Файл: Методики изучения эмоциональной сферы у учащихся начальных классов. Подготовила Эмдэйн Клавдия Сандыковна, учитель начальных классов маоу иволгинская сош.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 569
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тест изучения школьной тревожности Филлипса
Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.
Описание: опросник состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”. Может проводиться в индивидуальной и групповой форме. Инструкция: “Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Если Вы согласны с утверждением, то рядом с его номером отметьте да, если не согласны, то нет”.
Обработка результатов:
При обработке результатов выделяют номера вопросов, ответы на которые не совпадают с ключом, это проявления тревожности. При анализе результатов подсчитывается:
1. Общее число несовпадений по всему тесту, если оно больше 50%, то можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если выше 70%, то можно говорить об очень высокой тревожности.
2. Анализируется число совпадение по каждому из 8 факторов тревожности выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется, так же как и в 1 случае, анализируется общее внутреннее состояние школьника, определяющееся наличием тех или иных тревожащих факторов и их количеством.
Ключ: При совпадении с ключом ставится 1 балл.
№фак- тора | Наименование фактора | Номера вопросов |
1. | Общая тревожность в школе | 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53. 54. 55, 56, 57, 58; |
2. | Переживание социального стресса | 5. 10, 15. 20, 24. 30, 33, 36. 39, 42, 44 |
3. | Фрустрация потребности в достижение успеха | 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; |
4. | Страх самовыражения | 27, 31, 34, 37, 40, 45; |
5. | Страх ситуации проверки знаний | 2, 7, 12, 16, 21, 26; |
6. | Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | 3,8,13,17,22; |
7. | Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 9,14,18,23,28; |
8. | Проблемы и страхи в отношениях с учителями | 2,6,11,32.35.41.44.47. |
1. | ─ | 11. | + | 21. | ─ | 31. | ─ | 41. | + | 51. | ─ |
2. | ─ | 12. | ─ | 22. | + | 32. | ─ | 42. | ─ | 52. | ─ |
3. | ─ | 13. | ─ | 23. | ─ | 33. | ─ | 43. | + | 53. | ─ |
4. | ─ | 14. | ─ | 24. | + | 34. | ─ | 44. | + | 54. | ─ |
5. | ─ | 15. | ─ | 25. | + | 35. | + | 45. | ─ | 55. | ─ |
6. | ─ | 16. | ─ | 26. | ─ | 36. | + | 46. | ─ | 56. | ─ |
7. | ─ | 17. | ─ | 27. | ─ | 37. | ─ | 47. | ─ | 57. | ─ |
8. | ─ | 18. | ─ | 28. | ─ | 38. | + | 48. | ─ | 58. | ─ |
9. | ─ | 19. | ─ | 29. | ─ | 39. | + | 49. | ─ | | |
10. | ─ | 20. | + | 30. | + | 40. | ─ | 50. | ─ | | |
Результаты:
1) Число несовпадений знаков (“+” - да, “-” - нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: < 50 %; > 50 % и 75%). Для каждого респондента.
2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.
3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса; абсолютное значение - < 50 %; > 50 % и 75%.
4) Представление этих данных в виде диаграммы.
5) Количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору 50 % и 75 % (для всех факторов).
6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.
7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)
1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).
3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей. 6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Бланк ответов
Ф.И.О.___________________________________.
Возраст_________________
Дата проведения_______________________
Инструкция: “Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Если Вы согласны с утверждением, то рядом с его номером отметьте
да, если не согласны, то нет”.
№ | Утверждение | Да | Нет |
1 | Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом? | | |
2 | Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал? | | |
3 | Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель? | | |
4 | Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок? | | |
5 | Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя? | | |
6 | Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит? | | |
7 | Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания? | | |
8 | Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку? | | |
9 | Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать? | | |
10 | Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры? | | |
11 | Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал? | | |
12 | Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год? | | |
13 | Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают? | | |
14 | Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать? | | |
15 | Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты? | | |
16 | Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание? | | |
17 | Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители? | | |
18 | Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе? | | |
19 | Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе? | | |
20 | Похож ли ты на своих одноклассников? | | |
21 | Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился? | | |
22 | Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь? | | |