Файл: Методики изучения эмоциональной сферы у учащихся начальных классов. Подготовила Эмдэйн Клавдия Сандыковна, учитель начальных классов маоу иволгинская сош.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 573

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



22

Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?







23

Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?







24

Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?







25

Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?







26

Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?







27

Боишься ли ты временами вступать в спор?







28

Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?







29

Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?







30

Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?







31

Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?







32

Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?







33

Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?







34

Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?







35

Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?







36

Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?







37

Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?







38

Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?







39

Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?







40

Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?







41

Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?







42

Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?







43

Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?







44

Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?







45

Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?







46

Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?







47

Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?







48

Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?







49

Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?







50

Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?







51

Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?







52

Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?







53

Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?







53

Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?







55

Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?







56

Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?







57

Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?







58

Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?









Шкала самооценки депрессии Цунга

Цель: самооценка депрессии и интенсивности депрессивных симптомов

Описание: Данный опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики. Опросник из 20 утверждений, содержащих определенные симптомы депрессии. Представленность этих симптомов нужно оценить по шкале оценок: крайне редко, редко, часто, большую часть времени или постоянно.

Процедура проведения: Испытуемому предлагается бланк теста с утверждениями, которые он должен оценить относительно того, в какой степени утверждения соответствуют его состоянию. Нужный вариант отмечается в бланке тестов.

Инструкция: Вам предлагается 20 утверждений, каждое из которых вам необходимо оценить как крайне редкое, редкое, большую часть времени или постоянное в вашей жизни. В бланке ответов отметьте наиболее подходящий Вам вариант.

Обработка результатов: Общий балл по методике определяющий наличие или отсутствие депрессии рассчитывается по формуле:



где ∑пр. – сумма зачеркнутых цифр к "прямым" высказываниям № 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19;

∑обр. – сумма цифр, "обратных" зачеркнутым, к высказываниям № 5, 6, 11, 12, 16, 17, 18, 20.

Например: у высказывания № 5 зачеркнут ответ 2 – ставим в сумму 3 балла; у у высказывания № 6 зачеркнут ответ 3 – ставим в сумму 2 балла; у высказывания № 11 зачеркнут ответ 4 – ставим в сумму один балл и т.д.

В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов.

Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии.

Если УД более 50 и менее 59 баллов, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза. Показатель УД от 60 до 69 баллов – субдепрессивное состояние или маскированная депрессия. Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более 70 баллов.

Необходима интерпретация каждой характеристики, каких симптомов больше, в чем они выражаются. Важно учитывать искренность ответов, нет ли склонности к симуляции или диссимуляции.

Бланк ответов
Ф.И.О.___________________________________



Возраст_________________

Дата проведения_______________________
Инструкция: “Вам предлагается 20 утверждений, каждое из которых вам необходимо оценить как крайне редкое, редкое, большую часть времени или постоянное в вашей жизни. В бланке ответов отметьте наиболее подходящий Вам вариант”.


Текст опросника

Крайне

редко

(1)

Редко

(2)

Часто

(3)

Постоян-

но

(4)

1. Я чувствую угнетенность, подавленность.

1

2

3

4

2. Я лучше всего чувствую себя утром.

1

2

3

4

3. Я много плачу.

1

2

3

4

4. Я плохо сплю ночью.

1

2

3

4

5. Я ем столько же, сколько и раньше.

1

2

3

4

6. Я получаю удовольствие от того, что нахожусь среди привлекательных мужчин/ женщин или общаюсь с ними.

1

2

3

4

7. Я заметно теряю в весе.

1

2

3

4

8. Меня беспокоят запоры.

1

2

3

4

9. Мое сердце бьется чаще, чем обычно.

1

2

3

4

10. Я чувствую усталость без видимой причины.

1

2

3

4

11. Я мыслю так же четко, как и раньше.

1

2

3

4

12. Мне легко выполнять привычную работу.

1

2

3

4

13. Я беспокоен и не нахожу себе место.

1

2

3

4

14. Я полон светлых надежд на будущее.

1

2

3

4

15. Я более раздражен, чем раньше.

1

2

3

4




Опросник Захарова А.И. “Ваш ребенок болен неврозом или заболеет, если…”
Цель: данный опросник может быть использован с целью оценки невротической симптоматики у ребенка родителями, педагогом или психологом.

Описание: Этот опросник содержит утверждения, описывающие невротический тип личностного реагирования детей.

Инструкция: «Оцените степень выраженности каждого из признаков невротизации в поведении или состоянии ребенка в соответствии со шкалой: интенсивное – 2 балла, встречается периодически – 1 балл, отсутствует – 0 баллов».

Количественный анализ: Подсчет общего количества баллов, оценка уровня невротизации:

- если набрано от 20 до 30 баллов, то наличие невроза у ребенка достоверно;

- если набрано от 15 до 20 баллов, то нервное расстройство было или будет в ближайшее время;

- если набрано от 10 до 15 баллов, то нервное расстройство не обязательно достигающее стадии заболевания;

- если набрано от 5 до 10 баллов, то необходимо более внимательно относиться к нервной системе ребенка;

- если набрано до 5 баллов, то отклонения несущественны или являются выражением возрастных преходящих особенностей ребенка.

Качественный анализ: интерпретируется полученный показатель. Можно проанализировать группы симптомов:

- сомато – вегетативные: 12, 14, 15;

- эмоциональные трудности (сензитивность, лабильность, страхи, снижение настроения): 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10;

- самооценочные проблемы: 11, 13.

Бланк ответов
Ф.И.О.___________________________________

Возраст_________________

Дата проведения_______________________
Инструкция: «Оцените степень выраженности каждого из признаков невротизации в поведении или состоянии ребенка в соответствии со шкалой: интенсивное – 2 балла, встречается периодически – 1 балл, отсутствует – 0 баллов».


Утверждения

Интенсив-

ное

Встречается

периодически

Отсутствует

1.Легко расстраивается, много переживает, все слишком близко принимает к сердцу

2

1

0

2.Чуть, что в слезы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться

2

1

0

3.Капризничает ни с того, ни с сего, раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть

2

1

0

4.Более чем часто обижается, “дуется”, не переносит никаких замечаний

2

1

0

5.Крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно

2

1

0

6.Все больше грустит и печалится без видимой причины

2

1

0

7.Как и впервые годы снова сосет соску, палец, все вертит в руках

2

1

0

8.Во время тихого часа (ночного сна) долго не засыпает без присутствия рядом воспитателя (родителя), беспокойно спит, просыпается, не может сразу придти в себя после сна.

2

1

0

9.Становится повышенно возбужденным, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий

2

1

0

10.Появляется выраженные страхи, опасения, боязливость любых новых, неизвестных или ответственных ситуаций

2

1

0

11.Нарастает неуверенность в себе, нерешимость в действиях и поступках

2

1

0

12.Все быстрее устает, отвлекается, не может концентрировать внимание продолжительное время

2

1

0

13.Все труднее найти с ним общий язык, договориться, становится сам не свой, без конца меняет решение или уходит в себя

2

1

0

14.Начинает жаловаться на головные боли вечером или боли в области живота утром, нередко бледнеет, краснеет, потеет, беспокоит зуд без видимой причины, аллергия, раздражение кожи

2

1

0

15.Снижается аппетит, часто подолгу болеет, повышается без причины температура, часто пропускает детский сад

2

1

0