Файл: Методики изучения эмоциональной сферы у учащихся начальных классов. Подготовила Эмдэйн Клавдия Сандыковна, учитель начальных классов маоу иволгинская сош.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 573
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
22 | Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь? | | |
23 | Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя? | | |
24 | Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески? | | |
25 | Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников? | | |
26 | Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают? | | |
27 | Боишься ли ты временами вступать в спор? | | |
28 | Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку? | | |
29 | Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться? | | |
30 | Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием? | | |
31 | Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает? | | |
32 | Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой? | | |
33 | Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание? | | |
34 | Часто ли ты боишься выглядеть нелепо? | | |
35 | Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя? | | |
36 | Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников? | | |
37 | Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие? | | |
38 | Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше? | | |
39 | Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники? | | |
40 | Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие? | | |
41 | Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе? | | |
42 | Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их? | | |
43 | Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники? | | |
44 | Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем? | | |
45 | Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение? | | |
46 | Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята? | | |
47 | Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься? | | |
48 | Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе? | | |
49 | Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше? | | |
50 | Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием? | | |
51 | Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание? | | |
52 | Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе? | | |
53 | Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним? | | |
53 | Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты? | | |
55 | Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты? | | |
56 | Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу? | | |
57 | Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо? | | |
58 | Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом? | | |
Шкала самооценки депрессии Цунга
Цель: самооценка депрессии и интенсивности депрессивных симптомов
Описание: Данный опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики. Опросник из 20 утверждений, содержащих определенные симптомы депрессии. Представленность этих симптомов нужно оценить по шкале оценок: крайне редко, редко, часто, большую часть времени или постоянно.
Процедура проведения: Испытуемому предлагается бланк теста с утверждениями, которые он должен оценить относительно того, в какой степени утверждения соответствуют его состоянию. Нужный вариант отмечается в бланке тестов.
Инструкция: Вам предлагается 20 утверждений, каждое из которых вам необходимо оценить как крайне редкое, редкое, большую часть времени или постоянное в вашей жизни. В бланке ответов отметьте наиболее подходящий Вам вариант.
Обработка результатов: Общий балл по методике определяющий наличие или отсутствие депрессии рассчитывается по формуле:
где ∑пр. – сумма зачеркнутых цифр к "прямым" высказываниям № 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19;
∑обр. – сумма цифр, "обратных" зачеркнутым, к высказываниям № 5, 6, 11, 12, 16, 17, 18, 20.
Например: у высказывания № 5 зачеркнут ответ 2 – ставим в сумму 3 балла; у у высказывания № 6 зачеркнут ответ 3 – ставим в сумму 2 балла; у высказывания № 11 зачеркнут ответ 4 – ставим в сумму один балл и т.д.
В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов.
Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии.
Если УД более 50 и менее 59 баллов, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза. Показатель УД от 60 до 69 баллов – субдепрессивное состояние или маскированная депрессия. Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более 70 баллов.
Необходима интерпретация каждой характеристики, каких симптомов больше, в чем они выражаются. Важно учитывать искренность ответов, нет ли склонности к симуляции или диссимуляции.
Бланк ответов
Ф.И.О.___________________________________
Возраст_________________
Дата проведения_______________________
Инструкция: “Вам предлагается 20 утверждений, каждое из которых вам необходимо оценить как крайне редкое, редкое, большую часть времени или постоянное в вашей жизни. В бланке ответов отметьте наиболее подходящий Вам вариант”.
Текст опросника | Крайне редко (1) | Редко (2) | Часто (3) | Постоян- но (4) |
1. Я чувствую угнетенность, подавленность. | 1 | 2 | 3 | 4 |
2. Я лучше всего чувствую себя утром. | 1 | 2 | 3 | 4 |
3. Я много плачу. | 1 | 2 | 3 | 4 |
4. Я плохо сплю ночью. | 1 | 2 | 3 | 4 |
5. Я ем столько же, сколько и раньше. | 1 | 2 | 3 | 4 |
6. Я получаю удовольствие от того, что нахожусь среди привлекательных мужчин/ женщин или общаюсь с ними. | 1 | 2 | 3 | 4 |
7. Я заметно теряю в весе. | 1 | 2 | 3 | 4 |
8. Меня беспокоят запоры. | 1 | 2 | 3 | 4 |
9. Мое сердце бьется чаще, чем обычно. | 1 | 2 | 3 | 4 |
10. Я чувствую усталость без видимой причины. | 1 | 2 | 3 | 4 |
11. Я мыслю так же четко, как и раньше. | 1 | 2 | 3 | 4 |
12. Мне легко выполнять привычную работу. | 1 | 2 | 3 | 4 |
13. Я беспокоен и не нахожу себе место. | 1 | 2 | 3 | 4 |
14. Я полон светлых надежд на будущее. | 1 | 2 | 3 | 4 |
15. Я более раздражен, чем раньше. | 1 | 2 | 3 | 4 |
Опросник Захарова А.И. “Ваш ребенок болен неврозом или заболеет, если…”
Цель: данный опросник может быть использован с целью оценки невротической симптоматики у ребенка родителями, педагогом или психологом.
Описание: Этот опросник содержит утверждения, описывающие невротический тип личностного реагирования детей.
Инструкция: «Оцените степень выраженности каждого из признаков невротизации в поведении или состоянии ребенка в соответствии со шкалой: интенсивное – 2 балла, встречается периодически – 1 балл, отсутствует – 0 баллов».
Количественный анализ: Подсчет общего количества баллов, оценка уровня невротизации:
- если набрано от 20 до 30 баллов, то наличие невроза у ребенка достоверно;
- если набрано от 15 до 20 баллов, то нервное расстройство было или будет в ближайшее время;
- если набрано от 10 до 15 баллов, то нервное расстройство не обязательно достигающее стадии заболевания;
- если набрано от 5 до 10 баллов, то необходимо более внимательно относиться к нервной системе ребенка;
- если набрано до 5 баллов, то отклонения несущественны или являются выражением возрастных преходящих особенностей ребенка.
Качественный анализ: интерпретируется полученный показатель. Можно проанализировать группы симптомов:
- сомато – вегетативные: 12, 14, 15;
- эмоциональные трудности (сензитивность, лабильность, страхи, снижение настроения): 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10;
- самооценочные проблемы: 11, 13.
Бланк ответов
Ф.И.О.___________________________________
Возраст_________________
Дата проведения_______________________
Инструкция: «Оцените степень выраженности каждого из признаков невротизации в поведении или состоянии ребенка в соответствии со шкалой: интенсивное – 2 балла, встречается периодически – 1 балл, отсутствует – 0 баллов».
Утверждения | Интенсив- ное | Встречается периодически | Отсутствует |
1.Легко расстраивается, много переживает, все слишком близко принимает к сердцу | 2 | 1 | 0 |
2.Чуть, что в слезы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться | 2 | 1 | 0 |
3.Капризничает ни с того, ни с сего, раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть | 2 | 1 | 0 |
4.Более чем часто обижается, “дуется”, не переносит никаких замечаний | 2 | 1 | 0 |
5.Крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно | 2 | 1 | 0 |
6.Все больше грустит и печалится без видимой причины | 2 | 1 | 0 |
7.Как и впервые годы снова сосет соску, палец, все вертит в руках | 2 | 1 | 0 |
8.Во время тихого часа (ночного сна) долго не засыпает без присутствия рядом воспитателя (родителя), беспокойно спит, просыпается, не может сразу придти в себя после сна. | 2 | 1 | 0 |
9.Становится повышенно возбужденным, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий | 2 | 1 | 0 |
10.Появляется выраженные страхи, опасения, боязливость любых новых, неизвестных или ответственных ситуаций | 2 | 1 | 0 |
11.Нарастает неуверенность в себе, нерешимость в действиях и поступках | 2 | 1 | 0 |
12.Все быстрее устает, отвлекается, не может концентрировать внимание продолжительное время | 2 | 1 | 0 |
13.Все труднее найти с ним общий язык, договориться, становится сам не свой, без конца меняет решение или уходит в себя | 2 | 1 | 0 |
14.Начинает жаловаться на головные боли вечером или боли в области живота утром, нередко бледнеет, краснеет, потеет, беспокоит зуд без видимой причины, аллергия, раздражение кожи | 2 | 1 | 0 |
15.Снижается аппетит, часто подолгу болеет, повышается без причины температура, часто пропускает детский сад | 2 | 1 | 0 |