Файл: Методики изучения эмоциональной сферы у учащихся начальных классов. Подготовила Эмдэйн Клавдия Сандыковна, учитель начальных классов маоу иволгинская сош.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 575
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Опросник “Баса - Дарки”
Цель: выявление уровня агрессивности и изучение выраженности видов агрессии. Может проводиться как индивидуально, так и в группе.
Описание: Этот опросник состоит из 75 утверждений
Инструкция: “Прочитайте каждое из перечисленных утверждений и ответьте “да” или “нет”, долго не задумывайтесь, так как правильных или неправильных ответов нет”.
Количественный анализ: ответы оцениваются по 8 шкалам в соответствии со специальным ключем: индекс агрессивности индекс враждебности
Качественный анализ: анализируется общие показатели. Предпочтительнее анализировать соотнесение (агрессивность и враждебность), в результате анализируется профиль параметров агрессивности: - наиболее выраженная у субъекта; - сочетания, которые они образуют; - высок показатель аутоагрессии.
Анализ и интерпретация результатов тестирования: На основе полученных ответов на тест выявляются проявления агрессии и враждебности. При этом могут быть выделены следующие виды реакций испытуемого.
1.Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.
2.Косвенная агрессия (агрессия, направляемая окольным путем).
3.Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4.Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5.Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6.Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7.Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8.Чувство вины выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что совершает злые поступки, а также ощущаемые им угрызения совести.
Реакции 5 и 6 можно определить как враждебные, реакции 1, 2, 7 — как агрессивные. К особым реакциям отнесены реакции "Раздражение", "Негативизм" и "Чувство вины" (3, 4, 8), без которых анализ враждебных и агрессивных реакций был бы недостаточно полным.
Подсчет суммы баллов по каждому из видов реакций испытуемого осуществляется с помощью кода ответов:
Вид реакции | "Да" — 1 балл, "Нет" — 0 баллов | "Нет" - 1 балл, "Да" - 0 баллов | Номинальная сумма баллов | Сумма баллов, набранная испытуемым |
Физическая агрессия | 1,25,33,41, 48, 55, 62, 68 | 9,17 | 4—6 | |
Косвенная агрессия | 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63 | 26,49 | 4—5 | |
Раздражение | 3, 19,27,43, 50, 57, 64, 72 | 11,35,69 | 4—6 | |
Негативизм | 4, 12,20,28 | 36 | 2—3 | |
Обида | 5, 13,21,29, 37,44,51, 58 | | 4—5 | |
Подозрительность | 6, 14,22,30, 38, 45, 52, 59 | 65,70 | 4—6 | |
Вербальная агрессия | 7, 15,23,31, 46, 53, 60, 71,73 | 39, 66, 74,75 | 4—6 | |
Чувство вины | 8, 16,24,32, 40, 47, 54, 61,67 | | 4—5 | |
Известно, что каждая личность должна обладать определенной степенью враждебности—агрессивности. Норма такой оценки по каждому из видов реакций испытуемого зафиксирована в колонке "Номинальная сумма баллов по видам реакций". Так по реакциям "Физическая агрессия", "Раздражение", "Подозрительность", "Вербальная агрессия" нормой считается номинальная сумма 4-6 баллов. Для других типов реакций этот показатель несколько ниже.
В случае если сумма баллов по отдельным видам реакций испытуемого не достигает номинала, то это говорит о значительном снижении или о полном отсутствии соответствующего психологического свойства личности. Следует предполагать наличие у испытуемого определенной степени пассивности и конформности.
Если же сумма баллов по отдельным видам реакций испытуемого превышает номинал, то это говорит о чрезмерном развитии форм агрессивности, затрудняющем сотрудничество, сознательную кооперацию, а также провоцирующем конфликтность.
Бланк ответов
Ф.И.О.___________________________________
Возраст_________________
Дата проведения_______________________
Инструкция: “Прочитайте каждое из перечисленных утверждений и ответьте “да” или “нет”, долго не задумывайтесь, так как правильных или неправильных ответов ответов нет”.
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |