальной поддержки семей, в том числе многодетных, в которой следует предусмотреть не только
предоставление государственных пособий гражданам, имеющим детей, соответствующих необходимому уровню жизнеобеспечения, но и пути совершенствования трудоправового статуса беременных женщин и лиц, имеющих детей, дополнительные меры социальной защиты семьи в контексте развития пенсионного законодательства, гарантирование права на материнский (семейный) капитал, в том числе и после 2016 г., предоставление семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений, а также предоставление земельных участков многодетным семьям, усиление гарантий оказания бесплатной медицинской помощи матерям и детям (в том числе обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет), решение проблемы очередей в детские сады и ясельные учреждения. Среди предложений, направленных на создание эффективной модели правового регулирования социального обеспечения семей с детьми, можно выделить неотложные меры, не требующие существенных расходов из государственного бюджета и требующие дополнительных расходов, а также предложения рекомендательного характера. Неотложные меры по совершенствованию правового регулирования социальной защиты семьи, не требующие существенных расходов из бюджета Российской Федерации. 78 1. Для исключения коллизий в правоприменении требуется зафиксировать базовое для отрасли права социального обеспечения определение понятия семьи как совокупности лиц, связанных браком, родством, свойством, принятием детей на воспитание или совместно проживающих и ведущих общее хозяйство. На основе этой базовой дефиниции следует определить различные типы семьи - "многодетная семья" (имеющая трех и более детей), "молодая семья" (возраст супругов в молодой семье не превышает 35 лет), "неполная семья" (состоит из одного родителя и одного или более детей, в том числе усыновленных). 2. Для экономически активного населения в качестве государственного социального стандарта предлагается использовать стандарт экономической устойчивости семьи, предложенный экспертами Института экономики РАН (Ржаницыной Л.С. и др.). Этот показатель может применяться для поддержки семей не только с низким, но и средним уровнем доходов. Новый стандарт экономической устойчивости семьи, ориентированный на тех, кто преодолел планку прожиточного минимума, призван мотивировать семью на заработок и развитие. Введение этого стандарта позволит преодолеть иждивенческий подход к социальной политике, изменит целевые установки и ориентиры работодателя (который должен знать, что обеспечивает не только работника, но и его ребенка). 3. Из российского законодательства следует исключить гендерноасимметричные правовые нормы. Например, в Федеральном законе "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" надо предусмотреть возможность расходования средств капитала для формирования накопительной части пенсии отца ребенка, а не только матери ребенка. 4. Министерству здравоохранения РФ необходимо разработать приказ, утверждающий единый перечень медицинских показаний к предоставлению полноценного питания беременным женщинам, кормящим матерям и детям до трех лет, так как принятые в регионах нормативные правовые акты существенно 79 отличаются по объему и условиям предоставления питания при единстве системы здравоохранения страны. 5. Следует поддержать инициативу Самарской губернской Думы, которая предлагает внести изменения в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании", в соответствии с которыми за счет средств ОМС будут финансироваться аборты в случае их производства исключительно по медицинским показаниям. 6. Включение в программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи 2014 г. (и последующих лет) услуг по экстракорпоральному оплодотворению представляется, на наш взгляд, весьма спорным в условиях непроработанности законодательства о применении методов искусственной репродукции человека, приводящей зачастую к противоположным результатам (появлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.). В связи с этим предлагается ввести временный мораторий (до разработки законодательства о применении мер искусственной репродукции человека) на включение услуг по экстракорпоральному оплодотворению в программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. 7. Министерству труда и социальной защиты РФ целесообразно разработать приказ, утверждающий единый перечень получателей повышенного
размера ежемесячного пособия на детей, а также условий его получения на территории Российской Федерации. 8. Для укрепления института ответственного материнства и отцовства представляется необходимым в Семейном кодексе РФ предусмотреть минимальный размер алиментов на несовершеннолетних детей. Также возможно создание алиментного фонда. 9. При реализации права многодетных семей на предоставление земельного участка (в соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ) серьезной проблемой является отсутствие необходимой инфраструктуры, в связи с чем требуются 80 изменения земельного законодательства в части, касающейся коммунального сервитута в отношении земельных участков и земель, находящихся в муниципальной собственности, в том числе для обеспечения инженерной инфраструктурой. 10. Пособие женщинам, вставшим на медицинский учет в ранние сроки беременности (до 12 недель), в силу малозначительности предлагается либо отменить, либо дифференцировать в зависимости от времени постановки на учет в течение указанного периода, регулярности посещения врача, соблюдения предписанного режима труда, отдыха и питания, отказа от вредных привычек. 11. В статье 7 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" необходимо предусмотреть возможность расходования средств семейного капитала на лечение ребенка. 12. Рекомендуется законодательно предусмотреть обязанность родителей поделить приобретаемое с использованием средства материнского (семейного) капитала жилое помещение в равных долях между детьми, а контроль за выполнением этой обязанности возложить на Пенсионный фонд РФ. Неотложные меры по совершенствованию правового регулирования социальной защиты семьи, требующие дополнительных расходов. 1. Размер пособия по беременности и родам женщинам, имеющим страховой стаж менее шести месяцев, в том числе впервые ищущим работу, довести до уровня прожиточного минимума трудоспособного человека (а не выплачивать исходя из размера МРОТ). При этом можно возложить на работодателя обязанность компенсировать разницу между величиной пособия по беременности и родам и размером заработка работника за вычетом обязательных платежей (как в Германии). Такая доплата должна обеспечиваться работодателем в течение всего декретного отпуска. 2. Основной проблемой доступности дошкольного образования для всех категорий детей в настоящее время является дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях. В этой связи представляется возможным внести 81 изменения в Трудовой кодекс РФ, предусмотрев возможность лицам, воспитывающим детей в возрасте до трех лет, работать на условиях неполного (сокращенного) рабочего дня (не 8, а 5 часов в день) с сохранением при этом полного заработка. 3. Поддержать внесенный в Государственную Думу ФС РФ законопроект "О дополнительных мерах поддержки молодых семей": молодые родители смогут претендовать на получение льготного кредита (по ставке не более чем 5% годовых) на приобретение или строительство жилья. Также они смогут получить жилищную субсидию для погашения части долга и процентов по кредиту или социальной выплаты на улучшение жилищных условий. При этом важно установить запрет на изменение условий возврата льготного семейного кредита (как, например, в Англии). 4. В статье 94 ТК РФ закрепить предельную продолжительность ежедневной работы для беременных женщин, которая не должна превышать при 5-дневной 40-часовой рабочей неделе семи часов. 5. Включить в ТК РФ норму, обеспечивающую беременным женщинам оплачиваемые перерывы для отдыха. 6. Для женщин, работающих в тяжелых и вредных условиях труда, предусмотреть право на увеличенный отпуск по беременности и родам (как, например, в Финляндии - 155 рабочих дней). 7. Повысить размер единовременного пособия при рождении ребенка, с тем чтобы он компенсировал повышенные разовые расходы семьи, связанные с рождением ребенка. 8. На законодательном уровне закрепить право перевода беременных женщин на другую работу с сохранением заработной платы. Предложения рекомендательного характера. 1. Современные компенсационные выплаты семьям с детьми не возмещают последствий социальных рисков, а только сглаживают их. Законодателю необходимо учитывать особую природу этих пособий для адекватного 82 восстановления имущественного положения семей. В основе расчета размера государственных пособий должна быть их компенсаторная функция. 2. Поскольку в неблагополучных семьях денежные средства в виде социальных пособий не всегда расходуются на удовлетворение потребностей несовершеннолетних детей, представляется, что наибольшую эффективность социальной поддержки семьям с детьми можно достичь только путем сочетания денежной и натуральной форм обеспечения. 3. В научный и практический оборот следует ввести правовую категорию "социальные выплаты" для использования в качестве одного из системообразующих начал при кодификации законодательства о социальном обеспечении. Следует разграничить и определить видовую принадлежность каждой социальной выплаты. 4. Необходимо создать правовое поле для активизации социальной работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. Требуется должное правовое регулирование предоставления социальных услуг семье с детьми. 5. При изменении социально-обеспечительного законодательства недопустим отказ от достигнутого уровня гарантий прав граждан, желательна ориентация на более высокие стандарты социального обеспечения, сформулированные в нормах международного права. Актуален вопрос о ратификации Россией Конвенции МОТ N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения", Европейского кодекса о социальном обеспечении. 6. Меры государственной социальной помощи, направленные на борьбу с бедностью семей с детьми, должны быть
различны для трудоспособных граждан и граждан, которые в силу возраста или состояния здоровья не способны заработать средства к существованию. Малообеспеченным семьям в первую очередь необходимо предоставить доступ к социальным услугам, направленным на выведение семьи из трудной жизненной ситуации, переход на самообеспечение путем трудоустройства или развития семейного 83 предпринимательства. Дополнительные гарантии требуются семье в случае безработицы кормильца. 84
если вы решаетесь на трех и более детей, то автоматически становитесь при поддержке государства элитой страны. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и 75 комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" Правительству и органам исполнительной власти субъектов Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей с тремя и более детьми, включая создание необходимой инфраструктуры на предоставляемых земельных участках. За два года участки получили 119 тыс. семей, однако в большинстве случаев они не обеспечены необходимой инфраструктурой и располагаются вдали от "цивилизации". Но возможности такого хаотического выделения участков практически исчерпаны. 170 тыс. из 289 тыс. уже вставших на учет семей оказались в подвешенном состоянии, при том что многодетных семей в России более миллиона. Ю.В. Крупнов предлагает перейти к массовому проектированию и строительству на консолидированных земельных участках новых небольших малоэтажных поселений на 100 - 500 семей - своего рода городков демографического будущего. Он убежден, что решение стратегической государственной задачи в отношении многодетных семей лежит в плоскости создания федеральной сети таких поселений, которые позволили бы создать принципиально новые условия жизни: экологичное, экономичное жилье, основанное на современных энергосберегающих технологиях и обеспечивающее подрастающему поколению здоровую жизнь, не стесненную стенами современных квартир. Необходимые разработки и готовые технические решения имеются у Института демографии, миграции и регионального развития. При правильной организации со стороны государства абсолютно реалистично выйти на типовой дом в 100 кв. м стоимостью в 1 млн. рублей, до 70% которой могли бы оплатить сами семьи, и на типовой инфраструктурно оборудованный участок в 15 соток стоимостью менее 250 тыс. рублей. Необходимо создать все условия, чтобы люди переселялись из городов в деревни, поскольку города не воспроизводят себя, а перемалывают поколения для своих экономических нужд. Речь не об обязательном сельскохозяйственном производстве. Надо готовить людей к реэмиграции из города, ведь 76 промышленность уже не нуждается в большом количестве рабочих рук. Отметим, что городские семьи с детьми в индивидуальном порядке переезжают в сельскую местность.
5. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ. Сформулируем предложения, целью которых является совершенствование механизма правового регулирования социальной защиты семей с детьми для решения проблем, связанных с обеспечением достойного уровня жизни граждан и воспроизводства населения России. Представляется целесообразным разработать комплексную целевую программу социальной поддержки семей, в том числе многодетных, в которой следует предусмотреть не только
предоставление государственных пособий гражданам, имеющим детей, соответствующих необходимому уровню жизнеобеспечения, но и пути совершенствования трудоправового статуса беременных женщин и лиц, имеющих детей, дополнительные меры социальной защиты семьи в контексте развития пенсионного законодательства, гарантирование права на материнский (семейный) капитал, в том числе и после 2016 г., предоставление семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений, а также предоставление земельных участков многодетным семьям, усиление гарантий оказания бесплатной медицинской помощи матерям и детям (в том числе обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет), решение проблемы очередей в детские сады и ясельные учреждения. Среди предложений, направленных на создание эффективной модели правового регулирования социального обеспечения семей с детьми, можно выделить неотложные меры, не требующие существенных расходов из государственного бюджета и требующие дополнительных расходов, а также предложения рекомендательного характера. Неотложные меры по совершенствованию правового регулирования социальной защиты семьи, не требующие существенных расходов из бюджета Российской Федерации. 78 1. Для исключения коллизий в правоприменении требуется зафиксировать базовое для отрасли права социального обеспечения определение понятия семьи как совокупности лиц, связанных браком, родством, свойством, принятием детей на воспитание или совместно проживающих и ведущих общее хозяйство. На основе этой базовой дефиниции следует определить различные типы семьи - "многодетная семья" (имеющая трех и более детей), "молодая семья" (возраст супругов в молодой семье не превышает 35 лет), "неполная семья" (состоит из одного родителя и одного или более детей, в том числе усыновленных). 2. Для экономически активного населения в качестве государственного социального стандарта предлагается использовать стандарт экономической устойчивости семьи, предложенный экспертами Института экономики РАН (Ржаницыной Л.С. и др.). Этот показатель может применяться для поддержки семей не только с низким, но и средним уровнем доходов. Новый стандарт экономической устойчивости семьи, ориентированный на тех, кто преодолел планку прожиточного минимума, призван мотивировать семью на заработок и развитие. Введение этого стандарта позволит преодолеть иждивенческий подход к социальной политике, изменит целевые установки и ориентиры работодателя (который должен знать, что обеспечивает не только работника, но и его ребенка). 3. Из российского законодательства следует исключить гендерноасимметричные правовые нормы. Например, в Федеральном законе "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" надо предусмотреть возможность расходования средств капитала для формирования накопительной части пенсии отца ребенка, а не только матери ребенка. 4. Министерству здравоохранения РФ необходимо разработать приказ, утверждающий единый перечень медицинских показаний к предоставлению полноценного питания беременным женщинам, кормящим матерям и детям до трех лет, так как принятые в регионах нормативные правовые акты существенно 79 отличаются по объему и условиям предоставления питания при единстве системы здравоохранения страны. 5. Следует поддержать инициативу Самарской губернской Думы, которая предлагает внести изменения в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании", в соответствии с которыми за счет средств ОМС будут финансироваться аборты в случае их производства исключительно по медицинским показаниям. 6. Включение в программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи 2014 г. (и последующих лет) услуг по экстракорпоральному оплодотворению представляется, на наш взгляд, весьма спорным в условиях непроработанности законодательства о применении методов искусственной репродукции человека, приводящей зачастую к противоположным результатам (появлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.). В связи с этим предлагается ввести временный мораторий (до разработки законодательства о применении мер искусственной репродукции человека) на включение услуг по экстракорпоральному оплодотворению в программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. 7. Министерству труда и социальной защиты РФ целесообразно разработать приказ, утверждающий единый перечень получателей повышенного
размера ежемесячного пособия на детей, а также условий его получения на территории Российской Федерации. 8. Для укрепления института ответственного материнства и отцовства представляется необходимым в Семейном кодексе РФ предусмотреть минимальный размер алиментов на несовершеннолетних детей. Также возможно создание алиментного фонда. 9. При реализации права многодетных семей на предоставление земельного участка (в соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ) серьезной проблемой является отсутствие необходимой инфраструктуры, в связи с чем требуются 80 изменения земельного законодательства в части, касающейся коммунального сервитута в отношении земельных участков и земель, находящихся в муниципальной собственности, в том числе для обеспечения инженерной инфраструктурой. 10. Пособие женщинам, вставшим на медицинский учет в ранние сроки беременности (до 12 недель), в силу малозначительности предлагается либо отменить, либо дифференцировать в зависимости от времени постановки на учет в течение указанного периода, регулярности посещения врача, соблюдения предписанного режима труда, отдыха и питания, отказа от вредных привычек. 11. В статье 7 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" необходимо предусмотреть возможность расходования средств семейного капитала на лечение ребенка. 12. Рекомендуется законодательно предусмотреть обязанность родителей поделить приобретаемое с использованием средства материнского (семейного) капитала жилое помещение в равных долях между детьми, а контроль за выполнением этой обязанности возложить на Пенсионный фонд РФ. Неотложные меры по совершенствованию правового регулирования социальной защиты семьи, требующие дополнительных расходов. 1. Размер пособия по беременности и родам женщинам, имеющим страховой стаж менее шести месяцев, в том числе впервые ищущим работу, довести до уровня прожиточного минимума трудоспособного человека (а не выплачивать исходя из размера МРОТ). При этом можно возложить на работодателя обязанность компенсировать разницу между величиной пособия по беременности и родам и размером заработка работника за вычетом обязательных платежей (как в Германии). Такая доплата должна обеспечиваться работодателем в течение всего декретного отпуска. 2. Основной проблемой доступности дошкольного образования для всех категорий детей в настоящее время является дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях. В этой связи представляется возможным внести 81 изменения в Трудовой кодекс РФ, предусмотрев возможность лицам, воспитывающим детей в возрасте до трех лет, работать на условиях неполного (сокращенного) рабочего дня (не 8, а 5 часов в день) с сохранением при этом полного заработка. 3. Поддержать внесенный в Государственную Думу ФС РФ законопроект "О дополнительных мерах поддержки молодых семей": молодые родители смогут претендовать на получение льготного кредита (по ставке не более чем 5% годовых) на приобретение или строительство жилья. Также они смогут получить жилищную субсидию для погашения части долга и процентов по кредиту или социальной выплаты на улучшение жилищных условий. При этом важно установить запрет на изменение условий возврата льготного семейного кредита (как, например, в Англии). 4. В статье 94 ТК РФ закрепить предельную продолжительность ежедневной работы для беременных женщин, которая не должна превышать при 5-дневной 40-часовой рабочей неделе семи часов. 5. Включить в ТК РФ норму, обеспечивающую беременным женщинам оплачиваемые перерывы для отдыха. 6. Для женщин, работающих в тяжелых и вредных условиях труда, предусмотреть право на увеличенный отпуск по беременности и родам (как, например, в Финляндии - 155 рабочих дней). 7. Повысить размер единовременного пособия при рождении ребенка, с тем чтобы он компенсировал повышенные разовые расходы семьи, связанные с рождением ребенка. 8. На законодательном уровне закрепить право перевода беременных женщин на другую работу с сохранением заработной платы. Предложения рекомендательного характера. 1. Современные компенсационные выплаты семьям с детьми не возмещают последствий социальных рисков, а только сглаживают их. Законодателю необходимо учитывать особую природу этих пособий для адекватного 82 восстановления имущественного положения семей. В основе расчета размера государственных пособий должна быть их компенсаторная функция. 2. Поскольку в неблагополучных семьях денежные средства в виде социальных пособий не всегда расходуются на удовлетворение потребностей несовершеннолетних детей, представляется, что наибольшую эффективность социальной поддержки семьям с детьми можно достичь только путем сочетания денежной и натуральной форм обеспечения. 3. В научный и практический оборот следует ввести правовую категорию "социальные выплаты" для использования в качестве одного из системообразующих начал при кодификации законодательства о социальном обеспечении. Следует разграничить и определить видовую принадлежность каждой социальной выплаты. 4. Необходимо создать правовое поле для активизации социальной работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. Требуется должное правовое регулирование предоставления социальных услуг семье с детьми. 5. При изменении социально-обеспечительного законодательства недопустим отказ от достигнутого уровня гарантий прав граждан, желательна ориентация на более высокие стандарты социального обеспечения, сформулированные в нормах международного права. Актуален вопрос о ратификации Россией Конвенции МОТ N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения", Европейского кодекса о социальном обеспечении. 6. Меры государственной социальной помощи, направленные на борьбу с бедностью семей с детьми, должны быть
различны для трудоспособных граждан и граждан, которые в силу возраста или состояния здоровья не способны заработать средства к существованию. Малообеспеченным семьям в первую очередь необходимо предоставить доступ к социальным услугам, направленным на выведение семьи из трудной жизненной ситуации, переход на самообеспечение путем трудоустройства или развития семейного 83 предпринимательства. Дополнительные гарантии требуются семье в случае безработицы кормильца. 84