Файл: Курсовая работа по профессиональному модулю На тему Льготы и социальная поддержка многодетных семей.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 799
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, оздоровления и обратно, (заявление); единовременное пособие при рождении третьего и последующих детей – 15 000 руб. (пособие устанавливается одному из родителей (законных представителей), являющемуся гражданином РФ, постоянно проживающему на территории ХМАО - Югры не менее десяти лет, на проживающего совместно с ним ребенка, (форма 102); ежемесячное пособие многодетным семьям – 527 руб. (пособие устанавливается одному из родителей, являющемуся гражданином РФ, постоянно проживающему в ХМАО –Югре, на проживающего совместно с ним ребенка, (форма 103); ежемесячная денежная выплата в случае рождения третьего ребенка или последующих детей – 895 руб. (пособие устанавливается одному из родителей, являющемуся гражданином РФ, постоянно проживающему в ХМАО –Югре, на проживающего совместно с ним ребенка, (заявление); ежемесячная денежная выплата при рождении третьего и последующих детей (с рождения до трех лет) – 13 611 руб. 41 Несмотря на широкий спектр предусмотренных Указом льгот, меры государственной помощи многодетным семьям, как обоснованно пишет В.Н. Герасимов, нельзя считать адекватными. Относительно реализации немонетарных льгот рекомендательного характера вообще говорить не приходится. Все, что обещано государством, но записано в виде формулировок "помощь в выделении" и "содействие в предоставлении", на практике не срабатывает, поэтому предоставление беспроцентных ссуд, льготных кредитов и т.п. фактически не происходит. Более половины льгот существует только на бумаге и поставлено в прямую зависимость от состояния платежеспособности бюджетов субъектов РФ. Такое положение вещей не позволяет в надлежащей мере реализовать права детей из многодетных семей на приемлемые условия содержания, воспитания и всестороннего развития. В связи с большими масштабами социального сиротства сегодня активно создаются приемные семьи. Дети в них воспитываются на основании договора за вознаграждение и с предоставлением приемным родителям средств на их содержание, сопоставимых или по крайней мере соотносимых со средствами, выделяемыми на эти цели в детских домах. Социальное обеспечение приемных детей болезненно воспринимается многодетными семьями, лишенными подобных преференций. Известны случаи обращения граждан с просьбами о лишении их родительских прав в отношении родных детей и передаче последних под опеку родственников, которые могли бы получать на их содержание опекунское пособие или средства, предоставляемые приемным родителям. Как пишет Л.В. Сотникова, с 1 января 2007 г. на федеральном уровне был установлен базовый (минимальный) размер средств,
выплачиваемых на каждого ребенка, находящегося под опекой (попечительством) или в приемной семье - 4 тыс. руб. в месяц. Ежемесячное же пособие на родного ребенка, не имеющее никакого норматива, составляло от 70 до 250 руб. в зависимости от региона. Автор обоснованно полагает, что на федеральном уровне следовало бы установить 42 минимальный размер такого пособия . Очевидно, минимальный размер пособия в большей мере должен соотноситься с потребностями детей.
2.2 Правовое регулирование назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка.
Из восьми видов государственных пособий для граждан, имеющих детей, установленных на федеральном уровне, полную самостоятельность органы государственной власти субъектов Российской Федерации получили при назначении, индексации и выплате ежемесячного пособия на ребенка.
С вступлением в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) вопросы установления порядка, размеров и условий выплаты ежемесячного пособия на ребенка отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, а финансовое обеспечение - к расходным обязательствам региональных бюджетов. При этом согласно ч. 2 ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ размеры и условия выплаты пособий, вновь устанавливаемые органами государственной власти субъектов РФ, не могут быть ниже размеров и условий, предоставлявшихся на федеральном уровне по состоянию на 31 декабря 2004 г. Практика регулятивного воздействия в вопросе установления ежемесячных пособий на детей в региональном законодательстве показала различные подходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 1. Различия в форме и названиях нормативных правовых актов, закрепляющих детские государственные пособия. Так, большинство регионов приняли отдельные законы субъектов Российской Федерации "О ежемесячном пособии гражданам, имеющим детей". Некоторые субъекты приняли подзаконные акты - указы (постановления) губернаторов или постановления правительств (администраций). 43 Отсутствие единого подхода при закреплении ежемесячных пособий на ребенка субъектами Российской Федерации свидетельствует о разноуровневом подходе к существу устанавливаемых прав. 2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право устанавливать повышенный размер ежемесячных пособий на ребенка. Субъекты Российской Федерации произвольно подходят к установлению круга лиц, имеющих право на повышенный размер пособий. Так, в Еврейской автономной области, Иркутской и Оренбургской областях и др. ежемесячное пособие на ребенка в повышенном размере назначается и выплачивается: 1) на ребенка одинокой матери; 2) на ребенка, родители которого уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, когда взыскание алиментов невозможно; 3) на ребенка из многодетной семьи, который не посещает общеобразовательное учреждение по возрасту, а также на ребенка из многодетной семьи, обучающегося на дому на основании заключения центральной или территориальной психолого-медико-педагогической комиссии; 4) на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Приведенный перечень получателей повышенного размера ежемесячного детского пособия закреплен в большинстве субъектов Российской Федерации. Вместе с тем по необъяснимым причинам в некоторых субъектах он может быть изменен. Например, в Новгородской и Иркутской областях из этого перечня исключены дети из многодетных семей. В Нижегородской области повышенное ежемесячное пособие устанавливается для совершенно другого перечня получателей - на ребенка-инвалида из многодетной семьи и ребенка-инвалида одинокой матери. В Ханты-Мансийском автономном округе повышенный размер пособий распространяется на детей, потерявших кормильца; на детей-инвалидов; на
ребенка от полутора до трех лет; на ребенка от трех до четырех лет; на детей из многодетной семьи. В Республике Мордовия право на повышенное ежемесячное пособие предусмотрено для традиционного перечня получателей повышенного 44 детского пособия. Однако в Постановлении Правительства Республики Мордовия дополнительно указан целый комплекс условий, которые должны быть выполнены, для получения повышенного размера пособия на детей. Особо перечислены случаи, когда назначается и выплачивается ежемесячное пособие на ребенка в повышенном размере на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, когда взыскание алиментов невозможно. Таким образом, определенный круг граждан, имеющих детей, может быть лишен права на повышенный размер детского пособия. 3. Установленный размер ежемесячного пособия на ребенка обусловлен объемом средств, который каждый субъект Российской Федерации может позволить выделить из регионального бюджета на выплату ежемесячного пособия на ребенка. 45
3. ПРАКТИКА, НАЗНАЧЕНИЕ ПОСОБИЙ И ЛЬГОТ, СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ.
3.1 Концепция демографической политики до 2025 г
. В последние годы внимание к социальному обеспечению многодетных семей заметно усилилось в связи с официальным признанием демографического кризиса. Российская Федерация по численности населения находится сегодня на 7-м месте в мире (после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистана), располагая при этом самой большой территорией. В условиях борьбы за природные ресурсы долговременное самостоятельное существование гигантской территории с быстро уменьшающимся населением невозможно. Особенно ненормальным с точки зрения геостратегической ситуации является положение в азиатской части России, где расположена большая часть территории страны и проживает лишь 1/5 часть населения. Чрезвычайно слабо заселены районы Крайнего Севера и приравненные к ним по климатическим условиям территории, на которые приходится до 70% всего пространства России и на которых проживают всего 11,5 млн. человек: 1 человек на 1 кв. км. Но даже эта крайне незначительная численность населения в азиатской и северной частях Российской Федерации с 1992 г. неуклонно уменьшается в абсолютном и относительном выражении. И далее говорится, что демографическое развитие России возможно по двум сценариям. Первый - закреплять за ней положение только сырьевого придатка экономически более развитых стран. В этом случае даже сегодняшнее население избыточно: оно должно быть сокращено еще минимум в два раза. Сырьевая модель не в состоянии обеспечить полноценного и перспективного развития подрастающего поколения, задает для него ситуацию предельной нестабильности, напрямую влияет на решение родителей иметь детей. Второй сценарий - восстанавливать страну как мировую державу. Но тогда необходима новая промышленная система, способная обеспечить населению мировое 46 качество жизни. Реализация этого сценария требует значительного увеличения численности населения и повышения его качества. Названные выше Концепция демографической политики до 2025 г., Национальная стратегия действий в интересах детей и другие официальные документы дают основание для вывода о намерениях России развиваться по второму из названных сценариев. Важно также, что при этом особое внимание обращено на семьи с тремя и более детьми, которые достойны уважения и помощи. Одна из мер социального обеспечения семей с детьми, которую можно отнести к демографическим, - это материнский (семейный) капитал, установленный Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Закон применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) второго или последующего ребенка (детей) в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г. В преамбуле Закона говорится, что он принят в целях создания условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь, хотя предлагаемые им меры вряд ли достаточны для создания таких условий. Несмотря на то что введение материнского (семейного) капитала привело к некоторому увеличению рождаемости, отношение к этой мере социальной поддержки вызывает обоснованную критику. Так, К.В. Бубон пишет, что распоряжение средствами материнского (семейного) капитала допускается не сразу после рождения (усыновления) второго, третьего ребенка, когда семья особенно нуждается в материальных средствах, а по истечении трех лет, причем по ограниченному кругу направлений, что не всегда отвечает интересам семьи. "Вывод неутешителен - государство не доверяет представителям той социальной группы, на которую этот капитал рассчитан". 1 С позиции права социального обеспечения очевидно, что его блага должны предоставляться на равных 1 Бубон К.В. Узаконенное неравенство, или Кому нужен закон о материнском капитале // Адвокат. – 2007. – N 5. – C.8 47 условиях всем семьям, как только они по тем или иным критериям признаны нуждающимися в поддержке. Отсечение части семей от этих благ только в зависимости от даты рождения (усыновления) ребенка недопустимо. С 1 января 2013 г. в некоторых регионах введен новый вид социальной помощи многодетным семьям демографической направленности. Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" поставлена цель повысить суммарный коэффициент рождаемости к 2018 г. до 1,753. Субъектам РФ рекомендовано установить нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере регионального прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет (в ХМАО – Югре составляет 13 611 руб.) Правительству РФ предписано осуществлять софинансирование за счет федерального бюджета расходных обязательств, но лишь тех субъектов РФ, в которых величина суммарного коэффициента рождаемости ниже средней по России. Правительству поручено также определить перечень субъектов РФ, в отношении которых будет осуществляться софинансирование, и объем необходимых для этого средств - до 90% от требуемых в 2013 г. с постепенным увеличением собственных региональных средств до 50% к 2018 г. В перечень 2012 г. было включено 50 субъектов, в перечень 2013 г. - 51 субъект РФ. Некоторые отсутствующие в перечнях регионы приняли нормативные акты о ежемесячной выплате на детей в возрасте до трех лет без расчета на финансовую поддержку центра на своих условиях и в размерах, отличающихся от установленных Указом N 606. Семьи в разных регионах страны, таким образом, неправомерно оказались в неравных условиях не только в зависимости от даты рождения ребенка, но и от демографической обстановки в конкретной местности, что не согласуется со ст. 19 Конституции РФ и недопустимо с позиции права социального обеспечения. На наш взгляд, указанная выплата должна производиться всем многодетным семьям на третьего и последующих детей 48 указанного возраста независимо от даты рождения ребенка и без проверки нуждаемости семьи. Приведенные выше данные о материальном положении многодетных семей дают полное основание утверждать, что, несмотря на периодически принимаемые меры, направленные на улучшение их социального обеспечения, по отношению к этим семьям не соблюдается ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., согласно которой участвующие в Пакте государства признают право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи,
выплачиваемых на каждого ребенка, находящегося под опекой (попечительством) или в приемной семье - 4 тыс. руб. в месяц. Ежемесячное же пособие на родного ребенка, не имеющее никакого норматива, составляло от 70 до 250 руб. в зависимости от региона. Автор обоснованно полагает, что на федеральном уровне следовало бы установить 42 минимальный размер такого пособия . Очевидно, минимальный размер пособия в большей мере должен соотноситься с потребностями детей.
2.2 Правовое регулирование назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка.
Из восьми видов государственных пособий для граждан, имеющих детей, установленных на федеральном уровне, полную самостоятельность органы государственной власти субъектов Российской Федерации получили при назначении, индексации и выплате ежемесячного пособия на ребенка.
С вступлением в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) вопросы установления порядка, размеров и условий выплаты ежемесячного пособия на ребенка отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, а финансовое обеспечение - к расходным обязательствам региональных бюджетов. При этом согласно ч. 2 ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ размеры и условия выплаты пособий, вновь устанавливаемые органами государственной власти субъектов РФ, не могут быть ниже размеров и условий, предоставлявшихся на федеральном уровне по состоянию на 31 декабря 2004 г. Практика регулятивного воздействия в вопросе установления ежемесячных пособий на детей в региональном законодательстве показала различные подходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 1. Различия в форме и названиях нормативных правовых актов, закрепляющих детские государственные пособия. Так, большинство регионов приняли отдельные законы субъектов Российской Федерации "О ежемесячном пособии гражданам, имеющим детей". Некоторые субъекты приняли подзаконные акты - указы (постановления) губернаторов или постановления правительств (администраций). 43 Отсутствие единого подхода при закреплении ежемесячных пособий на ребенка субъектами Российской Федерации свидетельствует о разноуровневом подходе к существу устанавливаемых прав. 2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право устанавливать повышенный размер ежемесячных пособий на ребенка. Субъекты Российской Федерации произвольно подходят к установлению круга лиц, имеющих право на повышенный размер пособий. Так, в Еврейской автономной области, Иркутской и Оренбургской областях и др. ежемесячное пособие на ребенка в повышенном размере назначается и выплачивается: 1) на ребенка одинокой матери; 2) на ребенка, родители которого уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, когда взыскание алиментов невозможно; 3) на ребенка из многодетной семьи, который не посещает общеобразовательное учреждение по возрасту, а также на ребенка из многодетной семьи, обучающегося на дому на основании заключения центральной или территориальной психолого-медико-педагогической комиссии; 4) на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Приведенный перечень получателей повышенного размера ежемесячного детского пособия закреплен в большинстве субъектов Российской Федерации. Вместе с тем по необъяснимым причинам в некоторых субъектах он может быть изменен. Например, в Новгородской и Иркутской областях из этого перечня исключены дети из многодетных семей. В Нижегородской области повышенное ежемесячное пособие устанавливается для совершенно другого перечня получателей - на ребенка-инвалида из многодетной семьи и ребенка-инвалида одинокой матери. В Ханты-Мансийском автономном округе повышенный размер пособий распространяется на детей, потерявших кормильца; на детей-инвалидов; на
ребенка от полутора до трех лет; на ребенка от трех до четырех лет; на детей из многодетной семьи. В Республике Мордовия право на повышенное ежемесячное пособие предусмотрено для традиционного перечня получателей повышенного 44 детского пособия. Однако в Постановлении Правительства Республики Мордовия дополнительно указан целый комплекс условий, которые должны быть выполнены, для получения повышенного размера пособия на детей. Особо перечислены случаи, когда назначается и выплачивается ежемесячное пособие на ребенка в повышенном размере на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, когда взыскание алиментов невозможно. Таким образом, определенный круг граждан, имеющих детей, может быть лишен права на повышенный размер детского пособия. 3. Установленный размер ежемесячного пособия на ребенка обусловлен объемом средств, который каждый субъект Российской Федерации может позволить выделить из регионального бюджета на выплату ежемесячного пособия на ребенка. 45
3. ПРАКТИКА, НАЗНАЧЕНИЕ ПОСОБИЙ И ЛЬГОТ, СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ.
3.1 Концепция демографической политики до 2025 г
. В последние годы внимание к социальному обеспечению многодетных семей заметно усилилось в связи с официальным признанием демографического кризиса. Российская Федерация по численности населения находится сегодня на 7-м месте в мире (после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистана), располагая при этом самой большой территорией. В условиях борьбы за природные ресурсы долговременное самостоятельное существование гигантской территории с быстро уменьшающимся населением невозможно. Особенно ненормальным с точки зрения геостратегической ситуации является положение в азиатской части России, где расположена большая часть территории страны и проживает лишь 1/5 часть населения. Чрезвычайно слабо заселены районы Крайнего Севера и приравненные к ним по климатическим условиям территории, на которые приходится до 70% всего пространства России и на которых проживают всего 11,5 млн. человек: 1 человек на 1 кв. км. Но даже эта крайне незначительная численность населения в азиатской и северной частях Российской Федерации с 1992 г. неуклонно уменьшается в абсолютном и относительном выражении. И далее говорится, что демографическое развитие России возможно по двум сценариям. Первый - закреплять за ней положение только сырьевого придатка экономически более развитых стран. В этом случае даже сегодняшнее население избыточно: оно должно быть сокращено еще минимум в два раза. Сырьевая модель не в состоянии обеспечить полноценного и перспективного развития подрастающего поколения, задает для него ситуацию предельной нестабильности, напрямую влияет на решение родителей иметь детей. Второй сценарий - восстанавливать страну как мировую державу. Но тогда необходима новая промышленная система, способная обеспечить населению мировое 46 качество жизни. Реализация этого сценария требует значительного увеличения численности населения и повышения его качества. Названные выше Концепция демографической политики до 2025 г., Национальная стратегия действий в интересах детей и другие официальные документы дают основание для вывода о намерениях России развиваться по второму из названных сценариев. Важно также, что при этом особое внимание обращено на семьи с тремя и более детьми, которые достойны уважения и помощи. Одна из мер социального обеспечения семей с детьми, которую можно отнести к демографическим, - это материнский (семейный) капитал, установленный Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Закон применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) второго или последующего ребенка (детей) в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г. В преамбуле Закона говорится, что он принят в целях создания условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь, хотя предлагаемые им меры вряд ли достаточны для создания таких условий. Несмотря на то что введение материнского (семейного) капитала привело к некоторому увеличению рождаемости, отношение к этой мере социальной поддержки вызывает обоснованную критику. Так, К.В. Бубон пишет, что распоряжение средствами материнского (семейного) капитала допускается не сразу после рождения (усыновления) второго, третьего ребенка, когда семья особенно нуждается в материальных средствах, а по истечении трех лет, причем по ограниченному кругу направлений, что не всегда отвечает интересам семьи. "Вывод неутешителен - государство не доверяет представителям той социальной группы, на которую этот капитал рассчитан". 1 С позиции права социального обеспечения очевидно, что его блага должны предоставляться на равных 1 Бубон К.В. Узаконенное неравенство, или Кому нужен закон о материнском капитале // Адвокат. – 2007. – N 5. – C.8 47 условиях всем семьям, как только они по тем или иным критериям признаны нуждающимися в поддержке. Отсечение части семей от этих благ только в зависимости от даты рождения (усыновления) ребенка недопустимо. С 1 января 2013 г. в некоторых регионах введен новый вид социальной помощи многодетным семьям демографической направленности. Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" поставлена цель повысить суммарный коэффициент рождаемости к 2018 г. до 1,753. Субъектам РФ рекомендовано установить нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере регионального прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет (в ХМАО – Югре составляет 13 611 руб.) Правительству РФ предписано осуществлять софинансирование за счет федерального бюджета расходных обязательств, но лишь тех субъектов РФ, в которых величина суммарного коэффициента рождаемости ниже средней по России. Правительству поручено также определить перечень субъектов РФ, в отношении которых будет осуществляться софинансирование, и объем необходимых для этого средств - до 90% от требуемых в 2013 г. с постепенным увеличением собственных региональных средств до 50% к 2018 г. В перечень 2012 г. было включено 50 субъектов, в перечень 2013 г. - 51 субъект РФ. Некоторые отсутствующие в перечнях регионы приняли нормативные акты о ежемесячной выплате на детей в возрасте до трех лет без расчета на финансовую поддержку центра на своих условиях и в размерах, отличающихся от установленных Указом N 606. Семьи в разных регионах страны, таким образом, неправомерно оказались в неравных условиях не только в зависимости от даты рождения ребенка, но и от демографической обстановки в конкретной местности, что не согласуется со ст. 19 Конституции РФ и недопустимо с позиции права социального обеспечения. На наш взгляд, указанная выплата должна производиться всем многодетным семьям на третьего и последующих детей 48 указанного возраста независимо от даты рождения ребенка и без проверки нуждаемости семьи. Приведенные выше данные о материальном положении многодетных семей дают полное основание утверждать, что, несмотря на периодически принимаемые меры, направленные на улучшение их социального обеспечения, по отношению к этим семьям не соблюдается ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., согласно которой участвующие в Пакте государства признают право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи,