Файл: Курсовая работа по профессиональному модулю На тему Льготы и социальная поддержка многодетных семей.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 796
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(подп. "г" п. 1) обеспечить первоочередное выделение для многодетных семей садово-огородных участков; (подп. "д" п. 1) содействовать предоставлению многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья; (подп. "е" п. 1) при разработке региональных программ занятости учитывать необходимость трудоустройства многодетных родителей, возможность их работы на условиях применения гибких форм труда (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому, временная работа и т.д.); обеспечивать организацию их обучения и переобучения с учетом потребностей экономики региона. Правительству РФ было предписано проводить регулярные обследования уровня жизни и доходов малообеспеченных групп населения, включая многодетные семьи, в целях осуществления мероприятий по оказанию им необходимой социальной поддержки. Хотя для многодетных семей получение установленных Указом льгот имеет особо важное значение, так как позволяет направить больше денежных средств на содержание детей, вопрос финансирования этих льгот должным образом не урегулирован. Фактически единственным нормативным актом по этому вопросу является совместное письмо Минфина России и Минсоцзащиты России от 29 июня 1992 г. N 51/1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей". Им было предусмотрено, что дополнительные затраты, возникающие при реализации мероприятий, указанных в подп. "б" п. 1 Указа, финансирование которых не учитывалось при формировании бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, производятся: 1) за счет средств территориальных фондов социальной поддержки населения - на бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, 22 для детей в возрасте до шести лет; бесплатное посещение музеев, парков культуры и отдыха и выставок; 2) за счет средств местных бюджетов - скидки на плату за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости приобретаемого топлива; бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий, кроме такси), а также автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ. Отметим, что Государственной Думой предпринималась попытка принять федеральный закон взамен названного выше Указа Президента РФ . Согласно законопроекту многодетной признавалась семья, в составе которой есть трое и более детей в возрасте до 18 лет. В законопроекте были отражены положения Указа Президента РФ 1992 г. с учетом изменений в законодательстве, происшедших после его принятия. По мнению разработчиков проекта, он был призван способствовать улучшению общей демографической ситуации, законодательному признанию в качестве общественно полезной деятельности по
воспитанию детей в многодетных семьях, обеспечению условий для полноценного воспитания и развития детей в таких семьях. Статья 4 проекта закрепляла положение о том, что уход за детьми и их воспитание в многодетных семьях относятся к общественно полезной деятельности. Условия включения определенного периода ухода за детьми и их воспитания в многодетной семье в общий трудовой стаж одного из многодетных родителей устанавливаются пенсионным законодательством РФ. Скидки по оплате коммунальных услуг, бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей детей в возрасте до шести лет, бесплатный проезд детей из многодетных семей - учащихся, бесплатное питание (завтраки и обеды) учащихся образовательных учреждений, бесплатное обеспечение школьной и спортивной формой, согласно законопроекту, должны были предоставляться, если 23 среднедушевой доход многодетной семьи не превышал величину прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ. Современная многодетность в России - явление редкое, если не сказать уникальное. В нашей стране лишь около 6% семей имеет трех и более детей. При этом в структуре российской многодетности 75% составляют семьи с тремя детьми и только 7,7% - с пятью и более детьми. Между тем государство продолжает игнорировать проблему, исповедуя политику полумер и невмешательства в процесс вымирания института многодетности. Меры государственной помощи многодетным семьям нельзя считать адекватными. На фоне общей картины материального неблагополучия таких семей крайне неэффективной выглядит система государственных пособий. Проблема несоответствия размеров пособий их целевому назначению характерна для всех семей с детьми, но особенно болезненна она для многодетных. Пособия не могут рассматриваться как реальное подспорье в расходах на содержание, обучение, лечение, развитие. Относительно реализации немонетарных льгот рекомендательного характера вообще говорить не приходится. Все, что обещано государством, но записано в виде формулировок "помощь в выделении" и "содействие в предоставлении", на практике не срабатывает, поэтому выделение многодетным семьям земельных участков, предоставление беспроцентных ссуд, льготных кредитов и т.п. фактически не происходит. Более половины льгот для многодетных семей существует только на бумаге и поставлено в прямую зависимость от состояния платежеспособности бюджетов субъектов РФ. Подобное положение вещей не позволяет в надлежащей мере реализовать права детей из многодетных семей на приемлемые условия содержания, воспитания, обеспечения интересов и всестороннего развития.1 1 Герасимов В.Н. Проблемы современных многодетных семей в России: сравнительный анализ с законодательством стран ЕС // Российская юстиция. – 2011. – N 2. – C. 58. 24 В.Н. Герасимов сопоставляет систему социальной поддержки многодетных семей в России и в зарубежных странах. В целом эта система включает монетарные и немонетарные льготы. Различие заключается в их количестве и в императивном характере предоставления, что выгодно отличает данные системы от отечественного варианта. Например, в Германии приняты Закон "О подоходном налоге" и Федеральный закон "О детских пособиях", закрепляющие право на получение дополнительного налогового бонуса многодетными семьями за рождение каждого ребенка, право на получение детского пособия. На каждого ребенка в возрасте до двух лет мать получает по 300 евро в месяц. Помимо этого установлены пособия в размере 179 евро на каждого ребенка, если их в семье три или более. Это пособие выплачивается до 27 лет, если "ребенок" живет с родителями и не трудоустроен. Социальная поддержка детей из многодетных семей в германском законодательстве дифференцирована по возрастам. Детям дошкольного возраста оплачиваются книги с картинками, небольшой набор игрушек, трехколесный велосипед. При поступлении ребенка в школу выделяются средства на покупку портфеля, школьно-письменных принадлежностей, ежегодно бесплатно выдаются учебники, оплачивается спортивная форма. Кроме того, семьи с тремя и более детьми имеют право на ежегодную бесплатную путевку для всех в санаторий или дом отдыха. 1 Согласно федеральному законодательству Швеции на каждого ребенка из многодетной семьи назначается пособие, размер которого возрастает с рождением очередного ребенка. Если заработная плата родителей ниже величины прожиточного минимума, многодетной семье назначается дополнительное пособие для оплаты жилья, услуг детских дошкольных учреждений или специальных продуктов питания.2 В Финляндии для новорожденных предоставляется большой пакет необходимых предметов для первого года жизни, стоимость которого составляет 1 Социальная помощь в Германии // www.germanyhelp.pisem.net. 2 Социальное страхование в Швеции и других северных странах // www.rurik.se. 25 около 100 евро. В дальнейшем государством оказывается финансовая помощь на приобретение школьных принадлежностей, организацию летнего отдыха, дополнительные образовательные услуги. 1 По мнению В.Н. Герасимова, в современных социально-экономических условиях наиболее реальным является развитие системы немонетарных видов поддержки многодетных семей, например в форме "социального детского пакета", персонифицированного предоставления набора необходимой одежды и обуви в зависимости от возраста, талонов на продукты питания, наборов школьно-письменных принадлежностей и учебников, путевок на летний отдых и оздоровление для всей семьи, первоочередного устройства и бесплатного посещения дошкольного и школьного образовательного учреждения, учреждений дополнительного образования. Автор полагает, что подобный "социальный детский пакет" мог бы предоставляться за счет соответствующих предприятий - производителей товаров и услуг, которые должны иметь от государства преференции, выражающиеся в налоговых льготах и в праве на первоочередное предоставление государственных заказов. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в налоговое законодательство и в законодательство, регулирующее отношения по предоставлению государственных контрактов. Еще одной мерой в защите прав детей из многодетных семей на обеспечение надлежащего уровня жизни должно стать увеличение налоговых льгот. Во Франции каждый следующий ребенок уменьшает налогооблагаемую базу родителей, так что семьи с четырьмя детьми практически не платят налогов. Эта льгота предоставляется всем многодетным семьям, невзирая на их достаток. В.Н. Герасимов считает целесообразным "разработать систему налогового льготирования многодетных семей в зависимости от количества детей, чтобы каждая семья, воспитывающая более четырех детей, была освобождена от уплаты налогов". 1 Конституция Финляндии (Финляндской республики) от 11 июня 1999 г. (1999/731) // www.constitution.garant.ru/D0C_3864909.htm. 26 По обоснованному мнению того же автора необходима специальная адресная Федеральная целевая программа "Жилище для многодетных семей", которая могла бы включать в себя комплекс взаимосвязанных мер, в том числе не только строительство муниципального жилья, но и компенсацию расходов на квартирную плату, программу обмена жилья в случае увеличения числа детей. Подобный опыт имеется за рубежом. Так, например, в Швеции государство субсидирует многодетные семьи, чтобы отчасти компенсировать им расходы на квартирную плату. В связи с рождением
ребенка и при смене жилой площади на большую, семьям с низкими доходами предоставляется дополнительное пособие, призванное компенсировать возросшие жилищные расходы. Размер государственной субсидии тем больше, чем больше в семье детей. Жилищные пособия для семей с детьми составляют: 600 крон в месяц для семей с одним ребенком, 900 крон - если двое детей, и 1200 крон, если в семье трое детей. Этот вид пособия получает около 30% шведских семей. 1 Как считает ректор Байкальского государственного университета экономики и права, профессор М. Винокуров, к социальной справедливости и сокращению разрыва в доходах богатых и бедных можно идти двумя путями: ограничивая доходы богатых и адресно помогая бедным. Второй путь более эффективный. "Мы озабочены плачевной демографической ситуацией в стране. Народ вымирает. Давайте введем плату матерям за каждого ребенка, и не отсроченную на три года, а сразу - ежемесячно. Сумму выплат дифференцировать: за одного ребенка - минимальная; за второго - значительно выше; за третьего - на уровне средней зарплаты по региону (а не по стране); за четвертого - выделение бесплатной квартиры; за пятого - выделение отдельного дома, коттеджа и т.д. Решая глобальную задачу по увеличению народонаселения России, перераспределяем налог на роскошь... адресно, малообеспеченным". Он предлагает также восстановить бесплатные (социальные) детские дошкольные 1 Антюшина Н.М. Шведская система местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. – 2007. – N 10. – C. 37. 27 учреждения для малообеспеченных, охватить всех детей в возрасте до 12 лет бесплатным санаторным лечением и отдыхом. И это не разорит государство, ибо, по мнению автора, эти траты не идут ни в какое сравнение с теми потерями в бюджете, которые мы имеем. По мнению некоторых специалистов, определение общих принципов и подходов к государственной политике в отношении многодетных семей не означает, что в каждом регионе должна устанавливаться единая система мер. Они полагают, что традиционная многодетность в регионах с преобладанием сельского образа жизни переводит проблему многодетных семей в разряд общих приоритетов социально-экономического развития данных территорий, обеспечения занятости, развития аграрного сектора экономики. В тех же регионах, где преобладает малодетность как сложившийся тип воспроизводства, многодетные семьи должны стать приоритетной группой для системы социальной защиты. При этом необходима одновременная реализация двух направлений государственной политики в отношении многодетных семей: политика стимулирования большей активности со стороны семьи в самообеспечении и политика социальной поддержки детей в этих семьях. Если второе направление имеет уже свою историю и законодательную базу, то первое до сих пор не получило должного развития ни на федеральном, ни на региональном и местном уровнях. В городской местности расширению возможностей для самообеспечения могли бы способствовать: - развитие некоммерческих организаций, содействующих: трудоустройству многодетных родителей и их гражданскому объединению; выработке и распространению лучших практик решения специфических проблем многодетных семей; - объединение усилий служб занятости и социальной защиты в трудоустройстве безработных многодетных родителей в рамках реализации социального контракта. Для лиц с ограниченным трудовым потенциалом 28 наиболее эффективной видится следующая схема поддержки, стимулирующая экономическую активность: условием предоставления определенного денежного пособия через систему социальной защиты является некоторая приемлемая форма занятости на низкооплачиваемых работах; - преференции безработным и молодежи из многодетных семей в активных программах занятости. В сельской местности развитие возможностей самообеспечения в первую очередь связано с расширением доступности кредитных и лизинговых схем для личных подсобных хозяйств. Товарному развитию личного подсобного хозяйства будет способствовать укрепление институтов кооперации мелких сельскохозяйственных производителей. Крайне необходимо и второе направление - расширение и совершенствование социальной поддержки детей из многодетных семей. Тот факт, что многодетные семьи отличаются несбалансированным питанием, заставляет вернуться к предложениям о введении системы специальных продуктовых талонов или сертификатов, позволяющих им приобретать определенные продукты питания в специальных торговых учреждениях по более низким ценам или бесплатно. На региональном уровне все формы поддержки должны быть сведены в один закон и предусматривать определенную гибкость в распределении ресурсов, как по времени, так и по используемым формам помощи. Семьи с тремя и более детьми отличаются самыми плохими жилищными условиями. Практически все многодетные семьи не смогут стать полноправными участниками ипотеки, но могли бы использовать материнский капитал для благоустройства имеющегося жилья. В связи с этим Пенсионный фонд как распорядитель данного капитала вряд ли справится с административными процедурами входа многодетных семей в программу использования материнского капитала. Лучшими практиками работы с уязвимыми группами владеют органы социальной защиты. 29 Представляется целесообразным развитие государственного института социальных уполномоченных, информирующих население о существующих социальных программах и помогающих подготовить и собрать необходимые документы. Ряд регионов, например Томская область, уже используют такую форму работы, и она себя оправдывает.
1.2 Нормативно – правовая основа социальных пособий и льгот для многодетных семей в Российской Федерации.
С 1 января 2013 г. в некоторых регионах введен новый вид социального обеспечения демографической направленности. Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" субъектам РФ рекомендовано установить семьям, нуждающимся в поддержке, ежемесячную денежную выплату в размере регионального прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей, до достижения ребенком возраста трех лет. Правительству РФ было предписано осуществлять софинансирование за счет федерального бюджета расходных обязательств, но лишь тех субъектов РФ, в которых величина суммарного коэффициента рождаемости ниже средней по России. В соответствии с требованием вышеназванного Указа Правительство РФ ежегодно определяет перечень регионов, в отношении которых будет осуществляться софинансирование в предстоящем году, а также объем необходимых для этого средств. Такие средства должны были составить в 2013 г. до 90% от требуемых с постепенным увеличением к 2018 г. собственных региональных средств до 50%. В Перечень 2012 г. было включено 50 регионов, в Перечень 2013 г. дополнительно вошла Карачаево-Черкесская Республика, а в Перечень 2014 г. включены также Республика Крым и город Севастополь. Некоторые отсутствующие в перечнях регионы приняли нормативные акты о ежемесячной выплате на детей в возрасте 30 до трех лет без расчета на финансовую поддержку центра - на своих условиях и в размерах, отличающихся от установленных названным Указом. Семьи и дети в разных регионах страны, таким образом, неправомерно оказались в неравных условиях не только в зависимости от даты рождения ребенка, но и от демографической обстановки в конкретной местности, что, по нашему мнению, также не согласуется как со ст. 19 Конституции РФ, так и с теорией права социального обеспечения. В силу установленных Указом требований на поддержку центра не могут претендовать регионы с более высокой рождаемостью, обусловленной национальными и религиозными факторами. При этом многодетные семьи граждан той же национальности и (или) религиозной принадлежности, проживающие в регионах с низкой рождаемостью, такой поддержкой обеспечиваются. На наш взгляд, данная выплата крайне необходима женщинам и детям. Она должна производиться всем семьям на третьего и последующих детей указанного возраста, независимо от даты их рождения и региона проживания, а также без проверки нуждаемости семьи. 1 Приведенные данные о материальном положении семей, имеющих детей, особенно семей многодетных, неполных, с