Файл: Анализ учебнотематических планов работы учителя начальных классов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 308
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, которые могут быть замечены учителем;
Учащийся продемонстрировал несущественные сдвиги в формировании навыков, умений в развитии физических и морально-волевых качеств в течение четверти, полугодия;
Учащийся частично выполняет все теоретические задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий, необходимыми теоретическими и практическими в области физической культуры.
На «4» (хорошо) в зависимости от следующих условий:
Учащийся имеет спортивную форму, выполняет требования техники безопасности, соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении физических
упражнений;
Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом
мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть положительные изменения в физических возможностях, которые замечены учителем;
Учащийся постоянно демонстрирует существенные сдвиги в формировании качеств, умений и в развитии физических и морально-волевых качеств в течение четверти,
полугодия, года, успешно сдаёт или подтверждает 80% всех требуемых на уроках нормативов по физической культуре для своего возраста;
Учащийся выполняет все теоретические и другие задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий, оказания посильной помощи в судействе или организации урока, а также необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.
На «5» (отлично) в зависимости от следующих условий:
Учащийся имеет спортивную форму, выполняет все требования по технике безопасности, соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении физических упражнений;
Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом стойко мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть существенные положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем;
Учащийся постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти, полугодия;
Учащийся успешно сдаёт или подтверждает все требуемые на уроках нормативы по физической культуре, для своего возраста;
Учащийся выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел
доступными ему навыками самостоятельных занятий, оказания посильной помощи в судействе школьных соревнований или организации классных спортивных мероприятий, а также необходимыми навыками и теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.
Музыка
Функция оценки - учет знаний.
Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции). Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями. Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка «5» ставится:
- если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции);
- умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
- проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка «4» ставится:
- если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции);
- проявление музыкальных способностей и стремление их проявить;
- неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
Отметка «3» ставится:
- проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции) или в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями;
- или: проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка «2» ставится:
- нет интереса, эмоционального отклика;
- неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
- нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их проявить
14. Исследование приемов оценивания учебных достижений учащихся начальной школы.
Анализ отдельных приёмов формирующего оценивания в начальной школе в пособиях «Оценка без отметки» Цукерман Г.А., «Новые формы оценивания» Пинской М.А., Улановской И.М.
Обеспечение единства образовательного пространства и свободы выбора участников образовательных отношений – основная задача современной школы. Реализации этой задачи способствует создание комфортной ИОС, обеспечивающей формирование планируемых результатов освоения ООП. Анализ представленных в Интернете современных подходов к системе оценивания показал, что система оценки выходит за узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования.
В последнее время в содержании образования произошли качественные изменения: акцент с предметных знаний умений и навыков как основной цели обучения был перенесен на формирование общеучебных компетентностей учащихся. В связи с этим изменился и подход к оцениванию.
Одним из эффективных подходов в настоящее время принято считать формативное (формирующее) оценивание, или оценивание для обучения. При таком подходе меняется роль учителя, учебный процесс строится на основе сотрудничества между участникам. Оценивание осуществляется непрерывно, оценивается сам процесс движения к качественному результату. Часть полномочий переходит к ученику, таким образом, трансформируясь в самоконтроль и самооценку. Формативное оценивание позволяет учителю отслеживать процесс продвижения каждого учащегося к целям их учения, помогает ему корректировать свою работу на раннем этапе, а ученику почувствовать ответственность за свое обучение.
Какие можно выделить основные принципы формирующего оценивания? Первый принцип: учебные цели должны быть открыты и понятны для детей. Ученики знают, что они делают, для чего и к чему должны прийти. Второй принцип: критерии оценивания обсуждены вместе с детьми и понятны им, возможно, даже введены совместно с учениками. Третий принцип: выстроена постоянная обратная связь от учителя к ученику и от ученика к учителю. На любом этапе учебной работы школьник может получить обратную связь, которая показывает, где он сейчас находится, что у него получается, какие затруднения возникают, как он может с ними справиться.
Какие же техники и приемы оценивания существуют в новой системе образования? Остановимся на нескольких.
1. Лист общеучебных достижений. Лист учебных достижений показывает развитие ученика (в течение урока, четверти, года и т.д.). Такая техника, во-первых, позволяет реализовать принцип позитивного оценивания, так как даже небольшой успех ученика не остается незамеченным. Во-вторых, такой мониторинг позволяет наблюдать развитие процесса учения каждого ученика и класса в целом. В листе учета указываются вопросы мониторинга, которые зависят от особенностей класса, целей и задач урока.
Например, на уроке русского языка в листе учета можно отражать следующие моменты:
- умение аргументировать;
- умение привести пример;
- умение составить собственное высказывание.
Отметка, выставляемая за урок, - это средний балл полученных отметок. Для «сильных» учащихся мониторинг повышает ценность пятерки (отметка «5» ставится, если учащийся получает «+» за все критерии мониторинга), для «слабых» учащихся – это накопитель достижений, возможность получить заветную «4», пусть и в результате работы на нескольких уроках.
2. Обратная связь. На любом этапе учебной работы учащемуся необходимо получать обратную связь, которая показывает, какие затруднения возникают, как он может с ними справиться. В свою очередь, учителю также необходимо держать обратную связь с учениками, анализировать свою работу, чтобы вовремя внести коррективы. Для обеспечения обратной связи существует несколько приемов.
«Трехминутное эссе». Учащимся предлагается ответить на один из предложенных вопросов:
1) Что, по-вашему, было наиболее важным из того, что вы узнали (выучили) сегодня?
2) Какой вопрос вам запомнился?
3) Что для вас было наиболее трудным, непонятным сегодня?
Учитель собирает ответы, анализирует их и в случае обнаружения проблемных моментов корректирует свою деятельность, готовясь к следующему уроку.
«Письменная обратная связь». После проверки письменной работы учитель не выставляет отметку, а делает корректирующие записи, используя различные символы и цвета. Например, правильные ответы отмечаются галочкой зеленого цвета, в местах, где есть ошибки, делаются отметки красным цветом, а на полях пишутся рекомендации учителя по улучшению работы. Далее оговариваются конкретные сроки сдачи усовершенствованной работы. Однако использовать эту технику можно только для промежуточных проверочных работ.
«Словесная оценка». Самый распространенный вид оценки. Учитель похвалил учащегося за хорошее выполнение упражнения и таким образом провел устную обратную связь, соответственно, учащийся может понять, что данный материал он успешно освоил. Учитель указал учащемуся на ошибки в выполнении упражнения. Он не поставил за работу никакой отметки, но оценил ее. В результате учащийся может судить о том, что ему необходимо сделать для достижения более высоких результатов.
3.«Критериальное оценивание». Оценивание с использованием критериев позволяет сделать данный процесс прозрачным и понятным для всех участников образовательного процесса. Критерии способствуют объективации оценивания. Самый эффективный способ оценивания – это составление критериев оценивания совместно с детьми. Это не только мотивирует учащихся, но и способствует развитию понимания того, чему им нужно научиться. Совместная разработка критериев позволяет сформировать у учащихся позитивное отношение к оцениванию и повысить их ответственность за достижение результата. При разработке критериев оценки важно всегда помнить о целях и содержании урока. Например, на уроках русского языка при составлении диалогов (тема «Диалог») совместно с учащимися можно выбрать следующие критерии:
1) Произношение и интонация.
2) Соблюдение грамматических норм.
3) Умение спонтанно реагировать на реплики друг друга («живой» диалог).
При ответах учащихся постоянно акцентируется внимание на критериях. Это удобно и при выставлении отметок за выполнение задания, так как критерии были сформулированы четко и ребятам было понятно, что от них требуется.
В «готовом виде» критерии можно найти в книгах, посвященных формирующему оцениванию. К примеру, в книге Пинской М. и Улановской И. «Новые формы оценивания. Начальная школа», а также в книгах психолога Г. Цукерман. Отметим, что инструменты, развивающие оценочную самостоятельность, на протяжении десятилетий успешно применялись и в классах развивающего обучения, работающих по системе Эльконина–Давыдова. Но при этом современному учителю необходим опыт самостоятельной выработки оценочных критериев, иначе он не сможет научить этому учеников.
4. «Самооценивание» («саморефлексия»). Процесс, в ходе которого учащиеся собирают информацию о своем учении, анализируют ее и делают выводы о своем прогрессе. Обязательное условие проведения самооценивания – наличие критериев оценивания работы, с которыми учащиеся должны быть ознакомлены в начале изучения темы и до начала выполнения работы. Одним из приемов является лист самооценки с вопросами, которые заставляют учащихся анализировать свою работу в течение урока, в течение изучения темы. Это помогает им ответить на вопросы: «Что у меня получается?», «Над чем мне нужно поработать?» и «Что мне нужно делать в следующем?», «Как я могу преодолеть пробелы?».
Еще один способ – это предложить учащимся в течение урока, после урока, после выполнения какого-нибудь задания оценить себя по предложенным утверждениям, например, поставить «плюсы» на полях в тетради.
Для развития самооценки можно использовать следующие приемы: «Лесенка успеха», «Карточка сомнений»: «Я понял все»; «Не совсем усвоил, сомневаюсь»; «Не понял», «Говорящие рисунки», «Дерево успехов».
Для эффективного самооценивания необходимо несколько условий. Это:
- понимание учащимся, как оценивается его работа, деятельность;
- развитие навыков критического мышления;
- развитие объективизма;
- концентрирование внимания учащихся на своих целях.
Поэтому важно для учителя постоянно напоминать ученику о целях и критериях оценивания работы, планировать время для самооценивания, предоставлять цели урока и критерии оценки наглядно, для того чтобы учащиеся четко представляли, к чему они стремятся.
Самооценивание позволяет учащимся осознать цели учения, определить свои пробелы, заставляет их понимать, что успех или неудача зависят не от таланта, удачи или способности, а от практики, усилий и применения правильных стратегий.
5. «Взаимооценивание». Оценка работы одноклассниками – это полноценный обучающая техника. Оценивая работы других, ученики отмечают сильные и слабые стороны проверенных работ, таким образом анализируя собственный прогресс.
Например, прием «Две звезды и желание» применяется при оценивании творческих работ на уроках литературы. Проверяя работу своего одноклассника, учащемуся необходимо прокомментировать ее: определить два положительных момента и отметить их звездочкой («две звезды») и один момент, который требует доработки («желание»). Каждый ученик получает свою работу с комментариями, для доработки «желаний» им предоставляется определенное время (например, 2-3 дня). Следующую проверку проводит учитель и выставляет отметку.
Учащийся продемонстрировал несущественные сдвиги в формировании навыков, умений в развитии физических и морально-волевых качеств в течение четверти, полугодия;
Учащийся частично выполняет все теоретические задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий, необходимыми теоретическими и практическими в области физической культуры.
На «4» (хорошо) в зависимости от следующих условий:
Учащийся имеет спортивную форму, выполняет требования техники безопасности, соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении физических
упражнений;
Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом
мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть положительные изменения в физических возможностях, которые замечены учителем;
Учащийся постоянно демонстрирует существенные сдвиги в формировании качеств, умений и в развитии физических и морально-волевых качеств в течение четверти,
полугодия, года, успешно сдаёт или подтверждает 80% всех требуемых на уроках нормативов по физической культуре для своего возраста;
Учащийся выполняет все теоретические и другие задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий, оказания посильной помощи в судействе или организации урока, а также необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.
На «5» (отлично) в зависимости от следующих условий:
Учащийся имеет спортивную форму, выполняет все требования по технике безопасности, соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении физических упражнений;
Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом стойко мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть существенные положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем;
Учащийся постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти, полугодия;
Учащийся успешно сдаёт или подтверждает все требуемые на уроках нормативы по физической культуре, для своего возраста;
Учащийся выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел
доступными ему навыками самостоятельных занятий, оказания посильной помощи в судействе школьных соревнований или организации классных спортивных мероприятий, а также необходимыми навыками и теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.
Музыка
Функция оценки - учет знаний.
Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции). Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями. Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка «5» ставится:
- если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции);
- умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
- проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка «4» ставится:
- если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции);
- проявление музыкальных способностей и стремление их проявить;
- неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
Отметка «3» ставится:
- проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции) или в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями;
- или: проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка «2» ставится:
- нет интереса, эмоционального отклика;
- неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
- нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их проявить
14. Исследование приемов оценивания учебных достижений учащихся начальной школы.
Анализ отдельных приёмов формирующего оценивания в начальной школе в пособиях «Оценка без отметки» Цукерман Г.А., «Новые формы оценивания» Пинской М.А., Улановской И.М.
Обеспечение единства образовательного пространства и свободы выбора участников образовательных отношений – основная задача современной школы. Реализации этой задачи способствует создание комфортной ИОС, обеспечивающей формирование планируемых результатов освоения ООП. Анализ представленных в Интернете современных подходов к системе оценивания показал, что система оценки выходит за узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования.
В последнее время в содержании образования произошли качественные изменения: акцент с предметных знаний умений и навыков как основной цели обучения был перенесен на формирование общеучебных компетентностей учащихся. В связи с этим изменился и подход к оцениванию.
Одним из эффективных подходов в настоящее время принято считать формативное (формирующее) оценивание, или оценивание для обучения. При таком подходе меняется роль учителя, учебный процесс строится на основе сотрудничества между участникам. Оценивание осуществляется непрерывно, оценивается сам процесс движения к качественному результату. Часть полномочий переходит к ученику, таким образом, трансформируясь в самоконтроль и самооценку. Формативное оценивание позволяет учителю отслеживать процесс продвижения каждого учащегося к целям их учения, помогает ему корректировать свою работу на раннем этапе, а ученику почувствовать ответственность за свое обучение.
Какие можно выделить основные принципы формирующего оценивания? Первый принцип: учебные цели должны быть открыты и понятны для детей. Ученики знают, что они делают, для чего и к чему должны прийти. Второй принцип: критерии оценивания обсуждены вместе с детьми и понятны им, возможно, даже введены совместно с учениками. Третий принцип: выстроена постоянная обратная связь от учителя к ученику и от ученика к учителю. На любом этапе учебной работы школьник может получить обратную связь, которая показывает, где он сейчас находится, что у него получается, какие затруднения возникают, как он может с ними справиться.
Какие же техники и приемы оценивания существуют в новой системе образования? Остановимся на нескольких.
1. Лист общеучебных достижений. Лист учебных достижений показывает развитие ученика (в течение урока, четверти, года и т.д.). Такая техника, во-первых, позволяет реализовать принцип позитивного оценивания, так как даже небольшой успех ученика не остается незамеченным. Во-вторых, такой мониторинг позволяет наблюдать развитие процесса учения каждого ученика и класса в целом. В листе учета указываются вопросы мониторинга, которые зависят от особенностей класса, целей и задач урока.
Например, на уроке русского языка в листе учета можно отражать следующие моменты:
- умение аргументировать;
- умение привести пример;
- умение составить собственное высказывание.
Отметка, выставляемая за урок, - это средний балл полученных отметок. Для «сильных» учащихся мониторинг повышает ценность пятерки (отметка «5» ставится, если учащийся получает «+» за все критерии мониторинга), для «слабых» учащихся – это накопитель достижений, возможность получить заветную «4», пусть и в результате работы на нескольких уроках.
2. Обратная связь. На любом этапе учебной работы учащемуся необходимо получать обратную связь, которая показывает, какие затруднения возникают, как он может с ними справиться. В свою очередь, учителю также необходимо держать обратную связь с учениками, анализировать свою работу, чтобы вовремя внести коррективы. Для обеспечения обратной связи существует несколько приемов.
«Трехминутное эссе». Учащимся предлагается ответить на один из предложенных вопросов:
1) Что, по-вашему, было наиболее важным из того, что вы узнали (выучили) сегодня?
2) Какой вопрос вам запомнился?
3) Что для вас было наиболее трудным, непонятным сегодня?
Учитель собирает ответы, анализирует их и в случае обнаружения проблемных моментов корректирует свою деятельность, готовясь к следующему уроку.
«Письменная обратная связь». После проверки письменной работы учитель не выставляет отметку, а делает корректирующие записи, используя различные символы и цвета. Например, правильные ответы отмечаются галочкой зеленого цвета, в местах, где есть ошибки, делаются отметки красным цветом, а на полях пишутся рекомендации учителя по улучшению работы. Далее оговариваются конкретные сроки сдачи усовершенствованной работы. Однако использовать эту технику можно только для промежуточных проверочных работ.
«Словесная оценка». Самый распространенный вид оценки. Учитель похвалил учащегося за хорошее выполнение упражнения и таким образом провел устную обратную связь, соответственно, учащийся может понять, что данный материал он успешно освоил. Учитель указал учащемуся на ошибки в выполнении упражнения. Он не поставил за работу никакой отметки, но оценил ее. В результате учащийся может судить о том, что ему необходимо сделать для достижения более высоких результатов.
3.«Критериальное оценивание». Оценивание с использованием критериев позволяет сделать данный процесс прозрачным и понятным для всех участников образовательного процесса. Критерии способствуют объективации оценивания. Самый эффективный способ оценивания – это составление критериев оценивания совместно с детьми. Это не только мотивирует учащихся, но и способствует развитию понимания того, чему им нужно научиться. Совместная разработка критериев позволяет сформировать у учащихся позитивное отношение к оцениванию и повысить их ответственность за достижение результата. При разработке критериев оценки важно всегда помнить о целях и содержании урока. Например, на уроках русского языка при составлении диалогов (тема «Диалог») совместно с учащимися можно выбрать следующие критерии:
1) Произношение и интонация.
2) Соблюдение грамматических норм.
3) Умение спонтанно реагировать на реплики друг друга («живой» диалог).
При ответах учащихся постоянно акцентируется внимание на критериях. Это удобно и при выставлении отметок за выполнение задания, так как критерии были сформулированы четко и ребятам было понятно, что от них требуется.
В «готовом виде» критерии можно найти в книгах, посвященных формирующему оцениванию. К примеру, в книге Пинской М. и Улановской И. «Новые формы оценивания. Начальная школа», а также в книгах психолога Г. Цукерман. Отметим, что инструменты, развивающие оценочную самостоятельность, на протяжении десятилетий успешно применялись и в классах развивающего обучения, работающих по системе Эльконина–Давыдова. Но при этом современному учителю необходим опыт самостоятельной выработки оценочных критериев, иначе он не сможет научить этому учеников.
4. «Самооценивание» («саморефлексия»). Процесс, в ходе которого учащиеся собирают информацию о своем учении, анализируют ее и делают выводы о своем прогрессе. Обязательное условие проведения самооценивания – наличие критериев оценивания работы, с которыми учащиеся должны быть ознакомлены в начале изучения темы и до начала выполнения работы. Одним из приемов является лист самооценки с вопросами, которые заставляют учащихся анализировать свою работу в течение урока, в течение изучения темы. Это помогает им ответить на вопросы: «Что у меня получается?», «Над чем мне нужно поработать?» и «Что мне нужно делать в следующем?», «Как я могу преодолеть пробелы?».
Еще один способ – это предложить учащимся в течение урока, после урока, после выполнения какого-нибудь задания оценить себя по предложенным утверждениям, например, поставить «плюсы» на полях в тетради.
Для развития самооценки можно использовать следующие приемы: «Лесенка успеха», «Карточка сомнений»: «Я понял все»; «Не совсем усвоил, сомневаюсь»; «Не понял», «Говорящие рисунки», «Дерево успехов».
Для эффективного самооценивания необходимо несколько условий. Это:
- понимание учащимся, как оценивается его работа, деятельность;
- развитие навыков критического мышления;
- развитие объективизма;
- концентрирование внимания учащихся на своих целях.
Поэтому важно для учителя постоянно напоминать ученику о целях и критериях оценивания работы, планировать время для самооценивания, предоставлять цели урока и критерии оценки наглядно, для того чтобы учащиеся четко представляли, к чему они стремятся.
Самооценивание позволяет учащимся осознать цели учения, определить свои пробелы, заставляет их понимать, что успех или неудача зависят не от таланта, удачи или способности, а от практики, усилий и применения правильных стратегий.
5. «Взаимооценивание». Оценка работы одноклассниками – это полноценный обучающая техника. Оценивая работы других, ученики отмечают сильные и слабые стороны проверенных работ, таким образом анализируя собственный прогресс.
Например, прием «Две звезды и желание» применяется при оценивании творческих работ на уроках литературы. Проверяя работу своего одноклассника, учащемуся необходимо прокомментировать ее: определить два положительных момента и отметить их звездочкой («две звезды») и один момент, который требует доработки («желание»). Каждый ученик получает свою работу с комментариями, для доработки «желаний» им предоставляется определенное время (например, 2-3 дня). Следующую проверку проводит учитель и выставляет отметку.