Файл: Курсовая работа по профессиональному модулю На тему Льготы и социальная поддержка многодетных семей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 798

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Начнем с того, что статус многодетной семьи, а также правовые, организационные и экономические основы ее социальной поддержки определяются Федеральным законом «О государственной поддержке многодетных семей». Этот закон гласит, что многодетной семьей является семья, имеющая в своем составе трех и более детей и воспитывающая их до восемнадцатилетнего возраста, а учащихся дневных отделений средних специальных или высших учебных заведений — до окончания ими обучения.

Учитываются также дети, проходящие срочную военную службу по призыву, — но не более чем до достижения ими возраста двадцати трех лет.

В состав многодетной семьи при регистрации включаются дети, находящиеся под опекой (попечительством).

При регистрации в составе многодетной семьи не учитываются: дети, в отношении которых родитель лишен родительских прав; дети, переданные на воспитание в детские дома и интернаты на полное государственное обеспечение.

Определение общих принципов и подходов к государственной политике в отношении многодетных семей не означает единой системы мер, которые должны устанавливаться в каждом регионе. Россия — страна двух демографических типов воспроизводства. Традиционная многодетность в регионах, с преобладанием сельского образа жизни, переводит проблему многодетных семей в разряд общих приоритетов социально-экономического развития данных территорий, обеспечения занятости, развития аграрного сектора экономики. В регионах с преобладанием малодетности как сложившегося типа воспроизводства, многодетные семьи должны стать приоритетной группы для системы социальной защиты.

Необходимо расширение и совершенствование социальной поддержки многодетных семей с детьми. Имеющие в нашем распоряжении данные позволили сделать вывод о том, что многодетные семьи представляют наиболее бедную категорию населения, поэтому целью политики в отношении таких семей является комплекс мер, повышающих для них доступность программ государственной социальной поддержки.

Вместе с тем, программы социальной поддержки семей с детьми не должны гарантировать полное содержание ребенка только за счет ресурсов социальной защиты, сохраняя за семьей ответственность за содержание детей, в том числе, когда их трое и более. Для целей гармонизации данной системы мер с содействием развитию моделей самообеспечения программы социальной поддержки многодетных семей целесообразно развивать на принципах «социального контракта», предусматривающего взаимные обязательства со стороны семьи и государства.


Поскольку семьи с 3 и более детьми отличаются самыми плохими жилищными условиями, материнский капитал может стать для них важным ресурсом повышения качества занимаемого жилья. Но, как уже отмечалось, в первую очередь они нуждаются в улучшении благоустройства жилья. Как показывает практика, многодетные семьи не могут становиться полноправными участниками ипотеки, но могут использовать материнский капитал для благоустройства имеющегося жилья, если речь идет об улучшении жилищных условий.

Основные функции семьи - это преемственность и передача социального опыта, социализация человека в обществе прежде всего. Нарушения в функционировании семьи, как социального института, пагубно сказывается на механизмах функционирования общества, нарушает социальную структуру общества. Современной семье требуется помощь общества и государства в восстановлении нормального функционирования семейных отношений. Наиболее уязвимыми являются многодетные семьи в связи с комплексом проблем, которые сопровождают эту семью на всех этапах ее развития. Многодетные семьи нуждаются в значительно более высоком уровне помощи, чем семьи, воспитывающие одного-двух детей. Причем, если сам факт наличия детей осложняет положение семьи и повышает риск ее малообеспеченности, то наличие такого числа детей, которое в современной социальной обстановке может расцениваться как отклонение, детерминирующее повышенный уровень социальной уязвимости семьи, ставит их в особо сложную социальную ситуацию, обусловленную материальными и жилищными трудностями, психологическими проблемами, неадекватной оценкой общественного мнения.

Социальная работа с многодетной семьей включает в себя реализацию таких технологий как социальная диагностика, социально-педагогический патронаж, социальное консультирование, социальная адаптация и социальная профилактика.

Эмпирическую базу исследования составляют: Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 134-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"; Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 N 1119-р "Об утверждении комплекса мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей" после принятия проекта Федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса РФ, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Распоряжения Правительства РФ от 26 июля 2012 г. N 1354-р (утр. силу), от 1 ноября 2013 г. N 2034-р, от 3 ноября 2014 г. N 2196-р.; Закон Ненецкого автономного округа от 01.07.2011 N 36-ОЗ (в ред. от 26.05.2014) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"; Постановление Кабинета министров Республики Адыгея от 22.03.2011 N 43 "О Порядке бесплатного предоставления в собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Адыгея, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в столице Республики Адыгея - городе Майкопе"; Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 11.03.2002 N 68 (в ред. от 14.02.2014) "О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан "О государственной поддержке многодетных семей в Республике Башкортостан"; Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.05.2008 N 326 (в ред. от 11.06.2013) "О внесении изменений в Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.12.2007 N 732 "О мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий"; 11 Постановление Правительства Пермского края от 12.08.2010 N 487-п "Об утверждении Порядка предоставления выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения многодетным семьям, имеющим шесть и более детей в возрасте до 18 лет, нуждающимся в улучшении жилищных условий, и формы жилищного сертификата на предоставление выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения"; Постановление Правительства СанктПетербурга от 28.03.2006 N 312 (в ред. от 18.06.2013) "О порядке и условиях предоставления гражданам безвозмездных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений и порядке предоставления единовременных денежных выплат на приобретение или строительство жилых помещений"; Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО – Югры от 14 января 2008 г. № 4-п "Об утверждении Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан"; Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13 октября 2011 № 371-п "О назначении и выплате пособий, ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей, единовременного пособия супругам в связи с юбилеем их совместной жизни, выдаче удостоверения и предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям"; Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09 октября 2013 года № 421-п "О государственной программе ХантыМансийского автономного округа –Югры "Социальная поддержка жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014-2020 годы"; Приказ Министерства социальной защиты Сахалинской области от 17.10.2013 N 117-н (в ред. от 08.05.2014) "Об утверждении Правил предоставления единовременной социальной выплаты многодетным семьям на приобретение жилого помещения или расходов на его строительство на территории Сахалинской области"; Указ губернатора Ивановской области от 26 февраля 2004 г. N 19-уг (ред. от 27 октября 2011 г.) // СЗ Ивановской области. 15 марта 2004 – N 5 (239); 8 ноября 2011 – N 43 12 (562); Конституция Финляндии (Финляндской республики) от 11 июня 1999 г. (1999/731) // www.constitution.garant.ru/D0C_3864909.htm.



Структура работы – работа состоит из введения, пяти глав, семи параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.

1. НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ.

1.1 Понятие многодетной семьи.

Потребность в благах социального обеспечения зависит от количества в семье детей, их возраста, соотношения взрослых и несовершеннолетних членов семьи. Особую социальную группу представляют многодетные семьи. Представление о том, какие семьи являются многодетными в связи с постоянным сокращением рождаемости, не остается неизменным. В настоящее время в России таковыми признаются семьи с тремя и более детьми. Из всех семей с детьми 65,2% составляют однодетные семьи (70% - в городах и 52,2% - на селе), а многодетные - лишь 6,6%. При этом в многодетных семьях воспитывается 15,7% всех детей в стране (10,6% детей в городах и 16,8% детей в сельской местности). Уровень многодетности очень различается по регионам страны. По субъектам Российской Федерации число многодетных семей (от общего числа домохозяйств) достаточно велико: от 53,4% в Республике Ингушетия до 1% - в Санкт-Петербурге. Можно говорить о наличии в России (как ранее в СССР) двух типов воспроизводства населения: традиционной патриархальной многодетности (особенно в республиках Северного Кавказа) и постиндустриального типа - с распространением одно-, двухдетных семей в большинстве территорий России. Все исследования подтверждают высокие риски и глубину бедности многодетных семей. Она объясняется не только высокой иждивенческой нагрузкой, но и низкими заработками - 48% семей имеют в своем составе работников с заработной платой ниже прожиточного минимума; низким уровнем 14 экономической активности трудоспособных - в 31% семей есть лица трудоспособного возраста, которые не работают и не ищут работу. В значительной степени это вызвано необходимостью ухода за детьми, но также и отсутствием гибких форм занятости на рынке труда; высоким уровнем безработицы - 7% семей имеют в своем составе неработающих трудоспособных, которые ищут работу. Уязвимость членов многодетных семей на рынке труда во многом порождена их относительно низким образовательным уровнем. По профессиональной подготовке члены семей с тремя детьми заметно уступают членам малодетных семей, а представители семей с четырьмя и более детьми отличаются настолько сильно, что есть основания говорить о большинстве этих семей как об особой группе. В целом для многодетных российских семей характерно неполноценное и несбалансированное питание. Уровень благоустройства жилищ многодетных семей является низким. Около 60% из них можно отнести к категории "без удобств", поскольку в них нет центрального отопления или водопровода (не говоря уже о канализации и горячем водоснабжении). Наиболее массовым видом социальной поддержки бедных семей является ежемесячное пособие на детей в возрасте 16 (18) лет. Получателями данного пособия являются 77% семей с четырьмя и более детьми и 81% неполных многодетных семей. Анализ региональной социальной поддержки многодетных семей и ее динамики в последние несколько лет позволил условно выделить три разных ее типа: слабую, среднюю и высокую социальную защищенность. К 1-му типу регионов отнесено 11 субъектов Федерации, среди которых только один является регионом-донором федерального бюджета (Ямало-Ненецкий АО). Остальные - это в основном аграрные территории высокой многодетности и низких финансовых возможностей региональных бюджетов. Наибольшее число регионов (65 субъектов РФ) относится ко 2-му типу. Здесь представлены все федеральные округа, в данную группу попало 11 регионов-доноров федерального бюджета. Самая высокая "концентрация" регионов-доноров федерального бюджета (шесть из девяти) оказалась в группе регионов 3-го типа - с высоким уровнем социальной защищенности многодетных семей. К ним относятся: города Москва и Санкт-Петербург; Московская, Тверская, Калининградская, Тюменская области; республики Татарстан, Башкортостан и Мордовия. Таким образом, с переходом социальной поддержки больших семей на региональный уровень она весьма сильно зависит от их места жительства. Таким образом, многодетные семьи, особенно большие, по многим параметрам резко отличаются от малодетных. Если речь идет о сознательной многодетности, предрасположенности
супругов к созданию большой семьи, в том числе и по религиозным мотивам, в такой семье, несмотря на все материальные трудности, в системе ценностей дети стоят на первом месте. На основании недавнего исследования, потребность в средне- и многодетности присуща примерно пятой части семейного населения, однако ее реализация в России в два с лишним раза ниже, чем в европейских странах, у нас семей с тремя и более детьми около 6%, тогда как в Западной Европе 12 - 15% . Из сказанного следует вывод, что рождение одного-двух детей для одних семей полностью удовлетворяет их потребность в детях, а для других - лишь частично. Очевидно, что и в ближайшей, и в отдаленной перспективе массовой останется семья с одним - двумя детьми при сохранении определенной, относительно небольшой доли многодетных семей. Учитывая это, необходимо еще раз обратить внимание на многодетные семьи как на особо нуждающиеся в социальной поддержке. Для многодетных семей должен быть создан режим наибольшего благоприятствования. Совсем недавно вновь введены награды в связи с многодетностью. Обращает на себя внимание скоропалительность и непоследовательность соответствующих указов Президента РФ. Указом Президента РФ от 13 мая 2008 г. N 775 в целях поощрения граждан Российской Федерации за большие заслуги в укреплении института семьи и воспитании детей учрежден орден "Родительская слава" и предусмотрено, что награжденным родителям (усыновителям) вручается один орден и одна грамота о награждении, каждому награжденному вручаются удостоверение к ордену и его миниатюрная копия для ношения на костюме. Установлено, что одному из награжденных родителей (усыновителей) выплачивается единовременное денежное поощрение в размере 50 тыс. руб. в порядке, определяемом Правительством РФ. Органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано устанавливать для лиц, награжденных орденом "Родительская слава", дополнительные меры социальной поддержки. Согласно первоначально утвержденному Указом Статуту ордена "Родительская слава" им награждались родители (усыновители), состоящие в браке, заключенном в органах ЗАГС, либо в случае неполной семьи один из родителей (усыновителей), которые воспитывают и (или) воспитали четверых и более детей - граждан Российской Федерации, образуют социально ответственную семью, ведут здоровый образ жизни, обеспечивают надлежащий уровень заботы о здоровье, образовании, физическом, духовном и нравственном развитии детей, полное и гармоничное развитие их личности, подают пример в укреплении института семьи и воспитании детей. Награждение могло производиться по достижении четвертым ребенком возраста трех лет и при наличии в живых остальных детей, за следующим исключением: учитываются дети, погибшие или пропавшие без вести при защите Отечества или его интересов, при исполнении воинского, служебного или гражданского долга, умершие вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при указанных обстоятельствах, либо вследствие трудового увечья или профессионального заболевания. Награждение усыновителей производилось при условии достойного воспитания и содержания усыновленных (удочеренных) детей в течение не менее пяти лет. Однако уже в 2010 г. был утвержден новый Статут ордена, согласно которому им награждаются родители (усыновители) либо один из родителей (усыновителей), которые воспитывают или воспитали семерых и более детей. Таким образом, в постсоветское время вновь признано целесообразным поощрять многодетность специальными государственными наградами: на новой - равноправной - основе вручать такую награду обоим родителями не за рождение, а за воспитание детей. Хотя в нормативных правовых актах выделяются лишь усыновленные дети, на практике награждение производится также и за воспитание приемных детей. Между тем, если сравнить размеры пособий на российских детей с аналогичными пособиями в некоторых европейских государствах, то результат будет удручающим. Например, в Швеции пособие, выплачиваемое при рождении ребенка, составляет 45 тыс. дол. В Бельгии размер пособия зависит, в частности, от профессионального статуса родителей и численности детей в семье. Так, ежемесячное пособие на первого ребенка работника по найму составляет 2451, а самозанятого - 714 бельгийских франков. На второго и последующих детей сумма пособия одинакова для всех семей - 4535 и 6799 бельгийских франков соответственно. В России на учете органов социальной защиты населения состоит более 1 млн. многодетных семей. Такое малое их число среди получателей пособий означает только то, что подавляющее большинство многодетных семей получают на каждого ребенка такое же пособие, как и обычные семьи с детьми, то есть в недопустимо низком размере. В Докладе также отмечается, что пособия выплачиваются на 40,5% детей к общему их числу. Это означает, что таков удельный вес семей с доходами ниже прожиточного минимума. В некоторых субъектах РФ установлены региональные единовременные пособия, выплачиваемые дополнительно к федеральному единовременному пособию при рождении ребенка. Их размер дифференцирован в зависимости от очередности рождения ребенка. В Рязанской области при рождении третьего и последующих детей выплачивается 5 тыс. руб.; во Владимирской - 6,6 тыс.; в Тюменской - 10 тыс.; в Новосибирской - 18 тыс.; в Московской - 30 тыс. В ЯмалоНенецком автономном округе размер пособия варьируется от 7 тыс. руб. при рождении третьего ребенка до 15 тыс. руб. при рождении пятого и последующих детей. В Республике Ингушетия при рождении одновременно трех и более детей единовременно выплачивается 50 тыс. руб., в Республике Дагестан - 100 тыс. руб. В ряде субъектов РФ осуществляются выплаты многодетным семьям на детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, а также обеспечиваются бесплатное питание в общеобразовательных учреждениях и бесплатное лекарственное обеспечение по рецептам врача. В большинстве случаев многодетной считается семья, имеющая трех и более детей в возрасте до 18 лет включительно. Так, согласно Указу губернатора Ивановской области 26 февраля 2004 г. N 19-уг "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" многодетной является семья, в составе которой имеются трое и более детей в возрасте до 18 лет. Для отнесения


семьи к многодетной в ее состав включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети, в том числе усыновленные, пасынки, падчерицы, а также несовершеннолетние, находящиеся под опекой (попечительством) членов данной семьи или переданные в нее на воспитание. В число детей, учитываемых в составе семьи для признания ее многодетной, не 19 включаются дети, находящиеся на полном государственном обеспечении, за исключением детей, обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья. В Республике Адыгея многодетной также считается семья, имеющая на содержании и воспитании троих и более детей в возрасте до 18 лет. При отнесении семьи к категории многодетных не учитываются дети: находящиеся на воспитании в детских учреждениях на полном государственном обеспечении; проживающие под опекой (попечительством) в другой семье; в отношении которых родители лишены родительских прав либо ограничены в родительских правах; которые приобрели дееспособность в соответствии с федеральным законодательством; проживающие с другим родителем, усыновителем (в случае раздельного проживания родителей, усыновителей). Иначе понимается многодетность в Москве. С 1 июля 2008 г. многодетной считается та московская семья, в которой родились и (или) воспитываются трое и более детей (включая усыновленных, а также пасынков и падчериц) до исполнения младшему ребенку возраста 16 лет (обучающемуся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, - до 18 лет). В целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 было предложено установить для многодетных семей (подп. "б" п. 1): - скидку в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории; 20 - бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до шести лет; - бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси)), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ; - прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь; - бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений; - бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств; - один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок. Предписано также: (подп. "в" п. 1) оказывать необходимую помощь многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры, обеспечивать выделение для этих целей земельных участков, а также предоставлять льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения от налога на определенный срок либо понижения ставок налога; предоставлять безвозмездную материальную помощь либо беспроцентные ссуды для возмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; предусматривать полное или частичное освобождение от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;